Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Мирошникова Т. К.
доцент кафедры экономики и менеджмента
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Матвеев А. Е.
коммерческий директор ООО «Примтендер» (г. Владивосток)

Банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа
В статье рассмотрена банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа. По мнению авторов, повышение доступности банковских гарантий для бизнеса позволит увеличить эффективность работы контрактной системы. В качестве объекта исследования была выбрана банковская гарантия, как кредитный продукт и основной элемент взаимодействия государственных заказчиков и государственных поставщиков. Представлена целесообразность банковской гарантии с точки зрения субъектов, рассмотрены определения данной дефиниции, раскрывающие сущность и содержание понятия банковской гарантии. Осуществлен анализ рынка банковских гарантий, с последующим выделением его специфических особенностей. По мнению авторов, одним из способов увеличения доступности банковских гарантий является создание Единого Дальневосточного центра обеспечения контрактов
Ключевые слова: государственный заказ, госзакупки, обеспечение контрактов, банковская гарантия, брокеры, агенты, посредники
УДК 336.1   Стр: 97 - 100

Актуальность исследования
В Российской Федерации четко оформилась государственная политика, направленная на ускоренное развитие Дальнего Востока и Прибайкалья, подкрепленная значительными финансовыми ресурсами и сформулированная в документе «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Наличие потенциала топливно-энергетических ресурсов, земли, воды, территорий дикой природы, минеральных ископаемых и органических ресурсов общемирового значения при наличии объективной стратегии их использования может стать ключевым фактором изменения геополитического значения Востока России [4]. Реализация планов, предусмотренных государством, напрямую зависит от состояния контрактной системы, то есть от взаимодействия государства и частного бизнеса, а именно закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [18]. В данном контексте особенно актуально исследование сферы госзаказа.
Исторически государство являлось надежным клиентом, что особенно актуально во времена кризиса, характеризующегося снижением деловой активности, закрытием многих предприятий. При этом надежным вариантом для поддержания бизнеса становится государственный заказ. Так, в текущей экономической ситуации, многие предприятия делают ставку на государственные закупки (госзакупки) [10]. Важно также отметить, что для участия в тендерах и исполнения контракта необходимо вносить обеспечение, требующее отвлечения денежных средств из оборота компании. Альтернативным способом обеспечения обязательств в сфере госзаказа является банковская гарантия.

Сущность категории. Банковская гарантия — это институт гражданского права, текстуально отраженный в Гражданском кодексе [1]. Появление данного института в российском законодательстве произошло при рецепции международного права. В первую очередь речь идет об унифицированных правилах, разработанных Международной торговой палатой [7]. Кроме того, данный правовой институт появился в гражданском законодательстве под названием «банковской гарантии». В первоисточниках данный институт носит название «договорной гарантии», «гарантии по требованию». С позиции автора следовало бы рассмотреть данную дефиницию в контексте финансовых методов и инструментов финансового механизма.
Банковская гарантия в госзакупках — это обязательство, выданное банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков (гарантов), по просьбе поставщика товаров, работ или услуг (принципала), государственному или муниципальному заказчику (бенефициару), по которому гарант обязуется (в случае ненадлежащего исполнения принципалом условий контракта, заключенного между принципалом и бенефициаром) произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег или, если это предусмотрено в гарантии, по выбору гаранта, обеспечить исполнение контракта. Банковская гарантия — сделка односторонняя и абстрактная — ее реализация не зависит от оснований ее выдачи. Схема взаимодей­ствия субъектов банковской гарантии, составленная авторами, представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов банковской гарантии
С января 2014 года Федеральным законом № 44 от 5.04. 2013 г. закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов [12]. Размер обеспечения исполнения контракта, установленный законом, составляет от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта или в размере аванса в зависимости от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и наличия аванса [14]. Размер обеспечения заявок на участие устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК, а при проведении аукциона с НМЦК не выше 3 млн. руб. — 1% [15].
Статьей 37, вышеуказанного закона предусмотрены антидемпинговые меры. Если победитель закупки снизил НМЦК на 25% и более он обязан предоставить по выбору — либо увеличенное в 1,5 раза обеспечение, либо информацию, подтверждающую добросовестность поставщика. Для закупок с НМЦК свыше 15 млн. руб. однозначно устанавливается размер обеспечения, увеличенный в 1,5 раза [16].
Банковская гарантия с точки зрения субъектов участников.
С точки зрения банка гарантия является кредитным продуктом, особенно актуальным в настоящее время, ведь с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ потребность в банковских гарантиях значительно выросла. При действовавшем в 2013 году Законе № 94-ФЗ по оценке специалистов до 90% банковских гарантий, являлись фиктивными [9]. В настоящее время выдавать банковские гарантии могут только банки, входящие в специальный перечень, утвержденный Министерством Финансов. Кроме того, с января 2014 года действует единый реестр банковских гарантий, опубликованный на официальном сайте госзакупок., что практически исключает существование «теневого» рынка данного инструмента.
Банковская гарантия — это более удобный банковский продукт, чем кредит, поскольку это не деньги, а обязательство. Другими словами, вместо очевидного при выдаче кредита риска невозврата, банк рассчитывает только вероятность появления такого риска. Если банк вынужден все-таки произвести выплату бенефициару по банковской гарантии, то он имеет право требовать данную сумму от принципала в порядке регресса [2]. Также банк обязан формировать резервы на возможные потери по выданным гарантиям, при этом выдача гарантий не предполагает предоставления реальных денежных средств во временное пользование заемщику [5].
Для поставщика банковская гарантия — это альтернатива залога денежных средств, с точки зрения стоимости гарантии. Стоимость банковской гарантии зависит от суммы и срока, на которые она выдана. Согласно сведениям, представленным ООО «Примтендер», авторами составлена сравнительная таблица стоимости банковской гарантии и стоимости внесения денежных средств в качестве обеспечения контракта.

Таблица 1
Стоимость инструментов обеспечения
Банковская гарантияЗалог денежных средств
Без доп. обеспечения:
в среднем 6% в год.
Средняя ставка по кредиту 20% в год
Под залог/депозит 10–30% от размера гарантии:
В среднем 4% в год.
Инфляция:
– в 2014 г 11,4% [3]
– в октябре 2015 г 15,9%
Под депозит 60%:
– 1 рубль, 0%

Расчеты подтверждают, что даже при наличии у поставщика необходимой суммы денежных средств использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта гораздо целесообразнее.
С экономической точки зрения банковская гарантия дает преимущества ликвидности для поставщика, позволяя отказаться от предоставления денежных средств [11, с. 170]. Следует отметить, что существуют ситуации, в которых использовать банковскую гарантию не эффективно. Во-первых, многими банками установлены минимальные размеры комиссий, ниже которых не может стоить банковская гарантия, а, во-вторых, оплата производится, чаще всего, единовременным платежом.
С точки зрения заказчиков, понятие банковской гарантии лежит исключительно в правовом поле, поскольку это также альтернатива внесению поставщиком денежных средств, но уже с точки зрения надежности данного обеспечения. В связи с этим законом предусмотрены жесткие требования к тексту банковской гарантии [17,6].
Анализ объемов банковской гарантии в сфере госзакупок
С целью оценки реального объема участия банковской гарантии в государственных закупках авторами проведен анализ данных официального портала госзакупок — реестре государственных и муниципальных контрактов, а также реестре банковских гарантий.
Для анализа данных рассмотрен период с 1.04.2014 г. по 31.12.2014 г., так как реестр банковских гарантий начал функционировать непосредственно с 1.04.14 г. Отметим, что данный период включает строительный сезон (это составило более трети всех закупок) и четвертый квартал, являющийся традиционно самым объемным по количеству и сумме заключенных контрактов. В течение рассматриваемого периода было заключено 2,6 млн контрактов и опубликовано 347,5 тыс. гарантий, то есть количественно каждый восьмой контракт был обеспечен банковской гарантией, что означает рост объемов использования данного инструмента.
В денежном выражении объем всех заключенных за период контрактов составил 5,1 трлн рублей (93% от всех контрактов за период).
Для расчета суммы размеров банковских гарантий была использована методика расчета средней взвешенной для интервального ряда. Интервалы выбраны с учетом рекомендаций специалистов компании «Примтендер». При расчетах распределение размеров гарантий в интервалах равномерное, за исключением интервала 1–20 млрд руб., где были указаны точные размеры всех соответствующих гарантий.
Результаты осуществленных расчетов
Объем выданных гарантий за рассматриваемый период составил 1 трлн. 91 млрд. рублей, что составляет 37,4% от суммы цен контрактов. Поскольку возможный размер обеспечения исполнения составляет 5–45% от начальной цены контракта, следует вывод, что более 75% общего объема обеспечения исполнения контрактов внесены в виде банковской гарантии.
Согласно полученному результату можно утверждать, что банковская гарантия — это неотъемлемый атрибут государственных торгов, что подтверждается возросшей активностью банков в данной области, наблюдениями специалистов тендерной сферы, а также данными реестра банковских гарантий, проведенным авторами анализом и представленными результатами расчетов. Развитие института банковской гарантии может иметь мультипликативный эффект, а значит это перспективный элемент развития экономики страны.
Учитывая неразрывную связь института банковской гарантии со сферой госзаказа, необходимо глубже исследовать различные аспекты отношений субъектов банковской гарантии, а именно в направлении разработки корректировок правоотношений гаранта, бенефициара и принципала, балансирующих покрытие рисков гаранта и бенефициара без ущерба для принципала. Также необходимость исследования рынка банковских гарантий определяется направлением дальнейшего развития привлекательности банковской гарантии как кредитного продукта.
Одним из наиболее важных аспектов является доступность банковских гарантий для бизнеса. Авторами выделены основные проблемы при получении банковской гарантии.
1) Условия выдачи. Для заявителя на выдачу гарантии действуют такие критерии как срок существования, опыт выполнения контрактов, наличие производственной базы, кредитная история, и т.д.
2) Срок рассмотрения и выдачи банковских гарантий. Банки по разному подходят к проверке и финансовому анализу компаний-заемщиков. Как правило, это процедура представляет собой проверку в двух инстанциях банка: кредитный комитет и служба экономической безопасности.
Хозяйствующие субъекты вынуждены осуществлять сбор большого количества документов по требованию банка, сопровождающиеся временными потерями. Например, процедура договора в Дальневосточном отделении Сбербанка России включает следующие этапы.
1) Проведение местным кредитным комитетом анализа финансового состояния компании.
2) Получение одобрения вышестоящих органов, в связи, с чем аналогичную проверку проводит кредитный комитет головного отделения.
3) После одобрения кредитным комитетом головного отделения размера возможного лимита на выдачу гарантий документы передаются в службу экономической безопасности местного отделения.
4) В случае отсутствия стоп-факторов для работы с данной компанией, документы передаются в службу экономической безопасности в головном отделении для принятия окончательного решения.
Такой бюрократический механизм работает, как правило, в наиболее крупных банках: ВТБ, Банк Москвы, Райффайзен Банк, Газпромбанк, Дойче банк, Россельхозбанк, Юникредит Банк, Росбанк, Сити Банк и т.д. Существуют банки, которые специализируются на работе в тендерной сфере: Объединенный кредитный банк (ранее Банк Окский), К2 Банк (ранее Владикомбанк), Банк Держава, Совкомбанк, они менее известны, однако занимают лидирующие позиции на рынке банковских гарантий (табл.2).

Таблица 2
Количество выданных гарантий по ФЗ-44 с 01.04.2014г. по 31.09.2015
БанкОпубликовано гарантий
по ФЗ-44, всего
1К295185
2Сбербанк86588
3О.К. Банк76773
4Совкомбанк56147
5Держава52552
6ВТБ21113
7Новопокровский9332
8Военно-промышленный банк6883
9Русский ипотечный банк5332
10Тройка-Д3112
11Газпромбанк3229
12Банк Москвы2889
13Примсоцбанк2123
14АТБ1998
15Банк Приморье958
16Дальневосточный банк296

В представленной таблице отражены лидеры рынка банковских гарантий и основные дальневосточные банки. Прослеживается влияние политики банка на результаты выдачи гарантий, поскольку банки, специализирующиеся на работке в сфере госзакупок занимают лидирующие позиции. Сбербанк в данном случае не является показательным, поскольку его нельзя сопоставить ни с одним банком по ключевым показателям. Например, количество офисов Сбербанка составляет 17493, а банка «К2» — 7. Однако для получения гарантии в Сбербанке необходимо обязательное посещение банка и наличие открытого расчетного счета, в то время как в «К2» Банке предусмотрен электронный документооборот и не требуется открытие расчетного счета. Очевидно, что данное обстоятельство сильно влияет на скорость оформления. Рассматривая остальные банки, видно, что в сопоставимых границах они проигрывают лидерам рынка в десятки раз.
При прочих равных условиях поставщику важно успеть оформить банковскую гарантию в регламентированный срок, а разница в цене среди банков не так важна, поскольку даже самая высокая ставка чаще всего оказывается ниже, чем ставка по кредиту или стоимость внесения залога собственных денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта на счет заказчика.
С нашей точки зрения, с целью устранения вышеизложенных трудностей, целесообразно использовать брокерские услуги на рассматриваемом рынке. Клиент выигрывает, обращаясь к брокеру, а не напрямую в банк, по многим причинам.
1. Клиент имеет одновременный доступ к большому количеству предложений банков.
2. Как правило, грамотный брокер, выясняя параметры сделки, может сразу подобрать наиболее выгодное предложение, причем в том банке, где вероятность отказа будет минимальна.
3. Клиент не платит дополнительных комиссий за услуги агента, поскольку агенту платит банк.
4. При завершении у клиента лимита на выдачу гарантий в одном банке, брокер готовит документы в другой.
Отметим, что не каждый банк из рассматриваемых работает через посредников, считая это слишком рискованным (табл. 3).

Таблица 3
Объемы договоров с посредниками
БанкОпубликовано гарантий
по ФЗ-44, всего
Работают
через агентов
1К295185Всегда
2Сбербанк86588Никогда
3О.К. Банк76773Всегда
4Совкомбанк56147Всегда
5Держава52552Всегда
6ВТБ21113Никогда
7Новопокровский9332Чаще всего
8Военно-промышленный банк6883Чаще всего
9Русский ипотечный банк5332Чаще всего
10Тройка-Д3112Всегда
11Газпромбанк3229Никогда
12Банк Москвы2889Никогда
13Примсоцбанк2123Недавно начал
14АТБ1998Никогда
15Банк Приморье958Никогда
16Дальневосточный банк296Никогда

Рассматривая первые шесть позиций таблицы видно, что лидерами по количеству выданных гарантий являются банки, работающие с агентами. «Сбербанк» и банк «ВТБ» не работают с посредниками, но входят в ТОП-2 банков России по сумме активов, в то время как остальные банки занимают позиции намного ниже (табл.4) [8]. Это подтверждает, что работа с посредниками способствует увеличению продаж банковских гарантий. При этом отсутствует анализ зависимости количества выданных гарантий от величины активов банка. Рассмотрим этот аспект.

Таблица 4
Сумма активов по состоянию на 1 октября 2015 г.
БанкСумма активов, тыс. руб.Место в рейтинге
1К22 455 479503
2Сбербанк22 582 271 5471
3О.К. Банк11 615 544241
4Держава31 816 475140
5Совкомбанк452 425 27923
6ВТБ8 635 881 3582

Как видно, занимая самую низкую позицию в рейтинге, «К2» Банк имеет банковских гарантий больше чем у других кредитных учреждений. Добиться такого результата позволила: во-первых, работа через посредников, во-вторых, электронный документооборот и отлаженная система проведения финансового анализа и проверки компании.
Наличие на рынке компаний брокеров позволяет увеличить доступность банковской гарантии для поставщиков и, одновременно, обеспечивать стабильный поток клиентов в банки, создавая при этом благоприятную конкурентную среду. Это позволяет поставщикам более уверенно принимать участие в тендерах и грамотно планировать работу с госзакупками. Следует обратить внимание на данную зависимость с целью выработки механизмов, позволяющих упростить доступ к исследуемому инструменту и увеличить рынок госзаказа.
Появление большего числа участников госзакупок позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств и реализовать намеченные государством планы. Одним из возможных вариантов увеличения доступности банковских гарантий на Дальнем Востоке авторы видят в создании Единого Дальневосточного центра обеспечения контрактов, который будет являться посреднической организацией, а, следовательно, своеобразной площадкой, концентрирующей спрос и предложение на рынке банковских гарантий Дальнего Востока. Реализация данного предложения позволит увеличить доступность банковских гарантий для дальневосточных поставщиков, а масштабность проекта позволит привлечь более крупные банки. Это позволит быстрее и эффективнее воплотить планы, предусмотренные программой «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.
В заключение можно сказать, что развитие института банковской гарантии является перспективным элементом развития экономики страны. Проведенные исследования могут способствовать совершенствованию процесса регионального управления финансовой системой в Приморье.


Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 нояб.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 30 нояб.1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства. Рос. Федерации. — 1994. — № 51, ч. 1, ст. 368–379. — С. 331–337.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 нояб.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 30 нояб.1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства. Рос. Федерации. — 1994. — № 51, ч. 1, ст. 379. — С. 337.
3. Об оценке индекса потребительских цен в декабре 2014 года // [Срочная информация по актуальным вопросам] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/270ozen31.htm (дата обращения 12.04.2015)
4. Об утверждении Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года // [Документы системы ГАРАНТ] / Информационно-правовой портал гарант. [Владивосток, 2011]. URL: http://www.base.garant.ru/30152431/ (дата обращения 12.04.2015)
5. Положение Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // [Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ)] / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/formirovanie-rezervov-kreditnyh-org-po-ssudam/307_1.html (дата обращения 15.05.2015)
6. Постановление Правительства РФ № 1005 от 8 ноября 2013 г. (в ред. от 09.12.2014) «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» // [Банки] / Интернет-портал «Российской Газеты». URL: http://www.rg.ru/2013/11/13/garantii-site-dok.html (Дата обращения 15.04.2015).
7. Прончатов Е.А., Тренина Д.Д. Банковская гарантия и смежные институты права в деятельности кредитных и страховых организаций // Страховое право. — 2006. — №1. — С.25–29.
8. Рейтинги банков // [Банки России] / ИА «Банки.ру». [Москва, 2015]. URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/?sort_param=rating&sort_order=ASC&PROPERTY_ID=10®ION_ID=0&date1=2015-05-01&date2=2015-04-01&IS_SHOW_GROUP=0&IS_SHOW_LIABILITIES=0
9. Рынок банковских гарантий обеляется // «Конкурент»: еженед. деловое интерент-изд. 2014. 17 апр. URL: http://konkurent.ru/eko%E2%84%96omika/132-ry%E2%84%96ok-ba%E2%84%96kovskih-gara%E2%84%96tiy-obelyaetsya.html (дата обращения 17.04.2014).
10. Ставка на госзакупки // «Конкурент»: еженед. деловое интерент-изд. 2014. 27 янв. URL: http://konkurent.ru/ekonomika/574-stavka-na-goszakupki.html (дата обращения 27.04.2015).
11. Турбанов А., Тютюнник А. Банковское дело. Операции, технологии, управление. — М.: Альпина Паблишер, 2010. — 688 с.
12. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 1. — С. 118.
13. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 2. — С. 118.
14. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 6. — С. 119.
15. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 44 ч. 14. — С. 45.
16. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 37 ч. 3. — С. 37–38.
17. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 45 — С. 47–48.
18. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 13 ч. 1. — С. 9.
19. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 5. — С. 7–8.
20. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 44-ФЗ, ст. 104 ч. 2. — С. 130.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия