Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Бабенко Г. В.
докторант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Проблемы и стратегии обеспечения комфортности и доступности социальных объектов городской среды
В статье рассматриваются вопросы гуманизации городской среды, обеспечения доступности зданий и сооружений для всех категорий лиц. Приводится анализ основных составляющих создания городской инфраструктуры и, прежде всего, объектов социального назначения, в том числе удовлетворяющие специфические потребности инвалидов в преодолении присущих им ограничений
Ключевые слова: городская среда, исторический центр города, инвалиды, доступная среда, безбарьерная среда, умный дом, сервис
УДК 656.1; ББК 60.9   Стр: 278 - 280

К числу важнейших стратегических задач Российского государства относится повышение качества жизни населения. Сегодня под качеством жизни понимается многоаспектное понятие, оцениваемое, в числе прочего, по таким характеристикам, как уровень жизни и благосостояния населения, соблюдение свобод и безопасности жизнедеятельности, продолжительность жизни, выполнение государством конституционных гарантий в отношении всех категорий населения.
Не последнюю роль в достижении данных результирующих характеристик качества жизни играет уровень развития сервиса как важнейшего элемента гуманизации среды жизнедеятельности населения. Рассматривая состояние сферы сервиса в наиболее экономически развитых странах, следует отметить такие ее характеристики, как:
● преобладание данной сферы в структуре экономике (как по вкладу в ВНП, так и по численности занятых), как отражение одной из сущностных характеристик постиндустриального общества;
● дифференциация отдельных видов сервиса по видам и уровню обслуживания потребителей;
● повышенное внимание к вопросам защиты прав потребителей товаров и услуг (консъюмеризм как продолжающее развиваться движение по защите прав потребителей);
● учет в развитии сервиса потребительских установок разных категорий населения.
Особое внимание в развитых странах мира уделяется организации нормальной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями и особыми социальными трудностями, то есть, для инвалидов. Характерно, что основная позиция государства и общества по отношению к этим лицам акцентируется не на пассивном предоставлении социальных пособий и льгот (безусловно предоставляемых тем, кто в них нуждается), но, прежде всего, в создании комфортных условий жизнедеятельности, обеспечивающих доступность для инвалидов максимального количества тех ценностей и социально-культурных институтов, которые доступны обычным здоровым людям. Эта позиция соответствует международным конвенциям о защите прав инвалидов.
В России количество инвалидов составляет более 10 млн человек, из них более 300 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами, треть из них — моложе 40 лет. При этом более двух миллионов составляют инвалиды с ограниченными физическими возможностями, обусловленными нарушением функций опорно-двигательного аппарата. И они, сталкиваясь с множеством физических и психологических барьеров, с той или иной формой дискриминации, фактически оказались выключенными из активной общественной и экономической жизнедеятельности. Так, общественный транспорт, жилая среда, здания и сооружения общественного пользования в большинстве российских городов не приспособлены для инвалидов и, еще более ограничивают их возможности, тем самым, вторично усиливая их изоляцию от нормальной жизни. В связи с этим ставится задача гуманизации городской среды, в том числе обеспечения доступности зданий и сооружений для всех категорий лиц. Решение данной проблемы, прежде всего, для центра российских городов существенно расширяет возможности и для внешнего туризма.
Гуманизация городской среды заключается в создании благоприятных условий для максимальной доступности всех членов сообщества к источникам предоставления приобретаемых или получаемых (на льготной основе) товаров и услуг, удовлетворяющих их базовые потребности.
Данная задача может быть решаема на основе установления социального партнерства между властью (как региональной, так и муниципальной), бизнесом и организациями, представляющими права уязвимых групп населения (инвалидов, пожилых и пр.). При этом местные органы власти свою политику в данной сфере должны строить путем установления системы правил, регулирующих предоставление гарантий бизнесу (действующему в рассматриваемой сфере) и потребителям, установлении лимитов тарифов и контроля над качеством предоставляемых услуг (обеспечение которого чаще всего декларируется как обязательное компенсирующее условие повышения тарифов).
В свою очередь, представители бизнеса в рамках подобного социального партнерства призваны обеспечивать потребителей товарами и услугами высокого качества, соблюдать права и выполнять особые пожелания данной специфической категории потребителей. Одновременно следует учитывать, что в регионах с минимумом естественных необходимых ресурсов и, соответственно, имеющих слабо развитый производственно-хозяйственный комплекс, муниципалитеты должны активно взаимодействовать с органами власти более высокого уровня (с федеральными и региональными структурами), а также развивать взаимовыгодные межмуниципальные кооперационные связи.
Нормативно-правовая база создания доступной для инвалидов городской среды должна определяться принципами Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ). К числу основных принципов градостроительной деятельности, касающихся данных проблем, относятся (ст. 2):
● обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3);
● возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме (п. 12) [1].
Реализация положений по доступности объектов социального и коммунально-бытового назначения для населения (в том числе инвалидов) должна осуществляться путем включения в состав региональных и местных нормативов градостроительного проектирования поселений и городских округов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (учитывающих и фактор доступности данных объектов) (ст. 24) [1].
Ориентация на создание городской среды с учетом ее адаптации к психофизическим качествам людей была детально рассмотрена в работе К. Линча (1982) [2]. По мнению этого автора важно, опираясь на устойчивые человеческие ценности, обеспечить тесное и конструктивное взаимодействие между проектировщиками, пользователями и городской средой. Особую значимость такое взаимодействие приобретает при учете потребностей людей, имеющих особые требования к качеству и характеру городского пространства. Поэтому источником формирования представлений об организации городского пространства должны быть не только специалисты, профессионалы, но и жители города, имеющие нарушения развития, предъявляющие особые требования к организации городского пространства и его социальных объектов.
Рассмотрим отдельные составляющие создания городской инфраструктуры, обеспечивающие комфортность жизнедеятельности в городской среде и удовлетворяющие специфические потребности инвалидов в преодолении присущих им ограничений.
Вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры регламентируются статьей 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. [3]. Вместе с тем, требования закона о создании безбарьерной среды, на практике в большинстве российских городов соблюдается пока скорее как исключение, чем правило.
При организации и финансировании работ по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, следует учитывать, что в соответствии с мировым опытом, предлагаемые приспособления и решения необходимы не только инвалиду, но будут полезны и другим категориям населения, тем самым, повышая общий комфорт жизни. Например, пандусами и подъемными устройствами могут пользоваться, помимо инвалидов, и матери с ребенком в коляске, пожилые лица с сумками на колесах и пр. Установка ограничительных перил на лестницах и пандусах может быть полезна для многих, в том числе, здоровых лиц, включая детей, например, при гололеде, сильном ветре и т.п.
Согласно законодательной базе, соответствие градостроительных и архитектурных решений требованиям закона в части обеспечения доступности социальных объектов для инвалидов должно контролироваться региональными и местными органами власти при участии представителей органов социальной защиты и некоммерческих общественных организаций инвалидов [1].
Законодательство требует, чтобы новые жилые помещения строились с учетом возможной адаптации любой квартиры и подъездов в домах к нуждам инвалидов. В целях экономии средств целесообразно использовать для устройства съездов и пандусов текущие ситуации, связанные с плановым ремонтом дорог, прокладкой подземных коммуникаций, реконструкцией городов и других населенных пунктов. Органы местного самоуправления имеют право при сдаче в аренду или продаже нежилых помещений обязать арендатора или нового владельца выполнить требования обеспечения доступности помещения для инвалидов.
Как один из положительных примеров исполнения статьи 15 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» можно назвать реализацию целевой программы «Инвалид», разработанную в г. Екатеринбурге для решения задач повышения доступности городской среды для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов-колясочников. В качестве руководящего и координирующего органа программы был учрежден Городской координационный совет, включающий представителей органов власти и организаций инвалидов. Этот совет совместно с организациями инвалидов призван согласовывать все проекты на строительство новых и реконструкцию старых зданий в части обеспечения их доступности для инвалидов [4].
Другим примером, в котором основным инициатором активизации работы на уровне муниципалитета по обеспечению доступности городской среды для инвалидов выступают сами инвалиды, объединенные в общественную организацию, является опыт г. Тверь. Инициаторы проекта провели пропагандистскую кампанию по привлечению внимания на первоочередность создания условий для самостоятельного передвижения колясочников. При выборе перечня зданий, к которым необходимо построить пандусы, учитывалась:
● социальная значимость учреждения и потребность в его посещении;
● реальное выполнение задачи (например, при высоте крыльца входа более 1 м. требуется очень длинный пандус, для которого может просто не хватить места);
● реальный спрос инвалидов на объекты (по опросам инвалидов).
Так, первым зданием на строительство пандуса определили городской центр социальной работы, который является местом проведения встреч людей с ограниченными возможностями. Заказ на безвозмездной основе был выполнен фирмой «Бетиз».
В целом успех формирования безбарьерной среды во многом зависит от организации неформального обмена информацией и мнениями между общественными и иными организациями инвалидов с персоналом строительных, проектных учреждений, администрации города; наличия специальных законодательных актов, регулирующих проблемы создания доступной среды; достаточного ресурсного обеспечения проектов строительства и реконструкции [5]. При расчете стоимости затрат на создание условий доступности для инвалидов социальных объектов целесообразно учитывать и зарубежный опыт. Так, несколько лет назад, крупная компания розничной торговли “Sears” (США) проанализировала, во сколько ей обошлись 436 нововведений, сделанных в интересах инвалидов за 15 лет. Оказалось, что 69% нововведений удалось реализовать бесплатно, 28% стоили менее чем $1,0 тыс. и только 3% обошлись более, чем в $1,0 тыс. Следовательно, затраты частных компаний на выполнение данного положения закона могут быть небольшими [6].
Современного потребителя часто интересуют не отдельные услуги, а целый комплекс взаимосвязанных услуг, позволяющих существенно экономить время и деньги. Эту тенденцию учитывают и сервисные фирмы, предлагающие клиентам набор разнообразных услуг. Характерной тенденцией в этом плане является образование стратегических альянсов между разноотраслевыми фирмами, временное объединение которых оказывается выгодным для всех сторон [7].
Принципы комплексного обслуживания лежат, например, и в основе приобретающей все большую популярность концепции «интеллектуального» («умного») дома [8].
Такие «умные дома» также способствуют практической реализации распространяющейся в мире тенденции перехода к работе на дому («офис на дому»), что немаловажно и для отдельных категорий инвалидов при условии обеспечения их коммуникативных потребностей во внешней среде.
В России концепция интеллектуального или умного дома пока распространяется лишь на сферу элитных построек, доступных лишь для наиболее преуспевающих потребителей. В практике ряда развитых зарубежных стран использование подобных подходов к проектированию и строительству зданий распространяется и на категорию инвалидов.
Так, в Великобритании подобные вопросы регулируются специально учрежденным Комитетом по доступности, обеспечивающим строительство зданий различного назначения, предусматривающих оборудование доступных для инвалидов входов, широких коридоров, двери, лестниц, пандусов, подъемников, удобных туалетов на первом этаже. При этом предусматривается, что стоимость таких домов не должна быть высокой.
Пока такие дома и технологии доступны немногим, однако, в современных условиях жизнедеятельности подходы, используемые в подобных концепциях и соответствующие технологии, могут частично быть распространены на окружающую урбанизированную среду. В новых городах или районах данные принципы могут быть изначально заложены в предлагаемые планировочные и прочие решения. В старых городах и районах городских поселений речь больше должна идти об адаптации городских условий жизнедеятельности к требованиям, предъявляемым инвалидами и другими категориями населения, отличными по своим особенностям от нормы.
Эта задача обозначается, прежде всего, путем приспособления жилья и обеспечения доступности для инвалидов объектов социального и коммунального назначения. Тем более, что в большинстве российских городов данная задача решается лишь фрагментарно. Органы власти предпочитают основное внимание уделять своевременному предоставлению материальных льгот, полагая, что, тем самым, инвалиды смогут сами обеспечить себе доступ ко всем, необходимым им объектам городской среды. Вместе с тем, такая позиция органов законодательной и исполнительной власти существенно ущемляет права инвалидов, в части ущемления их собственной активно­сти в городской среде.
Таким образом, создание безбарьерной среды выступает в качестве одного из важнейших факторов обеспечения привлекательности городского пространства, комфортности городской среды, создающее благоприятные условия, как для местного населения, так и для развития въездного туризма.


Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. — 4-е изд. — М.: Ось-89, 2005.
2. Линч К. Образ города. — М.: Строийиздат, 1982.
3. Монетизация льгот и меры социальной поддержки: Сб-к нормативных документов — М.: ГроссМедиа, 2005. — С. 68.
4. Леонтьева Г.Е. Доступная среда глазами инвалида. — Екатеринбург: Изд-во «БАСКО», 2001.
5. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб: «Питер», 2004. — 316 с.
6. Белов Ю.А. Экономические и логистические аспекты реабилитации и сервиса инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
7. Чернышев Д.А. Исследование организационной структуры гостиничной корпорации США // РИСК. — 2012. — № 1.
8. Проект комплекса «Бенилюкс» в Подмосковье // http://www.rbc.ru/reviews/realestate/191103/case-01.shtml.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия