Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Щербаков В. В.
заведующий кафедрой логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Першин И. В.
соискатель кафедры логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Классификация транспортной логистики в задаче мультимодальности грузоперевозок
В статье упорядочены направления развития прикладных научных знаний, основанные на обобщении технико-технологической информации и опыта организации транспортной логистики, актуальные для постановки и решения задач управления мультимодальными перевозками грузов
Ключевые слова: транспортная логистика, грузовая единица, процесс транспортировки, процессная структуризация логистики, сервисное обеспечение транспортировки, сопряженность транспортного процесса, мультимодальные грузоперевозки
УДК 368   Стр: 243 - 245

Классификация имеет двойственное значение — научное и практическое. В науке классификация служит упорядочению знаний относительно изучаемого объекта, она строится в соответствии с требованиями формальной логики — правилами деления и классифицирования — и в этом смысле считается формальной классификацией. На практике к классификации прибегают при решении тех или иных, конкретно возникающих задач. Построение такой классификации должно проводиться также на строго научной основе, но с учетом ее назначения. Принцип целесообразности логического построения, каким является классификация, дополняющий правила деления и классифицирования, обеспечивает переход от классификации формальной к содержательной. Содержательная классификация апеллирует к формальной классификации, при этом чаще всего развивает и углубляет ее за счет более широкого набора признаков — оснований деления и классифицирования, выбор которых подчиняется содержанию решаемой при использовании классификации задачи.
С учетом этих вводных транспортная логистика, подвергаемая классификации, должна рассматриваться и как область научных знаний, и как сфера практической деятельности.
С позиции решаемых задач транспортная логистика — это потокоорганизующий элемент логистики. Присутствие транспортной составляющей в логистике, рассматриваемой изначально как целесообразное, управляемое движение экономических объектов, обладающих полезностью и ценностью, является объективной необходимостью. Транспортная логистика сосуществует с материальной логистикой и обусловливает материальный поток. Можно констатировать, что за исключением самоходных технических средств поток материальных объектов всецело зависит от транспортной логистики. Учебник «Основы логистики» под ред. В.В. Щербакова определяет транспортную логистику как «вид логистики, управляющий комплексом операций, обеспечивающих физическое перемещение товарно-материальных ценностей между участниками цепи поставок с минимальными затратами» [1].
Аналогичное действие и аналогичный результат транспортная логистика обеспечивает в отношении людского потока, но делает это ограничено, с учетом того, что людской поток может быть обусловлен и собственным ресурсом — способностью людей к самостоятельному передвижению. В области финансовой логистики и информационной логистики транспортная логистика не имеет каких-либо приложений. Их потокоформирующие объекты обладают нефизической субстанцией; при организации финансовых и информационных потоков пользуются иными, специализированными ресурсами. Полностью из рассмотрения выпадают также энергетические потоки, движение которых подчиняется законам физики.
Таким образом, относительно ресурсной логистики транспортная логистика позиционируется как сервисная логистика и обнаруживает предметно-содержательные особенности в зависимости от специфики организуемого потока. Так, материальный поток в транспортной логистике обретает форму грузового потока, при этом потокоформирующим объектом рассматривается грузовая единица — находящиеся в состоянии движения материальные ценности, заблаговременно подготовленные к нему в соответствии с требованиями заказчика (отсортированные, расфасованные, укомплектованные, упакованные и т.д. объекты), а также требованиями обеспечения их транспортабельности и сохранности в пути следования, распознаваемости посредством маркировки, штрих-кодирования. Трансформация материальных объектов в грузовые единицы особенно актуальна для организации мультимодальных перевозок, осуществляемых несколькими видами транспорта на основе одного договора. Решение задачи организации мультимодальных перевозок отвечает согласованным интересам грузополучателей и грузоотправителей и состоит в том, чтобы обеспечить полезность места каждой отдельной грузовой единицы.
В свете постановки такой задачи классификация транспортной логистики должна учитывать ряд факторов. При этом основная сложность состоит в том, чтобы отличить факторы и, соответственно, признаки, существенные для классификации транспортной логистики и классификации самого транспорта как инфраструктурной основы логистики.
1. Пространственный, или физико-географический, фактор — соотносится с физической средой, в которой совершается транспортировка — процесс перемещения груза между пунктами отправления и назначения, а также отражает географию пути. По признаку физической среды транспортировки принято различать: транспортную логистику воздушного транспорта; логистику наземного/подземного транспорта; логистику водного транспорта. Иначе эту классификацию называют классификацией по видам транспорта. Однако реалии современной цивилизации требуют того, чтобы предусмотреть в этой классификации еще одну составляющую — логистику космического транспорта. По признаку транспортных маршрутов и дальности транспортировки следует различать: логистику магистрального транспорта; логистику локального транспорта, например, внутрипроизводственного. Близкой по смыслу к этой классификации является классификация транспортной логистики с учетом доступности пользования транспортом на географической территории: логистика транспорта общего пользования; логистика транспорта пользователя. Очевидно, что такая классификация сопряжена с осуществлением права собственности и потому допускает вариант разграничения правомочий собственника и пользователя, например, на условиях лизинга (фрахт мор­ского или речного судна, чартер воздушного судна, аренда автомобиля и т.п.), следствием применения которого становится логистика транспорта, находящегося в лизинге.
2. Технико-технологический и процессный фактор — определяет содержание и технико-технологические возможности организации процесса транспортировки. В классификации этот фактор может быть учтен исключительно в развитие предыдущей классификации по видам транспорта. Так, в логистике воздушного транспорта по признаку используемых транспортных средств можно различать логистику моторных транспортных средств (реактивных, турбинных, турбовинтовых, винтовых) и логистику безмоторных транспортных средств. Очевидно, что в основу этой классификации положено отличие задействованного в механизме транспортного средства двигателя, что больше характеризует транспорт, чем логистику. С точки зрения логистики главное отличие используемых в процессе транспортировки транспортных средств определяется скоростью передвижения транспортных средств и потому при классификации транспортной логистики воздушного транспорта следует обозначить три группы: первая — логистика космического транспорта, вторая — логистика авиатранспорта, дирижаблей и третья, общее название которой не удается предложить, куда можно будет отнести логистику планерных средств и т.п.
По этим же соображениям в логистике наземного транспорта следует различать логистику автомобильного транспорта, логистику железнодорожного транспорта, логистику трубопроводного (конкретно — газопроводного) транспорта. Однако исторически будет справедливым, если в данной классификации отдельную группу логистики соотнести с гужевым транспортом. В логистике подземного транспорта, помимо трубопроводного (конкретно — водопроводного, нефтепроводного и др.), необходимо учитывать возможность использования в целях грузоперевозки метротранспорта, который в классификации транспорта значится как железнодорожный подземный транспорт. В классификации логистики водного транспорта следует различать логистику морского и логистику речного транспорта.
Однако возможен и иной логистический подход к изучению действия рассматриваемого фактора, если принимать в расчет техническую мобильность транспортных средств. По этому признаку можно различать логистику с использованием подвижных транспортных средств и с использованием стационарных транспортных средств, имея в виду, что первая группа объединяет все виды транспорта за исключением трубопроводного, а вторая, соответственно, представлена одним — трубопроводным. Такую классификацию можно рассматривать как базовую, более общую относительно классификации логистики по видам используемых транспортных средств, а отличия видеть в том, что логистика с использованием подвижных транспортных средств оперирует двумя сосуществующими потоками — потоком транспортных средств (транспортным потоком) и материальным потоком (грузопотоком), в логистике с использованием стационарных транспортных средств транспортный поток как таковой отсутствует. Стационарные транспортные средства — трубопроводы, не применяющие принцип самотечности, требуют сооружения специальных силовых установок, строительство которых удорожает транспортную систему, а эксплуатация отражается на общей величине транспортных логистических издержек.
Затратный, экономический аспект также важен в логистике, как и скорость перемещения. В этой связи следует обратить внимание на ряд инновационных видов транспорта, одним из которых является пневмотранспорт, конкретно — трубопроводный контейнерный пневмотранспорт. Согласно вышеприведенным классификациям он относится к группе наземного трубопроводного транспорта и реализует универсальный способ транспортировки различных грузов по трубопроводам круглого и прямоугольного сечения под действием перепада давления воздуха по любой траектории в любой местности. Технологически он представляет собой сооружение в составе транспортных коридоров, по которым движутся на колесах контейнеры с грузом за счет перепада давления, создаваемого воздуходувными агрегатами. В системе предусмотрены погрузочные и разгрузочные станции, стрелочные переводы, тормозные устройства, участки технического обслуживания, обеспечивающие выполнение технологических операций процесса транспортировки в режиме автоматизации и дистанционного управления. Стоимость перевозки грузов трубопроводным контейнерным пневмотранспортом дешевле стоимости перевозки аналогичных грузов традиционными видами наземного транспорта (автомобильным и железнодорожным) по капитальным затратам в 2–3 раза, а по эксплуатационным затратам — в 30–35 раз. Срок службы системы составляет порядка 40–50 лет [2]. Применяемая технология действия трубопроводного контейнерного пневмотранспорта позволяет создавать системы как локального, так и магистрального масштаба, что позволяет задуматься о конкуренции, которые эти системы могут составить мультимодальным грузоперевозкам.
С позиции распределения материальных потоков имеет значение классификация логистики по типам используемых транспортных средств: логистика транспортных средств общего применения, логистика специальных транспортных средств, используемых для транспортировки определенных категорий грузов, например, вредных и опасных материалов, драгоценных металлов, драгоценных камней, денежных знаков, и логистика специализированных транспортных средств, совмещающих процессы транспортировки с технологическими процессами обработки, переработки и др.
Ученые и инженеры-проектировщики создают научный прецедент к тому, что специальным и специализированным может быть не только транспортное средство, но и вид транспорта, пример чему подает вышеназванный пневмотранспорт. Разработанный для транспортировки сыпучих грузов, он может быть адаптирован применением для доставки рудных и нерудных материалов от карьеров и обогатительных фабрик к местам переработки и потребления, для транспортировки производственных и бытовых отходов, для обеспечения внутризаводских систем транспортировки на предприятиях с поточным типом производства, библиотечных систем обслуживания и т.д. Возможности специализации пневмотранспорта — реальные и перспективные — подтверждены официально. В частности, согласно информации группы предприятий «Транспрогресс», 04.07.12 получен патент на изобретение «Система утилизации и использования попутного нефтяного газа», которым предусматривается создание специальных трубопроводно-контейнерных систем, связывающих объекты нефтепромысла, нефтепромыслового и централизованного газоперерабатывающего завода. Получено заключение Экспертного совета ВАК Министерства образования и науки РФ «О возможности реализации трубопроводной системы и транспортирования пусковых ракетных модулей», констатирующее «возможности создания полностью автоматизированной разветвленной и многоадресной трубопроводной системы транспортирования пусковых ракетных модулей на расстояния нескольких сотен километров практически в любых географических районах страны» [2]. По заключению совета, логистика этой системы способна обеспечить, помимо прочих аспектов полезности, скрытность и защищенность процесса транспортировки.
Исходя из прецедентов, созданных в инженерных науках и на практике, классификация транспортной логистики может быть проведена в разрезе видов транспорта и/или транспортных средств: логистика грузоперевозки специализированными по видам транспорта транспортными средствами, например, транспортировка навалочных или сыпучих грузов судовыми баржами, контейнерные перевозки автотранспортом и др.; логистика грузоперевозки универсальными транспортными средствами, или логистика смешанной перевозки, например, судами класса «река-море».
Построение процессной классификации транспортной логистики становится необходимым и востребуется в связи с переходом от управления потоками к управлению бизнес-процессами, где промежуточным звеном предстает управление технологическими процессами и операциями.
С технологической точки зрения процесс транспортировки, помимо собственно перевозки, включает операции при работе с транспортным средством (погрузка — разгрузка), операции терминальной и складской обработки на транспорте и др. С организационной — предусматривает сбор и обработку заказов на транспортировку, формирование грузовых единиц, адресных партий отправки, отправку и приемку грузов, поддержание запасов на транспорте, документальное сопровождение грузопотоков и др. С юридической точки зрения — предполагает (при необходимости) заключение договоров, регламентирующих взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей, транспортных организаций и других организаций логистического сервиса. Исходя из этого, по признаку процессной структуризации в составе транспортной логистики выделяются, соответственно: логистика транспортировки, или логистика транспортного сервиса, логистика экспедирования, или логистика организационного сервиса, и трансакционная логистика. Знание процессной и/или операционной классификации транспортной логистики имеет значение для проектирования логистических услуг и организации работы логистических операторов, осуществляющих транспортное и экспедиционное обслуживание [3].
Логистика мультимодальных перевозок отличается тем, что предъявляет особые требования к обеспечению технической, технологической и организационной сопряженности транспортного процесса. Техническая сопряженность означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов транспорта, так и межвидовую. Технологиче­ская сопряженность отдельных видов транспорта подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение. Организационная сопряженность достигается через согласование экономиче­ских интересов участников процесса транспортировки (грузовладельцев и транспортных организаций), применение общих подходов к исследованию конъюнктуры рынка и построению тарифной системы, а также совместное планирование — разработку и применение единых планов-графиков.
3. Инфраструктурный фактор — раскрывает сервисное обеспечение процесса транспортировки при использовании средств технико-технологической поддержки операций перевозки. Действие этого фактора обнаруживается в сочетании с технико-технологическим фактором, определяющим содержание основных операций транспортной логистики, и имеет аналогичное с ним значение. Инфраструктурный фактор формирует условия для выполнения вспомогательных операций, какими являются погрузка-разгрузка, терминальная и складская обработка, хранение, информационное сопровождение грузопотоков и др. Средствами технического обеспечения сервиса являются: транспортные и подъездные пути (автомобильные, железные дороги, транспортные коридоры и т.д.), погрузочно-разгрузочная техника общего применения и специализированная по видам транспорта, складские комплексы, терминалы. По месту предоставления сервиса в составе логистики транспортного сервиса выделяются: навигационная логистика, или логистика сопровождения грузопотоков; стационарная логистика, или логистика технической обработки грузопотоков и хранения грузов. Предположительно подобные логические действия могут быть произведены и в отношении других выделенных по технико-технологическому и процессному фактору классификационных видов транспортной логистики — логистики организационного сервиса и трансакционной логистики.
В порядке подведения итога следует указать, что в решении задачи организации мультимодальных перевозок должна применяться многофакторная классификация транспортной логистики, которую следует составлять в разрезе нескольких, наиболее значимых признаков, что трансформирует выборку классификаций, сформированную с учетом содержании решаемой задачи, в типологическую группировку.


Литература
1. Основы логистики: Учебник / Под ред. В.В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — С. 229.
2. http://www.mintrans.eit.ru/upload/iblock/0b5/eznp2013_jvzewtrve.pdf (дата обращения 04.06.2014 г.).
3. Логистика и управление цепями поставок: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. В.В. Щербакова. — М.: Изд-во «Юрайт», 2015. — С. 466–475.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия