Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Александренко П. Н.
аспирант кафедры менеджмента Торгово-экономического института
Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск)

Еронкевич Н. Н.
старший преподаватель кафедры менеджмента Торгово-экономического института
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук

Щедрина И. В.
доцент кафедры менеджмента Торгово-экономического института
Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук;


Факторный анализ в управлении устойчивым развитием предприятия сферы услуг
В статье рассматриваются основные тенденции развития сферы услуг. Выделены такие экономические категории как конкурентоспособность, эффективность и устойчивость развития предприятия, даны определения указанным категориям, показана их взаимосвязь и выделены основные факторы, влияющие на них
Ключевые слова: развитие предприятия, устойчивость предприятия, конкурентоспособность предприятия
УДК 330.12; ББК 65.291   Стр: 308 - 311

Любое предприятие стремится осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе. Наибольшую сложность в достижении данной цели испытывают предприятия сферы услуг, которые в числовом выражении в большем количестве представлены малым бизнесом. По статистическим данным, в 2013 г. общее количество малых предприятий (включая микропредприятия) составило 2063126 единиц, из них 73,13% относятся к предприятиям сферы услуг, генерирующих 18 994,9 млрд руб., что соответствует 77% от всего оборота малых предприятий России (включая микропредприятия) (рис. 1). Средний оборот равен 9,7 млн руб. на одно малое предприятие сферы услуг. Изучая статистику по среднему бизнесу, видно, что положение дел несколько иное. Так из общего оборота средних предприятий (4295,9 млрд руб.) на предприятия сферы услуг приходится 56,96%. Из этого можно сделать вывод, что в структурном соотношении средних предприятий сферы услуг в общей доле на 16,17% меньше, чем в структуре предприятий малого бизнеса. Общее количество предприятий среднего бизнеса в сфере услуг равно 5520 единиц, что в 272 раза меньше количества предприятий малого бизнеса [5]. Стоит отметить, что ежегодно число предприятий среднего бизнеса снижается на 14%, а предприятий малого бизнеса увеличивается на 15%. Несмотря на то, что сфера услуг представлена малым числом средних предприятий, все же одно предприятие среднего бизнеса аккумулирует оборота в 45 раз больше, чем одно предприятие малого предпринимательства.
Полученные результаты статистического исследования указывают на наличие высокой конкуренции в сфере услуг и высоком ее динамизме, т.к. в данной сфере представлено большое количество участников. Поэтому важно быть конкурентоспособным предприятием, учитывающим факторы организационного окружения и прогнозирующим условия развития и функционирования, в которых будет осуществлять свою деятельность предприятие, что свидетельствует об актуальности тематики данного исследования. В процессе своего развития предприятия сферы услуг активно участвуют в конкурентной борьбе, где ключевую роль играют конкурентоспособность предприятия и устойчивость его развития, которые основаны на эффективности управления и конкурентных преимуществах. Рассматривая данные экономические категории необходимо определить их взаимосвязь и факторы на них влияющие.
Анализ публикаций в области менеджмента, выявил, что над вопросами конкурентоспособности, устойчивости и эффективности работали и продолжают работать большое количество ученых, у которых точки зрения не всегда совпадают. С целью установления ясности и конкретности при употреблении терминов, приведем в таблице 1 часть трактовок исследуемых экономических категорий, что позволит выбрать наиболее приемлемое определение.
Выше представленное толкование рассматриваемых терминов показывает разность подходов ученых к формированию своих научных концепций и позволяет установить между ними взаимосвязь.
Предприятие, осуществляющее деятельность в сфере услуг является конкурентоспособным при наличии у него конкурентных преимуществ, т.е. конкурентные преимущества и конкурентоспособность не разделимы, и одна категория без другой не может существовать. Стоит отметить, что данные категории реагируют на происходящие изменения на рынке и предприятии дольше, чем эффективность и устойчивость, так как они базируются на формировании у потребителей отношения и лояльности к данному предприятию.
Таблица 1
Определения категорий «конкурентоспособность», «устойчивость», «эффективность» и «конкурентное преимущество»

Исследуя эффективность и устойчивость предприятия, авторы пришли к выводу о взаимодополняемости данных категорий и одностороннем влиянии эффективности на устойчивость: при увеличении эффективности деятельности предприятия устойчивость его увеличивается, с другой стороны, предприятие может быть устойчивым в развитии, но малоэффективным в определенный промежуток времени. Это указывает, на то, что скорость реагирования на различные изменения у эффективности выше, чем у устойчивости. Поэтому все управленческие решения, нацеленные на изменение эффективности должны подвергаться дополнительной оценке и проверке. Соединив конкурентоспособность, эффективность и устойчивость предприятия в векторном пространстве, авторский коллектив получил представленный ниже рис. 2.
Рис.1. Статистические данные предприятий сферы услуг малого (включая микропредприятия) и среднего бизнеса в России за 2013 год [5]
Таблица 2
Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость развития предприятия
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности, устойчивости и эффективности предприятия

Из представленного рисунка видно, что взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и его устойчивости образуют вектор, характеризующий долю рынка, который реагирует на изменение представленных характеристик предприятия медленнее всех. Вектор, характеризующий потенциал предприятия, образуется на стыке конкурентоспособности и эффективности: чем выше конкурентоспособность и эффективность предприятия, тем большим потенциалом оно обладает. И последний вектор, обладающий высокой скоростью реагирования на любое изменение в данных экономических категориях и характеризующий уровень развития предприятия, получен в результате взаимоотношения эффективности и устойчивости предприятия. В процессе увеличения эффективности и устойчивости предприятия повышается его уровень развития, и оно становится прогрессивным.
С помощью полученных векторов можно наблюдать за происходящими изменениями в процессе функционирования предприятия, прогнозировать и управлять отклонением векторов, зная их скорость реагирования на изменения и факторы на них влияющие (табл. 2).
Таким образом, если представить процесс управления конкурентоспособностью, эффективностью и устойчивостью, основываясь на факторном анализе, то получим следующее.
Изначально, вся информация первичной обработки управленческого, бухгалтерского, сбытового, складского, природного и другого характера, поступающая от функциональных звеньев управления, будет обрабатываться и анализироваться с помощью исследовательских систем и технологий управления.
Также ежегодно и при необходимости (сложная экономическая ситуация на рынке), будет проводиться комплексный анализ организационного окружения, посредством использования факторного, SWOT — анализа, а также диагностики предприятия с целью выявления зон неустойчивости и выявления резервов повышения на предприятии. Для этого необходимо будет проводить тщательный и всесторонний анализ внешней и внутренней среды, выделять те компоненты, которые действительно имеют приоритетное значение для предприятия, собирать информацию по каждому компоненту, а также оценивать реальное положение дел на нем. Комплексная диагностика возможных причин развития неустойчивых и малоэффективных зон на предприятии включает:
— анализ эффективности текущей стратегии и ее функциональных направлений. Для этого проводится мониторинг изменения ключевых показателей деятельности компании по функциональным направлениям;
— анализ конкурентных преимуществ организации, ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз;
— анализ конкурентоспособности цен и издержек предприятия. Для этого должны проводиться ежеквартально маркетинговые исследования (опрос, анкетирование покупателей и поставщиков) и оперативный мониторинг работы конкурентов.
Осуществляемый постоянный мониторинг организационного окружения и наблюдение за отклонением векторов в рассмотренных плоскостях экономических категорий, позволяет управленческому составу предприятия прогнозировать будущие условия, в которых предприятие будет функционировать, что увеличивает конкурентоспособность предприятия за счет сохранения его устойчивого развития при должной эффективности.


Литература
1. Катанаева М.А. Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества: Автореф. дис. ... док. экон. наук. — СПб., 2010. — 41 с.
2. Клименко О.И. Роль пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности деятельности потребительского общества. — Белгород: Изд-во «Кооперативное образование», 2000.
3. Корбкин А.З. Эффективность и конкурентоспособность функционирования организаций торговли: теоретико-методические аспекты. — Гомель: Коммунальное издательско-полиграфическое унитарное предприятие «Сож», 2005. — 215 с.
4. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: АльфаПресс, 2004. — 230 с.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru
6. Чаплина А.Н., Клименкова Т. Анализ и оценка эффективности системы управления предприятием. — Красноярск, 2002. — 109 с.
7. Экономико-этимологический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/
8. Энциклопедический словарь экономики и права. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovarik.net/entsiklopedicheskiy_slovar_ekonomiki_i_prava/
9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2008. — 301 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия