Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Савченко И. И.
доцент кафедры экономической теории
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук

Сидорова Н. Г.
профессор кафедры экономической теории
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук

Олишевская Т. Т.
доцент кафедры экономической теории
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

Ухалова Т. С.
старший преподаватель кафедры экономической теории
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)


О необходимости повышения роли экономической теории в экономическом образовании
В статье рассматриваются проблемы экономического образования, прежде всего, преподавания экономической теории в экономических вузах или на экономических факультетах (в экономических школах) вузов. Определяются объективные противоречия в решении проблемы развития экономической компетентности студентов. Обосновывается положение о том, что необходимо совершенствование структуры базовых экономических дисциплин, а также увеличение обязательной аудиторной нагрузки, которая в настоящее время особенно резко сокращается, даже для студентов экономических специальностей. Обращается внимание на тенденцию к формализации в стимулировании образовательного процесса. В статье указывается на отсутствие четкого разграничения предметов и методов исследования двух дисциплин (политической экономии и экономикс) фундаментальной экономической науки. Подчеркивается необходимость повышения роли фундаментальной экономической науки в учебном процессе
Ключевые слова: экономическая теория, политическая экономия, экономикс, предмет и метод политэкономии, предмет и метод экономикс, экономическая компетентность, экономическое образование
УДК 330.1 + 378   Стр: 216 - 219

Модернизация российской экономики и переход на инновационный путь развития требует пересмотра кадровой политики. Стране необходимы новые кадры, способные гибко реагировать на изменения потребностей общества, широко образованные, классные специалисты. Прямое отношение это имеет к экономическому образованию. Цели экономического образования состоят:
– в воспитании ценностных ориентаций и установок, вытекающих из экономического знания и ведущих к консолидации общества;
– в формировании компетенций, достаточных для ориентации поведения и защиты интересов каждым человеком при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов;
– в создании собственных представлений и установок, позволяющих судить о событиях,
в действии органов власти и экономических агентов;
– в развитии у будущих специалистов новой экономической позиции и нового экономического мышления;
– в осознании молодыми людьми того, что будущее страны напрямую связано с обеспечением единства в обществе и реализацией интересов рядового гражданина, в сокращении резкой дифференциации населения по уровню доходов.
Экономическое образование, на наш взгляд, становится одним из наиболее важных элементов современного высшего профессионального образования. Вместе с тем следует отметить, что имеет место явное противоречие между уровнем тех профессиональных компетенций выпускников ВУЗов, которые должны быть и которые есть в действительности.
Проблема развития экономической компетентности студентов определяется рядом объективно существующих противоречий, к числу которых относятся:
– противоречия между возросшими требованиями общества к уровню подготовки будущих специалистов, способных эффективно работать в изменившихся условиях социально-экономической среды и существующей системой их профессиональной подготовки;
– противоречия между необходимостью создания научно обоснованной модели развития экономической компетентности студентов вузов как одной из задач образовательного процесса в высшей школе и ее недостаточной теоретической разработанностью;
– противоречия между объективной потребностью в методике развития экономической компетентности студентов вузов и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия должны разрешаться в сфере экономического образования при реализации образовательного процесса, который должен учитывать следующие особенности:
– формальный процесс передачи экономических знаний должен заменяться решением конкретных задач, которые должны совместно обсуждать преподаватель и студент;
– сущность передаваемого содержания заключается в овладении разнообразной и действенной информацией;
– формой общения преподавателя и студента становится обмен информацией, усиливающий роль самостоятельной работы студентов.
Экономическая компетентность выступает фактором ограничения отрицательных последствий действий субъектов рыночных отношений, условием оценки их деятельности не только с позиций экономической целесообразности, но и нравственной ценности. Роль вуза, как одной из составляющих современной системы экономического образования, является важнейшей в подготовке будущих специалистов. Она призвана сформировать достаточный уровень системных экономических знаний, умений принятия решений, составляющих фундамент деятельности в различных сферах. Экономическая компетентность, будучи одним из первых инструментов создания средств адаптации личности к социально-экономическим изменениям, служит способом развития личности, распространения экономических знаний, средством формирования человеческого капитала. Вместе с тем компетенции, необходимые будущему специалисту, включают в себя не только профессиональные (общепрофессиональные, профессионально- профильные, организационно-управленческие), но и общие (универсальные) компетенции. Это означает, что вуз воспитывает социально-личностные, гуманитарные и коммуникативные качества молодого специалиста. Переход к инновационной экономике предполагает формирование инновационного поведения личности, ориентированной на постоянное совершенствование (профессиональное и общекультурное), самоактуализацию, моральное удовлетворение от труда, партнерские отношения в коллективе, стремление к справедливости.
Экономическая компетентность понимается нами как совокупность экономических знаний, умений и навыков, владение которыми позволяет принимать экономически оправданные решения в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В структуру экономической компетентности входят следующие компоненты:
– когнитивный (система экономических знаний, представлений о способах осуществления экономических функций в социуме);
– эмоционально-ценностный (система ценностных ориентаций в экономической сфере, мотивация деятельности, экономические чувства и убеждения);
– деятельностно-креативный (опыт применения экономических знаний, умений для достижения экономической цели).
В формировании экономических компетенций определяющую роль играет экономическая теория как основа экономических знаний, экономической политики и хозяйственной деятельности. Она призвана вырабатывать научные, систематизированные знания об обществе, его экономической структуре, принципах, целях и механизмах функционирования.
В полной мере мы разделяем взгляд С.С. Дзарасова на то, что «в нашей нынешней ситуации, когда жизненно важным стал выбор модели развития, для нас нет ничего важнее экономической теории, отвечающей нашим нуждам, проливающей свет на пути и перспективы развития страны». [4. — С.280].
Известно, что в общей системе наук экономическая теория выполняет ряд функций. Прежде всего, это познавательная функция, которая состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов, определении законов, на основе которых происходит изменение экономической действительности и использование их на практике.
Следующая функция экономической теории — методологическая. Она разрабатывает методы и средства, необходимые для исследований всем экономическим наукам: отраслевым, функциональным и межотраслевым. Экономическая теория изучает те же экономические проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.
Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества в тот, или иной период времени. Экономическая теория разрабатывает принципы и методы рационального хозяйствования, является основой для обоснования экономической политики государства, диктует необходимость определенного поведения людей.
Экономическая теория является методологической основой всех остальных экономических дисциплин. Поэтому от качества ее преподавания зависит способность студентов в освоении таких учебных курсов как «финансы и кредит», «экономика отрасли», «экономика фирмы», «мировая экономика» и другие.
Особенности организации современного образовательного процесса, обновление образовательных стандартов привели к тому, что значимость экономической теории, ее функций, в процессе освоения студентом экономических компетенций, значительно снижена и носит необязательный характер.
В частности, в учебных планах многих направлений бакалавриата и специалитета отсутствует унификация экономической теории в базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла, отрицается факт обязательности данной дисциплины и необходимости ее отнесения к федеральному компоненту. О том, что экономической теории уделяется значительно меньше места в учебных планах, говорит также снижение аудиторной нагрузки и отпочкование таких самостоятельных курсов как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Основы экономической теории» (подчас в учебные планы включается только одна из составных частей). Но экономическая теория — это целостная наука, у которой есть свое теоретическое содержание, своя методология и социально-экономический аспект. К сожалению, по магистерской программе подготовки специалистов экономических направлений с 2015 года исключены как «Микроэкономика», так и «Макроэкономика» (продвинутый уровень), хотя часто в магистратуру приходят учиться люди, получившие первое неэкономическое образование. Остался только курс «Институциональной экономики», и только по направлению «Международная экономика». Нам представляется, что это говорит о непонимании логики экономического образования.
В учебных планах некоторых направлений резко сокращено количество лекционных часов, например, по направлению «Экономическая безопасность» на весь курс экономической теории отведено 18 аудиторных часов, т.е. 9 лекций, из них: 5 на микроэкономику и 4 на макроэкономику. Тот, кто читает курс экономической теории, понимает, что этого абсолютно недостаточно. Часто в учебном курсе на дневной форме обучения отсутствуют часы на практические занятия, где не только углубляются знания студентов, но и формируются навыки ведения дискуссии, где студенты учатся отстаивать свое мнение, доказывать собственные позиции. Курсовых работ по экономической теории вообще теперь нет. Напомним, что компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, теории, жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой жизненных ценностей.
Сокращение аудиторных часов вынуждает преподавателя сводить курс по данной дисциплине либо только к вопросам рыночной экономики, либо сужать структуру курса до анализа отдельных категорий и принципов микро- и макро-анализа, в ущерб содержательному рассмотрению экономических явлений и процессов. Тенденция снижения объема обязательной аудиторной нагрузки, со ссылкой на западный опыт, может привести буквально к катастрофическим последствиям в усвоении такой важной и сложной фундаментальной дисциплины, как экономическая теория. Работу на лекциях и семинарах невозможно заменить самостоятельной работой, особенно на первом курсе, когда студенты еще не имеют для этого нужных навыков. [5].
«К сожалению, принятая нами на идейное вооружение неоклассическая теория, воплощенная в учебниках по экономике, формирует экономическое мышление российской молодежи в духе узколобого прагматизма, закрывая ей путь к глубокому теоретическому пониманию общества, в котором она живет. Между тем, мировая экономическая мысль гораздо богаче того, что предлагается изучать нашим студентам». [4. С.281].
Стандарты второго поколения определили четкие дидактические единицы в описании курса экономической теории, комплексность и системность образования, тем самым сложив фундамент экономического образования. Поэтому вопросов по содержательной части данной дисциплины в то время практически не возникало. За многие годы сложились экономические дисциплины, которые раскрывали закономерности развития экономической теории и народного хозяйства в национальных и международных аспектах. Имела место четкая логическая последовательность в преподавании различных дисциплин, где материал «наслаивался» как в хронологическом порядке, так и по степени сложности [9].
Переход к образовательным стандартам третьего поколения в России обусловлен процессом сближения и гармонизацией систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения и присоединением к нему РФ. Безусловно, компетентный подход Болонской системы в профессиональном образовании — это положительная сторона современных стандартов. Вместе с тем следует отметить, что по этим стандартам имеются не только трудности, но и недостатки. Но дело не только в том, что резко увеличился объем самостоятельной работы студентов, к чему они не всегда готовы, а преподаватели, в свою очередь, должны обеспечить эту работу методически. Проблема в том, что набирает темпы процесс формализации образовательного процесса. Студенты, прежде всего, заинтересованы в получении баллов, а не знаний. Преподаватели тоже находятся в погоне за баллами, вместо того, чтобы повышать свой профессиональный уровень, расширять общеобразовательный и культурный кругозор, углублять знания изучать литературу по своему предмету, стремиться передать знания и опыт студентам. Некоторые преподаватели набирают баллы за счет публикаций в «Scopus», хотя качество этих статей часто оставляет желать лучшего. Более того, заинтересованность в решении российских проблем за рубежом, наверное, меньше, чем в Отечестве. Некоторые преподаватели, под видом внедрения методов активного обучения, заменяют чтение поточных лекций заслушиванием студенческих рефератов по новой теме. Понятно, что иногда можно проводить подобные эксперименты. Но ведь их надо тщательно готовить, что далеко не всегда происходит. Сама система оценки работы преподавателя стимулирует его к погоне за «галочками», а не к творческому труду с осознанием ответственности за его результаты.
Серьезной проблемой в организации образовательного процесса является и та, на которую указывает А. Алпатов, который пишет: «Распространено формальное пребывание обучаемых в учебных заведениях. Среди преподавателей все меньше и меньше хорошо подготовленных и позитивно целеустремленных специалистов — практиков. Содержательная часть образовательной деятельности используется крайне непродуктивно и нерационально». [1.- С.157].
Следует выделить отдельно и кадровую проблему вузов, когда процесс идет в режиме самообразования, преподаватели вынуждены совмещать освоение предмета с подготовкой и чтением лекций, а ведь без свободного владения материалом качественно прочитать лекцию невозможно. Кадровая проблема усугубилась в связи с полным прекращением финансирования системы повышения квалификации.
Вышеуказанные изменения на уровне высшего образования усиливают различия в содержании курса экономической теории, приводят к нарушениям логики изложения закономерностей, к выхолащиванию теоретического содержания экономической теории, размыванию предмета и потере ведущей роли экономической теории в системе других экономических дисциплин.
Вместе с тем в образовательном процессе неоднозначно стоит вопрос о предмете экономической теории, что, на наш взгляд, приводит к методическим и терминологическим ошибкам. Известно, что вопрос о предмете исследования является первичным в любой науке, поскольку фиксирует внимание на отличительных чертах и границах исследования в рамках конкретной науки. В последнее время многие ученые-экономисты и преподаватели экономической теории в своих публикациях ставят вопрос об уточнении предмета современной экономической науки, разграничении трактовки терминов «экономикс» и «политическая экономия», имея ввиду подготовку программ учебных курсов и учебников по экономической теории. Так, В.Т. Рязанов пишет: «Ставя вопрос о предмете современной политической экономии, в первую очередь следует иметь ввиду данную практическую задачу — подготовку современного учебного курса. С этой позиции, тем более заслуживает обращение к традиции, развивая заложенный в ней воспроизводственный подход к экономическим отношениям. Тогда в качестве его приемлемой формулы может стать следующая: предметом современной политической экономии выступают конкретно-исторические типы экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которые возникают в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров (услуг) и реализуются в хозяйственной практике посредством формальных норм и неформальных правил».[6.- С.53]
В.А. Ушанков отмечает, что на современном этапе проблема изменения в понимании роли предмета теоретического исследования в экономической науке становится исключительно важной. С его точки зрения, подход, в соответствии с которым экономикс объявляется современной экономической наукой, а политэкономия относится к ушедшему историческому периоду развития общества, неверен, поскольку эти дисциплины имеют разные предметы исследования. [8]
В статье А.В. Бузгалина и А.И. Колганова подчеркивается, что политическая экономия и экономикс имеют разный предмет исследования. «Сама экономика в трактовке экономикс предстает как сфера индивидуального выбора рациональным экономическим индивидом наиболее эффективного пути использования ограниченных ресурсов». ».[3.- С.45] Авторы считают, что постклассическая политэкономия принципиально иначе рассматривает экономику, а именно, как «совокупность качественно различных исторически конкретных объективно-обусловленных систем производственных отношений, в которые индивиды и их социальные группы вступают в процессе воспроизводства». [3] Соответственно и методы исследования этих дисциплин (политэкономия и экономикс) различны. Для экономикс — это математическое моделирование, для политической экономии — исследование системы противоречий исторически развивающейся реальности. [3]
И.К. Смирнов, выдающийся ученый-методолог, рассматривал политическую экономию, в отличие от всех экономических наук, как науку о законах движения, развития экономических систем. Он отмечал, что метод ее исследования должен быть адекватен предмету исследования, поскольку цель определяет средства, а единственным универсальным методом исследования движения предмета науки является диалектический метод. Эволюционный, системный, исторический, синергетический и другие методы — моменты метода диалектического. [7.- С.45].
Мы, разделяя выше представленные мнения, считаем, что развитие фундаментальной экономической науки не может ограничиваться рамками одного единственного предмета, поскольку ее структура усложняется в результате появления новых самостоятельных областей научного экономического знания и учебных дисциплин.
Таким образом, организационная форма экономической науки и экономического образования приобретают мегатеоретические черты. Поэтому имеет смысл в учебный процесс, помимо экономической теории (экономикс) ввести курс политической экономии, соответственно, фундаментальная экономическая теория для экономистов будет представлена такими основными курсами как история экономической мысли, политическая экономия, экономикс (микроэкономика и макроэкономика), институциональная экономика.
Дело в том, что современный курс экономической теории не нацелен на выявление объективной природы экономической деятельности, причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, четкой системы экономических категорий. В этой связи студенты — выпускники не пронимают, что значит раскрыть сущность какого-либо явления, хотя, при написании теоретической главы выпускной квалификационной работы, такую задачу ставят. Видимо, им ни о чем не говорит название великого труда великого учителя Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который прямо указал путь научного познания — «исследуйте природу и причины тех или иных явлений».
С чего же начинается изучение студентами экономической теории? С определения предмета и метода данной науки. И тут они сталкиваются с неоднозначностью подходов в разных источниках, с отсутствием разграничений предметов экономических наук. Одни авторы учебников пишут, что предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления (что является политэкономическим подходом); другие считают, что экономическая теория — это наука об эффективном использовании людьми ограниченных ресурсов (что характерно для неоклассического подхода в «экономикс»). [2]
Более того, учебный курс «экономикс», который стоит за названием «экономическая теория», обладает рядом серьезных недостатков, вызванных, в том числе, кризисом неоклассической теории и модели развития экономики. Следует также отметить, что в учебном курсе экономической теории не выдерживается предметная логика, как в экономикс, так и в политэкономии. Политэкономия предполагает выявление объективных сущностных причин экономических явлений с применением диалектического метода. Экономикс имеет дело с использованием функционального метода и с его помощью полученными понятиями, которые являются более поверхностными.
На присутствие массы неточностей и даже прямых теоретических ошибок в изложении материала указывают также и другие авторы. К примеру, Т.О. Павловская в своей работе указывает на ошибки, связанные с путаницей в понятиях «изменение спроса (предложения)» и «изменение величины спроса (предложения)». Такие «неточности» встречаются во многих учебниках, и студентам сложно разобраться, почему в одном учебнике написано одно, в другом — другое, а в лекции — третье. Все это порождает путаницу и не способствует нормальному усвоению предмета [5].
Таким образом, вышеуказанные примеры показывают, как сложно студенту самостоятельно разобраться в тех вопросах, которые рассматриваются в курсе экономической теории, и научится применять полученные знания на практике и в жизни.
В учебниках по «экономикс» подчас нет строгой логики изложения материала от микро- до макро-анализа. Здесь бывает и наоборот, как в учебнике Макконнелла и Брю, поскольку не ставится задача вскрыть сущность явлений, например, дать анализ собственности, как экономической категории, или товара, как единства и противоположности потребительной и меновой ценности, и т.д. В отечественных учебниках по экономической теории, особенно в водной части, авторы часто рассматривают такие категории, как производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, их структуру и взаимодействие. Дают понятия экономического закона и экономических категорий и другие, т.е. уходят в область политической экономии.
По нашему мнению, государственные образовательные стандарты, касающиеся фундаментальной экономической науки, должны быть четко сформулированы во избежание путаницы в терминологии, логике и последовательности изложения данной дисциплины. А также пересмотрены нормы, касающиеся структуры и количества аудиторных часов (это касается и введения курса политэкономии для экономистов). Считаем, что разработчикам образовательных стандартов третьего и последующих поколений следует учитывать мнение обеспечивающих кафедр по общественным и гуманитарным дисциплинам, в частности, кафедр, читающих экономическую теорию.
Предмет экономической теории сложный и студент для его полноценного освоения должен разбираться как в математике, так и в гуманитарных науках. А учебный курс, где имеет место смешение разных предметов и методов (политэкономии и экономикс), тем более, усложняет его усвоение, имея ввиду, к тому же, и тенденцию к сокращению объемов обязательной аудиторной нагрузки по экономической теории. Представим себе, каковы могли бы быть последствия, если бы преподаватель математики или физики предложил студентам изучать эти предметы по учебникам или научным статьям. Но разве экономическая теория проще?
По нашему мнению, анализ только рыночных отношений, в специфической западной интерпретации, в форме «Экономикс» не сможет стать моделью курса экономической теории, также как и сохранение построений классической политэкономии, имеющей свои недостатки, такие как классовая зашоренность, игнорирование рыночных отношений и нединамичность. Следовательно, задача состоит в том, чтобы от каждой из них взять более значимые выводы: учение о трудовой стоимости, о производстве, о производственных отношениях, о противоречиях, о кризисах — от политэкономии; микро и макроэкономический анализ, анализ рынка — от экономикс.
В одной статье невозможно затронуть все проблемы экономического образования, но исходя из вышесказанного, можно обозначить ряд проблем в преподавании экономической теории на современном этапе. Во-первых, это наличие объективно существующих противоречий в развитии экономической компетентности студентов. Во-вторых, это тенденция снижения объема обязательной аудиторной нагрузки и, соответственно, ухудшение усвоения студентами учебного материала по экономической теории. В-третьих, это старение кадров профессорско-преподавательского состава и сокращение финансированных ресурсов системы повышения квалификации. Очевидно, что кадровую проблему невозможно решить без восстановления системы повышения квалификации, одной из функций которой является периодическая переаттестация преподавательского состава. В-четвертых, это снижение качества учебно-методического обеспечения и размывание предмета и содержания экономической теории как науки.
Таким образом, высшее образование призвано дать студентам знания, но это далеко не все. Необходимо решить задачи повышения уровня компетенций, которые выполняют три ключевые функции, такие как: помощь обучающимся в процессе учебы; подготовка специалистов, соответствующих запросам работодателей; помощь молодым специалистам стать более успешными в дальнейшей жизни. Это означает разумное сочетание как традиционных, так и новых форм и методов обучения, что позволит осуществить подготовку специалистов, способных самостоятельно и творчески анализировать действительность, принимать верные решения. Нашей стране нужны хорошие финансисты, бухгалтеры, менеджеры, маркетологи и другие специалисты в области экономики, но, прежде всего, нам нужны граждане, готовые добросовестно выполнять свою работу, личности, имеющие современное экономическое мышление и высокую экономическую культуру.


Литература
1. Алпатов А.О. Согласованности реформ в высшей школе, науке и промышленном секторе экономики // Экономическая политика. — 2014. — № 4. — С.153–176.
2. Будович Ю.И. Определение предмета экономической теории и перспективы развития науки // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 6. — С. 38–42.
3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Открытость политэкономии и империализм «мэйнстрима»: экономикс как прошлое // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 41–47.
4. Дзарасов С.С. Куда Кейнс зовет Россию?. — М.: Алгоритм, 2012. — 303 с.
5. Павловская Т.О. О некоторых проблемах преподавания экономической теории студентам экономических специальностей // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 1. — С. 109-110.
6. Рязанов В.Т. Политическая экономия: из прошлого в будущее // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 47–55.
7. Смирнов И.К. Структура учебного курса для экономистов «Политическая экономия современного капитализма (общества)» // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4. — С. 45- 47.
8. Ушанков В.А. К вопросу о предмете теоретического знания в структуре экономической науки // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3. — С. 78-84.
9. Хайкин М.М., Базжина В.А Проблемы преподавания экономической теории в техническом вузе [Электронный ресурс] // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». — 2014. — № 2. — Электрон. данн. — Режим доступа: http: // economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/8987.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия