Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Николаев М. В.
директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Гуляев П. В.
доцент Научно-исследовательского института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук


Современная проблематика социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия)
В статье рассматривается необходимость мероприятий, направленных на совершенствование системы государ­ственного регулирования экономики Арктической зоны Российской Федерации. Также рассмотрены возможности обеспечения благоприятных условий реализации принятых стратегий и организации перспективных направлений экономических исследований Арктической зоны на территории Республики Саха (Якутия)
Ключевые слова: арктическая зона, государственное регулирование, управленческие решения, стратегия, макрорегион, преференции, транспортная система, Республика Саха (Якутия)
УДК 332.142; ББК 65.04   Стр: 249 - 252

Современное развитие арктических территорий происходит в условиях глобализации, формирования глобального информационного общества, глобальной экономики знаний, что сопряжено со сменой технологического уклада и изменением мирового климата. В данных обстоятельствах социально-экономические системы, традиционно функционирующие и вновь создаваемые на территории Северо-Востока России, должны быть в короткие сроки адаптированы к новым, быстроменяющимся условиям. Совершенно очевидно, что при переходе к новому типу общества и экономики — информационному обществу и экономике знаний — количество факторов и условий, к которым необходимо адаптироваться увеличивается, а продолжительность адаптационного периода сокращается. Адаптация на национальном и субнациональном уровне подразумевает необходимость совершенствования научной базы, являющейся основой для принятия управленческих решений, которые должны иметь комплексный характер. Таким образом, научная проблема в рамках данного направления состоит в несоответствии действующей системы принятия управленческих решений (системы государственного регулирования экономики) современным условиям реализации «восточного вектора» индустриальной политики, что настоятельно требует разработки новой модели устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Северо-Востока России.
Немаловажное значение в совокупности мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного регулирования экономики Арктической зоны, имеет нормативно-правовая база, регламентирующая социально-экономические процессы. В настоящее время экономика арктической зоны, как совокупность производственных отношений в особых климатических, географических, социальных и т.п. условиях регламентируется документами, не имеющими статус федерального закона. В этой связи особенно актуальным является проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», который закрепляет статус и состав Арктической зоны РФ, а также определяет механизмы реализации государственной политики в российской Арктике, обозначенной в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Законопроект чрезвычайно важен, так как предусматривает, в том числе особый порядок участия федерального бюджета в экономическом развитии субъектов, входящих в Арктическую зону. Предполагается, что регионы, относящиеся к Арктической зоне РФ, в результате действия закона получат дополнительные преференции, обеспечивающие условия для ускоренного социально-экономического развития:
финансовые и кредитные преференции;
развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;
поддержка Северного морского пути;
госзаказы на обновление флота;
преференции при распределении финансирования из фонда содействия реформированию ЖКХ;
рациональная реализация инфраструктурных, инвестиционных проектов;
строительство, модернизация, организация транспортных систем к местам разработки месторождений и т.д. и т.п.
При этом главным ориентиром при разработке закона об Арктике является создание благоприятных социально-экономических условий для жизни северян, в том числе сохранение традиционного уклада коренных жителей и защита окружающей среды. Среди основных положений законопроекта, которые позволят сохранить арктические традиции, выделяются следующие положения:
ликвидация дефицита трудовых ресурсов;
обеспечение жильем;
госзаказ на поставку топлива, нефти, нефтепродуктов, продовольствия и другой продукции в Арктическую зону и т.д. и т.п.
Основными процессами, требующими дополнительного исследования и регулирования на территории Арктической зоны Северо-Востока России, являются:
– совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей недропользование на территории северных регионов и во многом определяющей принципы бюджетного федерализма и, как следствие, изменение системы межбюджетных отношений с учетом сложившейся практики отношений на территории субъекта РФ;
– активное взаимодействие государства и корпоративных структур с использованием механизма государственно-частного партнерства, требующее соучастия крупных университетов в соответствии с современным представлением об инновационных процессах и их влияния на устойчивое социально-экономическое развитие;
– выделение территорий опережающего развития и особых экономических зон с перспективой организации новых производств, создания новых рабочих мест и необходимостью уточнения государственной политики в отношении регионального трудового ресурса, продовольственной безопасности региона, качества жизни, развития человеческого потенциала, образования, здравоохранения, культуры и экологии;
– разработка новой стратегии развития Дальневосточного макрорегиона, требующей научного обоснования новой модели устойчивого социально-экономического развития арктической части Северо-Востока России.
Следует отметить, что для перспектив социально-экономического развития Северо-Востока России стратегическое значение имеет экономический потенциал арктической зоны Республики Саха (Якутия). На территории арктических районов Республики Саха (Якутия) расположены богатейшие месторождения алмазов, золота, серебра, редкоземельных металлов, угля. Республика Саха (Якутия) относится к регионам России, экономика которых специализирована на добыче полезных ископаемых (сырьевые территории, ресурсные регионы [1]). По общему объему запасов всех видов природных ресурсов республика занимает первое место в Российской Федерации. По объему добычи алмазов, золота, олова и сурьмы — ведущие места. Широкие перспективы связаны с месторождениями редкоземельных металлов, имеющими стратегическое значение для всех развитых стран [2].
При этом основными проблемами, тормозящими социально-экономическое развитие арктических районов, являются высокая степень износа основных производственных фондов, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, низкий уровень благосостояния населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате его миграционного оттока в центральные районы Якутии, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктур.
Для обеспечения благоприятных условий реализации стратегий и программ развития Арктической зоны на территории Республики Саха (Якутия), а также на территории Северо-Восточного макрорегиона целесообразно обозначить основные задачи, требующие научно-обоснованного решения в рамках вышеуказанной научной проблемы.
1. Одним из основных инструментов регулирования в условиях индустриальной экономики и индустриального общества является политика государственных расходов. Несомненно — без полномасштабного государственного участия в экономике арктической зоны в современных условиях невозможно обеспечить надлежащее качество жизни населения. Однако при этом необходимо учитывать обстоятельства, существенным образом влияющие на организацию региональной экономики и общества, особенно на территории арктических и северных районов.
Одним из наиболее существенных обстоятельств, влияющих на качество жизни населения в Арктической зоне, является переход от экономики индустриальной к экономике постиндустриального типа. При этом смена технологических укладов сопряжена с возникновением новой организации общественных отношений, при котором индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное и в информационное общество в условиях экономического, социального и культурного глобализма. Глобализм, как объективный процесс воздействует на социологию, экономику, культуру населения, народов, социальных групп. Возникают предпосылки для трансформации общепринятых в индустриальной экономике норм, определяющих содержание понятия «качество жизни». При этом в мировой практике организации общества отмечается увеличение населения городских агломераций при уменьшении численности сельского населения. Данное обстоятельство также означает наличие значительного оттока населения из арктической зоны. По данным Института экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН в арктической зоне развитых стран проживают в основном коренные народы Севера [3]. Данные процессы сопровождаются снижением трудоемкости в производстве и повышением потребительских требований к услугам, обеспечивающим качество жизни в современных условиях: здравоохранение, образование, культура, организация досуга. Таким образом, государственная политика, направленная на повышение качества жизни населения в северных и арктических районах, должна быть акцентирована на рациональном обслуживании населения государственными услугами с учетом мировых стандартов. Однако простое увеличение объема данных услуг, определяемое увеличением используемых ресурсов, не дает желаемого эффекта. Требуются существенные организационные и продуктовые инновации, учитывающие вышеперечисленные эффекты и факторы (с преобладанием дистанционных технологий предоставления бюджетных (государственных) услуг).
2) Необходимо также учитывать, что система государственного регулирования экономики тесно связана с системой административно-территориального деления. Система административно-территориального деления Российской Федерации унаследована от СССР и не соответствует современным условиям, что существенно снижает эффективность государственного управления и регулирования на региональном и субрегиональном уровне. Многие механизмы, используемые в практике управления социально-экономическим развитием, устарели «морально», используются «по инерции» и требуют модернизации. Несоответствие устаревшей системы административно-территориального деления современным условиям усугубляется растущей рыночной асимметрией, диспропорциями в отраслевой структуре региональной экономики. В связи с этим предлагаем акцентировать внимание на необходимости изменения подходов к государственному регулированию экономики с учетом перехода к постиндустриальному и информационному обществу. Качество жизни при этом целесообразно определять, в первую очередь, исходя из субъективных оценок населения, и затем, исходя из макроэкономических показателей.
3) Немаловажное значение для повышения результативности государственного регулирования экономики имеет используемая методология районирования и зонирования. Зонирование арктических и северных территорий предпочтительно производить, выделяя прибрежную зону опережающего экономического развития. Прибрежная зона является стратегиче­ской по определению в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и имеет потенциал для развития поселений с развитой инфраструктурой, логистическими сетями, складским хозяйством. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование Северного морского пути, должна использоваться при организации оптимального распределения ресурсов и сбытовой логистической сети экономических субъектов, хозяйствующих на территории северных и арктических районов [4]. В числе основных факторов, влияющих на эффективность промышленного производства и сельского хозяйства в условиях рыночной экономики, традиционно анализируется транспортная доступность рынков производственных ресурсов и рынков сбыта произведенной продукции. Для экономических субъектов, занимающихся традиционным промыслом коренных народов Севера, в последние десятилетия возникла существенная асимметрия в доступе к рынкам сбыта произведенной продукции. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации предусматривает развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть [5]. В связи с этим, государственное регулирование должно быть направлено на создание распределительной сети, которая будет адекватна уровню экономической активности населения, а также будет стимулировать население к участию в рыночных отношениях.
4) Одним из приоритетных направлений Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации является также создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Разновидностью данной инфраструктуры является информационно-финансовая среда. Следует отметить, что в современной экономике информационные технологии во многом обеспечивают рациональное распределение и использование финансовых ресурсов на товарных и ресурсных рынках, в том числе в сфере материального воспроизводства. Особое значение в современной глобальной экономике приобретает информационная асимметрия на рынках, исследованная нобелевскими лауреатами Акерлофом, Спенсом и Стиглицем [5, 6]. Экономические субъекты, функционирующие на территории арктических и северных административно-территориальных единиц, часто находятся в условиях изолированности, в том числе информационной. Уровень развития информационно-финансовой среды (плотность и ёмкость) в данных условиях часто определяет возможность, готовность и потребность населения активно участвовать в экономике региона. Наличие и уровень развития информационной инфраструктуры, окружающей и поддерживающей финансовые системы различного уровня, дает возможность экономическим субъектам эффективно использовать различные элементы финансовых механизмов. Современные электронные платежные системы, интернет-технологии в финансовых системах, интернет-трейдинг, современное протоколирование данных, оптимизирующее денежные транзакции, доступ к бюджетным услугам электронного правительства, доступ к интернет-услугам и т.п. — вот лишь короткий перечень новейших элементов информационно-финансовой среды, снижающих информационную асимметрию на рынках и стимулирующих деловую активность «на местах».
5) В целях компенсации отрицательных эффектов, возникающих от сложившейся рыночной асимметрии, целесообразно усовершенствовать методологию межбюджетных отношений в части выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и муниципальных образований на уровне поселений. Необходимо определить в рамках бюджетного законодательства термин «рыночная асимметрия». Принимая данную категорию в качестве объекта научного исследования, необходимо провести изыскания в целях разработки методики оценки степени рыночной асимметрии на территориях северных и арктических районов и по результатам исследования провести корректировку методологии распределения финансовой помощи муниципальным образованиям. При определении уровня рыночной асимметрии следует также учитывать количество труднодоступных мест на территории муниципального образования.
6) В целях стимулирования рыночных отношений на территории северных и арктических районов, стимулирования спроса и предложения, деловой активности населения целесообразно сформировать за счет средств государственного бюджета субъектов РФ с субсидиарным участием федерального бюджета фонды стимулирования развития и поддержки северных территорий. Для оптимизации управления вновь создаваемыми фондами, учитывая стратегические интересы Российской Федерации в арктической зоне, предлагаем сформировать ведомственную структуру управления в ранге республиканского министерства.
7) Транспортная инфраструктура в районах Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации, в виде автомобильных и железнодорожных путей, практически отсутствует, а речной и морской транспорт является сезонным. Основным видом пассажирского транспорта в Заполярье являются самолёты и вертолёты малой авиации. Система арктических авиаперевозок в настоящее время находиться в неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолётов вместимостью 15–19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а вместимостью 12 мест — в 60 раз [7].
В связи с высокой стоимостью строительства и эксплуатации традиционной наземной транспортной инфраструктуры, воздушный транспорт остается безальтернативным средством пассажирского сообщения на территориях Крайнего Севера и Арктических регионов Российской Федерации. К регионам, где малая и региональная авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более половины территории страны.
Республика Саха (Якутия) традиционно является субъектом Российской Федерации, относящимся к территориям с низкой плотностью населения (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р г.). Кроме того, на территории республики имеются 169 наслегов, 15 городских поселений, 233 села, поселка, 163 производственных участка, относящихся к категории труднодоступных и отдаленных местностей. (Закон Республики Саха (Якутия) «О перечне труднодоступных и отдалённых местностей в Республике Саха (Якутия)»).
Для сравнения:
– в Магаданской области порядка 70 отдаленных и труднодоступных местностей с расположенными на их территории объектами (в том числе метеостанции, маяки, оленеводческие бригады, старательские артели, рыболовецкие бригады) (Закон Магаданской области «О труднодоступных и отдаленных местностях Магаданской области»)
– в Чукотском автономном округе около 30 подобных местностей («О перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Чукотском автономном округе»);
– в Республике Бурятия около 55 подобных местностей (Закон о труднодоступных и отдаленных местностях в Республике Бурятия для проведения выборов и референдумов в Республике Бурятия).
– в Республике Карелия около 100 подобных местностей (Закон Республики Карелия «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Карелия»).
При этом транспортная система в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) характеризуется слабым развитием наземных коммуникаций. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами.
Доля пассажирооборота воздушного транспорта в Якутии составляет 84% в общем объеме перевозок. Самолеты и вертолеты — практически единственное средство круглогодичного передвижения для населения северных районов республики. Расстояния транспортировки пассажиров и грузов внутри республики сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. При этом в настоящее время развитие региональной авиации тормозят ценовая доступность при низких уровнях доходов населения и устаревающая авиатехника.
Наиболее серьезные проблемы складываются в транспортном обслуживании бюджетной сети на территории Арктической зоны республики, где связь с отдаленными населенными пунктами традиционно осуществлялась и осуществляется воздушным транспортом и вездеходной техникой. При этом низкий уровень бюджетной обеспеченности потребности в ГСМ, высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, недостаточное количество транспорта высокой проходимости и маломерного флота часто являются реальными ограничениями в обеспечении надежности и качества реализации бюджетных услуг, а также факторами, создающими предпосылки для дискредитации государственной системы РФ.
Данные условия являются объективными предпосылками для развития малой авиации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). Следует отметить, что стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года для развития эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов запланированы реконструкция и модернизация сети аэропортов вдоль трассы Северного морского пути, развитие малой авиации. Кроме этого, в Арктической зоне предполагается создание надежной системы оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, в том числе за счет применения системы ГЛОНАСС и создания многоцелевой космической системы «Арктика», модернизации радионавигационной системы дальнего действия «РСДН-20» («Маршрут»).
В целом в Российской Федерации в пределах Арктической зоны 80% пассажиров перевозится авиацией на местных воздушных линиях. В Арктической зоне малой авиацией выполняется более 50% от всех местных авиаперевозок в стране. Более 80% арктических местных перевозок являются социально-значимыми и субсидируются государством [7].
Однако текущее состояние воздушного законодательства Российской Федерации не позволяет развивать малую и региональную авиацию, как основу транспортного сообщения, вследствие чего существуют проблемы в социально-экономическом развитии Арктической зоны РФ, которая является стратегической территорией для развития государства.
На сегодняшний день практически исчезли все виды востребованных авиационных работ для сектора малой авиации, такие как транспортно-связные, аэросъемочные, сельскохозяйственные, санитарные, пожаротушение, лесоавиационные и многие другие. Отсутствие малой авиации крайне отрицательно сказывается на транспортном сообщении между малыми населенными пунктами, где полностью отсутствует наземная транспортная инфраструктура.
Одной из важнейших причин, препятствующих развитию малой и региональной авиации, является несовершенная нормативно-правовая база, основу которой составляет Воздушный кодекс РФ. В соответствии со ст. 21 Воздушного кодекса РФ, гражданская авиация используется в целях обеспечения граждан и экономики, которая делится на два вида: коммерческая авиация и некоммерческая авиация (авиация общего назначения).
При этом для регионов Арктической зоны необходимо развитие малой авиации именно в коммерческой составляющей гражданской авиации. Экономика в магистральной, региональной и малой авиации разная, ввиду этого должны быть и разные механизмы администрирования, управления и дотаций.
Для создания правовых условий, в части развития малой авиации, необходимо законодательно выделить малую авиацию. Это позволит создать необходимую нормативно-правовую базу для администрирования и управления данного подвида коммерческой авиации, чтобы требования, предъявляемые для магистральной и региональной авиации, не предъявлялись к малой авиации, что делает невозможным её развитие на сегодняшний день.
Таким образом, в целях реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и подготовки Программы исполнения данной стратегии, считаем необходимым рекомендовать организовать научные исследования по следующим направлениям:
1. Совершенствование государственного регулирования экономики на территории арктических районов (рационализация обслуживании населения государственными услугами с учетом мировых стандартов; поддержка конкурентной среды и государственное предпринимательство; поддержка малого бизнеса; сглаживание рыночной и информационной асимметрии, ценовой дискриминации);
2. Организация мониторинга качества жизни населения северных и арктических районов на основе субъективных оценок;
3. Зонирование территории северных и арктических районов с выделением «центральных мест качества жизни населения», «точек роста качества жизни населения» (замечание: в индустриальный период точки роста являлись, прежде всего, точками индустриального развития);
4. Совершенствование системы зонирования с учетом наличия прибрежных зон опережающего развития и характери­стик информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории арктических районов;
5. Принципиальные направления реформы недропользования в арктической зоне России;
6. Совершенствование логистики снабжения, распределения ресурсов, сбытовой логистики на территории северных и арктических районов с учетом оптимизированного зонирования;
7. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного процесса в целом на территории арктических районов;


Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект № 01201460079) и «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 01201460076)

Литература
1. Крюков В.А. Сырьевые территории в новой институциональной реальности // Пространственная экономика. — 2014. — №  4. — С. 26–60.
2. Крюков В.А., Самсонов Н.Ю., Толстов А.В., Похиленко Н.П. Томтор как приоритетный инвестиционный проект обеспечения России собственным источником редкоземельных элементов // ЭКО. — 2014. — № 2. — С. 22–32.
3. Исследование в рамках гранта РГНФ № 13-12-51010 «Коренные народы и устойчивое развитие местных сообществ Севера и Арктики РФ» (научный руководитель — ученый секретарь Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН, к.э.н. Виноградова С. Н.).
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
5. Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. — М.: Мысль, 2003.
6. Стиглиц Д. Ревущие девяностые. Семена развала. — М.: Современная экономика и право, 2005.
7. Протокол совместного совещания Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Ассоциации малой и региональной авиации «Авиасоюз» на тему: «Пути решения проблем малой и региональной авиации для транспортного обеспечения районов Крайнего Севера и реализации стратегии развития Арктической зоны России», 17 августа 2013 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия