| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Гилетич Е. М. аспирант, преподаватель кафедры корпоративного управления Государственного университета управления (г. Москва)
| |
| | В статье рассмотрены существующие методики исследования индивидуальных ценностных ориентаций людей, а также корпоративных ценностей. Проведен анализ на выявление недостатков существующей методической базы изучения ценностных ориентаций сотрудников компаний. Разработаны рекомендации по развитию методической базы, с помощью внедрения авторской методики формирования ценностно-ориентированного управления в российских компаниях | Ключевые слова: ценность, индивидуальные ценности, корпоративные ценности, приверженность компании, методика исследования ценностей, ценностно-ориентированное управление, коэффициент приверженности, «круги приверженности» | УДК 65.012.1 Стр: 190 - 193 | В процессе создания системы ценностей организации и изучении ценностных ориентаций сотрудников компании большое значение играет правильно выбранная методологическая база исследования. Поскольку именно от того насколько эффективно будет проведено исследование и последующий анализ собранного материала зависит то насколько разработанная система ценностей будет соответствовать реалиям компании. К настоящему времени методы определения корпоративных и индивидуальных систем ценностей сотрудников, которыми они руководствуются в процессе профессиональной деятельности, отсутствуют. Вся масса существующих методов исследования систем ценностей и ценностных ориентаций относится в большей степени к социально-психологическим опросам, которые и используются компаниями для изучения ценностных ориентиров своих сотрудников или новых, принимаемых в компанию работников.
Среди всей массы методов исследования, наиболее популярными признаны следующие:
1. Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник Шварца) [6].
2. Методика Рокича Ценностные ориентации (Тест Милтона Рокича / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича / Опросник ценности по Рокичу) [3].
3. Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire). Опросник Кэттелла [5].
4. Тест изучения личностных предпочтений А.Л.Эдвардса [2].
5. Методика Л.В.Гордона [4].
Все названные авторы разрабатывают модель личности в зависимости от выбранных ими ценностей из представленного перечня, и таким образом формируют стиль поведения. В большинстве методик конкретный опрашиваемый индивид сравнивается с общими определенными группами, на которое разбито общество по определенным критериям. Вышеобозначенные методы хоть и используются в процессах управления компаниями, но они больше ориентированы на создание психологического портрета личности, чем на определение его ценностных ориентаций. Наибольшее значение для осуществления аксиологического управления, путем определения ценностных ориентаций отдельной личности, играют исследования Рокича. Особенность его методики заключается в том, что она основана на прямом ранжировании ценностей, разделяя их на две группы:
1) Терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) Инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Такое деление на группы соответствует традиционному подходу по ценностям-целям и ценностям-средствам. В соответствии с выделенными группами, в каждую входит по 18 ценностей, среди которых респонденту и нужно определить приоритетность. Дальше предполагается качественный анализ, согласно проставленным рангам ценностей и разделение их на подгруппы. Несмотря на то, что методика Рокича наиболее распространенная и используется компаниями, она, тем не менее, имеет ряд недостатков:
● строго определенный набор ценностей, который не позволяет респонденту выйти за его рамки и представить свое индивидуальное видение.
● слишком большой набор ценностей в рамках группы, что вызывает определенные сложности для адекватной оценки их приоритетности. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|