Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Харланов А. С.
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ (г. Москва),
президент Международного банковского института (Санкт-Петербург),
доктор экономических наук


Геоэкономические проблемы современной Украины
В статье анализируется экономическая ситуация на основе существующих открытых источников, предложены конкретные шаги по стабилизации экономики и созданию выгодного для Украины нового геоэкономического пути развития
Ключевые слова: геоэкономика, экспорт, импорт, олигархи, международная финансовая помощь, МВФ, дефолт, кризис, Европейский Союз, Украина, Россия
ББК У9(2Ук)21,0   Стр: 296 - 299

Сегодня на страницах средств массовой информации идет дискуссия, существо которой сводится к решению вопроса: как можно охарактеризовать современное состояние украинской экономики — как полный крах или как глубочайший кризис?
Возможно, крах экономики Украины еще не наступил, но она находится в глубоком кризисе. Западные аналитики назвали экономику Украины по состоянию на 2015 год в числе «самых несчастных» экономик мира. «Рейтинг самых несчастных стран мира» — государств с максимально высокой инфляцией и безработицей возглавляет Венесуэла, затем в нем названы Аргентина и ЮАР, а Украина занимает в этом списке «почетное» четвертое место1.
Сама постановка вопроса о кризисе или крахе — это уже характеристика состояния экономики государства, политиче­ские власти которой рискнули использовать свою страну, как инструмент, при помощи которого США могли бы попытаться как-то повредить России. Делая Украину инструментом противоборства, политики Запада игнорировали важнейший для нее геоэкономический факт: основой экономики Украины на протяжении всей истории ее существования в составе Российской Империи, СССР и в качестве суверенного государства являлся обмен товарами и услугами с Россией.
Исключительно важной составляющей формирования экономики Украины является то, что основная масса промышленных, наукоемких, а после того, как были истощены запасы каменного угля в Донбассе — и всех энергоемких товаров по­ступала в Украину из России. А Россия всегда являлась рынком сбыта производимых в Украине продуктов питания и техниче­ских продуктов растениеводства. Более благоприятные для аграрного производства, чем в России, климатические условия Украины способствовали этому. В то же время стандарты, которым соответствует сельскохозяйственная продукция Украины, приемлемы для российского рынка, но не приемлемы для рынка Европейского Союза. Россия так же является важнейшим рынком сбыта для продукции машиностроения Украины. Следует отметить, что на рынках Европейского Союза эта продукция практически неконкурентоспособна.
В постсоветский период истории Украины в ее экономике очень большое значение приобрел сектор услуг, значительная часть которого сосредоточилась на обслуживании российских туристов, приезжающих на украинские курорты. Для туристов из стран Европейского Союза Украина не привлекательна, так как уровень сервиса не соответствует европейским стандартам.
Таким образом, связи с Россией всегда были основой экономики Украины.
В 2014 году на долю России приходилось 23,2% всего внешнеторгового оборота Украины, в т.ч. 22,0% экспорта товаров и услуг и 24,6% импорта товаров и услуг2. Но эти важнейшие для экономики Украины связи стремительно рушатся. В 2013 году Россия импортировала из Украины товаров на сумму 15 791 млрд долл. США, что составило 5% в общем объеме импорта России3, в 2014 году этот объем сократился до 10,9 млрд долл. США4. В 2015 году, на фоне роста политической напряженности, импорт украинских товаров в Россию продолжает сокращаться.
На российских рынках место украинских товаров занимают товары из КНР. Геополитическое положения России позволяет ей отказываться от экономических связей с Украиной без особого вреда. А вот для экономики Украины разрыв экономиче­ских связей с Россией может стать фатальным.
Как сообщают аналитики, в середине мая 2015 года состояние экономики Украины продолжало ухудшаться, несмотря на отсутствие активных боевых действий на востоке страны.
Украинская экономика не может сегодня существовать без внешних финансовых вливаний. Но для того, чтобы получить очередной транш кредита от МВФ, Украина должна решить вопрос с отсрочкой выплат по внешним долгам. Неполучение транша может привести к дефолту и практически полному развалу украинской экономики.
Сегодня сектор услуг Украины, еще недавно бывший «основным драйвером местной экономики», стагнирует из-за неплатежеспособности населения, а промышленность страны стала на путь уверенной деградации. 10% промышленного производства страны уничтожено, причем пострадали и «крупные игроки» украинской экономики, такие как компания «Стирол», потерявшая производственные мощности на 2,3 млрд долл. США и инфраструктурные узлы. Кроме того, 25% промышленного производства Украины просто остановлено. Таким образом, в 2015 году промышленное производство Украины уже сократилось, как минимум, на одну треть5. Но печальная статистика, отражающая реалии экономического положения страны, как будто не смущает политиков Киева, которые продолжают азартно бороться с Россией. Эта борьба ведется в надежде сохранить и продлить «добрые отношения» с США, получив в результате очередной транш кредита МВФ. Обратим внимание на то, что МВФ уж выделил Украине 5 млрд долл. США. Этой суммы хватило лишь на то, чтобы отсрочить катастрофические для населения последствия экономической политики властей Украины, но не на то, чтобы хоть как-то решить назревшие проблемы.
Обещанная финансовая помощь Украине от международных кредиторов, на сегодня выглядит так:
Общий объем кредитования — 40 млрд долл США.
Всего от МВФ — 17,5 млрд дол. США.
Срок программы международного кредитования — 4 года — с 2015 по 2018 гг.
Первый транш МВФ — 5 млрд долл. США (уже получен).
Второй транш МВФ — 2,5 млрд долл. Но для предоставления второго транша кредита МВФ было установлено условие: Украина должна предварительно договориться с кредиторами о реструктуризации уже имеющегося долга на сумму 15,3 млрд долл. США.
Политики Украины стремились договориться о реструктуризации внешнего долга с кредиторами из США и стран ЕС, опираясь именно на то, что Украина активно борется с Россией, «несет на своих плечах» всю тяжесть ведущейся, но не объявленной Западом войны. Но этот расчет оказался неверным. Частные кредиторы не пошли навстречу Украине.
Пять крупнейших частных кредиторов — международные финансовые компании «Franklin Templeton», «Blackrock», «PIMCO», «Fidelity Stone» и «Harbor» держат на балансе задолженность Украины на сумму 10 млрд долл. США6. Компания «Franklin Templeton» уже потеряла 30% своих вложений. Другие кредиторы Украины цифр не раскрывают, но их убытки сопоставимы. По этой причине ожидать от крупнейших частных кредиторов Украины того, что они пойдут ей на встречу в вопросе реструктуризации долга не приходиться. Максимум, на что они могли бы согласиться — это «простить» Украине проценты по кредитам. «Тело долга» Украина должна будет погасить в обозначенный соглашениями о кредитовании срок. То, что Украина не имеет фактических финансовых возможностей для того, чтобы сделать это, не останавливает частных кредиторов. Но частные кредиторы — далеко не единственная проблема, которую Украина должна решить для продолжения международного кредитования. МВФ потребовала от страны урегулирования вопроса о реструктуризации части внешнего долга перед Россией.
Однако для нашей страны такая реструктуризация крайне невыгодна. На практике она может означать потерю произведенных вложений.
Украина заявила о намерении реструктуризировать еврооблигации на сумму 3 млрд долл. США. Эти бумаги в 2013 году были приобретены Россией за счет средств ФНБ. Срок погашения еврооблигаций — 2015 г. Проценты по ним составляют 5% годовых. Украина объявила эту задолженность перед Россией «частной» и, опираясь на это противоправное основание, отказывается от выплаты.
Политические власти Украины пытаются отсрочить крах, нарушая тем самым выполнение своих внешнеэкономических обязательств. Для этого Верховной Радой Украины принят специальный закон, позволяющий приостановить выплаты по «реструктурируемому внешнему долгу»7. Так Верховная Рада собирается защищать экономику своей страны от неких «недобросовестных кредиторов»8, первым из которых подразумевается, конечно, Россия. Власти России заявляют о нелегитимности принятого на Украине закона.
Но выплаты кредиторам — далеко не единственное требование, которое МВФ предъявляет Украине для того, чтобы получать от него регулярные транши. МВФ требует от политических властей Украины сократить расходы на выплаты пенсий, на образование и на жилищно-коммунальное хозяйство (это приведет к дальнейшему росту тарифов на коммунальные услуги, который уже составляет 188% по сравнению с уровнем 2014 года).
Проводимая Украиной политическая линия может привести к обострению не только внешнеэкономических, но и внутриполитических проблем. Олигархи этой страны уже вступили в конфронтацию с осуществляемым политическим курсом, влекущим за собой разрушение промышленности и других отраслей экономики, в которые вложены их капиталы.
Президент Украины П. Порошенко находится сейчас в крайне сложном положении. Он вынужден слушаться своих внешних советчиков — выполнять указания МВФ, и, в то же время, внутри страны на него оказывают мощное давление украинские националисты. Рост политических протестов внутри страны ясно указывает на то, что у украинских националистов есть шанс провести очередной государственный переворот в стране и прийти к власти «с новым Майданом». Но имеющие сильные политические позиции внутри страны украинские националисты — сторонники прямой военной конфронтации с Россией. Насколько выгодна такая политическая позиция Западу — ответить пока трудно. Но ясно одно: содержать «фасадную демократию» Украины за свой счет Запад не намерен — в Европе достаточно стран, имеющих такие политические режимы, и ничего нового и особенно выдающегося в украинской ситуации нет.
Но для Киева еще не все потеряно. Экономику можно восстановить, возобновив отношения с бывшим «торговым партнером № 1» — с Россией. Наработанные исторические экономические связи не потеряны, и в выгодах от сотрудничества с Россией никого из представителей украинских предпринимательских кругов убеждать не нужно — эти выгоды очевидны. Но, если Украина не откажется от своего антироссийского внешнеполитического курса, даже без очередной «оранжевой революции» — «нового Майдана» страну ожидают годы жизни по так называемому «Греческому сценарию» — жесткая экономия и постоянное ожидание неминуемого дефолта. Ведь уже сегодня вероятность дефолта в Украине оценивается выше, чем в 50%.
Экономике Украины мешает восстанавливать свои позиции и отсутствие единства в высших эшелонах власти. Несмотря на бурную патриотическую риторику, крупные украинские бизнесмены, на самом деле, стремятся активно отстоять, прежде всего, свои интересы, даже в ущерб экономике страны в целом.
При этом новые украинские власти пытаются, якобы, «навести порядок» и «приструнить» олигархов. Как сказал в одном из своих интервью Президент Украины П. Порошенко, «Гарантирую, что никто больше не попадет в списки Forbes, снимая сливки с использования возможностей государственных монополий, с традиционно коррупционной среды в газовом секторе. Государство ни для кого не будет больше дойной коровой. Дикий капитализм в этой области с принятием этого закона, соответствующих нормативных актов, должен закончиться. Хочу, чтобы это услышали повсюду: и в Киеве, и в Вене»9.
На самом деле П.Порошенко еще до своего официального избрания уже фактически пошел на сговор с крупным бизнесом. Об этом СМИ рассказал один из крупнейших украинских бизнесменов Д.Фирташ. По его словам, «каждый добился желаемого»: Д.Фирташ не допустил президентства Ю.Тимошенко, а П.Порошенко встал во главе государства. Сейчас же Президент Украины, под видом борьбы с олигархами, сам сводит счеты со своими конкурентами. Он подписал закон «О рынке газа», который запрещает бесплатно пользоваться государственными газораспределительными сетями. По словам аналитиков, первым «под колесо» этого закона может попасть, как раз, бизнес Д.Фирташа. Его компания «Газтэк» контролирует более двадцати предприятий, чей профиль — поставки газа в регионы Украины.
На очереди — и другие представители «старой гвардии» олигархов Украины. При этом рост внутриполитической напряженности в стране, сопряженный, в том числе, и с политическими убийствами, заставляет многих политологов говорить о начале «войны олигархов» за передел собственности на Украине.
Олигархи — собственники промышленных активов Украины, становятся сейчас теми, кто теряет больше всех. Но они либо уже поняли, либо начинают все более отчетливо понимать сложившуюся ситуацию в отношении себя, и то, как на них может отразится внешнеполитическое и внешнеэкономическое поведение Украины, если оно продолжит развиваться в том же направлении. Но олигархи Украины — это важная сила, и они обязательно найдут возможности защитить свои интересы, несмотря на конфронтацию с политической властью.
Первым сигналом борьбы за передел украинской соб­ственности стал конфликт президента Порошенко с олигархом Коломойским. Сначала Верховная Рада приняла поправки в закон «Об акционерных обществах» — о порядке проведения собраний и выплаты дивидендов в госкомпаниях. Решение затронуло компанию «УкрТрансНАФТА», совладельцем которой выступает группа «Приват» Коломойского. Она владеет пакетом акций «УкрТрансНАФТА» в 42%. По прежним нормам это позволяло блокировать проведение собрания акционеров и осложняло распределение прибылей госкомпаний, а так же выплаты дивидендов акционерам. Законодательные поправки снизили кворум с 60 до 50% плюс одна акция, и, тем самым, ограничили влияние Коломойского на компанию. В отставку был отправлен и менеджер этой госкомпании — ставленник олигарха. Но на этом Порошенко не остановился. Его указом Коломойский был смещен с должности губернатора Днепропетровской области. Причиной этого стало то, что, используя эту должность, Коломойский стал открыто реализовывать свои экономиче­ские интересы, не согласуя их с Порошенко. Во время военных действий на Украине Коломойский открыто финансировал «территориальные батальоны», которые не подчинялись Президенту Украины, как верховному главнокомандующему, что очень вредило его международному имиджу как «миротворца», поскольку «карманная армия» Коломойского продолжала боевые действия, несмотря на мирные заявления Порошенко на международной арене. Еще одна причина конфликта состоит в том, что Коломойский открыто призывал пересмотреть результаты приватизации на Украине, на заседаниях парламентских комиссий раскрывал нарушения, которыми сопровождалась продажа государственных активов. Коломой­ский предлагал забрать собственность у своих коллег-олигархов — Д.Фирташа и Р.Ахметова. Но по сути, Коломойский пытался подорвать всю систему собственности Украины, сложившуюся после распада СССР. Принадлежащая Коломойскому группа «Приват» оспорила в судах приватизацию пятидесяти процентов крупнейшей энергопоставляющей компании Украины — «Днепроблэнерго». Ее три года назад приобрел холдинг «Донбасская топливно-энергетическая компания», принадлежащий Р.Ахметову. Ранее компании Коломойского уже обжаловали в суде сделки компаний Ахметова с корпорациями «Западэнерго» и «Днепр­энерго».
Война на востоке Украины принесла владельцам местных активов проблемы с логистикой, промышленным производством и товарооборотом. На этом фоне позитивную динамику показывают такие отрасли экономики как фармацевтика, пищепром и агропромышленный сектор. В целом Украина активно движется к тому, чтобы стать аграрной страной и поставщиком дешевой рабочей силы, утратив почти все свое промышленное производство и самостоятельную энергетику. В целом, такие тенденции в украинской экономике соответствуют интересам ЕС и США. Однако, тем же олигархам нужна Украина промышленная, т.к. превращение страны в аграрную означает для них серьезные потери. Точно так же невыгодным для них оказывается переход экономических промышленных активов в руки иностранных инвесторов, и, в частности, инвесторов из США, что уже наблюдается сегодня и приветствуется ныне действующими политическими властями Украины.
В результате на Украине складывается политическая и экономическая ситуация, при которой существуют значительные внутренние силы, заинтересованные в возврате добрых отношений с Россией, восстановлении экономических связей между Украиной и нашей страной. Антисоциальная политика, которую диктует Запад и МВФ, может привести к активной народной поддержке политических сил, выступающих за восстановление добрососедских отношений с Россией и отказ от прозападного политического курса. Этот путь мог бы спасти экономику Украины и постепенно вывести страну из глубокого кризиса.


Литература
1. Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/verhovnaya_rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshnih_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
2. Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
3. Матвеева М.А. Состояние экономики Украины в первом квартале 2015 года — кризис или крах? // АиФ «Экономика». — 2015. — 12 мая. — С. 3.
4. Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.
5. Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме импорта России в 2013 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/IssWWW.exe/Stg/14-08.doc(дата обращения 28.05.2015)
6. Ukraine Crisis Fallout /May 25, 2015// http://www.bloomberg.com/topics/ukraine (дата обращения 28.05.2015)

Сноски 
1 Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.
2 Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
3 Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме импорта России в 2013 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/IssWWW.exe/Stg/14-08.doc (дата обращения 28.05.2015)
4 Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
5 Матвеева М.А. Состояние экономики Украины в первом квартале 2015 года — кризис или крах? // АиФ «Экономика», 12 мая 2015 г. С. 3.
6 Ukraine Crisis Fallout /May 25, 2015// http://www.bloomberg.com/topics/ukraine
7 Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/verhovnaya_rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshnih_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
8 Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/verhovnaya_rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshnih_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
9 Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия