Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 16 АПРЕЛЯ 2015 г.
Садовничий В. А.
Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
академик РАН


Роль и задачи университетского сообщества в сохранении и развитии научно-образовательного пространства Евразии
В статье рассмотрены возможности и факторы развития евразийской интеграции, основанные на деятельности Евразийской ассоциации университетов, а также ресурсы, эффективное использование которых будет способствовать углублению и расширению общего гуманитарного пространства Евразии
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская ассоциация университетов, национально-культурные автономии, форум М.В. Ломоносова, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
ББК У9(2)80,3   Стр: 15 - 16



Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Президиум! Дорогие коллеги!
Конечно, мы — ректоры, рады присутствовать на этом собрании, а я рад возможности выступить. Содержание форума охватывает очень широкий круг вопросов. Но мы должны признать, что реализацию Евразийского проекта в целом нельзя назвать беспроблемной задачей. У нас немало сложностей. Все они требуют внимательного изучения, а инструменты реализации — тонкой настройки. И об этом сегодня многие говорили. Однако, мы должны признать, что альтернативы Евразийскому проекту для нас сегодня нет. И, конечно, Евразийский проект — это не только экономика, но и гуманитарная сфера. Сегодня мы должны ставить вопрос о создании общего гуманитарного пространства Евразии. С тем, чтобы сохранить все лучшее, что дала нам общая история, и создать на ее основе нечто новое, уникальное, характерное только для Евразии. И в решении этой задачи своя роль есть и у научно-образовательного и университетского сообщества.
Вчера в Петербурге прошло заседание Евразийской ассоциации университетов. Это организация объединяет более 100 вузов нашего Содружества и существует уже 23 года. Это довольно значительный и только частично использованный ресурс Евразийского проекта. Но все-таки Ассоциация — это важный фактор его развития. На Съезде речь шла о том, что университеты могут многое сделать для укрепления Евразийской интеграции. Поднимались проблемы, о которых говорил Сергей Евгеньевич в своем выступлении. Мы многое делаем: сохраняем единое образовательное пространство, сохраняем терминологию, сохраняем контуры учебных планов, издаем труды, сотрудничаем. Конечно, сейчас не все так просто, и многое требует наших общих усилий. И вчера ставился вопрос о том, что мы должны создать специальные условия для идентификации и поощрения наших контактов. Особенно важны поиск талантливой молодежи, учеба, взаимные дипломы, взаимные защиты и другие вопросы, которые сопутствуют образовательному научному проекту. И конечно, очень нужна дальнейшая гармонизация законодательства.
Я хочу сказать о проектах, которые успешно реализуются сегодня. Например, филиалы университетов. У Московского университета их 5 в столицах стран Содружества: в Астане, Баку, Душанбе, Ташкенте, Ереване. В них учится около 3 тысяч студентов. Ежегодно Московский университет направляет читать лекции и проводить обучение в этих филиалах 500 профессоров. Наши филиалы являются важным фактором, интегрирующим наше пространство. Еще один недавний пример, не имеющий аналогов. Речь идет о создании совместного Российско-китайского университета, объединении Московского и Пекинского технического университетов на территории Китая. Мы впервые столкнулись с тем, что по нашему законодательству нельзя выдавать дипломы в совместном университете. В связи с этим была принята поправка к закону. Это хороший пример гармонизации законов в отношении образовательной сферы.
Я хотел затронуть еще одну тему. Она редко обсуждается, но, по моему мнению, она является важным фактором развития Евразийского проекта. Я имею в виду диаспоры как ресурс интеграции. Национально-культурные автономии объединяют социально-активных, авторитетных представителей национальной интеллигенции, представителей бизнеса. И эти диаспоры составляют важную часть гражданского общества России, при этом являются естественным мостом между нашими государствами. Члены диаспор участвуют в формировании общего гуманитарного пространства, оказывают серьезное влияние на развитие научных, культурных, особенно предпринимательских связей и поддерживают традиции на Евразийском пространстве. Фактически, диаспоры подхватывают и дополняют то, что нуждается в таком дополнении. Московский университет это увидел и приложил свои усилия. Мы подписали договоры о взаимодействии с Армянскими, Белорусскими, Казахскими национально-культурными автономиями Москвы и России. Благодаря такому сотрудничеству, были реализованы многие совместные научные, научно-популярные проекты: фестивали, конференции, стажировки, издания. В университете стали преподаваться языки стран Евразийской интеграции: армянский, азербайджанский, белорусский, казахский, киргизский. И на эти занятия ходят, в том числе, и члены диаспоры, которые хотят восстановить знания своего родного языка. В 2012 году на историческом факультете был открыт кабинет Евразийской интеграции.
Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на еще один важный, но до сих пор недостаточно использованный в целях нашей интеграции, ресурс. Я имею в виду, информационные технологии в их образовательном формате, то есть дистанционное образование. Мы хорошо знаем, что американская Coursera победно шествует по пространствам. В России мы создали персональную платформу открытого образования, которая объединила 7 ведущих университетов России. К концу года эти университеты предложат для дистанционного образования 100 курсов. И эти курсы, включая курсы по евразийской интеграции, будут доступны гражданам и молодым людям всех наших стран. Также будет создана обратная связь, интерактивная. Через данный ресурс в будущем можно будет даже получать совместные дипломы. Это очень важный ресурс, который мы должны использовать в ближайшем будущем.
Вчера в Московском университете открылся 23-й форум Ломоносова, на который приехало 8,5 тысяч молодых людей. Они хотят участвовать в его открытии и выступить с научными докладами. Около 2 тысяч участников приехали из стран СНГ. Подобного проекта с участием 8 тысяч молодых ученых и студентов в мире не существует. Это также очень хороший ресурс. Наш форум проходит накануне 70-летия Великой Победы. Это важная дата в истории наших стран, наших народов, истории нашего века, и ее нельзя переоценить. Судьбы наших народов в военных испытаниях были неразрывно связаны. Студенты, преподаватели уходили на фронт, в ополчение, укрепляли обороноспособность. Мы были едины в борьбе с общим врагом, немецким фашизмом. Среди Героев Советского Союза есть представители самых разных народов, и они распределены равномерно. И наш долг — достойно встретить эту Великую дату, донести до молодежи правду о Великой Отечественной войне. И здесь большую роль может сыграть форум научной и творческой интеллигенции. 10 лет назад этот форум был создан по инициативе Кирилла Лаврова, народного артиста, и Московского университета. Этот форум интеллигенции поочередно проходит в разных странах, в частности, в странах Содружества. Задача форума научной и творческой интеллигенции состоит и в том, чтобы доносить и обсуждать правду о Великой отечественной войне.
В завершение я хотел подчеркнуть, что Евразия — это не географическое понятие, это родной дом для наших народов. На протяжении веков своей истории они имели общую судьбу, вершили общие дела, занимались общим экономическим и культурным развитием. И наша задача, задача университетов, задача для всех нас — плодотворно трудиться и жить в мире и согласии во имя общего блага.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия