Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Подшивалова М. М.
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Развитие научно-методических основ кластеризации в рамках активной региональной промышленной политики
В статье раскрыты вопросы формирования и реализации механизма активной региональной промышленной политики на базе кластерного подхода. Рассматриваются ключевые системно-образующие характеристики кластера, определяется комплекс принципов, лежащий в основе региональной кластеризации. Предложена последовательность создания саморегулируемой организации промышленных кластеров
Ключевые слова: региональная промышленная политика, кластеры, предприятие, эффективность
ББК У9(2)300-18,0   Стр: 201 - 204

Сегодня развитие отечественной промышленности сопровождается серьезными количественными и качественными трансформациями: сокращаются темпы ее роста, продолжаются неблагоприятные структурные сдвиги. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности промышленного производства напрямую зависит от проводимой государством промышленной политики, но достижение ее целей будет возможно только в том случае, если будет иметь место тесная взаимосвязь указанной политики с обеспечением решения задач, поставленных перед хозяйствующими субъектами на региональном уровне.
Особая значимость разработки и проведения целенаправленной промышленной политики на уровне регионов обусловлена, прежде всего, тем, что именно она имеет наиболее широкий спектр инструментального воздействия на отдельные экономические субъекты. Кроме того, территориальная взаимосвязь органов регионального управления и промышленных предприятий создает возможности более оперативного проведения мониторинга осуществления данной политики, и на этой основе — принятия оперативных решений и корректировок в стратегии развития регионального промышленного комплекса. При этом подобные корректировки возможны только с учетом особенностей и различных факторов влияния на деятельность промышленных предприятий конкретного региона.
Следует также особо подчеркнуть, что серьезные изменения геополитической обстановки, связанные с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Канады, Японии, обуславливают необходимость максимально возможной переориентации нашей экономики на импортозамещение. Осуществление подобного процесса возможно только на основе инновационного развития промышленных комплексов конкретных регионов. Необходимость восстановления промышленного роста, обеспечения инновационной направленности индустриального развития требует не только корректировки промышленной политики в большинстве регионов, но и активного привлечения наиболее эффективных механизмов ее реализации, к числу которых в современных исследованиях все чаще относят кластерный подход, масштабное формирование кластерных структур в промышленности.
Несмотря на то, что исследованию вопросов формирования и реализации промышленной политики на различных уровнях в последнее время уделяется всё больше внимания, проблематика, связанная именно с реализацией механизма активной региональной промышленной политики на базе кластерного подхода, является недостаточно изученной, особенно в части обеспечения согласования положений промышленной политики государства и регионов с целями и задачами хозяйствующих субъектов-участников промышленного кластера.
Следует отметить, что хоть и достигнуты определенные результаты по повышению эффективности функционирования промышленных предприятий, существует ряд проблем, которые серьезно сдерживают их развитие. К подобным проблемам, прежде всего, следует отнести:
– низкую конкурентоспособность отечественной промышленной продукции;
– острую потребность в модернизации российского промышленного комплекса, в частности, таких его отраслей, как машиностроение, пищевая промышленность, легкая промышленность и ряд других;
– необходимость создания инфраструктуры, удовлетворяющей современным требованиям (т.е. современных телекоммуникационных информационных сетей), внедрения инновационной электронной торговли и услуг, формирования предпосылок для развития научно-исследовательских институтов и их прямого взаимодействия с промышленным сектором экономики;
– отсутствие сбалансированности между государственной промышленной политикой и промышленной политикой регионов, а, следовательно, и стратегиями промышленных предприятий в части целей, задач и способов их решения.
Таким образом, с учетом рассмотренных выше проблем встают вопросы разработки и внедрения принципиально новой промышленной политики, учитывающей формирующиеся тенденции в развитии экономики страны в целом и на уровне регионов, а также способствующей становлению новых форм взаимодействия предприятий и организаций.
Если говорить о современном этапе экономического развития в целом и о развитии промышленности, в частности, то, прежде всего, следует отметить, что сама по себе, так называемая «активная промышленная политика» уже сегодня достаточно чётко заявила о себе в пореформенной России, даже, несмотря на то, что во многих отношениях наша промышленность отстаёт от современного мирового уровня. Тем не менее, следует признать, что практически все основные инструменты подобной политики, в той или иной мере используются и в развитии российской промышленности. И это в полной мере относится к таким важнейшим явлениям промышленного развития современной цивилизации, как интенсивное развитие промышленных кластеров. В этом отношении сделанное выше замечание можно рассматривать как безусловное, поскольку практика всех передовых стран мира однозначно показывает, что инновации как раз и идут непосредственно через использование процессов кластерной интеграции производств и сферы обслуживания. Положительный эффект взаимодействия кластеризации и активной региональной промышленной политики представлен на рис. 1.
Следует согласиться, что в России во многих случаях кластеризация, как таковая, имеет место, но в то же время конечный продукт, получаемый в результате этого, либо содержит очень слабую инновационную составляющую, либо, что также нередко, она полностью отсутствует. Отсюда вытекает и центральная проблема исследования, которую можно было бы определить следующим образом: почему подобное прогрессивное явление современного промышленного развития не дает надлежащего эффекта в условиях российской экономики, и каковы те пути, посредством использования которых эту проблему можно было решить.
Когда речь идет о неких формах экономического развития в целом и промышленного — в особенности, то на первое место в современных исследованиях выдвигается то, что можно определить как институционально-сетевой подход, который положен в основу кластеризации. Анализ современной научной литературы и периодики не оставляет сомнений в том, что к числу именно таких форм следует отнести кластеры как новую форму промышленного развития (ключевые системно-образующие характеристики кластера представлены на рис. 2). И именно в силу этого обстоятельства мы считаем необходимым обратить особое внимание на несколько важнейших элементов, которые непосредственно связаны с этой экономической категорией.
Следует, прежде всего, отметить, что именно с пониманием природы и характера кластеров связано представление о том, что ресурсы самого различного вида, такие как: технологии, капиталы, знания, услуги, человеческие ресурсы и т.д., могут быть объединены особым образом и могут давать безусловный и исключительно высокий эмерджентный эффект. С другой же стороны, понятно, что поскольку речь идет об объединении этих ресурсов и о каком-то особом способе этого объединения, то решающую роль в успешности такого объединения должны играть правильно найденные связи, а соответственно — точные представления о характере взаимодействия различных видов ресурсов, которые имеют место в реальной действительности.
Здесь необходимо отметить, что в итоге любого объединения ресурсов, о котором шла речь выше, безусловно, должно иметь место возникновение своего рода единого информационного пространства. На этот элемент следует указать особо, поскольку современные исследования однозначно доказывают, что важнейшим моментом такого объединения является эффективное использование распределенного между различными видами ресурсов знания, а это, в свою очередь, требует эффективного информационного пространства, в рамках которого будет происходить идентификация, накопление, обмен и развитие знания, как такового.
Наконец, надо отметить и ещё один и, безусловно, центральный элемент проведения эффективной региональной кластеризации, который можно определить, как возникновение, формирование и — самое важное — согласование интересов, связанных с объединением и взаимодействием такого рода ресурсов.
Конечно, этими элементами не исчерпывается всё многообразие возникающих вопросов, проблем и возможностей. И если опуститься на уровень конкретных критериев и показателей, то конечно же, такие фундаментальные индикаторы, как конкурентоспособность продукции и услуг, отдельных предприятий и отраслей промышленности в целом или вопрос о росте производительности труда, снижении издержек и иных того же рода системных результатах взаимодействия и развития разнородных ресурсов — всё это представляет собой теснейшим образом взаимосвязанное эволюционное пространство. Создание подобного эволюционного пространства потребует соответственно выполнения определенных принципов, которые в дальнейшем могут лежать в основе региональной кластеризации. В состав подобного комплекса принципов, по нашему мнению, следует включить:
1) безусловное наличие взаимозависимости централизованных органов управления и промышленных предприятий, а также механизма координации их взаимодействия;
2) долгосрочность взаимосвязей и необходимость согласования стратегий развития участников регионального промышленного кластера с приоритетами государственной и региональной промышленной политики;
3) географическое единство, тесно переплетающееся с мультиотраслевым подходом;
4) создание институциональной и функциональной инфраструктуры процессов кластеризации;
5) естественную и центральную, по существу, роль процессов особого рода, создающих стоимость на базе взаимодействия в технологических цепочках;
6) абсолютную и первостепенную роль потребителей в кластере;
7) способность создавать новые виды ресурсов;
8) решающую роль той инновационной программы, которая объединяет участников кластера, а также гибкость и открытость кластера, как системы.
Как видно из представленного комплекса принципов, основополагающей составляющей в развитии кластеризации на региональном уровне является наличие взаимозависимости и механизма координации взаимодействия централизованных органов управления с промышленными предприятиями, которая призвана обеспечить выполнение всех выдвинутых принципов.
Естественно, подобный механизм требует дополнительного исследования, особенно в части разработки методического обеспечения согласования стратегий развития малых, средних и крупных промышленных предприятий региона с государственными приоритетами развития промышленности. По сути, подобная согласованность и будет являться основой для эффективной реализации активной промышленной политики региона. Таким образом, напрашивается вывод о том, что реализация механизма согласования возможна исключительно на базе определенной организационной структуры. Подобная структура должна иметь, с одной стороны, научно-исследовательский потенциал для проведения анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий региона и их проблем, а с другой — иметь возможность принятия активного участия в формировании, корректировке и реализации промышленной политики государства. Следует особо подчеркнуть, что 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который определил, что стимулирование развития кластеров «возможно при условии создания специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера...» [3]. Кроме того, закон определил, что создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территориях субъектов РФ должно осуществляться с учетом плана стратегического развития Российской Федерации и регионов. Таким образом, формирование централизованной структуры регулирования кластерных процессов и на законодательном уровне признано необходимым условием развития региональной кластеризации. Соответственно сразу возникает вопрос о нормативно-правовой составляющей подобной структуры, так как она призвана решать серьезные проблемы, как государственного уровня, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. И тут можно предложить наиболее простой способ — создание вышеуказанной структуры (координационного центра), в соответствии с Федеральным законом № 315 от 01.12.07 года «О саморегулируемых организациях» (СРО). Положения представленного закона полностью соответствуют необходимым компетенциям и функциям, которые предполагается осуществлять координационному Центру.
Учитывая специфические особенности Саморегулируемой организации промышленных кластеров и решаемые ею задачи, можно предложить последовательность создания и функционирования подобного органа, которая включает:
1) формирование проекта и обоснования создания Саморегулируемой организации промышленных кластеров для потенциальных членов;
2) сбор информации о потенциальных членах СРО и их регистрация;
3) проведение аудита научно-исследовательской и технической сферы региона;
4) создание комитетов при СРО по наиболее актуальным направлениям: комитет национальной технологической инициативы; комитет оценки необходимости предоставления государственных гарантий, финансовой поддержки и ее распределения; комитет развития индустриальных парков; комитет реализации отраслевых планов импортозамещения; комитет мониторинга и оценки реализации и корректировки положений активной региональной промышленной политики.
Таким образом, использование сформулированных выше рекомендаций по совершенствованию процессов формирования и развития промышленных кластеров позволит решить задачи повышения эффективности реализации активной региональной промышленной политики.
Рис. 1. Кластеризация и активная региональная промышленная политика: решение проблем
Рис. 2. Ключевые системно-образующие характеристики кластера


Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2539-р — http://www.minpromrb.ru/upload/news/2013.02/gprogram.pdf (дата обращения 17.05.2015)
2. Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В. Кластеры — современные инструменты повышения конкурентоспособности региона // http//www.poria.ru/files/236/doc (дата обращения 25.08.2015)
3. http://garant.ru (дата обращения 15.09.2015)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия