| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Сапунцов А. Л. старший научный сотрудник центра глобальных и стратегических исследований
Института Африки РАН (г. Москва),
кандидат экономических наук, доцент
| |
| | В статье раскрывается специфика стратегии внешнеэкономической экспансии китайских ТНК в Африке, обусловленная объективной ситуацией в странах континента. Подчеркивается комплексный характер деятельности корпораций, ее экономическая и социальная эффективность | УДК 334.726; ББК 65.5 Стр: 174 - 178 | Налаживание торгово-инвестиционных связей Китая с Африкой датируется 50-ми гг. ХХ в., когда ухудшились отношения с СССР и возникла необходимость поиска новых внешнеэкономических партнеров. Первым масштабным проектом, реализованным Китаем в Африке, стало строительство железной дороги «TAZARA» между Танзанией и Замбией (1970–1975 гг.) протяженностью 1860 км. Низкая платежеспособность стран Восточной Африки потребовала от Китая, ВВП которого на душу населения в 1970 г. только превысил 100 долл. против 427 долл. у Замбии, предоставления беспроцентного 30-летнего займа на крупную сумму в 500 млн долл., необходимого для выполнения строительства «под ключ», включая предоставление персонала и оборудования, возведение зданий, объектов инфраструктуры и образовательных учреждений для подготовки местного персонала по эксплуатации железнодорожного хозяйства [26].
Особенностью указанного проекта стало командирование в Восточную Африку 50 тыс. китайцев, преимущественно рабочих, для строительства в сложных географических условиях 320 мостов, 22 тоннелей и 2225 водопропускных труб [20]. Несмотря на наем 60 тыс. африканцев, строительство отличалось низкой фондовооруженностью и требовало высокой человеческой выносливости, но китайские менеджеры не располагали необходимым опытом управления иностранным персоналом. При организации работ регистрировался высокий уровень производственного травматизма, что привело к гибели более чем 160 строителей, включая 64 граждан Китая. Строительство Асуанской ГЭС качественно отличалось от китайского проекта структурой персонала: на объекте было занято 1,8 тыс. советских квалифицированных специалистов и порядка 30 тыс. египтян, однако они игнорировали технику безопасности и в первые годы работ жертвы составили 500 человек.
Для возведения железной дороги практически все строительные материалы и оборудование, а также еда и продовольствие были импортированы из Китая. После сдачи объекта в эксплуатацию выяснилось, что китайская сторона не смогла подготовить местных техников на должном уровне, возникли проблемы с подвижным составом, связанные с просчетами в определении мощности локомотивов при движении на крутых подъемах, и в управлении дорогой, для решения которых пришлось вновь пригласить китайских специалистов. В настоящее время пропускная способность «TAZARA» по грузоперевозкам используется на 4%, а Китай был вынужден списать часть долга за строительство, однако железная дорога до сих пор остается самой протяженной из построенных Китаем за рубежом, например, уступая проекту в Анголе, сданному в эксплуатацию в начале 2015 г. (протяженность 1344 км) [20].
После отхода от радикального маоизма и с началом проведения политики реформ и открытости в конце 70-х гг. центральные власти Китая законодательно разрешили своим компаниям осуществлять прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и учреждать предприятия за рубежом, однако в действительности подобные капиталовложения, вне зависимости от объемов и отраслевой принадлежности, контролировались непосредственно Госсоветом — проверялись им и подлежали обязательному утверждению. В 80-е гг. указанные полномочия были переданы Министерству внешней торговли и экономического сотрудничества, которое в индивидуальном порядке рассматривало инвестиционные проекты на сумму более 1 млн долл. после их утверждения надзорными органами на региональном уровне и китайскими зарубежными торговыми представительствами, а на меньшую — разрешения местных властей не требовалось. Процедуры учреждения совместных предприятий в Сянгане и Аомыне регулировались в упрощенном порядке.
В середине 80-х гг. был разработан административный регламент по утверждению прямого зарубежного инвестирования, что стимулировало создание китайских транснациональных корпораций (ТНК): за 1984–1991 гг. годовые объемы вывоза ПИИ увеличились с 9,2 млн долл. до 200 млн долл. и в расчете на одну компанию составили 1,4 млн долл. [31, p. 38–39]. Позиция правительства КНР об ограничении вывоза «прямого» капитала за рубеж в целях наращивания валютных резервов, основанная на работах американских экономистов 60-х гг. и связанная с предпочтительностью осуществления капиталовложений в собственную экономику [19, p. 30–45], была заменена в 1999 г. на стратегию «Go Global». «Находясь под впечатлением от прогресса в западных странах и правомерно полагая, что подобный успех во многом связан с укреплением ведущих корпораций», власти начали стимулировать осуществление ПИИ крупными ТНК с государственным участием в капитале и предприняли меры для повышения уровня их конкурентоспособности на мировом рынке [5].
По данным ЮНКТАД глобальные накопленные ПИИ в 2014 г. составили 25,9 трлн долл., из которых 729,6 млрд долл. принадлежат Китаю, и в его экономике обращаются 1,1 трлн долл. таких инвестиций из-за рубежа [29, p. A3–A6]. Последний раз статистические службы этой страны регистрировали значение ПИИ КНР на уровне 660 млрд долл. (2013 г.), из которых 381 млрд долл. вложены в Гонконг и Макао (несмотря на то, что указанные регионы являются частью Китая, статистический учет организован раздельно), а также 76 млрд долл. — в Британские Виргинские Острова и Каймановы Острова, выступающие промежуточным местом следования капитала в пункты его продуктивного приложения [24]. Гонконг является крупным реципиентом ПИИ из указанных государств Карибского региона, объемы которых составили 425,6 млрд долл. в 2012 г., а также из Китая — 406,4 млрд долл., при этом сам располагает в указанных территориях 527,5 млрд долл. и 473,7 млрд долл. ПИИ соответственно, что составляет 86% запаса его инвестиций за рубежом, а вышеуказанные острова вложили в Китай 155,2 млрд долл. ПИИ.
Географическая структура китайских инвестиций за рубежом позволяет принять гипотезу о том, что указанные офшорные зоны преимущественно используются для возврата капитала в Китай под видом ПИИ. Несмотря на ликвидацию льгот для иностранных инвесторов после присоединения Китая к ВТО, сохраняются определенные конкурентные преимущества у компании с зарубежным статусом и расширяются возможности по оптимизации налогообложения, что позволяет ряду исследователей регистрировать 50%-е завышение объемов китайских ПИИ, связанное с репатриацией капитала [28, p. 12]. В отличии от Индии, у которой 99,6% вывоза ПИИ (2010 г.) и 93% их запаса (2012 г.) в Африке приходятся на Маврикий, откуда капитал поступает в такие «популярные» страны, как члены Восточноафриканского сообщества, Мозамбик, Малави, ЮАР, Намибию и Гану, либо возвращаются назад в Индию, Китай всячески стремится действовать в Африке от своего имени и пытается обеспечить инвестиционное присутствие в каждой стране континента.
Вначале 80-х гг. китайские предприниматели реализовали проекты по строительству, которые фактически представляли собой помощь правительства КНР и по завершению объекты передавались африканской стороне, а инвестиции поступали в форме участия в капитале совместных предприятий и лицензирования. Предприятия, участвующие во внешней торговле с Африкой, предприняли попытки учредить обрабатывающие производства для того, чтобы зафиксировать экономические интересы в регионе, т.к. возведение на донорские средства объектов «под ключ» с использованием китайских рабочих и материалов не может обеспечить долгосрочного присутствия в принимающей экономике вследствие анклавного характера хозяйствования, когда в экономический оборот не включаются местные трудовые ресурсы и производимая продукция не находит сбыт в лице массового африканского потребителя.
Однако в те годы китайские предприятия не располагали достаточным объемом активов и технологиями для осуществления такой экспансии: за период с 1979 г. по 1990 г. Китай реализовал в Африке 102 инвестиционных проекта на общую сумму 51,2 млн долл. [13]. Устойчивый экономический рост в Африке, а также накопление китайскими компаниями необходимого опыта работы за рубежом и начального капитала, интенсифицировало поток ПИИ из Китая в Африку. Позитивной тенденцией стало увеличение доли частных компаний — организаторов бизнеса, а также диверсификация направлений приложения инвестиций.
За последнее десятилетие наблюдалась бурная инвестиционная экспансия Китая в Африке, однако по абсолютному значению показателей ее интенсивность явно не отвечает экономическому потенциалу участников: на рассматриваемые регионы приходится порядка 35% населения мира [1, с. 30], тогда как доля африканских ПИИ КНР в глобальных инвестициях составляет 0,1%, но этот показатель интенсивно увеличивается, регистрируя 10-кратный рост (см. табл. 1). Учитывая, что доля африканских транзитных офшоров, таких как Маврикий, Либерия и Сейшельские Острова, в структуре ПИИ Китая незначительна, основной капитал концентрируется в ЮАР, которая после окончательного отхода от режим апартеида стала приоритетным направлением капиталовложений и, несмотря на некоторый отток капитала, опережает Замбию, Нигерию, Зимбабве, Анголу, объемы капитала в которых удвоились за последнее время.
По последним данным китайской статистики в Африку поступило 3,4 млрд долл. ПИИ (2013 г.) и на конец периода наблюдений накопленные объемы такого капитала достигли 26,2 млрд долл., что сопоставимо с вложениями Китая в развитые страны: в Северную Америку — 28 млрд долл. ПИИ, причем из указанных стран показатель более 10 млрд долл. регистрируется только у Японии, Австралии и Великобритании [24]. Доля Африки в вывозе ПИИ из Китая увеличилась более чем в 2 раза за период наблюдений и достигла 5% (см. табл. 1). КНР смогла потеснить развивающиеся страны на Черном континенте более чем с 3-кратным увеличением доли своих инвестиций в общем объеме ПИИ, которые обращаются в Африке, доля которых также превысила 5%.
Фиксируются существенные статистические расхождения между данными, представленными Китаем в ЮНКТАД, и информацией от принимающих стран Африки. Нигерия как участник «Координированной переписи прямых инвестиций» МВФ, в которой Китай согласился регистрировать только ввоз капитала, представила данные о накопленных ПИИ Китая в объеме 13,5 млрд долл., Замбия — 1,3 млрд долл., Ботсвана — 718 млн долл., Мали — 24 млн долл. Также многократное завышение фиксирует Маврикий — 6,8 млрд долл., что позволяет рассматривать применение Китаем указанного острова в качестве транзитного пункта на пути инвестиций в континентальную Африку (см. табл. 1) [15].
Главной чертой организации деятельности предприятий КНР в Африке выступает комплексный характер разработки и имплементации экономической политики. Помимо направления крупных ПИИ в Африканский континент, выражающихся в потоках капитала и внедрении новых подходов к организации производства и менеджмента, многие проекты все еще носят характер безвозмездного экономического содействия. Однако Китай действует подобным образом и с другими развивающимися странами, в частности в Азии, но именно на Черном континенте указанные меры помощи являются наиболее действенными. Государственный банк «Eximbank» за 2001–2010 гг. ссудил странам Африки к Югу от Сахары 67,2 млрд долл. (что на 12,5 млрд долл. превышает объемы финансирования Всемирного банка) [22], значительная часть которых была направлена на строительство дорожных, энергетических и подобных объектов китайскими ТНК, что не только улучшило условия жизни африканцев, но и сформировало в их глазах позитивный имидж КНР как страны, готовой придти на помощь в трудную минуту, солидаризировало их как жертв колониализма капиталистических держав Европы и японских милитаристов.
Учрежденный в 2000 г. «Форум по китайско-африканскому экономическому сотрудничеству» содействовал экспансии китайских компаний в Африке, а «Китайско-африканский фонд развития» к началу 2010 г. мобилизовал 700 млн долл. ПИИ, которые были вложены в 30 проектов по развитию сельского хозяйства, машиностроения, энергетики, производства строительных материалов, добычи полезных ископаемых, развитию промышленных зон. В настоящее время объемы инвестиций достигли 2,3 млрд долл., а количество проектов — 80 в 30 странах [10]. К концу года планируется увеличить объем активов фонда до 5 млрд долл. и использовать опыт передовых инвестиционных проектов, как, например, в Эфиопии, где успешно функционирует китайская фабрика с годовой мощностью 2 млн пар обуви и 3,5 тыс. занятых африканцев, учрежденная на деньги указанного фонда.
Отраслевая принадлежность ТНК КНР в Африке указывает на доминирование в стратегии выхода на внешние рынки специализации на оказании услуг строительства и инжиниринга (в ряде случаев на безвозмездной основе, как с «TAZARA»), а также мотивов к поиску природных ресурсов — капитал поступает в государства, богатые минеральным сырьем, где реализуются масштабные инвестиционные проекты: Нигерия, Замбия, ДРК и Зимбабве (см. табл. 2). Капитал функционирует во всех странах Африки, и его присутствие также заметно в ЮАР, Нигерии, Замбии, Судане, Алжире и Египте.
Решения «сырьевых» компаний об осуществлении ПИИ определяются не только внутрифирменными мотивами, но и институциональными факторами, такими как политика энергетической безопасности, проводимая китайским правительством, и стремление вложить государственные активы в зарубежные месторождения полезных ископаемых [2, с. 140]. Учитывая высокие темпы экономического роста и недостаточные (для удовлетворения потребностей национальной обрабатывающей промышленности) залежи полезных ископаемых в КНР, государство ориентировано на снижение уровня неопределенности в поставках минерального сырья, для чего организует через собственные ТНК добычу нефти, металлических руд и иного минерального сырья за рубежом.
В африканской нефтедобыче наиболее заметна ТНК «China National Petroleum Corporation», которая работает в Нигерии, Уганде, Экваториальной Гвинеи, Конго и Габоне — на эти страны приходится 19% зарубежного выпуска этого сырья [16, p. 43]. Нефтехимическая компания «SINOPEC» представлена в 16 странах Африки, однако неправомерно безапелляционно указывать на единство задач правительства КНР и коммерческих интересов ТНК, т.к. для реализации последних государственные средства «приватизируются» и используются чиновниками. Например, за последние несколько лет один из руководителей указанной фирмы был приговорен к смертной казни за взяточничество, а в отношении другого — ведутся следственные действия [9, p. 34].
Китайские ТНК по добыче руд активизировали деятельность в Африке — крупная государственная «China Minerals» разрабатывает месторождения минерального сырья в ЮАР, а «CITIC Group» осуществляет деятельность по добыче марганцевых руд в Габоне [21]. В Африке эта компания также занимается выполнением подрядных строительных работ, причем доля континента в общем объеме выручки фирмы составила 74% (2014 г.) [8, p. 40–42]. Китаем предпринимались усилия по выходу на рынки финансовых услуг. Например, в 2008 г. Коммерческий банк Китая приобрел в ЮАР «Standard Bank of South Africa» за 5,5 млрд долл., который стремится приблизиться к выполнению местных требований по организации кредитования, однако выход на рынки других стран Африки, в частности Судана, возможен только при соблюдении требований Высшего шариатского совета при Центральном банке этой страны, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью исламских финансовых институтов [4, с. 142]. В центре внимания также находится сельское хозяйство Африки, которое выступает в качестве приоритетного направления инвестирования [12, p. 6–8].
Официальные органы КНР публикуют положительные отчеты о том, что инвестиции в Африку не только позволяют улучшить экономическое положение ТНК, но также обеспечивают технологическое перевооружение африканской промышленности, способствуют улучшению состояния занятости населения, увеличивают объемы валютной выручки и стимулируют социально-экономическое развитие. Более того, китайцы обращаются к работам мусульманских богословов из Египта и Британской Индии для выявления закономерностей функционирования исламских банков в Африке, необходимых при соблюдении местных подходов к организации финансирования [3, с. 228]. В частности, китайский капитал обеспечил развитие нефтяной промышленности Судана, включая организацию геологоразведки, добычи и переработки нефти. Китайско-эфиопская компания организовала первое фармацевтическое производство в этой стране, которое осуществляет экспорт препаратов в сопредельные государства, принося годовой доход в объеме 200 тыс. долл. Совместное предприятие Китая с Мали «SUKALAS A» производит 35 тыс. т сахарного тростника в год, для чего было создано порядка 10 тыс. рабочих мест и ранее бедная деревня превратилась в богатый город [13]. К числу крупнейших подобных проектов относят электростанцию в Гане, СЭЗ в Египте, цементные заводы в ЮАР и Эфиопии, плантацию сизаля в Танзании, сборочный завод тяжелых грузовых автомобилей в ЮАР.
В международных организациях Китай выступает за списание внешнего долга Африки и пытается выстроить межгосударственные отношения таким образом, чтобы стимулировать военно-техническое сотрудничество, осуществлять культурный, научный и образовательный обмен, в том числе в сфере здравоохранения. Как следствие активной дипломатии, правительства многих стран континента в приоритетном порядке выдали КНР лицензии на разведку и добычу минерального сырья. Китай выигрывает в концепции внешней инвестиционной экспансии в Африке относительно своих конкурентов (например, Индии) по системности подхода: инвестиционные решения принимаются исходя из интернальных технико-экономических обоснований ТНК, когда проводится оценка экономической ситуации за рубежом. В этой связи инвестиционную политику Китая в Африке следует трактовать как своеобразный второй «большой скачок» — в капитале крупных ТНК участвует государство, что выгодно отличается от индийского предпринимательства, в котором обращаются частные активы, и государственное стимулирование, реализуемое косвенным образом (несмотря на то, что в последние годы эта страна начала налаживать инвестиционные форумы и кредитует Африку на льготных условиях), не может обеспечить успех на зарубежных рынках.
Повышение уровня жизни африканцев мотивирует ТНК КНР к осуществлению капиталовложений в Африку, направленных на освоение местных рынков сбыта: во-первых, организация производств, использующих местное сырье, добытое собственными ТНК (химическая и нефтехимическая промышленность), и, во-вторых, выпуск потребительских товаров и оказание услуг, в том числе высокотехнологичных, а также организация предприятий по выпуску бытовой техники, металлургических производств и сетей мобильной связи. В 1993 г. китайская компания «Hisense» начала поставки черно-белых телевизионных приемников в ЮАР и в 1996 г. стала первой китайской торговой маркой, организовавшей обрабатывающие производства в этой стране. Не располагая возможностью создать производство самостоятельно, у корейской «Daewoo» за 4 млн долл. была приобретена фабрика с годовой производственной мощностью в 200 тыс. цветных телевизионных приемников и 100 тыс. цифровых устройств для аудио- и видео-воспроизведения [23, p. 79]. Позже компания учредила производства в Алжире и Египте, построила новый завод в ЮАР.
В 1997 г. китайская «Worldbest Group» купила 80% капитала крупнейшего текстильного предприятия «SONITEXTIL» в Нигере за 3 млн долл. и вскоре переименовала его в «ENITEX», проведя модернизацию и перевооружение производства. Отношения между китайскими менеджерами и нигерскими рабочими не складывались, они жаловались на грубость и резкость китайского подхода к организации труда, бастовали. Сторонам удалось придти к компромиссному решению проблемы, однако выяснилось, что фирма несет финансовые потери из-за бизнеса азиатских конкурентов, в том числе от поставок текстиля из КНР, для минимизации которых правительство Нигера ввело в 2005 г. антидемпинговые пошлины, однако они не дали непосредственного эффекта и компания сократила 2/3 из 715 рабочих [17, p. 211–212]. Однако такие предприятия, ориентированные на африканские рынки, осуществляют преимущественно сборку продукции из импортных комплектующих китайского производства, как это делают продуценты бытовой техники, в том числе на рынке электроники: компании «Haier» и вышеуказанная «Hisense», изготовитель портативных телефонных аппаратов — «Bird», мотоциклетов — «Jincheng» и т.д. Повторяя закономерности в транснационализации деятельности компаний крупных развивающихся стран, китайские фирмы организовали строительство сетей сотовой связи и поставили комплекты оборудования — «Huawei» и «ZTE». Более того, китайская ТНК «NFC», оперирующая на рынке цветной металлургии, учредила финансово-промышленную группу в Африке, которая помимо «традиционной» деятельности по экскавации руд и металлоплавлению, диверсифицирует свой бизнес и оказывает услуги по разведке полезных ископаемых, строительству, финансовому планированию, а также торгово-сбытовым процессам [23, p. 85].
Крупнейшая транспортная ТНК «China National Shipping Company» организовала зависимую фирму «COSCODOM EGYPT», которая оказывает услуги по фрахту судов, перевозке грузов, внешнеторговому посредничеству и т.д., осуществляет управление портовыми объектами в Суэцком канале [7]. Диверсификация наблюдается и у компаний добывающих отраслей экономики, как, например, химическая фирма «SINOCHEM» организовала каучуковую плантацию в Камеруне [18].
Несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию форм инвестиционного сотрудничества Китая и Африки, требуется предпринять решающие шаги для привлечения африканцев на работу в местные филиалы китайских ТНК. По состоянию на конец 2013 г. в таких предприятиях трудились 169 тыс. китайцев, что составляет 46% от общей численности персонала, командированного за рубеж и явно не соответствует 5% от совокупных накопленных инвестиций [25]. Более того, 66% от численности персонала КНР в Африке были направлены туда в указанном году, что свидетельствует о доминировании рабочих, а не менеджеров.
Китайские ТНК в Африке становятся объектами критики в связи с плохими условиями труда африканцев и нарушениями их гражданских прав. «Банановая резня» 1928 г., когда было подавлено восстание колумбийских рабочих, жестко эксплуатируемых «United Fruit Company» (США), привело к постепенно смягчению условий занятости. Однако в китайском бизнесе в Африке аналогичные ситуации все еще встречаются, например, в 2012 г. африканские рабочие подняли восстание на угольной шахте, требуя соблюдения новых положений законодательства о минимальной оплате труда, в результате чего был убит китайский бригадир [30]. По информации «Human Rights Watch» условия труда в китайских шахтах, несмотря на определенные улучшения, остаются самыми худшими среди ТНК.
В целях достижения ценовой конкурентоспособности, отделения китайских ТНК в Африке стремятся снизить производственные издержки, для чего местный персонал нанимается не столь активно, а также подвергается интенсивной эксплуатации. Например, в ДРК африканцы, выполняя тяжелую физическую работу, работают на китайцев в среднем 9 часов в день при 6-дневной рабочей неделе за 80 долл. в месяц. Рабочие называют иностранных менеджеров «настоящими диктаторами», которые не реагируют на критику и отвечают: «мы — китайцы» [14, p. 10.]. Более того, вскрылись факты нанесения ущерба окружающей среде в Анголе, когда китайские ТНК добывали нефть и уделяли слабое внимание ее разливам, а также активно сжигали попутный газ. Подобные случаи фиксировались при строительстве плотины в Гане, в результате чего пострадали дикие животные и речные экосистемы, в худшую сторону изменился привычный образ жизни местных жителей, а также африканцы допускались к работам с грубейшими нарушениями техники безопасности.
Активисты по защите прав человека критикуют Китай за подрыв демократических устоев и нарушение гражданских прав африканцев, т.к. для финансирования деятельности своих ТНК Пекин заключает сделки с правительствами Судана, Анголы и Зимбабве, где регистрируется высокий уровень коррупции и наблюдается выделение правящих элит, сопровождающееся углублением имущественного неравенства и общественным расслоением по уровню дохода. Китайская сторона уделяет мало внимания вопросам финансового контроля при расходовании средств африканскими правительствами, которые причитаются им в рамках контрактов. Например, в Анголе инвестиционное сотрудничество Китая при добыче нефти «сводит на нет» усилия западных стран и международных организаций по внедрению транспарентных методов ведения бухгалтерского учета, организации общественного контроля над государственным бюджетом, а также раскрытию финансовой информации частными компаниями [27, p. 5].
Повышение уровня жизни африканцев сопровождается стремлением к улучшению условий занятости, сокращению времени рабочего дня. Однако макроэкономические просчеты и высокий уровень безработицы среди африканцев вынуждают их устраиваться на работу на китайские предприятия, где они не могут работать наравне с китайцами, которые приехали в Африку исключительно ради заработка и готовы работать вахтовым методом, абстрагируясь от творческих занятий в свободное время.
При получении сиюминутной прибыли в Африке, сопровождающейся эксплуатацией африканцев, причинением ущерба окружающей среде, косвенной поддержкой авторитарных режимов с засекреченной финансовой информацией и распространенной коррупцией, а также стремлением использовать в строительстве и на предприятиях максимальное количество китайских работников, материалов и комплектующих, китайские ТНК руководствовались цитатой Дэн Сяопина: «Не важно, какого кот цвета — черный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей», которая в 80-е годы стала девизом Пекина при проведении экономических реформ.
Решение задач по диверсификации деятельности ТНК Китая в Африке подчинено императивам организации производств по выпуску продукции для местных рынков, в особенности готовых изделий и услуг, а также активизацией использования местных факторов производства в бизнесе, включая отход от методов хозяйствования, которые применялись при строительстве «TAZARA» и повышение уровня качества выполняемых работ. Достижение поставленных задач связано с наймом африканцев на должности специалистов, закупкой на местном рынке товаров и услуг, в том числе размещением заказов на выполнение научно-практических исследований, а также внедрением программ корпоративной социальной ответственности, выстраиванием отношений с властями на основе международных антикоррупционных стандартов и соблюдением природоохранных норм.
Таблица 1
Сальдированные показатели ПИИ Китая в Африке (в млн долл.)Страны | 2003–2005 | 2006–2008 | 2009–2011 | 2012 |
---|
I | II | I | II | I | II | I | II |
---|
Африка | 784 | 995 | 7585 | 4941 | 6724 | 12873 | 2517 | 21730 | Северная Африка | 361 | 292 | 446 | 1130 | 1772 | 2275 | 365 | 3178 | в т.ч.: Алжир | 99 | 70 | 287 | 383 | 529 | 916 | 246 | 1305 | Судан | 238 | 175 | 53 | 533 | 962 | 901 | -2* | 1237 | Египет | 21 | 23 | 48 | 121 | 252 | 342 | 119 | 459 | Марокко | 3 | 11 | 11 | 28 | 27 | 65 | 1 | 95 | Африка к Югу от Сахары | 423 | 703 | 7139 | 3811 | 4952 | 10598 | 2152 | 18552 | в т.ч.: ЮАР | 74 | 72 | 5303 | 1306 | 439 | 3507 | -815 | 4775 | Замбия | 18 | 151 | 421 | 450 | 479 | 996 | 292 | 1998 | Нигерия | 123 | 67 | 621 | 547 | 554 | 1217 | 333 | 1950 | Ангола | - | 3 | 54 | 62 | 182 | 316 | 392 | 1245 | ДРК | 17 | 14 | 118 | 92 | 539 | 579 | 344 | 970 | Зимбабве | 2 | 39 | 15 | 55 | 485 | 270 | 287 | 875 | Маврикий | 12 | 17 | 67 | 132 | 456 | 377 | 58 | 701 | Эфиопия | 6 | 14 | 47 | 110 | 205 | 359 | 122 | 607 | Танзания | 3 | 41 | 27 | 138 | 100 | 332 | 120 | 541 | Гана | 5 | 7 | 13 | 36 | 145 | 219 | 208 | 505 | Конго | 9 | 6 | 26 | 68 | 69 | 131 | 99 | 505 | Экваториальная Гвинея | 8 | 12 | 18 | 39 | 55 | 82 | 139 | 405 | Кения | 5 | 37 | 32 | 60 | 198 | 217 | 79 | 403 | Мозамбик | 4 | 8 | 16 | 31 | 36 | 83 | 231 | 337 | Мадагаскар | 14 | 40 | 76 | 92 | 99 | 227 | 8 | 275 | Гвинея | 32 | 28 | 22 | 74 | 61 | 145 | 64 | 235 | Ботсвана | 4 | 8 | 19 | 45 | 84 | 166 | 21 | 220 | Мали | 5 | 13 | 8 | 28 | 59 | 84 | 44 | 211 | Либерия | 9 | 9 | -4 | 32 | 52 | 84 | 12 | 154 | Уганда | 1 | 2 | -3 | 15 | 38 | 99 | 10 | 141 | Габон | 8 | 30 | 41 | 65 | 37 | 117 | 31 | 128 | Нигер | 7 | 16 | 109 | 101 | 288 | 331 | -196 | 125 | Мавритания | 2 | 2 | -1 | 20 | 32 | 51 | 31 | 106 | Эритрея | - | 1 | -0 | 7 | 6 | 12 | 2 | 104 | Сенегал | 1 | 2 | 4 | 6 | 30 | 39 | 4 | 102 | Того | 2 | 5 | 11 | 16 | 30 | 53 | 21 | 98 | Доля Африки в ПИИ КНР в развивающиеся страны, в % | 4,15 | 2,34 | 8,29 | 4,28 | 4,06 | 4,42 | 3,59 | 4,87 | Доля Африки в совокупных ПИИ КНР, в % | 3,80 | 2,21 | 7,58 | 3,93 | 3,36 | 3,91 | 2,87 | 4,08 | Доля ПИИ КНР в Африку в ПИИ развивающихся стран, в % | 0,30 | 0,10 | 1,01 | 0,24 | 0,72 | 0,43 | 0,70 | 0,55 | Доля ПИИ КНР в Африку в глобальных ПИИ, в % | 0,04 | 0,01 | 0,15 | 0,03 | 0,17 | 0,06 | 0,20 | 0,10 | Доля ПИИ КНР в совокупных ПИИ в Африку, в % | 1,20 | 1,50 | 2,18 | 5,32 | 5,24 | 5,79 | 4,60 | 5,26 | Примечание: I — поток ПИИ; II — накопленные объемы ПИИ; данные представлены в среднем за период; * расчет отрицательных значений изложен автором, например, в [6, с. 10].
Источник: Составлено автором по [15]
Таблица 2
Отраслевая структура инвестиционных проектов Китая в Африке за 1970–2013 гг. по виду деятельности головной компании ТНК (в ед.)Производство изделий, оказание услуг | Африка | Нигерия | ЮАР | Замбия | Эфиопия | Танзания | Гана | Ангола | Египет | Кения | ДРК | Зимбабве | Алжир | Судан | Мозамбик | Уганда |
---|
Всего проектов | 2642 | 286 | 193 | 172 | 138 | 135 | 134 | 110 | 109 | 107 | 94 | 92 | 86 | 86 | 66 | 63 | Услуги строительства | 601 | 32 | 10 | 27 | 24 | 25 | 26 | 46 | 2 | 39 | 20 | 11 | 28 | 18 | 11 | 17 | Услуги торговли | 390 | 64 | 33 | 15 | 22 | 17 | 17 | 19 | 23 | 13 | 11 | 14 | 8 | 10 | 15 | 11 | Полезные ископаемые | 216 | 11 | 7 | 44 | 9 | 18 | 9 | 3 | – | – | 21 | 25 | 3 | 8 | 13 | 3 | Текстиль | 146 | 24 | 23 | 2 | 11 | 6 | 7 | – | 7 | 4 | – | 2 | 1 | 1 | – | 8 | Химические продукты | 142 | 16 | 9 | 3 | 2 | 8 | 1 | 4 | 7 | 9 | 5 | 2 | 2 | 15 | 2 | 5 | Машиностроение | 138 | 14 | 14 | 8 | 9 | 8 | 9 | 4 | 10 | 8 | 2 | 5 | 6 | 3 | 2 | 3 | Электрическое оборудование | 132 | 20 | 21 | 6 | 10 | 9 | 4 | 3 | 13 | 5 | 3 | 1 | 8 | 5 | – | 1 | Техническое обслуживание | 115 | 5 | 5 | 19 | 8 | 8 | 3 | 4 | – | 3 | 7 | 3 | 6 | 8 | 3 | 1 | Услуги деловым предприятиям | 108 | 5 | 6 | 9 | 7 | 5 | – | 3 | 8 | 2 | – | 5 | 2 | 5 | 2 | 2 | Транспортное оборудование | 73 | 14 | 7 | 1 | 5 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 2 | – | 7 | 2 | 1 | 1 | Сельское и лесное хозяйство | 59 | 1 | 2 | 11 | 1 | 3 | 2 | 1 | – | 1 | – | 4 | 1 | 2 | 9 | 3 | Неметаллические минералы | 53 | 9 | 10 | – | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | – | 1 | Пищевые продукты | 50 | 12 | 1 | – | 2 | 3 | 5 | – | 3 | – | – | – | 4 | 2 | – | – | Одежда | 47 | 7 | 5 | – | 1 | 4 | – | – | 9 | 3 | 1 | – | 5 | – | – | – | Готовые металлические изделия | 45 | 6 | 4 | 6 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | – | 6 | – | – | 1 | 1 | Изделия металлургии | 41 | 1 | 8 | 2 | 4 | – | 1 | 1 | 2 | – | – | 6 | – | 2 | – | – | Изделия из дерева | 39 | 7 | 3 | 3 | 1 | – | 3 | – | 4 | – | – | – | – | – | – | – | Изделия из кожи | 36 | 10 | 5 | – | 3 | 2 | 7 | – | 3 | 1 | 1 | – | 1 | – | – | – | Резиновые и пластмассовые изделия | 27 | 8 | 2 | 2 | 1 | – | 7 | 2 | – | – | – | – | – | 1 | 2 | 1 | Прочее | 184 | 20 | 18 | 14 | 11 | 9 | 25 | 11 | 5 | 11 | 20 | 6 | 3 | 2 | 5 | 5 | Источник: Составлено автором по [11, p. 47–54]. |
| |
|
|