Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Лиходей О. А.
профессор кафедры отечественной истории, социологии и политологии
Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций,
кандидат философских наук


НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ: ПОИСК СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАРГИНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Праволиберальные реформы, начавшиеся с лозунгов, призывающих повернуть экономику лицом к человеку, создать социальные стандарты и нормативы, развивать рыночное хозяйство, в странах СНГ на практике привели к деиндустриализации экономики, безработице, массовому обнищанию населения. Усилился процесс нисходящей социальной мобильности, приведший к появлению "социального дна", распространению бродяжничества и попрошайничества. Централизованный учет этой категории населения был прекращен с 1990 г. Так, Госкомстат РФ учитывает только оседлое население, поэтому отсутствуют сведения о бездомных. Милицейские, медицинские статистические данные, а также отдельные исследования, которые проводят государственные структуры и общественные организации, не дают полной картины. По мнению А. Бабушкина, численность бездомных в России составляет около 1 млн человек [1]. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, численность людей в России, не имеющих крыши над головой, достигла 3 млн [2]. О.Б. Милушкина, ссылаясь на оценку ряда экспертов, приводит цифру 4 млн [3, с. 86]. В.А. Шапинский полагает, что их количество достигает 0,2% населения, что равно примерно 7 млн 350 тыс. человек [4]. По данным же МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс. человек [5].
Различные оценки численности бездомных связаны с тем, что в одном случае учтены только те, кто столкнулся с органами правопорядка, в другом - "собственно бездомные", в третьем случае - бездомные "де-юре" (лица, проживающие в общежитиях, у родственников, на съемных квартирах). Приведенные данные к тому же - данные только по городскому населению, численность бездомных на селе остается неизвестной. Численность лиц, занимающихся попрошайничеством, уже в 1994 г. составляла около 300-350 тыс. человек [6].
Решение проблемы бродяжничества, бездомности, попрошайничества связано со стратегическими задачами стабилизации положения в стране, борьбы с бедностью. Это позволит не опуститься людям, чье положение является неустойчивым вследствие обнищания. В противном случае новые массы людей будут пополнять ряды обитателей "социального дна".
Провозглашенный в России курс на строительство социального государства предполагает решение проблемы бездомности. В конституциях Белоруссии, Украины Казахстана также зафиксировано положение о строительстве социального государства.
Вместе с тем на решение проблемы влияет ряд факторов: степень осведомленности, представление об оптимальных способах осуществления социального контроля, степень терпимости в обществе по отношению к бездомным. В настоящее время положение бездомных многими не воспринимается как одна из первоочередных проблем.
Недостаточный уровень информированности обуславливает интолерантное отношение к бездомным, бродягам. Бродяжничество воспринимается как девиантная модель поведения, обусловленная преимущественно личностными характеристиками субъекта. Опрос населения Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургским филиалом Института социологии РАН в 1993 г., показал, что 65% населения характеризовало бродяг как явных девиантов, представителей групп риска [8]. К близким выводам пришел И.Н. Гурвич, отметивший, что нетерпимость в отношении бродяжничества и попрошайничества представляет собой единую социальную установку [9].
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 10% опрошенных сочли, что бродяг надо ликвидировать, 20% - изолировать от общества, 5% - предоставить самим себе, 11% затруднились ответить, и только 55% ответили, что им нужно оказывать помощь [10]. В целом 30% опрошенных позиционировали себя как сторонники репрессивных санкций, считая бродяжничество, попрошайничество проявлениями социального паразитизма.
Можно выделить и скрытую интолерантность, для которой характерно, что субъект в силу собственных установок и взглядов относится негативно к представителям маргинальной группы, в том числе к бродягам, но, понимая важность принципов толерантности, либо опасаясь открыто декларировать свои взгляды или предпринимать определенные действия, предпочитает игнорировать проблемы последних. Для вербальной же интолерантности характерно, что субъект не считает необходимым скрывать свои взгляды и позволяет себе публичное осуждение и обращает внимание на моральную ответственность бродяг за то положение, в котором они оказались.
К сожалению, даже международное право в настоящее время не дает возможности четко установить границы между правом на свободу выражения мнения и правом защиты от дискриминации. В связи с этим в обществе по отношению к бездомным развивается и агрессивная поведенческая интолерантность. Их лишают жизни с целью запугивания гастарбайтеров из стран СНГ [13]. Они становятся жертвами разбойных нападений, избиений, изнасилований. Особенно в трудном положении по сравнению с остальными бездомными оказываются лица старше 50 лет.
В настоящее время следует направить усилия общества на недопущение перерастания скрытой, вербальной интолерантности в открытые формы. Для преодоления ценностных стереотипов по отношению к бездомным бродягам следует добиваться вовлечения населения, различных общественных институтов в деятельность, которая бы позволила преодолеть социальную исключенность бездомных из "большого общества".
Проблема прав человека не имеет селективного характера и распространяется на все группы населения. Это означает, что бездомный, бродяга должен восприниматься властью и окружающими как гражданин, чьи права и свободы незыблемы. Соответственно необходимо иметь систему учета и регистрации бездомных, попрошаек (как местных, так и иногородних) для того, чтобы иметь представление о размерах социальной группы, нуждающейся в поддержке. В России необходимы федеральный закон о правовом статусе лиц без определенного места жительства, предупреждении бездомности и о социально-правовой реабилитации бездомных, бродяг, комплексная превентивная и ряд индивидуальных программ поддержки данной группы населения. Следует ввести практику государственного страхования сделок на жилье, что позволит в случае утраты жилья из-за преступления или нарушения закона человеку, оказавшемуся бездомным, получить приют за счет средств такого страхования.
В 1996 г. в Санкт-Петербурге, по официальным данным, 68 инвалидов по психическим заболеваниям лишились жилья, продав его собственноручно, не подозревая о том, что делают. В действительности таких случаев гораздо больше. По данным психиатров, только в Адмиралтейском районе Петербурга более 100 человек потеряли жилье подобным образом [15]. Известны случаи, когда бездомными бродягами становятся бывшие пациенты психиатрических больниц, которых лишили жилья недобросовестные опекуны (иногда ими становятся и медицинские работники). Поэтому в тексте Закона РФ
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" необходимо положение, которое бы давало психиатрическим учреждениям право защищать законные права и интересы больных. Одновременно для усиления правовой защищенности недееспособных следует внести изменение в ч. I Гражданского кодекса РФ, которое дополнило бы ст. 35, положением о процедуре судебного рассмотрения вопросов о назначении опекуном работника медицинского учреждения.
Необходимо совершенствовать социальное право для предоставления гарантий пенсионного обеспечения пожилым людям со значительным сроком пребывания в местах заключения, не способных содержать себя. В колониях такие заключенные работали, но по новому пенсионному законодательству этот трудовой стаж не включается в страховой период, что влечет за собой лишение права на получение пенсии.
Острой проблемой является размещение одиноких бездомных инвалидов. Государство должно предоставлять право на помещение в интернаты нетрудоспособных одиноких бездомных престарелых и инвалидов. Престарелые и инвалиды, имеющие здоровых трудоспособных детей, могут быть помещены в интернаты только на платной основе.
Следует принять и законодательную норму, определяющую ответственность родителей за брошенных детей.
Закон должен содержать прямой запрет на изъятие органов у бездомных людей, а также у тех, чья личность не установлена из-за отсутствия документов.
Государство, общество обязаны оказать помощь людям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. С этой целью открываются дома ночного пребывания, социальные гостиницы, дома социальной адаптации. Однако численность подобных заведений не достигает в России и четырех десятков. Например, в Санкт-Петербурге существует лишь 4 дома ночного пребывания, хотя их целесообразно создавать в каждом административном районе города. Для организации социальных учреждений следует использовать заброшенные пионерские лагеря, турбазы, армейские казармы, складские помещения, бывшие приемники-распределители, принадлежавшие ГУВД. Необходимо организовать в каждом районе города пункты сдачи-выдачи бесплатной одежды, либо организовать регулярный сбор вещей (продуктов) по районам. В каждом районе города необходимо создавать банки продовольствия, в том числе продуктов, сроки реализации которых заканчиваются, либо просроченых.
Опыт европейских стран показывает, что бездомные бродяги нуждаются в создании мест пребывания, где они могут найти приют и днем. В некоторых местах пребывания пища, одежда предлагаются бесплатно. Желающие могут получить информацию о возможности получить медицинскую и социальную помощь, воспользоваться телефоном и почтовым адресом, по которому они могли бы получать корреспонденцию.
Предоставление бездомным убежища, однако, не решает их основную проблему - получить возможности иметь постоянное жилье и работу. Наиболее перспективный путь в этом отношении - предоставление им коммунальных общежитий. В ряде европейских стран, в США, Канаде были созданы общежития открытого доступа, в которых бездомному предоставляли место, арендную плату за которое вносило правительство. Были открыты и гостиницы, в которых они могли снять комнату на условиях понедельной оплаты и выдачи ваучера. С целью создания таких гостиниц местные власти предоставляли налоговые льготы, свободную общественную землю, пустующие здания. Для обеспечения жильем использовалась также реконструкция ветхого, заброшенного жилого фонда с организацией общественных работ, в которых принимали участие и бездомные, и предоставлением ссуд. В Канаде людям, которые собираются заняться самовозведением жилья, обеспечивается техническая и финансовая поддержка за счет правительственных субсидий, организации строительных кооперативов и ассоциаций размещения, прежде всего в сельской местности. Для постоянного размещения бездомных был использован и такой способ, как аренда частного разрушающегося дома на срок от одного года до пяти лет, за минимальную плату, при условии ремонта дома.
В России в советское время бродяги могли наниматься на работы в сельской местности (уборка урожая, ремонт, строительство), создавать временные бригады и в течение определенного сезона работать на Севере или Дальнем Востоке. Теперь с ростом безработицы на селе найти сезонную работу все труднее. На Кавказе, в Калмыкии, Восточной Сибири поиски работы становятся просто опасными, так как бродяг захватывают и используют в качестве рабов. Возможность легальным путем получить работу для лиц, не имеющих прописки, регистрации, невелика, так как работодатели не хотят иметь дело с бродягами. Данные Городского пункта учета зарегистрированных лиц без определенного места жительства в Санкт-Петербурге в период с 01.03.1998 по 24.10.2003 г. свидетельствуют о том, что большинство бездомных бродяг добывали средства к существованию за счет случайных заработков (2828 чел.); постоянную работу имели 564 чел.; временную - 344 чел.; не имели работы 4014 лиц без определенного места жительства.
Помощь, оказываемая лицам без определенного места жительства и занятий в трудоустройстве, идет по двум основным направлениям - содействия занятости и организации общественных работ. Для удовлетворения спроса на рабочую силу разрабатываются программы содействия занятости населения в целях достижения эффективной занятости, оказания адресной поддержки гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе лицам без определенного места жительства и отбывшим срок наказания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 875 от 14.07.1997 г. "Об утверждении Положения об организации общественных работ" в Санкт-Петербурге было принято решение о формировании, начиная с 1999 г., целевых программ развития общественных работ, реализация которых обеспечивается как за счет бюджета города, так и за счет средств работодателей. В настоящее время разрабатывается целевая программа "Организация и развитие общественных работ в Санкт-Петербурге на 2005-2007 годы".
Государство планирует начать разгосударствление социальной сферы, освободиться от функции непосредственного предоставления социальных услуг, оставить за собой только функцию, связанную с установлением правил предоставления услуг, либо с ролью посредника, который определяет операторов для оказания социальных услуг различным группам населения. Предполагается создать рынок социальных услуг с реальной конкуренцией. На основе конкурсных торгов будет осуществляться закупка товаров и услуг для этих нужд [20]. Предполагается передать финансирование решения и ответственность в данной сфере субъектам РФ, исходя из того, что проблемы более точно можно оценить на местах, и необходимости преодолеть склонность некоторых местных должностных лиц игнорировать социальные нужды, в том числе бездомных. Новая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ закрепила в ст. 15 положение о том, что вопросы социальной поддержки и социального обслуживания населения будут переданы в ведение субъектов Федерации и муниципалитетов.
В связи с формированием рынка социальных услуг актуальной задачей становится сотрудничество органов власти с общественными, неправительственными организациями и объединениями, численность которых в РФ, по разным оценкам, составляет от 70 до 250 тысяч [21]. Передача части полномочий от государства к общественным организациям предполагает, что должен быть определен перечень социальных учреждений, которые будут находиться только в ведении государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления и будут финансироваться из бюджета. С 1.01.2005 г. в России должна начать функционировать принципиально новая система финансирования социальной сферы в соответствии с новым законом о социальной защите и Европейской социальной хартией, которая налагает на государство обязательства по уменьшению количества бездомных, по защите от бедности и социального отчуждения.


Литература
1. Бабушкин А. Бездомность в истории России //Люди улицы. Москва-Прага. - М., 1995. - С. 5.
2. Семенова И., Смолькова Т., Невинная И. Отверженные //Российская газета. - 2002. - 10 января.
3. Милушкина О.Б. Социологический анализ девиантного поведения как объекта социальной работы на примере бездомных: Автореф. дис... к. социол. н. - СПб., 2001.
4. Шапинский В.А., Марев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учеб. пособие. - Ростов-наДону, 1997.
5. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения //Социол. исслед. - 2004. - N 4. - С. 39.
6. Орельчикова А.Ю. Стратификация и мобильность на современном этапе: Методические разработки. - М., 2001. - С. 25.
7. Права граждан без определенного места жительства // Сборник судебной практики судов России. - М., 2002. - С. 2-3.
8. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И., Соколов В.А. Петербургские бездомные: социологическое исследование //Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями). - М., 1995.
9. Гурвич И.Н. Виктимизация как фактор изменения правосознания //Социол. исслед. - 1999. - N 1. - С. 91-96.
10. Стивенсон С.А. Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества (на примере Москвы и Санкт-Петербурга): Автореф. дисс... к. социол. н. - М., 1996. - С.57.
11. Тишков В. Что делать с экстремизмом? // Этносфера. - 2002. - N 8. - С. 14.
12. Юные убийцы заботились о чистоте нации // Московский комсомолец. - 2001. - 24 ноября.
13. Дульман П. Стахановцы //Российская газета. - 2002. - N 1. - С. 30.
14. О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 17.06.2000 г. // Защита прав человека: Сб. документов. 1998-2000. - М., 2001. - С. 327.
15. Борисова А. Человек идет и улыбается...// Санкт-Петербургские ведомости. -1997. - 18 декабря.
16. Баскакова Е. Печень на прилавке //Социальная защита. - 2003. - N 11. - С. 38-39.
17. См.: Распоряжение губернатора N 1292-р от 03.12.1999 г. Об утверждении Положения об организации общественных работ в Санкт-Петербурге //Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2000. - N 1. - С. 109-110.
18. В исполнение постановления Правительства РФ N 32 от 11 апреля 2000 г. "О внесении изменений в Федеральную целевую программу содействия занятости населения РФ на 1998-2000 гг.".
19. См.: Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2001. - N 11. - С. 21-25.
20. Порядок закупки товаров и услуг определен Указом Президента РФ N 305 от 8.04.1997 г.
21. Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. - М.: 2002. - С. 49.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия