Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 16 АПРЕЛЯ 2015 г.
Нарышкин С. Е.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
доктор экономических наук


Евразийский экономический союз:
проблемы и перспективы развития
В статье рассмотрены основные задачи, стоящие перед Парламентами государств-участников ЕАЭС по гармонизации и унификации национальных законодательств. Обоснована необходимость разработки учебных курсов по евразийской интеграции и внедрению их в учебный процесс, активизации научных исследований по евразийской тематике, охарактеризованы процесс и перспективы взаимовыгодного сотрудничества с другими регионами мира, прежде всего, на евразийском материке
Ключевые слова: Российская Федерация, ЕАЭС, Евразийский экономический союз, межпарламентское сотрудничество, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива», зона свободной торговли
ББК У9(2)80,3   Стр: 7 - 8



Уважаемые участники форума «Евразийская экономическая перспектива»! Позвольте поприветствовать Вас от имени Государственной Думы и открыть 3-е по счету пленарное заседание нашего форума. В нашем пленарном заседании принимают участие руководители, представители Парламентов стран СНГ, представители Евразийской экономической комиссии, бизнес сообщества, экспертного сообщества, а также представители иностранных компаний, работающих на евразийском рынке.
Форум проходит уже в условиях действия с 1 января этого года Евразийского экономического союза. Мы вместе перешагнули очень важный рубеж интеграции. На базе Таможенного союза и Единого экономического простран­ства начало работать новое объединение, занимающее 7- ю часть суши и создающее порядка 4% мирового валового продукта и имеющее большие перспективы.
Добавлю, что уже на следующий день начала работы Союза, то есть 2 января этого года, его полноправным членом стала Республика Армения, а в дни празднования нашего общего Великого праздника – 70-летия Победы к Союзу присоединится Киргизская Республика.
Евразийский экономический союз был создан в целях всесторонней модернизации и усиления конкурентоспособности национальных экономик. В его основе лежат принципы равенства, верховенства конституционных прав и свобод граждан и человека, уважение истории, культуры и национальных традиций государств-участников.
Любой иной интеграционный выбор для стран СНГ предполагает не равноправное членство, а лишь ассоциацию с другим интеграционным объединением при его доминировании над национальными интересами. Свой вклад в евразийскую интеграцию внесли национальные Парламенты, которые в приоритетном порядке ратифицировали договор о Евразийском экономическом союзе и проводили большую работу по разъяснению задач и целей, преимуществ такого сотрудничества.
Растет к ЕАЭС и международный интерес. Около 40 стран ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Наш Союз существует еще менее 4 месяцев и мы находимся в начале этого сложного и крайне важного пути по снятию барьеров для граждан, по созданию единого рынка товаров, услуг, труда и капиталов.
Особое значение придается гармонизации и унификации законодательства стран-участниц. Основная нагрузка, конечно, ложится на национальные Парламенты. Так, в соответствии с договором, требуется не только привести в соответствие многие нормативно-правовые акты, но и подготовить новые. К примеру, для развития единого рынка товаров понадобится таможенный кодекс Евразийского экономического союза вместо действующего аналогичного кодекса Таможенного союза. В новом своде таможенных правил, который должен действовать на евразийском пространстве с 2016 года, важно минимизировать отсылки к национальному законодательству.
Другая важная задача на 2015 год – это гармонизация и унификация национальных законодательств в сферах обращения лекарственных средств и медицинских изделий. К 2016 году здесь тоже должны быть сняты все барьеры.
Соответствующие задачи стоят и в области формирования единого рынка услуг, что предполагает взаимопризнание национальных лицензий. Для общего рынка труда безусловным стимулом станет урегулирование страхового и медицинского обеспечения граждан на всей территории нашего экономического союза.
Я напомнил лишь первоочередные задачи, стоящие перед законодателями в 2015 году. Впереди разработка правовых основ общего электроэнергетического, нефтяного, газового и финансового рынков. В этой связи мы должны существенно активизировать межпарламентское сотрудничество в рамках экономического союза. И я предложил бы здесь 3 организационных шага.
Первое. В целях скорейшего устранения действующих и недопущения новых барьеров в рамках единого рынка ЕАЭС необходимо обеспечить приоритет экспертизы рассматриваемых законопроектов в сферах евразийской интеграции, а также в смежных областях права на их соответствие договору о Евразийском экономическом союзе.
В Государственной Думе мы можем это сделать, включив пункт о евразийской экспертизе в регламент палаты. Знаем, что аналогичная работа ведется и в других Парламентах, где в пределах их компетенций приоритет евразийской экспертизы станет обязательной нормой при рассмотрении многих законопроектов.
Второе. Необходимо усилить роль совместных заседаний профильных парламентских комитетов для обсуждения наиболее значимых программ и документов в рамках интеграционных процессов, таких, как упомянутый Таможенный кодекс Союза. Совместные обсуждения необходимо проводить и для оперативного снятия проблем, вызванных недостаточной гармонизацией наших юрисдикций.
Третье. Следует регулярно проводить круглые столы и иные встречи с участием депутатов, экспертов и предпринимателей по актуальным вопросам законодательного обеспечения ЕАЭС. Организовывать такие дискуссии можно под эгидой нашего международного форума «Евразийская экономическая перспектива».
Важнейшим условием евразийского строительства является подготовка квалифицированных кадров. Уже сейчас ощущается дефицит специалистов по различным областям евразийской интеграции, поэтому считаю, что активный партнер нашего форума, Ассоциация евразийских университетов, возглавляемая ректором Московского государственного университета, Виктором Антоновичем Садовничим, может и должна показать здесь пример.
Необходимо оперативно разработать учебные курсы по евразийской интеграции и внедрить их в учебный процесс. Можно было бы также проработать вопрос о создании сетевого евразийского университета. И, наконец, важно развивать научные исследования по евразийской тематике. В этом плане вполне можно было бы в наших странах открыть новую научную специализацию и сформировать соответствующие ученые советы по присуждению научных степеней.
Излишне повторять, что евразийский экономический союз начал работать в непростых условиях. Это и глобальные кризисные явления в мировой экономике, и внеправовое санкционное давление, и в целом снижение уровня доверия между странами и народами. Но тем актуальнее для нас сформировать новый, безопасный, устойчивый и полицентричный миропорядок. Такой, где центры силы не противостоят, а взаимодействуют друг с другом, решают свои внутринациональные задачи не в ущерб другим, а опираясь на взаимовыгодное сотрудничество со всеми регионами мира, прежде всего, на евразийском материке, как с Европейским союзом, так и со странами юго-восточной и южной Азии. И неслучайно, первой страной, которая может подписать договор о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом, возможно, будет Республика Вьетнам.
Масштабные взаимовыгодные проекты начинают осуществляться с такими экономическими гигантами, как Китай и Индия. Сотрудничество с ними имеет принципиальное преимущество, ведь наряду с сырьем мы экспортируем высоко технологичную продукцию и создаем совместные предприятия на базе евразийских технологий. Все это стимулирует модернизацию и диверсификацию экономик наших стран.
События последнего года вновь показали, какой ущерб международному сотрудничеству наносит монополия заокеанской валюты, поэтому представляется чрезвычайно актуальным предложение Президента России по формированию валютного рынка наших стран. Подчеркну, что главное условие нашего общего успеха – это сплоченная и эффективная работа по реализации положений договора о Евразийском экономическом союзе. И поэтому в процесс евразийского строительства должны быть вовлечены самые широкие слои общественности, экспертного и бизнес сообщества. В определенной степени эту задачу решает наш форум, ставший признанной дискуссионной площадкой по вопросам евразийской интеграции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия