Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Хузиятов Т. Д.
профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ: СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В августе 2003 г. китайское правительство приняло стратегию возрождения экономики Северо-Восточного Китая, призванную ускорить социально-экономическое развитие этого региона. Речь идет, прежде всего, о реконструкции и переоснащении современным оборудованием "старых промышленных баз" северо-восточных провинций Китая, большинство которых было создано в 50-е годы прошлого века при помощи СССР. Таких объектов в КНР - 156, треть из них находится в провинции Хэйлунцзян, в том числе 25 предприятий - в Харбине. Как правило, это крупные предприятия, сыгравшие значительную роль в индустриализации КНР.
С нашей точки зрения, имеет смысл оценивать эту стратегию в контексте выравнивания темпов экономического роста различных регионов Китая (например, в связи с реализацией программы освоения западных районов страны), реструктуризации государственных предприятий и повышения конкурентоспособности экономики приграничных территорий.
Северо-Восточный Китай (провинции Хэйлунцзян, Ляонин и Цзилинь) является старейшей промышленной базой страны. Однако вклад региона в промышленное производство Китая за годы реформ сократился с 17% в 1978 г. до 9% в 2002 г. Это во многом объясняется наследием централизованно-планируемой экономики и наличием здесь значительного числа государственных предприятий.

Таблица 1.
Основные экономические показатели провинций Северо-Восточного Китая в 2003 г.
Показатели ПровинцииЛяонинЦзилиньХэйлунцзянРегион в целом (доля в общекитайских показателях)
Территория, кв. км150000190000450000790000 (8%)
Население, млн чел.42,1027,0438,15107,29 (8%)
ВРП, млрд юаней600,2252,2443,31295,7 (11%)
ВРП на душу населения, юаней14258933411623-
(КНР - 9073)
Промышленное производство*, млрд юаней488,8217,1248,8954,7 (9%)
ПИИ, млн долл. США2824,1190,6321,83336,5 (6%)
Экспорт, млрд долл. США14,62,22,919,7 (4%)
* - 2002 г.
Источник: Статистические ежегодники КНР и провинций за 2003 г.

Как видно из приведенных данных, наиболее крупным потенциалом обладает провинция Ляонин.

Таблица 2.
Основные отрасли промышленности Северо-Восточного Китая
ПровинцииОтрасли
ЛяонинНефтепереработка, черная металлургия и металлообработка, производство электронного и телекоммуникационного оборудования, химических материалов и продуктов
ХэйлунцзянНефтепереработка, пищевая промышленность, общее и транспортное машиностроение
ЦзилиньАвтомобилестроение, производство химических материалов и продуктов, медицинская и фармацевтическая промышленность
Составлено по данным Статистических ежегодников КНР и провинций за 2003 г.

До сих пор реформа государственных предприятий на Северо-Востоке Китая проходила сравнительно медленно. Это можно объяснить высоким удельным весом крупных предприятий, особенно в тяжелой и добывающей промышленности, которые на предыдущих этапах реформ находились под государственным управлением и контролем.
В целом доля госпредприятий в промышленном производстве провинции Ляонин составляет 62,4%, Цзилинь - 77,9%, Хэйлунцзян - 79,6% , тогда как в Китае в среднем - 40,8%.
В настоящее время значительная часть этих государственных предприятий оказалась перед лицом таких проблем, как необходимость замены устаревшего оборудования, совершенствование технологий и менеджмента. Многие из них убыточны, а некоторые находятся на грани банкротства. В 2002 г. более 40% (371 из 900) крупных государственных предприятий и их филиалов на Северо-Востоке закончили год с убытками. Кроме того, отношение задолженности к активам на государственных предприятиях Северо-Востока Китая значительно хуже, чем в среднем по стране: в провинции Ляонин - 81,8%, Цзилинь - 90,6%, Хэйлунцзян - 92,5%, в Китае в целом - 64,8%.
Сложившаяся ситуация потребовала ее обсуждения на самом высоком политическом уровне. Вопрос о возрождении старых промышленных баз Северо-Востока Китая был включен в повестку дня 16-го съезда КПК в ноябре 2002 г. в качестве одного из важнейших. Было принято принципиальное решение: путем ускорения реструктуризации государственных предприятий и привлечения иностранных инвестиций перестроить экономику этого региона, превратив его в конкурентоспособную промышленную базу, производящую основные виды оборудования и сырья. Летом 2003 г. регион посетил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Практические вопросы стратегии развития Северо-Востока Китая рассматривались на Пленуме ЦК КПК, на совещаниях в Госсовете, министерствах и ведомствах, на региональном и провинциальном уровнях. В апреле 2004 г. руководители четырех крупнейших городов региона - Харбина, Чанчуня, Шэньяна и Даляня провели совещание с целью координации и сотрудничества при создании современных обрабатывающих отраслей: в производстве автомобилей, судов, авиамоторов, промышленных роботов, электрогенераторов, оборудования военного назначения и др. На стратегию возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая возлагается надежда, что этот регион вновь станет одним из локомотивов экономического роста наряду с регионами в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян (Жемчужной) и Бохайского залива.
С учетом особого значения государственных предприятий для экономики Северо-Востока Китая успех стратегии возрождения старых промышленных баз в значительной мере зависит от характера реформирования этих предприятий. Недавнее перенесение центра тяжести реформ госпредприятий с малых и средних на крупные должно придать дополнительное ускорение развитию этого региона.
Как отмечают руководители Комиссии по контролю и управлению государственной собственностью, государственные предприятия Северо-Востока КНР должны развиваться с большей ориентацией на рынок. Такой подход предполагает ускорение процесса приватизации путем поощрения иностранных инвестиций, модернизации структуры управления и приведения ее в соответствие с требованиями современного бизнеса, внедрения системы социального обеспечения и др.
Одна из последних наиболее важных инициатив при реформировании госпредприятий - открытие секторов экономики, в которых государство фактически является монополистом (кроме некоторых отраслей, имеющих особое значение с точки зрения обеспечения национальной безопасности), для частных инвесторов, как отечественных, так и иностранных, на основе развития слияний и поглощений. Основной целью такой политики является создание каналов для привлечения не только иностранного капитала, но и передовых технологий и управленческого опыта. В частности, предполагается повышение международной конкурентоспособности крупных государственных предприятий, успешно работающих на внутреннем рынке, - таких, например, как "Daqing Oilfield Company Limited" (в нефтедобыче), "Anshan Iron and Steel Group Corporation" (в черной металлургии), "China First Automobile Group of the Northeast" (в автомобилестроении).
Нормативная база, обеспечивающая привлечение иностранного капитала при реструктуризации госпредприятий, представлена тремя документами, принятыми за последние два года. Во-первых, это "Временное положение об использовании иностранного капитала при реструктуризации государственных предприятий", изданное совместно Государственным комитетом по экономике и торговле, Министерством финансов, Государственным управлением промышленности и торговли и Государственным валютным управлением. Во-вторых, это "Правила управления приобретением компаний, зарегистрированных на фондовой бирже", изданные Министерством финансов и Китайской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг. В-третьих, это "Циркуляр по вопросам, касающимся передачи акций зарегистрированных компаний, находящихся во владении государства и юридических лиц, иностранным инвесторам", выпущенный Государственным комитетом по экономике и торговле и Китайской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг.
В соответствии с данными нормативными документами иностранные инвесторы могут приобретать как акции государственных предприятий, принадлежащие непосредственно государству, так и акции, принадлежащие юридическим лицам (обычно также контролируемым государством). Не предусматриваются никакие ограничения размера пакета акций, который иностранные инвесторы могут приобрести, за исключением акций предприятий отраслей, признанных особо важными для обеспечения национальной или экономической безопасности (они указаны в специальном Каталоге, определяющем порядок иностранных инвестиций в экономику).
В июле 2003 г. "Grandtour Tire (China) Investment Company Limited", подразделение сингапурской компании "Grandtour Tire Group", приобрела на основании новых правил 44,3% акций компании "Heilongjiang Hualin Tire Company Limited" (принадлежавших государству) почти за 12 млн долл. Эта сделка была первым приобретением китайского государственного предприятия иностранным инвестором. Для поощрения таких сделок местные власти предлагают льготы, например, освобождение от уплаты НДС на оборудование для восьми отраслей тяжелой промышленности (машиностроение, нефтехимия, металлургия, судостроение, автомобилестроение, переработка сельскохозяйственной продукции, производство оборудования военного назначения и для высокотехнологичных отраслей). В различных провинциях и городах действуют и другие налоговые льготы. Так, в Шэньяне предприятия с иностранным капиталом, создающие объекты инфраструктуры (транспорта, энергоснабжения и связи) и планирующие осуществлять свою деятельность в течение не менее 15 лет, получают льготы по налогу на прибыль.
В последнее время китайское руководство обращает особое внимание на совершенствование менеджмента с тем, чтобы сделать структуру управления государственными предприятиями сопоставимой с существующей в современных корпорациях.
В январе 2004 г. был определен перечень требований, которыми должны руководствоваться высшие менеджеры 189 центральных государственных предприятий. Топ-менеджеры этих предприятий должны подписывать контракты с Комиссией по контролю и управлению государственной собственностью и принимать на себя обязательства по обеспечению высоких финансовых результатов. Невыполнение требований влечет за собой уменьшение вознаграждения или увольнение.
Другой важной инициативой является открытый набор профессиональных менеджеров. Теперь менеджеры госпредприятий будут не назначаться, а рекрутироваться публично из числа граждан КНР и иностранцев. Задача - привлечь талантливых профессиональных управленцев. Так, "China United Telecommunications Corporation" провела открытые конкурсы на 27 должностей высших менеджеров (12,5% должностей высшего уровня). В них принимали участие и китайские, и иностранные граждане. Будут проведены конкурсы на 1,3 тыс. управленческих должностей в центральных предприятиях и 2,5 тыс. - в местных филиалах.
Для ускорения процесса кадровых реформ Комиссия по контролю и управлению государственной собственностью провела в 2003-2004 гг. несколько крупномасштабных кампаний по рекрутингу.
Крупномасштабная реструктуризация государственных компаний началась в Китае в 1980-х гг. За прошедшие годы лишились работы 45 млн рабочих этих предприятий. По данным Министерства труда и социального обеспечения, в результате реформирования предприятий госсектора в 2003-2006 гг. ежегодно будут ликвидироваться около 3 млн рабочих мест.
В Северо-Восточном Китае ситуация является особенно острой. Здесь за 1997-2002 гг. лишились работы 8 млн чел. (каждый четвертый рабочий госпредприятий). В связи с этим китайское руководство планирует одновременно с реформированием госпредприятий улучшать систему социального обеспечения. Госсовет КНР выбрал именно провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян в качестве пилотных для реализации реформы системы социального обеспечения. Пилотные проекты предусматривают улучшение системы пенсионного страхования, ускорение развития системы страхования в связи с рождением ребенка, системы компенсаций, изучение возможностей реформирования системы социального обеспечения в государственных организациях, создание системы пособий для сельских жителей.
Традиционно крупные государственные предприятия в Китае представляют собой некие самодостаточные общества с полным набором услуг, предоставляемых сотрудникам. В стране насчитывается около 11 тыс. начальных школ и 6100 больниц, принадлежащих госпредприятиям и управляемых ими. Расходы по их содержанию достигают 45,6 млрд юаней ежегодно. Например, на конец 2002 г. государственные предприятия Северо-Востока Китая имели на своем балансе 7183 объекта социальной сферы, в том числе школы, детсады и больницы (26% от общего их количества в стране). На них было занято 491 тыс. чел. (28,4% аналогичного показателя для страны в целом). Расходы на их содержание достигали 15,8 млрд юаней (33,7% национальных расходов).
Вместе с тем, в 2001 г. Правительство Китая приступило к реализации на Северо-Востоке страны пилотного проекта по отделению от госпредприятий подразделений социального характера и передаче социальных функций местным органам власти с тем, чтобы предприятия могли сосредоточиться на решении экономических проблем.
В деле привлечения иностранных инвестиций на Северо-Восток Китая особую роль играет Гонконг. Ряд гонконгских компаний ("Cheung Kong (Holdings) Limited", "The Wharf (Holdings) Limited", "New World Development Company Limited" и другие) активно вкладывают капиталы в такие сектора экономики региона, как гостиничный бизнес, туристический комплекс, розничная торговля, обрабатывающая промышленность. В рамках стратегии возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая гонконгским компаниям предоставляются все новые инвестиционные возможности. Иностранные инвестиции привлекаются при этом и в крупные прибыльные государственные предприятия с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности. Для иностранных компаний инвестиции в государственные предприятия обеспечивают быстрое расширение производства и достижения критической массы потребителей необходимой для прибыльного бизнеса, в частности в сфере коммунальных услуг. Так как для создания инфраструктуры услуг и для формирования необходимой клиентской базы требуются годы, партнерские отношения с государственными предприятиями выгодны, поскольку позволяют использовать существующие производственные мощности, местные каналы сбыта, связи в органах власти и т. п.
Ряд транснациональных компаний ("Sony", "Toshiba", "Canon", "LG", "General Electric", "Folkswagen") уже создали собственные производственные мощности в этом регионе. Другие ТНК ("Sanyo", "Siemens", "Pfizer") установили отношения разного рода сотрудничества с государственными предприятиями, в том числе в целях модернизации старых промышленных баз региона. Их привлекают и другие сектора экономики: оптовая и розничная торговля, туристская индустрия, индустрия развлечений, операции с недвижимостью, инфраструктурные проекты, которых в регионе становится все больше. Многие инвесторы рассматривают возможности диверсификации бизнеса, построения вертикально-интегрированных компаний за счет развития "сырьевого" бизнеса, проникновения на новые рынки, причем не только в регионы, но и на рынки соседних стран.
Сфера услуг, на долю которой в настоящее время приходится уже 37% валового регионального продукта Северо-Восточного Китая, считается весьма перспективной сферой приложения капиталов. По мере реструктуризации государственных предприятий и ускорения развития региона все больший спрос будут приобретать логистические, финансовые, юридические и другие услуги. Поэтому Правительство Китая, рассматривает развитие этой сферы как важную практическую задачу, стратегии возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая. Особое внимание обращается на возможности Гонконга в оказании разнообразных услуг, и поскольку ВВП Гонконга на 87,5% формируется в отраслях этой сферы и к тому же он может стать своеобразным трамплином для тех предприятий, которые намерены расширить свои операции за пределы Китая. Достаточно напомнить, что Гонконг - крупнейший центр международных ярмарок и международной торговли, который может рассматриваться и в качестве посредника при привлечении иностранных капиталов. Ряд предприятий Северо-Востока КНР уже зарегистрированы на фондовой бирже Гонконга ("Shenyang Public Utility Holdings Company Limited", "Angang Steel Company Limited", "Jilin Chemical Industrial Company Limited", "Northeast Electric Development Company Limited", "Harbin Power Equipment Company Limited"). Другие ищут иные формы финансирования на финансовом рынке Гонконга. Учитывая уровень интернационализации этого финансового рынка, можно утверждать, что Гонконг - наиболее привлекательное место для первоначального размещения акций и других ценных бумаг государственных компаний Китая.
Комиссия по контролю и управлению государственной собственностью предусматривает к 2010 г. формирование на основе 30-50 госпредприятий предприятий-гигантов. Без Гонконга и в этом отношении не обойтись.
Расширяется и поиск менеджеров мирового класса, способных возродить предприятия в Северо-Восточном Китае, в частности, путем их привлечения из Гонконга. Заместитель Председателя КНР Чжэн Цинхкн, принимая в июне 2004 г. делегацию деловых кругов Гонконга и Макао, отметил, что Гонконг является наиболее предпочтительным партнером для Северо-Востока Китая, идет ли речь о капитале, технологиях, человеческих ресурсах или менеджменте.
Определенное место в стратегии повышения конкурентоспособности предприятий Северо-Востока Китая занимают и торговые связи с Россией.
По статистических данным, в 2203 г. общий объем внешней торговли провинций Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян с Россией приблизился к 3 млрд долл. Руководители правительств этих провинций планируют расширять торгово-экономическое сотрудничество с Дальним Востоком РФ. Одним из наиболее перспективных его направлений является сотрудничество в энергетической сфере. Уже в настоящее время российские поставки нефти в Китай играют важную роль в двусторонней торговле. В 2003 г. из России в Китай было экспортировано более 5,2 млн т нефти. В 2004 г. поставки российской нефти в физических объемах должны были вырасти не менее чем в 1,5 раза. Имеются договоренности о дальнейшем увеличении закупок российской нефти.
Российские компании заинтересованы в расширении взаимодействия в строительстве энергетических мощностей, прежде всего атомных, тепло- и гидроэлектростанций на территории Китая. В формате новой энергетической стратегии Китая, с учетом возрастания зависимости китайской экономики от импорта энергоносителей, полезно вновь вернуться к обсуждению проектов масштабного экспорта электроэнергии из России в Китай, в первую очередь в провинции Северо-Востока КНР. Проекты поставок электроэнергии были рассмотрены на Российско-китайском форуме, прошедшем в рамках Харбинской ярмарки летом 2004 г. Интерес для наших компаний могут представлять и такие объекты энергетики в Китае, как мини-ГЭС, а также поставки оборудования для перекачки газа, некоторых видов горно-шахтного оборудования, в том числе для добычи угля открытым способом, металлопроката.
Перспективно, и в стратегическом смысле особенно важно участие российского бизнеса в инкорпорировании предприятий государственного сектора Северо-Восточного Китая.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия