Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кривошапкин П. П.
аспирант Финансово-экономического института
Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Ноговицын Р. Р.
заведующий кафедрой менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор


Роль и значение оценки эффективности управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия)
В статье обосновывается необходимость оценки эффективности управления государственным имуществом. Проанализирована оценочная деятельность в Республике Саха (Якутия) за 2011–2013 гг. и предложены пути ее совершен­ствования
Ключевые слова: государственное имущество, государственная собственность, управление государственным имуществом, оценка эффективности
УДК 351/354; ББК 65.29   Стр: 262 - 265

Республика Саха (Якутия) — один из субъектов Российской Федерации занимающий 3 083 523 км2. По состоянию на 01.01.2014 года в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) числились:
— 45 государственных унитарных и казенных предприятий с остаточной стоимостью основных фондов 9,8 млрд рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 2496 единицы;
— 535 государственных учреждений с остаточной стоимостью основных фондов 32 млрд рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 4104 единицы.
Фактическую деятельность осуществляют 18 государственных унитарных и казенных предприятий и 511 государственных учреждений.
Общее количество объектов недвижимого и движимого имущества достигает более 10000 единиц [1]. На сегодняшний день, анализом эффективности использования государственного имущества занимается Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Государственная собственность является экономической основой государства. Её цель — обеспечение и защита государственного суверенитета и экономической независимости страны.
Основные экономические цели деятельности в области использования государственного имущества это: оказание социальных государственных услуг; сохранение государственного капитала; целевое и эффективное использование государ­ственного имущества и государственных средств.
Согласно Гражданскому кодексу РФ собственность передается в государственный сектор экономики на праве хозяйст­венного ведения — юридическим лицам, в т.ч. религиозным и другим организациям, и на праве оперативного управления — федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям. Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника. По данным формам собственности определяются предмет, порядок и цели использования государственного имущества [2].

Таблица 1
Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и оперативного управления [3]
Право хозяйственного веденияПраво оперативного управления
1. Субъекты вещного права
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 114, 294 ГК РФ)Государственные и муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия) и учреждения (частные учреждения, бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения) (ст. 115, 120 ГК РФ)
2. Собственник имущества
РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 114 ГК РФ)РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 115 ГК РФ), а также физические и юридические лица (ст. 120 ГК РФ)
3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества
Распоряжение движимым имуществом без согласия его собственника. Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ)Распоряжение имуществом с согласия его собственника. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ)
4. Права собственника в отношении имущества
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Собственник вправе распределять доходы казенного предприятия (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ)
5. Ответственность собственника
Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана действиями собственника переданного ему имущест­ва, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 7 ст. 114 ГК РФ)Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения

Как отметил доктор экономических наук Кошкин Л.И., эффективное управление имущественной собственностью является необходимым условием успешного функционирования и развития различных хозяйствующих субъектов в процессе воспроизводства востребованных обществом материальных благ. В соответствии со ст. 30 и ст. 32 Гражданского кодекса РФ в состав недвижимости входят: земельные участки, участки недр, все, что прочно связано с землей (леса, многолетние насаждения, здания, строения и сооружения), обособленные водные объекты. Предприятия (как сложные вещи) и имущественные комплексы, а также в виде исключения космические объекты, воздушные, морские и речные суда также являются объектами недвижимого имущества. В осуществлении управления государственным имуществом очень важно учитывать широкий спектр деятельности государственных учреждений и предприятий. Главной миссией каждой организации является удовлетворение потребностей гражданина Российской Федерации [4].
По мнению Плескачевского В.С., понятие «эффективность» применительно к процессу управления государственной собственностью предполагает соответствие деятельности органов государственной власти потребностям, запросам и ресурсам общества. Каждый субъект РФ в зависимости от его особенностей должен руководствоваться особенной методикой оценивания эффективности использования государственного имущества в регионе [5].
В Республике Саха (Якутия) практика оценки эффективности использования государственного имущества началась в 2011 году после издания Постановления Правительства РС (Я) от 10.03.2011 г. №151-р «О критериях оценки эффективности использования государственного имущества субъектами государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)». За последние 5 лет по существующей методике было выявлено множество недостатков в части использования государственного имущества. Существенные недостатки государственного сектора экономики больше всего обусловлены низким уровнем хозяйствования, недостаточной квалификацией кадрового состава менеджеров, слабостью помощи и контроля со стороны государственных органов управления республики.
В целях обеспечения эффективного использования объектов государственного имущества Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.07.2012 года № 322 утверждены критерии оценки эффективности использования государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями объектов государственного имущества (основных средств), закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления [7].
В части использования государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, с точки зрения собственника государственного имущества, управление в 2013 году по сравнению с 2011–2012 годами государственными унитарными предприятиями имуществом, переданным в хозяйственное ведение, характеризуется положительно. Результатом эффективного управления является увеличение совокупного дохода государственного бюджета Республики Саха (Якутия), достигнутое за счет увеличения платежей по аренде за использование земельных участков и налогу на имущество организаций, которое покрывает сокращение объемов части чистой прибыли, перечисляемой в государственный бюджет.
Повысилась эффективность использования основных средств в 2013 году по сравнению с 2011–2012 годами с точки зрения таких критериев, как рентабельность основных средств, фондоотдача и коэффициент оборачиваемости основных фондов.
Вместе с тем, снизились темпы обновления, реконструкции основных производственных фондов, что характеризуется ростом коэффициента выбытия и снижения коэффициента обновления. Соответственно в большинстве предприятий наблюдается увеличение показателя износа основных фондов.
В части использования государственного имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям, в 2013 году увеличилось общее количество недвижимого и движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Саха (Якутия), вместе с этим, увеличилась общая площадь недвижимого имущества, общая балансовая стоимость, расходы на содержание и перечисление налога на имущество.
Несмотря на положительную динамику роста дохода от использования недвижимого и движимого имущества Республики Саха (Якутия), сам уровень дохода крайне низок. Это говорит о том, что имущество, закрепленное на праве оперативного управления, в основном используется по отраслевому назначению. Таким образом, государственные учреждения практически не используют государственное имущество в целях получения дополнительных доходов.
Отмечается низкое качество предоставленных министерствами и ведомствами показателей, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №322 «О критериях оценки эффективности использования объектов государственного имущества государственными учреждениями, государственными унитарными и казенными предприятиями Республики Саха (Якутия)», данные выводы характеризуются следующими недостатками:
— отсутствие значений отдельных показателей;
— несоответствие общих показателей с суммарными значениями составляющих;
— неполное отражение сведений о стоимости движимого и недвижимого имущества;
— большой объем обрабатываемой информации;
— некачественная работа специалистов, как самих предприятий, так и министерств, и ведомств;
— отсутствие автоматизированного учета для отслеживания динамики показателей и проверки элементарных арифметических погрешностей;
— отсутствие дополнительного обучения у сотрудников.
На основании проведенной оценочной деятельностии определены ориентировочные направления её развития:
— дальнейший учет государственного имущества;
— оптимизация структуры государственной собственности;
— обеспечение полноты поступлений доходов от управления и распоряжения государственной собственностью;
— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере имущественных и земельных отношений;
— целевое расходование средств, связанных с управлением и распоряжением государственной собственностью;
— обеспечение качеством предоставляемой министерствами и ведомствами показателей, утвержденных существующей оценочной методикой;
— разработка и внедрение программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области имущественных и земельных отношений, управления и оценки эффективности использования государственного имущества [6].
На наш взгляд, существующая методика оценки эффективности использования государственного имущества обладает определенными недостатками. Перспективным направлением поиска ре­шений проблемы является дополнение методики и возможная разработка новых нормативно-правовых документов, интегрирующих систему оценку критериев в комплексный, объективный показатель эффективности использования государственного имущества.
Чтобы достичь высокой эффективности, государственным властям необходимо четко определить процессы управления основными и вспомогательными подразделениями, которые в совокупности и будут гарантировать предоставление всех необходимых результатов на постоянной основе.
В настоящее время, система мониторинга и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), имеет многочисленные и объемные формы отчетности.
В целях автоматизации, упрощения работы министерств и ведомств и совершенствования системы мониторинга завершается работа по созданию единой автоматизированной информационной системы по мониторингу и контролю эффективности использования государственного имущества Республики Саха (Якутия) субъектами государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия).
Данная информационная система создана в виде подсистемы, которая направлена на:
— создание информационной базы показателей деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
— автоматизирование отчетности министерств и ведомств, а также субъектов государственного сектора экономики, в рамках мониторинга за деятельностью государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, а также эффективности использования ими объектов государственного имущества.
Таким образом, в Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 322 предлагается введение дополнительного плана проверочных мероприятий, предусматривающих усовершенствование процедуры оценки эффективности использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного и хозяйственного ведения в РС (Я):
● проведение встреч с руководителями и специалистами проверяемых организаций, информирование их о теме и времени планируемой проверки; выяснение того, что они считают ключевыми вопросами в деятельности организации; получение их мнения о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ней задач; обсуждение источников определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данной проверки;
● подготовка отчета о результатах изучения темы проверки проверяемых организаций, включающего краткое описание и характеристику проверяемой сферы, состояния ее законодательного и нормативного обеспечения;
● выяснение мнения руководства проверяемой организации в отношении критериев, выбранных для оценки эффективности использования государственных средств;
● подготовка рабочего плана проведения проверки, включающего: наименование объектов проверки, предмет проверки на каждом объекте, методы сбора фактических данных и доказательств, источники собираемой информации, сроки проверки, ответственных исполнителей;
● проведение семинаров для служащих в рамках повышения их квалификации;
● совершенствование порядка осуществления контроля за деятельности ГБУ и ГУПов в части использования государственного имущества, выбор конкретных тем и объектов оценки эффективности для включения в план работы контролирующих органов на очередной год с обоснованием предварительных целей проверок и с предварительной оценкой возможных результатов с точки зрения повышения эффективности использования государственных средств;
● разработка порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения об использовании закрепленного за ним государственного имущества, включающего: цели проверки, временные рамки, краткую характеристику проверяемой сферы, программы или направления деятельности объекта проверки, перечень объектов проверки, критерии оценки эффективности, заключения и выводы, рекомендации, замечания руководителей проверенных организаций.
Продолжение действия системы мониторинга и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) и проведение проверочных мероприятий по усовершенствованию процедуры оценки эффективности использования государственного имущества предполагает вложение средств, которые в дальнейшем улучшат конкурентоспособность республики, обеспечат всеобщую достоверность и грамотность в вопросах эффективности и овладения современными подходами к эффективному управлению. Это чрезвычайно сложная и ответственная задача, решение которой может привести к новой ступени развития в деятельности управления государственным имуществом региона. Активность и результативность работы органов власти и предприятий в этом направлении будет оперативно отслеживаться через качество реализации общерегиональных или общегосударственных интересов. Это станет одним из показателей при подведении итогов социально-экономической эффективности целевой программы Республики Саха (Якутия) «Управление собственностью на 2012–2016 годы» и позволит определить новые задачи по дальнейшему развитию.


Литература
1. Итоги деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) за 2014 год. // http://www.sakha.gov.ru/minimush
2. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая — М.: Проспект, 2011 — с. 544.
3. Бюджетные организации // Бухгалтерский учёт и налогооблажение. — 2006 — №12.
4. Кошкин Л.И. Вопросы эффективности управления государственной имущественной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009 — №4.
5. Плескачевский В.С. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2008 — №1.
6. Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю. Управление государственной собственностью. — М.: Наука и экономика. — 2004. — С. 151.
7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.07.2012 года № 322 «О критериях оценки эффективности использования объектов государственного имущества государственными учреждениями, государственными унитарными и казенными предприятиями Республики Саха (Якутия)».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия