Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Дятлов С. А.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
академик РАЕН, доктор экономических наук


Организационный механизм введения интеграционного рубля Евразийского экономического союза
В статье рассмотрены основные положения интеграционно-инвестиционной концепции развития экономик стран ЕАЭС, включающих развитие стратегического планирования, новых инструментов интеграции, формирование новых интеграционных институтов регулирования. Предлагается использование текущего интеграционного бюджета и бюджета инновационно-инвестиционного развития стран ЕАЭС. Раскрывается механизм введения и использования новых показателей «инвестиционный золотой рубль», «целевые инвестиционные счета предприятий». Новый интеграционный механизм является механизмом генерации и производства синергийных эффектов
Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, институты, синергийные эффекты, инвестиционные счета, интеграционный рубль
УДК 330.341.2+330.834+339.13.025; ББК 65.01+67.404.3   Стр: 25 - 27

В круг рассмотрения проблем евразийской интеграции должен быть включен широкий перечень вопросов, включающих анализ закономерностей и механизмов евразийской интеграции, функционирования интеграционных институтов и методов регулирования с целью обеспечения устойчивого развития, реализации конкурентных преимуществ, получения синергийно-интеграционных эффектов и обеспечения национальной безопасности стран ЕАЭС в условиях обострения мирового финансового кризиса и усиления глобальной гиперконкуренции. Сегодня главной стратегией развития Евразийского экономического союза должно стать осуществление управляемого постепенного перехода от энтропийной либерально-инерционной модели развития к новой модели развития, обеспечивающей преодоление финансово-экономического кризиса, углубление интеграции и достижение устойчивого инновационно-инвестиционного роста экономик стран ЕАЭС.
Для придания процессу евразийской интеграции динамизма необходима разработка и принятие Единой стратегии торгово-экономической, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической (инновационной) политики ЕАЭС [1]. Разработка единой долгосрочной стратегии развития стран ЕАЭС и ее успешная реализация в рамках нового интеграционного объединения позволит получить интеграционный синергетический эффект ЕАЭС. Разработка и реализация единой долгосрочной стратегии может осуществляться посредством межгосударственных программ, финансируемых из интеграционного бюджета, а также при помощи национальных, регионально-интеграционных и международных институтов развития.
Успех реализации Единой стратегии развития ЕАЭС требует создания системы интеграционного стратегического планирования развития ЕАЭС, включающей основные целевые показатели социально-экономического развития, согласованные основные направления структурной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики, а также национальные и интеграционные конкурентные преимущества стран ЕАЭС. Данная система должна включать в себя следующие элементы: стратегический план развития ЕАЭС, включающий согласование между государствами-участниками конечных целей социально-экономического развития ЕАЭС; планы развития важнейших секторов и кластеров стран ЕАЭС; модель интегрированных межотраслевых балансов государств-членов ЕАЭС; долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития ведущих отраслей и секторов; основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; интеграционные программы, планы мероприятий по их реализации; перечень интеграционных инвестиционных проектов и их законодательное и финансово-кредитное обеспечение.
Важнейшей целью Евразийского экономического союза является укрепление интеграционных государственно-плановых начал, создание условий либерализации внешнеэкономических отношений внутри интеграционного объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Страны-члены Союза создают благоприятные условия для выполнения ЕАЭС его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение основных целей Союза. По сути, речь идет об оптимальном сочетании методов государственно-планового и рыночного регулирования союзной экономики [2].
В долгосрочной перспективе для углубления интеграции требуется формирование единой платежной системы, переход к использованию в странах ЕАЭС единой денежной единицы — интеграционного Евразийского рубля, а также создание соответствующих институтов регулирования, реализующих единую денежно-кредитную и валютную политику стран ЕАЭС — Евразийского Центрального банка. Интеграционный Евразийский рубль должен получить статус резервной валюты стран ЕАЭС.
Мы предлагаем интеграционно-инвестиционную концепцию развития экономик стран ЕАЭС [3]. Главная цель: создание целостной устойчивой интеграционной хозяйственной системы, имеющей стабильно функционирующую, динамично развивающуюся сбалансированную экономику с регулируемым воспроизводственным механизмом инновационно-инвестиционного типа. Необходимо создать условия для постепенного формирования «нового интеграционного сектора» реальной экономики, который создается параллельно старому, ныне существующему и для которого постепенно формируется свой организационно-экономический механизм интеграционного воспроизводства и развития с соответствующим законодательным обеспечением.
Главным инструментом реализации основных целей и задач интеграционной концепции ЕАЭС должен стать «Пятилетний интеграционный план развития стран ЕАЭС», ведущая роль в котором будет отводиться использованию взаимосвязанных и согласованных методов межгосударственного, государственного и корпоративного планирования. Регулирующая роль интеграционных органов должна возрасти. Главный принцип хозяйствования и распределения — равенство (равновыгодности) всех субъектов хозяйствования в инвестиционном процессе, а в последующем в распределении прибыли в соответствии с основополагающим требованием — равная прибыль на равновеликий вложенный инвестиционный капитал независимо от страны, вида, сферы и способа вложений.
В рамках бюджетно-налогового планирования и стимулирования инновационно-инвестиционного развития предлагается создать двойной бюджет, представляющий два взаимосвязанных бюджета: традиционный, текущий интеграционный бюджет и бюджет инновационно-инвестиционного развития. Бюджет инновационно-инвестиционного развития будет предназначен для целей инвестирования в интеграционные инвестиционные проекты реального сектора экономики, в инновации, в новое строительство, в реализацию важнейших межгосударственных и национальных инновационно-инвестиционных проектов.
Новый воспроизводственный механизм инновационно-инвестиционного типа должен иметь новый инструментарий, новую систему показателей, среди которых ведущее место занимает инвестиционный рубль (ресурсно-инвестиционный золотой рубль) и целевые инвестиционные счета предприятий.
Ресурсно-инвестиционный золотой рубль — это интегральный макроэкономический показатель, показатель тройного обеспечения (тройной надежности), который более точно будет отражать вес интеграционного рубля с учетом его ресурсной, производственной и золото-обеспечивающей составляющей. Рассмотрим его составляющие: ресурсный рубль, инвестиционный рубль, золотой рубль. Ресурсный (экспортный) рубль — получают за счет продажи ресурсов, спрос на которые на внутреннем и внешнем рынках является устойчивым в долгосрочной перспективе (например, такие ресурсы как металлы, нефть, газ, продовольствие, высокотехнологическое оборудование, продукты ОПК). Далее вся сумма ресурсных рублей из сферы торговли поступает в инвестиционную сферу и обеспечивает финансирование инвестиционных проектов и новое строительство, в силу чего ресурсный рубль превращается в инвестиционный рубль.
Движение, накопление, инвестиционный и производственный оборот инвестиционных рублей должен осуществлять под строгим контролем Центрального Интеграционного Банка стран ЕАЭС через целевые инвестиционные счета предприятий, доступ к которым имеют только сами предприятия и доступ к которым закрыт для финансово-валютных спекулянтов и строго законодательно запрещен. Инвестиционные рубли, по сути, являются безналичными деньгами, оборот которых на спекулятивном рынке запрещен интеграционным и национальным законодательством стран ЕАЭС. Следовательно, такой механизм подрубает главные корни и устраняет главные причины обесценения национальных валют стран ЕАЭС и роста инфляции, а также саму возможность использовать инвестиционные безналичные рубли в спекулятивной финансово-валютной сфере, а также вывозить их за рубеж в оффшоры. Наша позиция корреспондируется с концепцией М.И. Кротова и В.И. Мунтияна, изложенной в соответствующей статье, открывшей дискуссию «Есть ли в России экономический кризис» на страницах журнала [4].
В конце инвестиционного периода вся сумма обращающихся инвестиционных рублей после реализации проектов и начала производства новых реальных товаров подлежит физической утилизации, а на всю величину накопленных инвестиционных рублей выпускаются новые деньги — золотые деньги (золотой интеграционный рубль). Последний имеет реальное золотое покрытие, обменивается на золото и имеет стабильный твердый курс.
Количество золотых рублей должно строго контролироваться Центральным Банком стран ЕАЭС и обеспечиваться не только золотом и другими драгоценными металлами, но и имеющимися ресурсами, новыми построенными объектами и массой новых реально произведенных товаров и услуг. Интеграционный золотой рубль со стабильным курсом будет обращается на территории всех стран ЕАЭС без ограничений, но иметь определенные регламенты и ограничения при обращении на внешних рынках (вне юрисдикции стран ЕАЭС).
Новый механизм, основанный на введении интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля обеспечит соблюдение основополагающего макроэкономического соотношения — соответствия между товарной массой (услуг) и массой денег в обращении, что является основой для поддержания пропорций между другими главными макроэкономическими показателями и обеспечения сбалансированности как в интеграционной экономике в целом, так и в отдельных ее национальных секторах и сферах. Запуск интеграционного инновационно-инвестиционного механизма при строгом соблюдении всех необходимых условий уже через два-три года приведет к достаточно высокому росту накоплений и возникновению инвестиционного бума в странах ЕАЭС, создавая постепенно реальные предпосылки для достижения основных стратегических целей динамичного и устойчивого развития и обеспечения комплексной безопасности стран ЕАЭС в ХХI веке.
На наш взгляд, в рамках разработанной и предлагаемой нами концепции введение в действие интеграционного (ресурсно-инвестиционного золотого) рубля в единстве с созданием и обеспечением функционирования целевых инвестиционных счетов компаний стран ЕАЭС, а также использование макроэкономического механизма государственной поддержки реального сектора экономики, инновационных сфер, включая введение в действие целевых налоговых льгот, инвестиционного кредита и др., обеспечит устойчивый неинфляционный рост экономик стран ЕАЭС.
При этом реализуется следующая стратегическая цель: рост кредитно-денежного предложения под минимальный процент (2-3%), адресно через целевые инвестиционные счета предприятий направляемого на инвестиции в реальный сектор экономики и инновационную сферу, должен приводить к росту ВВП и росту занятости в экономиках стран ЕАЭС при низких (контролируемых) темпах инфляции и стабильном курсе интеграционного золотого рубля. В дальнейшем золотой рубль, имеющий стабильный не подверженный спекулятивным колебаниям курс, может стать основой для введения интеграционного рубля и для других потенциальных участников Евразийского Экономического Союза.
Новый интеграционный механизм должен стать по своей сути механизмом генерации и производства синергийных эффектов. В качестве своих важнейших элементов и функций он предполагает создание новых институтов регулирования и управления (Центральный Интеграционный Банк), исключает использование инвестиционных рублей в финансово-валютной спекулятивной сфере, а также обеспечивает безинфляционное устойчивое развитие экономик стран ЕАЭС. Это будет обеспечивать преодоление энтропийно-кризисных явлений в экономике, значительный приток прямых инвестиций в реальный сектор, массовое инновационно-технологическое обновление промышленных секторов экономики, создание новых рабочих мест, прирост реального ВВП и повышение конкурентоспособности товаров и услуг стран ЕАЭС на мировых рынках.
При этом считаем важным подчеркнуть следующее важное методологическое положение: механизм инвестиционного рубля и целевых инвестиционных счетов — это организационный механизм беспроцентного, неинфляционного развития экономики. По нашим расчетам, для принятия пакета основополагающих законов, запуска нового механизма и реализации данной концепции потребуется полтора-два года, что позволит получить ежегодный прирост ВВП в странах ЕАЭС в размере 7-10% ежегодно в течение всего срока действия пятилетнего плана.
Важнейшими результатами предлагаемой нами новой синергийной политики экономической интеграции должны стать рост высокотехнологичной продукции производителей, снижение зависимости экономик от импортируемых товаров из-за рубежа, повышение объемов высокотехнологичного экспорта в другие страны и увеличения его доли на мировых рынках, а также обеспечение конкурентоспособности, национальной, продовольственной, экономической и военно-политической безопасности стран ЕАЭС. В условиях роста геополитических рисков, усиления глобальной гиперконкуренции, действия санкций осуществляемая в рамках синергийной концепции политика введения интеграционного золотого рубля (целевых инвестиционных счетов предприятий) стран ЕАЭС станет главным элементом механизма обеспечения их динамичного, устойчивого и безопасного развития в ХХI веке.


Материал подготовлен при грантовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00351а

Литература
1. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: научный доклад. — М.: РАН, 2013. 29 января.
2. Ананьев А.А., Дятлов С.А. Евразийская политическая экономия как теоретическое основание новой интеграционной целостности: сущность и организационно-институциональные формы // Проблемы современной экономики. 2015. — № 4. — С.63–67.
3. Дятлов С.А. Инновационно-инвестиционная концепция развития России // Инновации. — 2015. — № 4 (198). — С. 15–20; Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию. — СПб.: Изд-во Астерион, 2009. — С. 235–242.
4. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2. — С.7–14.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия