Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Таркаева Н. А.
аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (г. Казань)

О влиянии методов промышленной политики на активизацию предпринимательской деятельности
В статье раскрывается проблема формирования предпринимательской среды при активном участии государства, сделан акцент на использовании методов промышленной политики, как основного тренда государственного регулирования
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская среда, промышленная политика, государственное регулирование
УДК 338.242.2   Стр: 213 - 216

В настоящее время предпринимательская деятельность должна стать одним из приоритетных направлений стратегического развития страны и общенациональной политики.
Как показала практика предпринимательской деятельно­сти, накопленная за последние годы, политика государства в данной сфере должна обеспечить:
1. создание стабильной ситуации для развития экономики в целом;
2. поддержку субъектов предпринимательства, желающих расширить свой бизнес.
3. безопасность и защиту прав структур предпринимательской деятельности.
С целью активизации развития предпринимательской деятельности, должны быть созданы адекватные условия, способствующие росту ее эффективности. С нашей точки зрения, одним из факторов, обеспечивающих такой рост, является эффективная промышленная политика, служащая средством государственного воздействия и стимулирования развития предпринимательской деятельности и функционирующая на всех уровнях государственного управления.
Основой развития предпринимательской деятельности должна быть государственная политика, на основе которой строится политика на региональном уровне и далее на уровне области или муниципального образования.
Соответствующий уровень управления будет оказывать влияние на более низкие уровни разработки промышленной политики, что в целом, окажет положительное влияние на всю иерархическую цепочку.
Государственная промышленная политика (ПП) должна способ­ствовать росту конкурентоспособности российских субъектов предпринимательства, как внутри страны, так и на мировых рынках, а не ограничивать развитие свободного рынка.
Задачами ПП государства должны быть такие мероприятия, которые вызовут ускорение структурных изменений в экономической ситуации страны и будут направлены на расширение доли высокотехнологичных отраслей, в которых используются новые научные знания [2, с. 106].
Отсюда следует, что при формировании и реализации национальной ПП должны принимать участие не только органы федеральной власти, но и региональные, а также бизнес-структуры, общественные и научные организации и другие субъекты гражданского общества.
Предпринимательская деятельность в экономике является важнейшим инструментом, способствующим развитию экономических взаимоотношений, так как она включает в себя: источники внутреннего экономического развития, ресурсы стратегического характера и обеспечение роста благосостояния российского общества.
Развитие предпринимательской деятельности служит толчком для обеспечения интенсификации экономических преобразований, динамичности и повышения эффективности экономической системы.
В рыночных условиях существует постоянная потребность в субъектах предпринимательской деятельности, которые характеризуются бережливостью, инициативностью, способностью к риску, новациям, организации производства и т.д. Среда предпринимательства обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для успешного развития, как отдельной предпринимательской структуры, так и общества в целом, поэтому является определяющим фактором социального и экономического прогресса. [3, с. 101].
В настоящее время актуален вопрос формирования промышленной политики, которая была бы эффективна и приносила бы положительный результат не только на государственном уровне, но и на региональном. [1, с. 14]. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, промышленная политика будет иметь успех на всех уровнях управления (государственном и региональном) в случае использования стратегического подхода к ее разработке. Данное положение требует проведения исследования и оценки стратегий, учитывающих прямые и косвенные, положительные и негативные эффекты.
В настоящее время отсутствует полная объективная информация о конкурентных преимуществах секторов и отраслей российской промышленности, кроме того, неразвиты и недостаточно эффективны используемые методы оценки конкурентоспособности.
Долгосрочность разрабатываемой промышленной политики предполагает использование комплексного, многовариантного стратегического прогноза. Но проблема его создания обусловлена недостаточной методической и информационной базой. Для разработки стратегии ПП важно исследовать факторы влияния на структурные преобразования в промышленности, к которым можно отнести макроэкономический инструментарий и средства воздействия на промышленное производство.
Современная государственная российская ПП представлена отдельными федеральными целевыми программами по стимулированию таких отраслей как автомобильная, информационная и др. Однако, большинство из них носит показной характер, выделяемые из бюджета средства расходуются неэффективно, что отрицательно влияет на развитие российской промышленной политики. [1, с. 177].
Основу промышленной политики России должны составлять те направления и виды деятельности, которые будут способствовать росту экономического потенциала. Анализ мирового опыта использования ПП показал, что государственные структуры рассматривают ее в качестве фундамента для будущего роста экономики, который основан на увеличении конкурентоспособности отечественного производства. В странах с активной промышленной политикой отмечались более высокие темпы экономического роста, по сравнению со странами, в которых государственные структуры не вмешивались в рыночные отношения, что свидетельствует об эффективности государственной промышленной политики.
Существует множество определений термина «промышленная политика», как в российской научной среде, так и за рубежом, начиная с определения промышленной политики в качестве стратегии достижения интересов государства в области промышленного производства до широкого размытого подхода, где она рассматривается как социально-экономиче­ская политика. В итоге становится затруднительным определить место промышленной политики среди других видов государ­ственной экономической политики.
Государственное регулирование промышленной политики должно способствовать поддержанию сбалансированности и стабильности на макроуровне как стратегического условия для устойчивого роста и повышения общественной производительности труда, формирования базовых условий для экономических субъектов в наращивании ими промышленного капитала [3, с. 104].
Промышленная политика должна составлять стержень экономической политики страны и определять развитие конкурентоспособности экономики всей страны.
С целью более глубокого анализа сущности и содержания промышленной политики необходимо рассмотреть ее инструменты и получаемые эффекты, представленные в таблице 1.

Таблица 1
Методы реализации промышленной политики
ИнструментЭффект
1. Разработка целевых программ, как на федеральном уровне, так и на уровне регионаУстранение проблем, связанных с широкими связями, вызывающих негативные последствия в сопредельных подсистемах, и требующих анализа подобных последствий.
2. Разработка программ государственно-частного партнерстваСовершенствование существующих механизмов экономических взаимоотношений между органами власти и предпринимательскими структурами с целью реализации процессов проектирования, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов.
3. Развитие банковской системы на государственном и региональном уровняхКредитование банковского сектора с целью расширения инвестиций в производственную сферу.
4. Обеспечение структурных преобразований в экономике за счет средств, получаемых от экспортоориентированных отраслей.Создание новых или преобразование существующих высокотехнологичных структур, производящих продукцию с высокой добавочной стоимостью и имеющих экспортный потенциал.
5. Стимулирование развития малого бизнесаСоздание конкурентной среды и увеличение производства продукции и услуг.

Промышленная политика последних лет характеризуется реализацией мероприятий, связанных с ростом инвестиций в основные фонды, НИОКР, в человеческий капитал, что определяет ее как инновационно-ориентированную. Внедрение инноваций преследует цель создания цепочек добавленной стоимости внутри российской экономики, уровень конкурентоспособности которых должен соответствовать мировым стандартам [5, с.91].
Инновационная промышленная политика позволит качест­венно изменить структуру основного капитала и приведет к повышению качества рабочей силы. Подобные преобразования вызовут рост производительности труда и падение совокупных издержек на единицу продукции, а также будут способ­ствовать улучшению условий труда, формированию реальных условий для высокого роста экономических показателей развития страны.
Перечисленные цели государственной промышленной политики предполагают разработку адекватного механизма их достижения, активизации роли государственных структур в экономической жизни страны, формирование государственно-частного партнерства, улучшение институциональной среды, достижение стабильности на макроуровне.
Содержательная деятельность крупного бизнеса имеет принципиальное отличие от деятельности малых предприятий. Если крупный бизнес реализует инновационную деятельность, т.е. производит новые товары, внедряет новые технологии, совершенствует менеджмент, то его можно характеризовать как предпринимательскую структуру.
Если же крупный бизнес в серийно-массовое производство не внедряет инноваций и реализует продукцию на ранее освоенных рынках, тогда он не может быть отнесен к предпринимательской организации. Мерой предпринимательской активности для крупных субъектов является степень и частота инноваций, которые они внедряют.
Статистические данные, представленные в табл.2, характеризуют низкий удельный вес инноваций в общем объеме производства в РФ.

Таблица 2
Динамика удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в Российской Федерации
Удельный вес инновационных товаров, работ,
услуг в общем объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг предприятий
промышленного производства (%)
20032004200520062007
4,74,44,24,34,7
20082009201020112012
5,45,05,55,55,1

Учитывая, что предпринимательская деятельность традиционно связана с инновациями, можно утверждать, что низкий удельный вес нововведений является важным показателем низкой активности предпринимательских структур. На наш взгляд, необходимы инновации в налогообложении предпринимателей с целью стимулирования внедрения инновационных товаров и услуг, являющихся научно-технологической основой предпринимательской деятельности.
В качестве важнейшего признака стабильного роста экономики государства, региона или города можно выделить ее способность к инновационному развитию. Рыночные отношения стимулируют экономических субъектов в стремлении к устойчивому росту. Исторически развитие смежных предприятий составляло базу промышленного комплекса, как основы экономического процветания городов и регионов РФ.
Тем не менее, промышленные комплексы отнюдь не всегда получают возможности для экономического развития, что в результате отрицательно влияет на валовой продукт — важнейший совокупный показатель развития общества [3, с. 99].
Промышленные комплексы могут рассматриваться как открытые локальные социально-экономические системы, т.е. их необходимо исследовать именно с точки зрения системного подхода, как процесс функционирования взаимосвязанной группы элементов и соподчиненных подсистем, который должен способствовать достижению целей развития не только отдельных промышленных субъектов, но и всего комплекса в целом.
Сдвиги в ту или иную сторону вызовут дисбаланс в системе и приведут к нарушению гармонии в развитии комплекса как системы, и как следствие к нарушению связей между подсистемами — промышленными субъектами.
Государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, как показано на рисунке 1, включается в систему мер государства, призванных поддержать баланс развития на основе использования определенных инструментов и методов.
Государственное управление и стимулирование предпринимательской деятельности с использованием конкретных методов и инструментов может быть представлено в виде комплекса мероприятий по активизации деятельности предпринимательских структур и защиты их от негативных явлений, на основе соблюдения баланса между четырьмя основными функциями: поддержка, присутствие, контроль, рекомбинация ресурсов.
Рис. 1. Место процессов поддержки и регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства среди экономических процессов

Поддержка включает в себя развитие конкурентной среды, использование государственных заказов, формирование инфраструктурной поддержки бизнеса, создание правовой среды для развития предпринимательства, защиту прав собственности; обеспечение уровня занятости для населения, гарантированный доступ всех хозяйствующих субъектов к информации.
Присутствие реализуется посредством государственно-частного партнерства, создания общественных благ, расширения деятельности базовых отраслей промышленности, обеспечение развития социально-экономической инфраструктуры, вложения инвестиций в НИОКР.
Контролирующая функция подразумевает антимонопольное регулирование, управление в сфере бюджетной и налоговой политики, разработку денежно-кредитной политики, сокращение использования ограниченных ресурсов, снижения последствий от негативных внешних эффектов, развитие регионов и территорий, обеспечение безопасности товаров и услуг.
Перераспределительная функция реализуется с целью обеспечения социальной сферы, науки, культуры, образования, удовлетворения нужд государственных структур, сокращения последствий социальных разногласий, снижения уровня безработицы и сохранения определенного уровня доходов.
Рассмотренные выше функции государственного управления и содействия предпринимательской деятельности реализуются в комплексе, а многие меры одновременно относятся к нескольким видам управления.
Исследования, проведенные ВЦИОМ и другими организациями по изучению развития предпринимательства в РФ, по мнению представителей предпринимательского сообщества, связано с возникновением комплекса серьезных проблем.
Важнейшие факторы расширения активности предпринимательских структур, как показано на рис.2, были оценены ниже среднего балла, что свидетельствует о низком уровне благожелательности властей к субъектам предприниматель­ства, то есть отсутствие готовности государства соблюдать институциональные принципы и обеспечивать защиту интересов бизнес-структур.
Рис. 2. Результаты опроса предпринимателей в РФ по оценке развития предпринимательской среды (по данным ВЦИОМ)

С другой стороны, отношение субъектов предпринимательства к государственным органам определяется уровнем развития институциональной среды. Например, плохое качество правовой среды предпринимательской деятельности будет являться фактором, который побуждает предпринимателей работать в теневой экономике.
Согласно исследованиям в рамках проекта НИСИПП, масштаб теневого оборота с 2009 по 2012 гг. несколько снизился — с 45 до 38%. Данное сокращение было вызвано снижением теневых продаж, при этом показатели по обналичиванию принципиально не изменились.
С начала ХХ1 века государством были продекларированы методы активной борьбы с административными барьерами и скорректирована государственная политика регулирования малого бизнеса. Несмотря на это, внедряемые институциональные преобразования не вызвали значительных изменений в поведении предпринимателей.
Необходимо также выделить, что на предпринимательскую среду влияет не только внутренняя, но и внешняя окружающая среда.
Внутренняя среда характеризуется комплексом всех ее элементов, обеспечивающих позитивное динамическое развитие базовых экономических показателей.
К понятию внешней среды относится уравновешенные взаимоотношения с окружающей средой, в том числе с потребительскими группами, конкурентными предприятиями, поставщиками, органами финансово-кредитной сферы, налоговыми органами и другими государственными структурами.
Внешняя среда традиционно оказывает более сильное влияние на внутренние условия предпринимательства, однако, и внутренняя среда благоприятно воздействуя на внешние условия, обеспечивает устойчивый рост и конкурентоспособность предпринимательских структур.
Для более глубокого анализа процесса взаимодейст­вия факторов внутренней и внешней среды и их влияния на предпринимательскую среду была разработана схема процесса создания среды предпринимательства, представленная на рис.3.
К факторам внешней среды, оказывающим влияние на процесс образования предпринимательской среды относятся:
— обеспечение устойчивого развития муниципальных образований;
— разработка и совершенствование промышленной политики, как основы устойчивого развития предпринимательских субъектов, в которой содержатся ключевые элементы, способные обеспечить не только их эффективное развитие в настоящее время, но и дальнейшее совершенствование всей предпринимательской среды;
— разработка социальной политики, в основе которой лежат вопросы, касающиеся повышения качества жизни населения и постоянного сохранения окружающей среды;
— развитие финансово-экономической политики с целью всестороннего обеспечения экономического развития субъектов предпринимательства.
На рис.3 видно, что формирование внутренней среды предпринимательства характеризуется такими факторами как:
— отсутствие текучести и повышение квалификации персонала;
— состояние технико-технологической базы предпринимательской структуры и ее возможности использовать инновационные технологии;
— уровень использования внутренних ресурсов предпринимательской структуры.
Благоприятная среда предпринимательской деятельности должна обеспечивать активное формирование и развитие предпринимательских структур. Под благоприятной средой следует понимать комплекс внешних и внутренних факторов, которые оказывают положительное влияние на деятельность предпринимательских структур, а также способствуют проявлению предпринимательской инициативы и создают условия для активизации предпринимательской деятельности и предпринимательского духа в стране.
Рис. 3. Процесс формирования предпринимательской среды


Литература
1. Бердиев С.Г. Корпоративная интеграция как фактор формирования конкурентных преимуществ в предпринимательстве: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.экон.н. — СПб.: С.-Петерб. академия управления и экономики, 2009. — 26 с.
2. Бердиев С.Г. Факторы активизации предпринимательства в России // Экономика и управление: Российский научный журнал. — 2009. — №4. — С.106–108.
3. Буданов Г.А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции. // Всероссийский экономический журнал ЭКО. — 2008. — № 6. — С. 92–105.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гахберг, К.А. Дитковский и др. / Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». — М.:НИУ ВШЭ, 2015. — 320 с.
5. Омельченко Е.В. Российское предпринимательство. Проблемы роста. — М., 2003. — 304 с.
6. Каленская Н.В. Моделирование системы оценки инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности под влиянием институциональной среды // Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — №2. — С. 54–56.
7. Каленская Н.В. Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Казан­ский экономический вестник. — 2011. — № 4. — С. 75–78.
8. Вагизова В.И. Инфраструктурное обеспечение инновационного взаимодействия бизнеса, власти и социума в современной экономике // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3. — С. 17–21.
9. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе (теоретико-методологический аспект): Дисс. на соискание ученой степени д. экон. н. — Казань, 2006. — 321 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия