Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Герасимова Е. А.
доцент кафедры менеджмента
Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук

Гвоздев К. М.
аспирант кафедры менеджмента Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Стратегическая устойчивость предпринимательских структур на основе сетевого взаимодействия
В статье рассматриваются вопросы достижения стратегической устойчивости предпринимательских структур на основе сетевого взаимодействия. Авторами уточняется понятие предпринимательской сети, принципов ее функционирования и развития. На примере Красноярского края проанализированы основные тенденции и перспективы развития предпринимательских сетей
Ключевые слова: устойчивость развития, предпринимательские структуры, сетевое взаимодействие, стратегическое развитие, предпринимательские сети
УДК 339+65.8; ББК 65.012   Стр: 114 - 117

В современных условиях хозяйствования при неопределенности и сложности рыночной среды многими предприятиями в качестве показателя эффективности деятельности выбирается долгосрочная устойчивость. Данный показатель характеризует интеграцию многих целей финансовой и экономической деятельности предпринимательских структур: сохранение занимаемых позиций в рыночной среде (конкурентоспособность), развитие предприятия с переходом от одного этапа жизненного цикла к другому (качественные и количественные преобразования), укрепление деловой репутации, а также использование потенциала развития предпринимательской структуры и его накопление.
Под устойчивостью социально-экономической системы понимается ее способность удерживать выбранное согласно целям развития состояние, характеризующееся экономическими, финансовыми и др. показателями, возвращаться к плановому состоянию при воздействии на нее каких-либо факторов организационной среды.
Стратегическая устойчивость подразумевает долговременное удержание конкурентных позиций предприятием, сопровождающееся качественными и количественными преобразованиями инновационного характера, ведущее к повышению рыночной стоимости бизнеса. В условиях рыночной экономики для достижения стратегической устойчивости предпринимательские структуры должны построить эффективную систему управления, основанную на профессиональном менеджменте, организационных и технологических, а также информационных инновациях. В условиях кризиса в экономике России предприятия должны уметь находить пути выхода из проблемных ситуаций, опираясь на международный и отечественный опыт функционирования предпринимательских структур [9, С. 35].
В настоящее время одним из инструментов сохранения устойчивых позиций и их укрепления выступает сетевое взаимодействие. Сетевые предпринимательские структуры появляются согласно требованиям времени, необходимости обеспечивать себе конкурентное преимущество, а также имеющейся возможности осуществления интеграционных процессов на основе международного опыта и экономико-правовых факторов российской бизнес-среды. Традиционные организационные структуры не позволяют современным организациям быть гибкими, адаптивными, внедрять быстро различные виды инноваций. Только в рамках предпринимательской сети появляется возможность эффективной координации множества зависимых (или независимых) организаций.
Предпринимательские сети имеют достаточно давнюю историю развития, исследованию особенностей их функционирования посвящены работы многих авторов. Основными характеристиками существования сетей являются адаптивность, гибкость и изменчивость, однако нельзя сказать, что механизм функционирования и развития предпринимательских сетей достаточно изучен и требует дальнейшей проработки. Организационная среда изменчива и постоянно происходит изменение драйв-факторов, на которые организации необходимо реагировать. Рассматривая определение понятия «сети» в историческом аспекте, можно проследить существенные изменения в подходах к сетевому взаимодействию и ключевым характеристикам его эффективности. Конечно, суть сетевого бизнеса остается, в первую очередь, в стратегическом долгосрочном партнерстве, дающем возможность на основе стабильных связей предпринимательским структурам развиваться в различных условиях, даже в условиях кризиса [6, С. 64]. В этой связи в табл.1 нами представлены подходы различных авторов к определению сетевой организации.
Соответственно, под предпринимательской сетью следует понимать совокупность организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью на основе партнерского взаимодействия при осуществлении бизнес-процессов, объединенных едиными целями и деятельность которых координируется специальными органами управления.

Таблица 1
Определение организаций сетевого бизнеса
ОпределениеАвтор
Сетевые организации — корпоративные структуры, являющиеся результатом многочисленных отношений, контактов с партнерами и стратегических альянсов. Основная характеристика сети — это единство, открытая и гибкая коалиция, руководимая из единого центра, в котором сосредоточены наиболее важные функции, такие как развитие и непосредственное управление альянсами, координация, финансовое управление и технологическое развитие. Также в функцию центра входит определение стратегических компетенций сети, развитие отношений с потребителями и управление информационными потоками, связывающими сеть.Ф. Вебстер
Предпринимательская сеть бизнеса — это система долгосрочных взаимоотношений участников цепочки создания потребительской стоимости (ценности для клиента), основанная на согласовании стратегии развития и координации деятельности на определенном сегменте рынка.В.В. Масленников
Сеть, это набор субъектов, не зависимых институционально друг от друга, но осуществляющих действия и/или контролирующих ресурсы, которые взаимозависимы в некотором смысле.
Сети — это «живые» структуры, непрерывно связывающие субъектов рынка, производство, обменную деятельность и ресурсы друг с другом.
Х. Хакансон
Сетевая организация — коалиция взаимозависимых специализированных экономических единиц (независимые фирмы или автономные организации) со своими целями, которые действуют без иерархического контроля, однако все они задействованы в системе с общими целями через многочисленные горизонтальные и вертикальные связи, взаимную зависимость и обмен. Основным отличием сетевого бизнеса от традиционной теории организации является вовлеченность.Ф. Котлер, Р. Ачрол
Сетевое предприятие — это организация, в основе которой лежит непрерывное взаимное общение всех участников бизнес-процесса. При этом важно, что все субъекты, входящие в такое предприятие, могут обладать полной юридической и экономической самостоятельностью, по сути, являясь совершенно другими организациями.Й. Оллила

На наш взгляд, основными тенденциями современного развития сетевого взаимодействия являются:
— быстрый рост различных предпринимательских сетей, что является объективной закономерностью развития современной экономики, основанной на интеграционных процессах;
— деловое партнерство, возникающее в процессе сетевого взаимодействия бизнес-структур, которое является результатом развития особого типа отношений, ориентированных на профессиональные качества и взаимную ответственность, формируемых при наличии доверия в качестве одной из основных сетевых норм [7];
— бенчмаркетинг, на основе которого при развитии международных сетевых организаций российский бизнес получает возможность повысить свою конкурентоспособность;
— современные инструменты сетевого взаимодействия, которые позволяют предпринимательским сетям быть гибкими, инновационными [3], что позволяет достигать высокой конкурентоспособности;
— упрочение деловой репутации (использование репутационного потенциала) на основе которой происходит стратегическое развитие сетевого бизнеса [1];
— применение стратегического планирования на высокопрофессиональной основе, позволяющего разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии развития [2];
— создание новых сетей, когда предпринимательские сети развиваются по вертикали и по горизонтали на основе накопленного опыта;
— предпринимательские сети повышают свою устойчивость, расширяя свою деятельность в географическом аспекте, централизуя координацию функционирования системы, стандартизируя многие бизнес-процессы;
— серьезное упрочение позиций сетевых организаций на определенных территориях затормаживает развитие малого и среднего бизнеса, что, безусловно, вызывает опасение.
В этой связи, по нашему мнению, данные вопросы должны быть предметом обсуждения при определении государственной политики в отношении регулирования предпринимательской деятельности. Функционирование и развитие предпринимательской сети должно, на наш взгляд, происходить на основе ряда принципов, способных обеспечить ее устойчивость (рис.1).
Рис. 1. Принципы функционирования и развития предпринимательских сетей
Понятие «сети» достаточно широко используется в современном бизнесе, находя наибольшее сегодня применение в сфере услуг, и в частности, в торговле.
Каким образом предпринимательские сети имеют возможность развиваться и укреплять свои позиции, рассмотрим на примере торговых сетей Красноярского края.
Сфера торговли является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения края, которая не только находится в непосредственной зависимости от других рынков, но и влияет на развитие других отраслей, так как выступает в качестве связующего звена между производителем и потребителем. Красноярский край занимает лидирующие позиции и имеет большой потенциал для развития отрасли. В 2013 году доля оптовой и розничной торговли в формировании ВРП составила 9,1%.
Оборот розничной торговли по Красноярскому краю за период с января по февраль 2016 г. составил 74,3 млрд рублей (индекс физического объема 87,9%), в том числе 35,5 млрд рублей пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 38,8 млрд рублей непродовольственными товарами.
Оборот розничной торговли на душу населения за период январь-февраль 2016 г. составил 25,9 тыс. рублей на человека, что на 10,4% меньше, чем за соответствующий период прошлого года (28,9 тыс. рублей).
Рынок Красноярского края активно насыщается розничными торговыми сетями. На местные рынки выходят как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки в любом широкомасштабном городе России, так и открываются локальные торговые сети. Повсеместно открываются торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, магазины формата «кэш&керри», торгово-развлекательные комплексы). В таблице 2 представлены основные форматы торговых сетей на территории Красноярского края.

Таблица 2
Сравнительная характеристика различных форм торговых сетей [8, С. 75]
Наименование признакаГипермаркетСупермаркетДискаунтер
ПредназначениеШирокий ассортимент товаров позволяет удовлетворять потребности покупателей, как в продуктах питания, так и в товарах непродовольственной группы.
Большие площади позволяют представлять несколько различных поставщиков по отдельным ассортиментным группам
Матрица товаров достаточно широкая, но уменьшается на крупногабаритные товары (в отличие от гипермаркетов). Ассортиментные группы ограничены отдельными поставщиками, наиболее востребованными у покупателя.Удовлетворяет спрос покупателя в наиболее востребованных товарах повседневного спроса.
Есть ограничения в сервисе продаж по причине целевого снижения цены покупки для покупателя.
Делается ставка на низкий ценовой сегмент без потери деловой репутации.
Стоимость покупкиВысокаяВысокаяНизкая
Торговая площадьОт 2500 кв.м. до несколько десятков тысяч кв.мКак правило,
2500–3000 кв.м
от 300 до 1000 кв.м
Уровень ценДостаточно высокий.
На некоторые виды товаров низкий уровень цен за счет оптовых скидок поставщиков.
Направлен на средний уровень доходов населения.Низкий, сопоставим с ценами на мелкооптовых рынках
Собственные производственные цехаИмеются, присутствуют собственные торговые маркиИмеются
Отсутствуют

Наибольший рост объема торговли в Красноярском крае достигается через реализацию товаров через торговые сети.
Розничные торговые сети представляют самые современные и крупные предприятия края, что отвечает и требованиям государственной политики. В 4 квартале 2015 г. на долю розничных торговых сетей приходится в среднем по краю 18,4% общего объема оборота розничной торговли (в 4 квартале 2014 г. — 16,3%) [4].
Как развиваются торговые сети в г. Красноярске наглядно демонстрирует рис. 2.
Рис. 2. Развитие торговых сетей на территории г. Красноярска
Краевые торговые сети занимают достаточно устойчивые рыночные позиции, проводя политику развития, направленную на занятие различных ценовых ниш. Приход федеральных сетей не изменил позиции основных игроков. На красноярском рынке наблюдается присутствие практически всех федеральных сетей: «Метро», «Магнит», «Лента», строится «Ашан», но масштабное их развитие не происходит (один — два магазина). Это связано с достаточной географической удаленностью г. Красноярска от центральных офисов, неразвитостью транспортных систем и снижением доходов населения.
Краевые торговые сети проводят политику развития, пытаясь учитывать кризисные моменты в экономике страны, правовой аспект и потребностью покупателя в комфорте при совершении покупки. Именно поэтому происходит снижение доли мелкооптовых рынков уличного формата, стали развиваться сети дискаунтеров одной торговой сети.
Наиболее крупная сеть на территории г. Красноярска компания «Командор» развивала изначально супермаркеты и гипермаркеты в новых районах города. С изменением законодательства (принятия нового закона о торговле) сеть стала открывать новые супермаркеты «Аллея». В дальнейшем, в условиях кризиса открыта сеть магазинов-дискаунтеров «Хороший» (рис.2). На данный момент в состав сети входит 135 магазинов: 10 гипермаркетов, 20 дискаунтеров, 105 супермаркетов и магазинов у дома. Общая торговая площадь составляет более 250 000 кв.м., объем потока покупателей составляет более 250 000 чел. в день [5]. Таким образом, данная торговая сеть имеет возможность быть стратегически устойчивой, охватывая все категории покупателей, развиваясь во всех сегментах рынка и увеличивая или сокращая количество магазинов (супермаркетов или дискаунтеров) по мере необходимости.
В заключении, можно отметить, что предпринимательские сети в России развиваются достаточно успешно. Достижение стратегической устойчивости основывается на сложных сетевых взаимодействиях, многообразии стратегических партнерств, накопленном опыте и экономической и политической возможности дальнейшего роста. Механизм управления такими предпринимательскими структурами требует постоянного совершенствования, что в свою очередь вызывает необходимость развития научных исследований в этой области. Повышению эффективности предпринимательской деятельности сетевых организаций могут способствовать развитие различных программ с учреждениями образования и науки, формирование целевых групп по подготовке специалистов в высших учебных заведениях, подготовке студентов прикладного бакалавриата с прохождением практики в конкретной организации.


Литература
1. Герасимова Е.А., Чаплина А.Н. Репутационная ответственность торгового предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2014. — №2. — С.192–197.
2. Герасимова Е.А., Чаплина А.Н. Стратегические направления инновационного развития предпринимательских структур сферы услуг / Торгово-экономический институт. СФУ — Красноярск, 2013. — 228 с.
3. Гнедых Н.Н., Широнин Е.С. Современные методики сравнения конкурирующих систем при запуске инновационного продукта // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2013. — № 11. — С. 46–51.
4. Официальный сайт администрации Красноярского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krskstate.ru/promtorg (дата обращения: 04.05.2016)
5. Официальный сайт компании «Командор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sm-komandor.ru/company/now (дата обращения: 04.05.2016 г.)
6. Попков В.П. Принципы и методы создания конкурентоспособных предпринимательских структур на основе нововведений / В.П. Попков, М.М. Марков, Н.М. Олейник. — СПб.: Астерион, 2009. — 168 с.
7. Федотова Е.И. Развитие форм экономического взаимодействия предпринимательских структур в российской бизнес-среде: дис. канд. экон. наук: 08.00.05; / Е.И. Федотова — Великий Новгород, 2015. — 182 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://spbume.ru/up/rt/docs/site/fedotova_diss.pdf , (дата обращения 04.05.2016 г.)
8. Чаплина А.Н. Механизм обеспечения конкурентоспособности сетевых розничных предприятий / А.Н. Чаплина, И.А. Войцеховская. — Красноярск: 2008 — 133 с.
9. Чаплина А.Н. Формирование стратегии комплексного развития предпринимательской структуры: монография / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова; КГТЭИ — Красноярск, 2009. — 218 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия