Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гильманов Д. В.
руководитель дополнительного офиса филиала «Северо-Запад»
Акционерного банка «Алданзолотобанк» ОАО в г. Санкт-Петербурге


Управление развитием малого промышленного бизнеса на основе системы налогообложения малых предприятий
В статье рассмотрены основные особенности системы налогообложения предприятий малого бизнеса в России, проведен анализ зарубежного опыта. Выделены наиболее актуальные проблемы развития малых предприятий нашей страны, предложены несколько экономико-математических моделей оптимизации налогообложения для отраслей малого бизнеса
Ключевые слова: малое предприятие, система налогообложения, налоговые льготы, оптимизация налогообложения
УДК 336.02   Стр: 143 - 147

Одним из неотъемлемых элементов экономики развитых государств является малое предпринимательство. Малый бизнес охватывает все виды деятельности. Существование и развитие этого сектора отчасти обеспечивает экономический рост страны, поддерживает конъюнктуру рынка, создаёт рабочие места, обеспечивая занятость населения, способствует развитию инноваций.
В то же время малый бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Многие малые предприятия занижают в отчетных данных свои доходы, завышают расходы, применяют другие приемы уменьшения налогооблагаемой базы. В результате бюджеты государства и регионов недополучают налоговые платежи.
На основе анализа особенностей налогообложения предприятий сектора малого бизнеса в крупнейших мегаполисах мира были выделены общие отличительные особенности, которые положены в основу существования специальных налоговых режимов, предусмотренных в крупнейших исследованных мегаполисах (Москва, Мехико, Рио-де-Жанейро, Сантьяго и др.).
Так, в Лондоне налог на имущество уплачивается не с балансовой, а с рыночной стоимости имущества, вследствие чего этот налог оказался в Лондоне самым высоким. В ряде мегаполисов отсутствует транспортный налог: из 5 лидеров его платят только в Бангкоке. В Эр-Рияде и Гонконге предприниматели не уплачивают налог на имущество, а в Тбилиси работодатели освобождены от уплаты социальных взносов. В Эр-Рияде ставка аналога налога на прибыль составила всего 2,5%, поскольку хозяином бизнеса является гражданин Саудовской Аравии. В остальных городах-лидерах ставка налога на прибыль для условной компании колебалась от 9,975% (в Вашингтоне) до 20% (в Бангкоке).
По результатам анализа, Москва занимает 15-е место среди исследуемых мегаполисов по уровню налоговой нагрузки на малый бизнес. Малые предприятия, которые ведут бизнес в Москве, могут применять 4 специальных налоговых режима. В круге исследуемых мегаполисов, помимо Москвы, специальные налоговые режимы малым предприятиям предлагают лишь 4 мегаполиса: Мехико, Рио-де-Жанейро, Сантьяго и Тбилиси. При использовании условным предприятием упрощенной системы налогообложения Москва переходит в рейтинге с 15-го на 7-ое место (рис. 1, 2).
Рис. 1. Суммарная нагрузка на предприятия малого бизнеса (в евро) [1]
Рис. 2. Рейтинг мегаполисов на основании суммарной налоговой нагрузки (в евро) [1]
Таблица 1
Сравнительная характеристика налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Наименование страныНалоговые стимулы
РоссияСпециальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН)
СШАУплата подоходного налога по более низким ставкам. Собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий». Применяется прогрессивное налогообложение прибыли. Налоговые льготы предоставляются на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны
ФранцияДля малых и средних предприятий предусмотрен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. На 40–50% снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств
ВеликобританияПредприятия с доходом менее 15 000 фунтов стерл. имеет право заполнять простую налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и деятельности. Предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерл. Временные льготы, которые вводятся на определенный период времени. Налоговые скидки на затраты по НИОКР. Налоговые стимулы для инвесторов в акции малых и средних предприятий.

В начале 90-х годов малый бизнес претерпевал значительные изменения, многие предприятия обанкротились в результате введения больших налогов. Прежняя экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Этот стереотип «завышенных налогов» остался и в настоящее время. По закону предприниматели вынуждены платить несколько обременительных налогов, как на свою прибыль, так и за наемных работников. Мнение большинства представителей малого бизнеса в России следующее: если выплачивать все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится нерентабельным и прекращает существование. Тем более это актуально для начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, не смогли бы справляться с высокой конкуренцией, характерной для малого бизнеса.
Однако, проблема налогообложения заключается не только в большом налоговом бремени предприятий. Российские предприниматели зачастую подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, налоговые и другие ведомства, выражая недовольство их работой, принимаемыми законодательными актами. Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения часто содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть представителей малого бизнеса резко отрицательно оценивают всю налоговую систему, механизмы взымания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государственных чиновников.

Таблица 2
Направления налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса
Первое направлениеВторое направление
Введение единого налога (что сделало проще ведение системы учета, отчетности и налогообложения):
– на совокупный доход иваловую выручку
– на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Предоставление определенных налоговых льгот, на особых условиях и на определенный срок:
— снижение налоговой ставки
— установление налогового минимума
— налоговый кредит

Одним из льготных режимов в России является упрощённая система налогообложения (УСН). Основная особенность данного режима заключается в том, что предприятия, добровольно перешедшие на неё, освобождаются от уплаты части налогов, значительно уменьшая свою налоговую нагрузку. Следует отметить и то, что использование УСН не освобождает предпринимателей от уплаты страховых взносов, транспортного налога, земельного налога и НДФЛ.
Невозможно не отметить явные преимущества УСН. Во-первых, УСН помогает снизить сумму налоговых выплат предприятия примерно в 3 раза [2]. Во-вторых, предприятия, применяющие УСН, не оплачивают НДС, что освобождает их от трудоёмкого расчета данного налога. В-третьих, организации сдают только одну декларацию по единому налогу.
Однако в этом году изменения законодательства также затронули малые предприятия, применяющие УСН. С 2014 года предприятия на УСН обязали сдавать годовой бухгалтерский баланс, хотя до этого такие предприятия могли вести только налоговый учет и в принципе в услугах бухгалтера не нуждались. Кроме того, закон № 52-ФЗ от 02.04.2014, вступивший в силу с 01.01.2015, отменил часть льгот по уплате налога на имущество организаций, работающих на УСН и едином налоге на вмененный доход. Отмена льготы распространяется на отдельные объекты недвижимости, по которым налог на имущество будет рассчитываться, исходя из их кадастровой стоимости. К таким объектам относятся специализированные административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, в которых размещаются офисы, объекты общепита, бытового обслуживания и торговли [3].
Кадастровая стоимость такой недвижимости практически приближена к рыночной, поэтому суммы налога на имущество будут немалыми. Легко предсказать, что собственники арендуемых помещений пойдут естественным для них путем — перенесут дополнительное налоговое бремя на арендаторов, а те, в свою очередь, будут вынуждены поднять цены на свои товары и услуги [4].
Кроме того, малые предприятия, с количеством сотрудников более 25 человек обяжут сдавать отчетность в электронном виде, что также повысит постоянные издержки предприятия. Ранее ограничение составляло более 50 сотрудников [5].
Выделим в таблице (табл. 3) основные изменения налогообложения для малых предприятий на УСН.
Изменятся правила перехода на УСН. Разработчики законопроекта № 492560-6 предложили в разы пересмотреть лимиты, ограничивающие применение упрощенной системы налогообложения. Право перехода на УСН предлагается дать организациям, доходы которых за девять месяцев не превысили 150 млн рублей, а доходы за год, позволяющие работать на льготном режиме, могут быть увеличены до 200 млн рублей. Что касается остаточной стоимости основных средств, то их также предложено увеличить — со 100 млн рублей до 300 млн рублей.
Сейчас переход на УСН разрешается при доходах до 45 млн рублей, а верхняя граница доходов, позволяющих применять упрощённую систему налогообложения, составляет 60 млн рублей [7, 8].
Таким образом, государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство, а предприниматели адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к «серым» схемам, уходя в теневую экономику. В качестве основных проблем налоговой системы по отношению к малому бизнесу можно выделить: неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов; постоянно изменяющееся налоговое законодательство; сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения; большие размеры взимаемых налогов; неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Таблица 3
Основные изменения УСН с 01.01.2015 [6]
ИзменениеКомментарий
Изменения по страховым взносамС 1 января 2015 год полностью меняется порядок уплаты страховых вносов.
Новый налог на имущество физических лицПредприниматели должны уплачивать новый налог на имущество физических лиц. При определенных условиях ИП смогут не платить налог на имущество.
Введение налога на имущество для компаний на УСННачиная с 2015 года, некоторые организации на УСН становятся плательщиками налога на имущество. При этом налог нужно платить, если недвижимость предприятия включена в региональные списки имуще­ства, налоговая база по которому считается как кадастровая стоимость. Таковы нормы закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
Госпошлины возрастут с 2015 года на 30%С 1 января 2015 года существенно повысились ставки госпошлин за многие виды юридически значимых действий. Новые ставки установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ.
Взносами в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) будет обложена вся заработная плата сотрудниковНа 2015 год устанавлены две предельные базы по взносам в ФСС и ПФР. В ФСС — 670 000 руб., в ПФР — 711 000 руб. С сумм превышения взносы в ФСС не уплачиваются. А в ПФР нужно будет платить по ставке 10%.

Что касается положительных качеств налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса, требуют еще больше снизить налоговое бремя для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет).
Налоговая эффективность представляет собой систему характеристик, отражающих влияние применяемой системы налогообложения предприятия на экономические и финансовые результаты, или эффективность его деятельности. Основу оценки эффективности составляют как абсолютные, так и относительные показатели.
Абсолютный показатель налоговой эффективности — величина «налогового бремени», т.е. всей суммы уплачиваемых предприятием налогов в целом, а также по видам налогов.
Относительный показатель налоговой эффективности — показатели налоговой нагрузки, т.е. отношение «налогового бремени» к налогооблагаемой базе или к другим экономиче­ским показателям, характеризующим масштабы хозяйственной деятельности предприятия: величине продаж предприятия в определенном периоде, рыночной стоимости предприятия, величине активов и др.
Рассмотрим некоторые экономические модели, отражающие особенности налогообложения предприятий малого бизнеса, влияние политики налогообложения на эффективность работы малых предприятий (МП), эффективность принимаемых хозяйственных решений и применяемых методов хозяйственного управления. В последнее время актуальными становятся вопросы применяемых методов налогообложения для МП в связи с кризисными проявлениями в экономике страны и попытками государства найти их решение путем усиления налогообложения МП.
С одной стороны, правительство стремится решить, таким образом, проблемы нехватки бюджетных средств и финансовых ресурсов, с другой стороны, при таком подходе:
● во-первых, усиливается опасность снижения эффективности применяемых методов налогообложения (снижается собираемость налогов);
● во-вторых, даже при условии собираемости налогов, выплачиваемых МП по повышенным ставкам, сокращается сама налогооблагаемая база, т.к. подрывается устойчивость деятельности МП (предприятия не выдерживают применяемого к ним уровня налоговой нагрузки, снижается их рыночная стоимость и, как следствие, может наступить финансовая несостоятельность или банкротство).
Очевидно, что применяемые ставки налогообложения должны быть сбалансированы с требованиями эффективной работы МП.
Предлагается несколько экономико-математических моделей оптимизации налогообложения для МП (ряд аналогичных моделей предложен в [9]).
Модель 1. С позиций эффективности для МП.
(1)
Экономическое содержание представленной задачи следующее. МП выпускает «n» видов продукции, величина продаж по каждому виду «si» должна обеспечить удовлетворение рыночного спроса на данный продукт в размере «», с учетом применяемой ставки налогообложения «Ti» — ставка налога на продажи (относительная величина в пределах от 0 до 1). Экономическая формулировка следующая: при каком минимальном уровне налоговой нагрузки на величину продаж предприятия оно сохраняет возможность удовлетворить рыночный спрос на свою продукцию.
Переменными задачи являются «s1 ... sn» — величина продаж предприятия по каждому виду продукции. Как видно из постановки задачи, она является линейной, может быть решена методом линейного программирования (симплекс метод) при известных параметрах налогообложения МП.
Для определения параметров налоговой нагрузки (ставки налогообложения продаж в рассматриваемом случае) сформулируем другую модель, двойственную по отношению к представленной.
Модель 2. С позиций эффективности для «общества».
Для формулировки модели введем двойственные переменные «k…kn», которые по смыслу отражают оценки (предельные полезности или цены продуктов):
(2)
Экономическая формулировка задачи следующая: какой максимальный возможный объем продаж в пределах известного рыночного спроса на продукты может обеспечить предприятие при определенном уровне налоговой нагрузки. Экономический смысл ограничений двойственной задачи следующий: полезность для предприятия, индивидуальная полезность (в случае, если «k» — предельная полезность продаж для МП) или доходность после налогообложения (в случае, если «k» — рентабельность продаж для МП) не должна превышать полезность для общества, выражаемую ставкой налогообложения продаж.
Ограничения двойственной задачи дают соотношения взаимосвязи оценок продуктов и ставок их налогообложения:
(3)
Из приведенного соотношения видно, что ставка налогообложения результата деятельности МП (каждого рубля продаж) зависит от доходности/предельной полезности и должна быть меньше 100% чтобы удовлетворять условию оптимальности рассмотренной оптимизационной задачи.
Налогообложение является, таким образом, существенным механизмом, позволяющим регулировать и осуществлять экономическое управление развитием и ростом МП. На практике часто применяется налогообложение малого бизнеса как средство селекции МП по их устойчивости и способности к «выживанию» в рыночных условиях.
Установление налога на МП (на финансовый результат или на другие применяемые показатели, используемые в качестве базы для налогообложения) позволяет выделить МП, которые не могут «осилить» применяемую к ним систему налогообложения и должны прекратить существование. Чаще всего это предприятия торгового профиля, а также посреднические, не осуществляющие производства.
Производственные, исследовательские и другие предприятия, которые, во-первых, экономически устойчивы, а, во-вторых, имеют определенный потенциал развития как внутренний, так и с точки зрения интересов и направлений экономической политики государства и интересов общества, могут рассчитывать на поддержку государства, формы и источники поддержки могут быть разнообразные.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно выделить основные недостатки российского налогового законодательства в отношении малого и среднего бизнеса:
● минимальное количество налоговых льгот — низкая эффективность использования в интересах малого и среднего бизнеса;
● усложненная процедура бухгалтерского учета и отчетно­сти предпринимателей перед налоговыми органами;
● трудности оспаривания в законодательном порядке дей­ствия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.
Парадокс в том, что малый бизнес — двигатель экономики, все говорят о необходимости его развития, но на деле получается, что все меры направлены исключительно против него. Если малый бизнес начнет банкротиться, налоги все равно не соберутся, дефицит останется. Это исключительно тактическая мера, не стратегическая, так как в долгосрочной перспективе это приведет к полному провалу. В итоге опять пострадает потребитель, поскольку подобные действия ведут к отсутствию конкуренции и монополизации рынка крупными игроками.


Литература
1. http://www.pwc.ru/world-cities-tax (дата обращения: 21.02.2015)
2. Рец В.В. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов оптимизации налогообложения предприятий // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2013. — № 1(11). — С. 133–146.
3. http://www.26-2.ru/art/178091-kakie-nalogi-vyrastut-s-1-yanvarya-2015-goda (дата обращения: 09.01.2015)
4. http://juryev.ru/40-publikacii/nalogovoe-pravo/440-otmena-uproschenki (дата обращения: 10.12.2014)
5. http://www.26-2.ru/art/178081-strahovye-vznosy-v-2015-godu (дата обращения: 08.01.2015)
6. http://www.26-2.ru/art/178140-usn-v-2015-godu (дата обращения: 03.02.2015)
7. www.regberry.ru (дата обращения: 21.11.2014)
8. http://www.mk.ru/social/2014/08/25/chto-ozhidaet-organizacii-na-usn-v-2015-godu.html (дата обращения: 18.02.2015)
9. Рохчин В.Е., Никора Е.В., Агарков С.А. Определение условий и возможных сценариев развития промышленности арктического региона на долгосрочную перспективу // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического ун-та. Экономические науки. — 2014. — №. 3. — С. 47–56.
10. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — М.: Финансы и стати­стика, 2003. — С.155–172.
11. Демиденко Д.С., Яковлева Е.А., Малевская-Малевич Е.Д. Особенности оптимизации программы микрокредитования предприятия на основе анализа рисков // Научно-технические ведомости. — СПб.: СПбГПУ. — 2013. — № 1–1(163). — С.62–67.
12. Демиденко Д.С., Колесников А.М., Малевская-Малевич Е.Д. Обеспечение эффективности механизма формирования и использования человеческого капитала производственных предприятий // Технология легкой промышленности. Научный журнал. Т.23. — 2014. — № 1. — С.81–83.
13. Иванов В.М. Финансовый рынок // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — № 16(202) 2014. — 2015. — С. 45–48.
14. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34528

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия