Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Шухно С. С.
заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (г. Москва)

Кыргызстан в ЕАЭС: современные направления сотрудничества
В статье проводится комплексный анализ процесса присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Автор также рассматривает влияние эффектов интеграции на экономику Кыргызской Республики, включая условия ведения бизнеса в стране и положение трудовых мигрантов из Кыргызской Республики на территории ЕАЭС
Ключевые слова: глобализация, Евразийский экономический союз, присоединение к ЕАЭС, Кыргызская Республика, экономические эффекты, интеграция, взаимная торговля, выгоды для бизнеса, рынок труда
ББК 66.4   Стр: 22 - 24

В условиях, когда весь мир погружен в процессы глобализации, когда усиливаются международные и региональные экономические объединения, особое значение приобретает стратегия развития, предвидение грядущих изменений и реакция на происходящие события. В XXI веке активизировались интеграционные процессы в Евроатлантике, Латинской Америке и Азиатско-тихоокеанском регионе: формируются новые и преобразуются устоявшиеся экономические объединения. Евразийский регион не является исключением. Пройдя путь от зоны свободной торговли через таможенный союз и единое экономическое пространство, в результате подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) на мировой арене 1 января 2015 г. появился Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, которая является субъектом международного права и имеет собственную систему институтов управления. Во многом стратегия развития такого экономического союза опирается на опыт других региональных интеграционных объединений, логику построения которых на примере Европейского союза обосновал в свое время экономист Б. Баласcа (Балашша) в классической теории региональной интеграции.
В рамках ЕАЭС обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Государства-члены передали на уровень Союза ряд полномочий в ключевых отраслях экономики, включая таможенное регулирование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и др.
Евразийский экономический интеграционный проект оказался привлекательным для ближайших соседей. Еще до запуска ЕАЭС переговоры о вступлении начали Республика Армения и Кыргызская Республика.
Республика Армения стала членом ЕАЭС со 2 января 2015 г.
12 августа 2015 г. к Евразийскому экономическому союзу присоединилась Кыргызская Республика. Это важнейшее событие не только для присоединившейся страны, но и для всех остальных членов Евразийского объединения. Оно стало долгожданным результатом развития стабильных взаимовыгодных добрососедских отношений, построенных на крепком фундаменте ментальной близости народов евразийского пространства.
Процесс присоединения Кыргызской Республики к евразийскому интеграционному проекту берет начало в 2011 г., когда Кыргызская Республика подала заявку на присоединение к функционирующему на тот момент Таможенному союзу «тройки», состоящего из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
С 2012 г. начала функционировать рабочая группа по вопросу присоединения Кыргызской Республики к евразийскому проекту под руководством члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) Т.Д. Валовой, в которую вошли представители ЕЭК, государств-членов и Кыргызской Республики. Основная цель Рабочей группы заключалась в определении алгоритма присоединения Киргизии к проекту, комплексном анализе предстоящей работы по подготовке страны к членству в ЕАЭС, включая модернизацию таможенной инфраструктуры и приведение национального законодательства Республики в соответствие с правом Союза. Всего состоялось 21 заседание.
Переговорный процесс существенно активизировался в 2014 г. Были согласованы «дорожные карты» по присоединению Кыргызской Республики к евразийскому интеграционному проекту. Первая утверждена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. №  741 и охватывала блок вопросов, связанный с функционированием Таможенного союза (181 пункт), вторая — Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. № 752 и содержала комплекс мероприятий из блока Единого экономического пространства (114 пунктов).
За относительно короткий период времени Киргизии удалось реализовать поставленные перед ней задачи. Киргизские парламентарии совместно с экономическим блоком Правительства Киргизии в процессе присоединения страны к ЕАЭС привели национальное законодательство в соответствие с правом Союза. Были внесены изменения и заново разработаны около 40 законов и 50 постановлений Правительства Киргизии. Проведена масштабная работа по созданию таможенной инфраструктуры, включая оснащение пунктов пропуска, отладку информационных систем и пр.
По итогам выполнения необходимых мероприятий, предусмотренных «дорожными картами», государства — члены ЕАЭС совместно с Кыргызской Республикой 23 декабря 2014 года в г. Москве подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе3 и 8 мая 2015 г. два специальных протокола к Договору: Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе4 и Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право ЕАЭС, в связи с присоединением Кыргызской Республики5.
Договор и протоколы к нему вступили в силу 12 августа 2015 г., Киргизия стала членом ЕАЭС. С этого момента отменен таможенный контроль на ее границе с Казахстаном. Республика начала применять Товарную номенклатуру внешнеэкономиче­ской деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС. С 18 ноября 2015 г. после завершения модернизации необходимой инфраструктуры Решением Совета ЕЭК от 21 августа 2015 г. № 566 сняты санитарный и фитосанитарный контроль на границе Киргизии и Казахстана. Однако ветеринарно-санитарный контроль на границе сохраняется до достижения Киргизией надлежащего уровня продовольственной безопасности.
Присоединение Киргизии пришлось на непростой период, когда такие факторы, как сложившаяся в мире экономическая конъюнктура, падение цен на минеральные ресурсы, высокая волатильность национальных валют, а также санкции западных стран в отношении России негативно повлияли на экономики всех государств-членов Союза. Это в первую очередь сказалось на снижении внешнеторгового оборота стран Союза, который в 2015 г. уменьшился на 33,6%.
На этом фоне стали особо заметны интеграционные эффекты, что подтверждается показателями во взаимной торговле, которая пострадала в меньшей степени и сократилась только на 25,8%. Схожие показатели и в экономике Киргизии — за 2015 г. внешняя торговля снизилась на 26% (2014 г. — 4,3 млрд долл., 2015 г. — 3,2 млрд долл.), а со странами Союза только на 16% (2014 г. — 637 млн долл., 2015 г. — 539 млн долл.)7. Таким образом, государства-члены получили реальный выигрыш от большей сбалансированности и диверсифицированности торговли на едином внутреннем рынке, а Евразийский экономический союз в условиях экономической турбулентности послужил своеобразной подушкой безопасности для своих членов. Интеграция стала реальным драйвером развития экономик государств-членов.
Следует также обратить внимание на то, что указанные выше показатели товарооборота традиционно рассчитываются в долларах, но курсы национальных валют государств-членов Союза в последнее время существенно «просели», поэтому данные не могут быть объективными в полной мере. Так, например, если посмотреть на физические объемы взаимной торговли, то во многих отраслях они не только сохранились на докризисном уровне, но и значительно возросли.
Так, за 2015 г. с момента вступления в Союз Кыргызская Республика увеличила поставки чая и кукурузы в Казахстан в 3 раза, нарастила экспорт сыра и творога в Казахстан и Россию в 3 раза (1017 т. в каждую страну). Возросли на 60% поставки двигателей и электрических генераторов из Кыргызской Республики в Беларусь. Кроме того, произошел рост поставок продукции других членов Союза в Кыргызстан: так Беларусь и Россия в 3,5 раза увеличили поставки мяса, Россия нарастила поставки картофеля в 2 раза, Казахстан поставил в 3 раза больше ячменя8.
Следует отметить, что Кыргызская Республика сейчас ощущает эффект от интеграции в большей степени, чем другие члены Союза. В 2015 г. в стране наблюдался наивысший в рамках ЕАЭС темп прироста экономики — 3,5% и рекордно низкий уровень инфляции — 3,4%9. Данные показатели во многом можно объяснить так называемым «эффектом присоединения», который Кыргызстан ощущает после вступления в ЕАЭС. Рост ряда ключевых показателей был также характерен и для государств интеграционной «тройки» в первые годы после запуска Таможенного союза в 2010 г.
К эффектам присоединения Киргизии к Союзу относится и повышение инвестиционной привлекательности страны. Например, в 2015 г. общий приток прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана составил 818,8 млн долл. По сравнению с 2014 г. этот показатель увеличился на 12,6%. Среди государств-членов Союза больше остальных в Кыргызстан в 2015 г. инвестировали Российская Федерация — 118 млн долл., Республика Беларусь — 40,7 млн долл. (увеличение в 45 раз) и Республика Казахстан — 25,7 млн долл.10 Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, за последние годы Казахстан инвестировал в Кыргызстан около 1,5 млрд долл., было создано более 50 казахстано-кыргызских предприятий11.
Для адаптации экономики Киргизии к условиям членства в ЕАЭС создан Российско-Кыргызский фонд с капиталом в 1 млрд долл. Основная цель Фонда — инвестиции в реальный сектор экономики. Фонд уже выдал кредитов на сумму около 17,5 млн долларов, а также одобрил выделение 10 млн долл. на крупные технологические проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности. В отраслевом разрезе 68% от общего объема выделенных кредитов получают компании, ведущие деятельность в сельскохозяйственном секторе, в частности, 6 предприятий по животноводству и растениеводству, 6 тепличных хозяйств и 9 компаний по переработке сельхозпродукции; 26,7% средств выделены 10 предприятиям, занятым в сфере обрабатывающей промышленности; 5,7% выделено предприятию, которое занимается горнодобывающей и металлургической промышленностью12.
Кроме того, Россия и Кыргызстан совместно управляют Кара-Балтинским горнорудным комбинатом, занимающимся добычей и переработкой ураносодержащих руд, молибдена, тория, серебра и золота. Действуют и другие кыргызско-российские совместные предприятия (СП), их около 200 — в сфере обрабатывающей промышленности, торговли, финансовой деятельности, строительстве и сфере услуг.
В настоящее время прорабатываются несколько кыргызско-белорусских проектов. Ожидается создание СП по производству молочной и мясоконсервной продукции, по выпуску лекарственных препаратов. Идут переговоры о создании СП по сборке белорусских тракторов и лифтов на территории Кыргызстана13.
Неоспоримыми для граждан и бизнеса Кыргызстана стали преимущества от свободного передвижения рабочей силы. Граждане республики могут работать в любом из государств Союза без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, использовать документы об образовании без процедуры их признания (кроме педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности), устроиться на работу по трудовому или гражданско-правовому договору, а также рассчитывать на социальное обеспечение и медицинское обслуживание на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства. Договором о ЕАЭС предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с первых дней работы по найму. Например, прибывшие в Россию трудовые мигранты платят подоходный налог 13%, а не 30%, как было ранее.
С вступлением в Союз граждане Киргизии стали свободными соискателями вакансий на евразийском рынке труда. Тем самым, резко выросла их конкурентоспособность на этом рынке, что подтверждается ростом количества трудящихся из Кыргызстана. Например, в России с 2015 г, с момента вступления Кыргызстана в Союз, количество трудовых мигрантов увеличилось на 50 тыс. чел. (рост 10 %), в Казахстане на 33 тыс. чел. (рост 40 %), что особенно примечательно на фоне некоторого сокращения количества трудовых мигрантов из таких стран как Таджикистан и Узбекистан14.
Принятые в Союзе нормы в сфере трудовой миграции способствуют нормализации межэтнических отношений, позволяют приехавшим людям чувствовать себя социально защищенными. В результате улучшается их отношение к гражданам страны, где они работают, и ответно улучшается отношение общества к ним.
Вместе с тем до присоединения Кыргызской Республики к ЕАЭС некоторыми экспертами высказывались опасения по поводу членства страны в крупном экономическом союзе.
Одним из таких являлось предположение, что государство, вступившее в Союз, теряет свою политическую независимость. Тем не менее, после вступления в Союз Кыргызская Республика осталась тем же независимым государством, каким была до присоединения. В рамках ЕАЭС не затрагиваются политиче­ские вопросы, это исключительно экономический проект.
Что касается экономической повестки, то при ее обсуждении в рамках ЕАЭС Кыргызстан не ощущает никакой дискриминации. Решения в органах ЕАЭС на уровне президентов (Высший Евразийский экономический совет), премьер-министров (Евразийский Межправительственный совет), вице-премьеров (Совет Евразийской экономической комиссии), а также по ряду вопросов в Коллегии Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. В Евразийском экономическом союзе обеспечивается принцип равенства государств-членов независимо от экономической мощи, территории и численности населения.
Помимо того, в экспертной среде неоднократно возникали дискуссии в отношении сбора ввозных таможенных пошлин. Но открытые данные бюджета показывают, что республика не потеряла, а, наоборот, выиграла. Кыргызстан до вступления в Союз в 2014 г. получил около 220 млн долл. США в бюджет от собранных таможенных пошлин, как член Союза — с учетом доли Кыргызстана в общем «котле» доходов в 1,9% — в 2014 г. страна получила бы 366 млн долл. США15.
В свою очередь граждане Кыргызстана были обеспокоены возможностью подорожания импортируемых товаров. Однако после вступления в Союз существенного подорожания импортных товаров не произошло. Более того, при вступлении в ЕАЭС Кыргызстан получил отсрочку на повышение таможенных пошлин по целому ряду чувствительных для бизнеса и населения товаров. Этот перечень состоит из 163 товарных позиций и включает товары 25 товарных групп: промышленного (материалы для промпредприятий машиностроения, взрывчатые вещества, изделия из пластмассы, красящие вещества для пищевой промышленности, тепловые насосы, ковочно-штамповочные прессы и др. оборудование и станки — 57 товарных позиций) и сельскохозяйственного производства (семенной фонд, корма для рыб; гербициды, ветеринарные вакцины, бороны, пресс — подборщики, сельхоз оборудование для кормов и машины для уборки свеклы, холодильное оборудование, теплицы — 34 товарных позиций), транспорта (автотранспортные средства, включая трактора, комбайны — 35 товарных позиций) и здравоохранения (вакцины, лекарства — 37 товарных позиций)16.
Вероятно, кто-то ожидал мгновенного результата после вступления страны в Союз. Но интеграция — это процесс, который подразумевает под собой планомерную и поступательную работу. Результаты такой работы проявляются в различных сферах по-разному: на определенных направлениях результаты уже превосходят ожидания, в других соответствуют им, в некоторых они и вовсе не заметны на первый взгляд. Однако положительная динамика прослеживается на всех направлениях функционирования ЕАЭС.
Главная задача на будущее для Союза, Комиссии и Кыргызской Республики — это закрепить те преимущества, которые дала интеграция, не потерять темпы, а нарастить их. В Европе интеграцию сравнивали с движением на велосипеде, в том смысле, что остановка чревата падением. Необходимо продолжать движение навстречу благополучию государств-членов ЕАЭС и народов, проживающих в них.


Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (заключен в г. Астане 29.05.2014). — М., 2014. — 680 с.
2. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 23.12.2014) // Бюллетень международных договоров. — 2016. — № 2. — С. 3–9.
3. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.10.2011 № 842 «О присоединении Кыргызской Республики к Таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/P_842.pdf (дата обращения: 16.05.2016).
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2015 № 68 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148002/clcd_01072015_68_doc (дата обращения: 16.05.2016).
5. Сайт Президента Республики Казахстан http://www.akorda.kz/ru.
6. Сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org.
7. Сайт Российско-Кыргызского Фонда развитияhttp://www.rkdf.org/
8. Сайт Министерства экономики Кыргызской Республики http://mineconom.gov.kg.
9. Сайт Посольства Кыргызской Республики в Беларуси http://www.kgembassy.by.
10. Сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации https://www.fms.gov.ru.
11. Сайт Государственной Налоговой Службы Кыргызской Республики http://sti.gov.kg.
12. Сайт Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики http://www.kazna.gov.kg.
13. Ballasa D. The Theory of Economic Integration. — London, 1961.

Сноски 
1 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0143439/scd_30052014_74
2 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0143479/scd_13102014_75_att
3 Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 23.12.2014) // Бюллетень международных договоров. — 2016. — № 2. — С. 3–9.
4 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147703/itia_12052015
5 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147795/itia_12052015_doc
6 https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148783/cncd_19102015_56
7 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx
8 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/intra/Pages/2015/12.aspx
9 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201512.pdf
10 Сайт Министерства экономики Кыргызской Республики http://mineconom.gov.kg/index.php?lang=ru
11 http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/foreign_visits/uchastie-v-ceremonii-otmeny-tamozhennogo-kontrolya-na-kazahstansko-kyrgyzskom-uchastke-gosudarstvennoi-granicy
12 Сайт Российско-Кыргызского Фонда развития http://www.rkdf.org/
13 Сайт Посольства Кыргызской Республики в Беларуси http://kgembassy.by.
14 Сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации https://www.fms.gov.ru.
15 http://www.kazna.gov.kg.
16 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2015 № 68 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0148002/clcd_01072015_68_doc(дата обращения: 16.05.2016).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия