Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В АСТАНЕ, 6 октября 2015 г.)

Выступление Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б. Христенко



Уважаемые коллеги, в первую очередь я хотел бы поблагодарить организаторов за приглашение и возможность здесь выступить на вашем мероприятии. Уверен, что все присутствующие здесь участники форума в достаточной степени осведомлены об основных элементах евразийского проекта и являются в той или иной степени в разных ипостасях его заинтересованными участниками. Поэтому я бы хотел, может быть, обозначить несколько важных, с моей точки зрения, тенденций, которые определяют облик евразийского проекта в текущий момент и на перспективу.
В последние десятилетия важнейшие изменения в мире определялись двумя процессами: глобализацией и регионализацией, где-то они шли параллельно, достаточно мирно дополняя друг друга, где-то входили в активную фазу столкновения.
Финансовый кризис, перешедший в кризис глобализации, стал катализатором для процессов интеграции и регионализации повсюду в мире. Кризис глобализации сопровождается и кризисом институтов глобализации.
Правила функционирования таких институтов, как ВТО, МВФ и других были определены давно и в известном центре. Этот центр на сегодня достаточно существенно размывается, и мир реально становится многополярным. Сформировались новые центры, которые не удовлетворены своими возможностями влиять на принимаемые решения через существующие глобальные институты и механизмы. При этом все понимают, что в нынешнем мире в одиночку нельзя ни выжить, ни быть услышанным. Все стараются найти такую площадку, такую группу, которая позволит в наибольшей степени реализовать собственные проекты. Поэтому группы игроков с близким пониманием целей ищут форматы совместного формулирования своих интересов, в том числе для изменения старых правил игры в рамках глобальных институтов.
Развитие тенденции к регионализации — попытка найти ответ на эти вызовы, вариант, позволяющий нащупать новые форматы взаимодействия, в конечном счете выйти на обновленную архитектуру мироустройства. Евразийский экономический союз в этом смысле старается двигаться в тренде, как теперь модно говорить.
На нашем пространстве создается рынок с населением около 180 миллионов человек, живущий практически по единым транспарентным правилам. Де-юре и де-факто этот рынок функционирует на основе норм и правил ВТО, становясь более открытым и понятным для инвесторов.
Нас уже пятеро. Армения и Кыргызстан стали полноправными членами Союза.
Действующая система органов управления обеспечивает функционирование единого рынка товаров, эффективную реализацию компетенции по регулированию внешней торговли, сферы технического регулирования, таможенного администрирования.
Мы двигаемся пошагово. Безусловно, нельзя сказать, что у нас совсем нет проблем или мы выполнили все планы на 100 процентов. Более того, в значительной степени первые «сливки» от упрощения и унификации процедур, устранения границ мы уже сняли. Это сыграло в плюс. Но теперь, особенно на фоне ухудшившегося внешнего контура, надо еще активнее заниматься устранением изъятий и ограничений, барьеров и препятствий для эффективного функционирования единого рынка. Это даст дополнительный стимул для развития экономик стран Союза.
Мы двигаемся по пути либерализации в целом ряде важнейших секторов услуг: от строительства и торговли, до аудита или путешествий. С 1 января 2015 года в договоре впервые были установлены правовые основы единого рынка услуг. Договор предполагает начало функционирования со следующего года единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Это большой рынок, более 40 миллиардов долларов, который является целевым для программ национального инновационного развития экономик наших стран. Мы сейчас над этим активно работаем.
В ближайшие десять лет нам предстоит большая работа: выйти на скоординированную энергополитику и сформировать общие энергорынки: в 2019 году — рынок электроэнергии, в 2025 году — рынки нефти, газа и нефтепродуктов.
Нам предстоит осуществить пошаговую либерализацию транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, безусловно, приведет к существенному росту транзитной привлекательности стран союза, в том числе с точки зрения формирования и развития перспективного коридора Китай-Европа.
Конечно, чем больше делаешь, тем больше возникает вопросов, иногда проблем, а иногда даже конфликтов, которые необходимо решать. Существующие примеры такого рода проблем, спорных ситуаций, по моему абсолютно глубокому убеждению, лежат в зоне недоинтеграции. Мы иногда оставляем недоделанными дела на потом, где-то трудно договориться — мы договоримся завтра. И эти лакуны недоинтеграции являются основными источниками тех проблем, иногда непростых ситуаций, выходить из которых можно одним единственным способом — усиливать интеграцию и проводить согласованную экономическую политику.
Союз — открытое объединение. Этот проект носит экономический характер. Характер лишен политической составляющей, ориентирован на интересы бизнеса, совершенствование регулятивных систем и снижение барьеров. Мы стараемся активно взаимодействовать с нашими ключевыми торгово-экономическими партнерами.
Европа — один из таких партнеров. Несмотря на сложный текущий период, с моей точки зрения, у нас нет альтернатив, кроме сотрудничества. Мы сформулировали Памятную записку о взглядах на развитие отношений между Евразийским союзом и Европейским союзом, одобренную руководством правительств наших стран. Она сейчас препровождена руководству Европейской комиссии для дальнейшей совместной проработки. Надеюсь, что этот трек откроется в ближайшее время.
Некоторое время назад (многие участвующие здесь помнят об этом, даже участвовали в этом процессе) между Россией и ЕС был практически оформлен большой проект Общеевропейского экономического пространства. Он родился как попытка разрешить текущие проблемы, увидеть стратегическую перспективу в отношениях России и ЕС на базе достаточно простой формулы «ВТО+ и Зона свободной торговли+». Результатом этой работы должен был стать выход на всеобъемлющее соглашение о зоне свободной торговли между Россией и Европейским союзом. Проект включал и общее энергетическое пространство — самый чувствительный сектор.
Несмотря на то, что сегодня все это выглядит, может быть, немного удивительным, я абсолютно убежден, что этот проект не потерял своей актуальности. Более того, создание Евразийского экономического союза, гораздо лучше подготовленного к гармонизации норм с Евросоюзом, дает шанс на реализацию большого проекта общего экономического пространства от Атлантического океана до Тихого океана.
Тем не менее в текущих условиях определенного снижения интенсивности взаимодействия на западном треке неизбежным стало и становится наращивание активности на юго-восточном направлении — в сторону азиатско-тихоокеанского (наиболее динамично развивающегося мирового региона) и латино-американского регионов (режим санкций со стороны Европейского союза и США только подогрел эту активность, причем даже не столько с нашей стороны, а сколько со стороны наших партнеров). Это реализация форматов современных всеобъемлющих соглашений о зоне свободной торговли. При сохранении текущей интенсивности переговоров, которые ведутся по форматам зоны свободной торговли, через несколько лет более 60 процентов всей мировой торговли будет регулироваться не столько правилами ВТО, сколько нормами этих соглашений.
Наверное, вы знаете, совсем недавно, позавчера, 12 министров торговли стран тихоокеанского бассейна, включая США, подписали соглашение о транстихоокеанском партнерстве, которое теперь пойдет на одобрение в соответствующие парламентские структуры этих стран, и продекларировали, что внутри этого транстихоокеанского партнерства сосредоточено порядка 40 процентов мировой экономической силы.
Таким образом, тенденция к расширению режимов свободной торговли, с одной стороны, ослабляет некоторые общие глобальные нормы, с другой стороны, двигает к тому, что эти нормы должны, наверное, вовремя корректироваться.
Недавно Евразийский союз подписал такой документ с Вьетнамом. Для нас это прецедент. Это первое полноформатное современное соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС как союза с третьими странами. При этом ни одна из стран ЕАЭС ранее не имела подобного опыта. Как уже было сказано, таких заявок более 30. Сейчас на выбранных приоритетных направлениях созданы специальные совместные исследовательские группы, которые готовят материалы для выхода на переговорные треки по таким странам, как Египет, Израиль, Индия, Иран. Безусловно, Китай занимает в этом ряду особое место. Китай был и остается одним из ключевых экономических партнеров стран Евразийского экономического союза. По итогам 2014 года товарооборот ЕАЭС с Китаем составил около 110 миллиардов долларов. Китай — крупнейший страновой партнер для наших государств.
У каждой из наших стран на двусторонней основе с Китаем существует достаточно развернутая система сотрудничества, достаточно серьезные взаимные интересы. С точки зрения Евразийского экономического союза сегодня работа с китайскими партнерами строится сразу по нескольким трекам. Прежде всего, это регулярные рабочие контакты. В частности, системное взаимодействие Комиссии с Министерством коммерции КНР в формате Диалога по торговым вопросам.
В этой же рамке лежит подготовка соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китая.
С нашей точки зрения, регулярный обмен информацией повысит степень доверия между государствами-членами ЕАЭС и Китаем, поможет предотвращению нарушений таможенных законодательств наших стран, ускорит таможенные процедуры.
В мае этого года президенты наших стран приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Подготовительная работа уже идет. Мы предполагаем, что официальные переговоры по этому соглашению могут стартовать в начале 2016 года. Это пока не преференциальное соглашение, но важный этап в развитии экономического сотрудничества, упорядочивающий всю структуру отношений и создающий базу для дальнейшего движения, в том числе с целью возможного выхода на соглашение о зоне свободной торговли.
Кроме того, Комиссия прорабатывает формат выстраивания основы для системного диалога с китайскими партнерами по вопросам технического регулирования, санитарных, фитосанитарных мер, транспорта, электроэнергетики и так далее. Для этого мы подготовили проект Меморандума о сотрудничестве с Китайской Народной Республикой, который мы направили в правительства наших стран. С нашей точки зрения, работа на этой площадке позволит в перспективе выйти на возможность создания общего экономического пространства ЕАЭС и Китая.
Наконец, с точки зрения долгосрочной перспективы нашего сотрудничества существует ключевой трек, который мог бы стать в каком-то смысле площадкой для «сборки» различных направлений взаимодействия. Речь идет о сопряжении евразийского экономического проекта и инициативы Китая по созданию Экономического пояса Шелкового пути.
Евразийский экономический союз — организация с международной правосубъектностью, единый рынок, построенный на единых правилах, который призван придать импульс экономическому развитию стран-участниц за счет снижения издержек, повышения эффективности регулирования, совершенствования норм.
Экономический пояс Шелкового пути — глобальный проект, призванный гармонизировать торгово-экономическое сотрудничество среди стран-участниц, стимулировать инфраструктурные инвестиции. Это проекты, построенные по разным основаниям. Но, с нашей точки зрения, они могут стать органично взаимодополняющими друг друга.
Все лидеры наших стран поддержали эту инициативу, для всех она представляет большой интерес, и это понятно.
Мир живет и развивается на базе важнейших инфраструктур. Если только четыре из них назвать, энергетическую, транспортную, информационную и финансовую, то станет понятно, что даже эти четыре важнейших инфраструктур не что иное, как каркас глобального развития. Если эти инфраструктуры гармонично развиваются, согласованы между собой, то это создает гигантский импульс для экономического развития, развития большого ряда отраслей экономики. Если в энергетике, то, например, это создает совсем другой подход для возможностей стратегических инвестиций в электроэнергетику, для развития энергомашиностроения и так далее. В транспорте при достижении согласованных позиций по регулированию инфраструктур, безусловно, это самый лучший стимул для совместного развития транспортного машиностроения, авиастроения и так далее.
Инфраструктура — это гигантский мультипликатор. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути — грандиозный глобальный проект.
Для его гармоничной и эффективной реализации необходимо найти формулу взаимодействия. Необходимо подвести под эту инициативу правовую базу, балансирующую интересы всех участников этого проекта, обеспечивающую финансовые и управленческие аспекты, объединяющую усилия участников и прозрачно разделяющую риски. Это касается как взаимных интересов по развитию транспортных коридоров на территории Евразии, развитию энергетического сотрудничества, так и расширению технологической кооперации, созданию новых точек роста.
Я хочу напомнить одну историю из европейского трека. Когда обсуждался проект общего европейского экономического пространства между Россией и Европейским союзом с прицелом на его расширение за счет стран-участниц Евразийского сообщества еще тогда, один из ключевых, важнейших и самых трудных секторов, который до сих пор является самым конфликтным, сектор энергетики не просто присутствовал в пакете общего европейского экономического пространства, а он выходил в своей перспективе на формирование единого энергетического пространства. «Единого» означает функционирующего на базе единых норм с единым центром регулирования. Тогда в самых смелых проектах, которые обсуждались, была попытка в самой конфликтной зоне сделать самый продвинутый формат интеграции. К чему бы это привело, если бы (хотя история не любит сослагательного наклонения) это случилось? Не было бы ни второго, ни третьего энергетического пакета, не было бы той зоны конфликта, которая сегодня создает турбулентность на рынках, в первую очередь на энергетических рынках.
Этот пример я привожу только с одной целью. Мне кажется, что выход на реальное сопряжение Евразийского экономического проекта с проектом Экономического пояса Шелкового пути означает выход на формирование такой правовой основы под инфраструктурным взаимодействием с созданием этого каркаса, по крайней мере в четырех важнейших инфраструктурах, которая в том числе вберет в себя весь наш опыт, опыт недоделок, может быть, каких-то ошибок и создаст наиболее прочную основу, понятную и прогнозируемую для всех участников этого проекта. Если это будет сделано, то ничего подобного еще нигде и никогда не делалось, это будет глобальным прорывом. Большое спасибо.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия