Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Колышкин А. В.
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Нестеренко Н. Ю.
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук;


Показатели добавленной стоимости как инструмент управления топ-менеджментом компании
В статье речь идет о таких показателях добавленной стоимости, как экономическая, рыночная, денежная добавленная стоимость и их роли в оперативном управлении предприятием. Частным случаем применения показателя денежной добавленной стоимости CVA является стимулирование топ-менеджера, преимущество использования которого заключается в отсутствии возможности топ-менеджерами принимать такие управленческие решения, которые влияют на показатели стимулирования, но идут вразрез со стратегическим развитием предприятия. Кроме того, авторы предлагают провести модификацию показателя денежной добавленной стоимости с тем, чтобы нивелировать дисбаланс денежных потоков предприятия в связи с проведением активной инвестиционной политики
Ключевые слова: стимулирование персонала, экономическая добавленная стоимость, денежная добавленная стоимость, инвестиции
УДК 331.101.38; ББК 65.24   Стр: 85 - 88

Проблема управления поведением высшего руководства компании становится довольно серьезной в свете открывающихся скандалов, связанных со злоупотреблениями и использованием инсайдерской информации в личных интересах. Проводимые исследования [1] свидетельствуют о том, что, вознаграждение топ-менеджеров, в основном, связано с показателями прибыли, выручки, рентабельности компании. Вместе с тем ориентация системы стимулирования на годовые показатели приводит к появлению именно краткосрочных приоритетов в принятии управленческих решений. В настоящей статье проводится анализ группы показателей добавленной стоимости в контексте оценки эффективности бизнеса для использования их в системах вознаграждения высшего руководства компании.
Концепция управления на основе добавленной стоимости (“value based management”) и используемые в этой связи показатели получили широкое распространение в конце XX — начале XXI века. Самым популярным методом, основанным на добавленной стоимости, является метод, в основе которого лежит показатель EVA (Economic Value Added) или экономической добавленной стоимости. Автор концепции Б. Стюарт [2] определяет показатель экономической добавленной стоимости как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала. EVA® позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска.
С конца 1990-х годов в мировой практике стала использоваться целая группа показателей, основанных на добавленной стоимости, а именно экономическая прибыль, добавленная стоимость денежного потока CVA® (cash value added), рыночная добавленная стоимость MVA (market value added), акционерная добавленная стоимость SVA (share holder value). С конца 1990-х годов такой подход к управлению применялся в компаниях Hewlett Packard, Cadbury, Coca Cola, Siemens.
Использование показателей добавленной стоимости для стимулирования топ-менеджеров отражается в работе А. Фатеми, С. Десаи, Дж. Катц [3]. На основе выборки около 1000 фирм ученые исследовали связь между размером компенсаций топ менеджменту и различными показателями: размер капитала, уровнем риска, рентабельность активов. В результате была выявлена положительная роль показателей экономической добавленной стоимости и рыночной добавленной стоимости в формировании эффективного поведения топ-менеджеров исследуемых фирм.
Черемушкин С.В. [4] изучает подходы к оценке добавленной стоимости в различных контекстах: рыночной, акционерной, денежной. Автор предлагает использовать изучаемые показатели для управления разного рода инвестициями: стратегическими, поддерживающими, инновационными.
Профессор Ивашковская И.В. [5] развивает концепцию стоимостно-ориентированного управления (value based management) в контексте корпоративного управления и создания стоимости для стейкхолдеров компании. Модель корпоративного управления, ориентированного на создание стоимости всех стейкхолдеров (stakeholder value based governance), предложенная Ивашковской И.В., направлена на стратегическое управление корпорацией с реализацией процессного подхода к созданию ценности.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Кузнецова Е. Вознаграждение руководителей высшего звена на примере компаний Восточной Европы http://www.hse.ru/data/618/618/1234/19.06.07-Kuznecova.pdf (дата обращения 15.11.2015)
2. Эрбар А., Стюарт Дж.Б. Революция EVA // Российский журнал менеджмента — 2005. Т. 3. — №4. — С. 82.
3. Ali Fatemi, Anand S. Desai, Jeffrey P. Katz. Wealth creation and managerial pay: MVA and EVA as determinants of executive compensation. Global Finance Journal. Vol. 14, Issue 2, July 2003, P. 159–179.
4. Черемушкин С.В. Денежная добавленная стоимость CVA (cash value added) и остаточный денежный поток RCF (residual cash flow) // Управление корпоративными финансами. — 2008. — №3. — С.156–180.
5. Ивашковская И.В. Модель корпоративного управления на основе стоимости для стейкхолдеров // Вестник ФА. — 2010. — №2. — С. 29–35.
6. Запорожский А.И. Управление стоимостью компании и стратегический анализ на основе модели Modified Cash Value Added (MCVA) // Корпоративные финансы. — 2007. — №1. — С. 78–110.
7. Романов В.С., Кукина Е.Б. Исследование взаимосвязи показателя EVA и стоимости компании на российском рынке капитала // Корпоративные финансы. — 2008. — №4(8) — С.38–57.
8. George T. Friedlob, Lydia L. F. Schleifer, Franklin J. Plewa, Jr. Essentials of Corporate Performance Measurement. 2002. 224 p.
9. Грязнова А.Г., Федетова М.А. Оценка недвижимости / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 496 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия