Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Абрамов Р. А.
заведующий кафедрой государственного и муниципального управления
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор

Стрельченко С. Г.
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Белоруссии и России


Направления развития сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза в высокотехнологичной сфере
В статье показаны аспекты создания и реализации программ сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в высокотехнологичной сфере. Определено, что формой сотрудничества в сфере высоких технологий должна стать кластеризация региональных образований
Ключевые слова: Союзное государство Белоруссии и России, региональное сотрудничество, интеграция, постсоветское пространство, высокие технологии
УДК 332.1; ББК 65.9   Стр: 21 - 23

Сотрудничество в сфере высоких технологий между странами как основа всегда определяется как основа дальнейшего взаимодействия на перспективу. Масштабы государства, и его научно-технический потенциал и соразмерность партнера определяют следующие возможные пути сотрудничества:
1. Технологическая модернизация и разработка проектов, которые лягут в основу инновационных направлений в стране-поставщике технологий.
2. Продажа технологий и повышение тем самым уровня индустриализации и информатизации страны-покупателя.
3. Интеграционное объединение для решения общих научно-практических задач, связанных с возможностями синергетического объединения научно-технического потенциала сторон.
В области высоких технологий, науки и инноваций в Евразийском экономическом союзе вопросы инновационного сотрудничества и взаимной кооперации предприятий, имеющих научно-технический потенциал, затрагиваются регулярно и имеют под собой историческую обусловленность процесса и направленность в будущее в связи с необходимостью общего инновационного развития. Сложные экономические условия определяют необходимость сокращения издержек и выявления дублирующих друг друга направлений в наукоемких исследованиях.
Для разработок в сфере инновационной деятельности необходимо вложение значительных сумм при максимально возможной выгоде лишь в отдаленной перспективе. Отдельные попытки внедрения инновационных проектов охватывают собой лишь их часть, которая может положительно сказаться на социально-экономическом развитии всего блока в целом.
Возникает необходимость определения ведущих направлений сотрудничества и использования опыта построения совместных площадок по внедрению и реализации инновационных и технологических проектов. В качестве основы может выступать опыт построения Союзного государства России и Беларуси. Именно на данный сегмент экономических отношений постсоветских государств приходится более 60% от всего товарообмена в ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1
Объемы взаимной торговли товарами государств — членов Евразийского экономического союза за январь-март 2016 года
 Млн долл.В % к 2015 годуУд. вес, %
ЕАЭС8 629,384,0100,00
в том числе:   
Армения — Беларусь5,8121,10,07
Армения — Казахстан0,545,40,01
Армения — Кыргызстан0,181,40,00
Армения — Россия334,8108,13,88
Беларусь — Казахстан70,054,60,81
Беларусь — Кыргызстан9,0120,10,10
Беларусь — Россия5 242,291,260,75
Казахстан — Кыргызстан97,747,31,13
Казахстан — Россия2 584,475,129,95
Кыргызстан — Россия284,866,63,30
Источник: Отдел статистики внешней и взаимной торговли ЕАЭС

Опыт построения совместного интеграционного объединения РФ и РБ становится в свою очередь площадкой, куда могут интегрироваться другие страны. Реализация совместных программ в рамках Союзного государства и последующее присоединение членов ЕАЭС позволяет получить следующие выгоды:
1. Снижение стоимости вхождения на рынок, принятия, апробации и технической поддержки инноваций.
2. Интенсификация внедрения инноваций и повышение общего инфраструктурного уровня развития.
В текущих условиях реализация общих программ научно-технического обмена в рамках ЕАЭС только начинает свое формирование. Более широко сотрудничество представлено в рамках Союзного государства (табл. 2).
Как видно из таблицы 2, существующие проекты по интеграции и внедрению проектов инновационного развития на уровне ЕАЭС носят характер планируемых, а на уровне Союзного государства — реализованных практически. Общее направление интеграции программ — обеспечение должного уровня технологического и экономического развития (как следствие) всего регионального образования.
Развитие взаимодействия в сфере науки и инноваций в рамках ЕАЭС достаточно сильно ограничивается тем, что к участию в подобных проектах именно в целях повышения качества и уровня экономического развития всего экономического союза в достаточной степени не допускается частный капитал и заинтересованные лица. Весь объем иностранных инвестиций, который поступает в страны ЕАЭС заносится в статистику как инвестиции, привлеченные в рамках одной страны. Это несколько снижает темп развития и глубину интеграционного образования ЕАЭС.
Для преодоления ситуации нами предлагается включение в законодательство и практику работы контролирующих органов стран-членов ЕАЭС следующих вопросов:
1. Привлечение инвесторов должно основываться на оценке их возможностей и последствий реализации проектов в целом для ЕАЭС.
2. Региональные образования (области, республики, края и другие формы) обладают разными правами в каждой из своих стран, что дифференцирует возможности по привлечению и размещению инвестиций. Необходимо уравнять права каждого региона в получении, привлечении и создании инновационных проектов, а именно — добиться гармонизации экономических, налоговых и иных условий для формирования наукоемких и инновационных образований. Это позволит решить ключевую проблему для регионального развития — доступа капитала в регионы и единого рынка и условий для его привлечения.
3. Финансирование программ научного сотрудничества следует передать на общенациональный уровень. В перспективе все научное планирование и работу с научными учреждениями определить через формирование научно-технического Совета, который будет являться наднациональным органом в рамках и статусе Министерства.
4. Обеспечить децентрализацию в области интеграции наукоемких проектов. Основной должны стать программы Союзного государства и первичное размещение всех проектов также должно происходить на этой площадке.
Все вышеперечисленное позволит создать однородную картину, когда внимание инвесторов, сотрудничество между национальными научными организациями будет происходить не в рамках цепочки «регион — государство — государство — регион», а напрямую. Это позволит повысить конкурентоспособность каждого региона, а также создаст возможности и предпосылки для более глубокой межстрановой интеграции.
В ходе проведенного анализа было определено, что взаимодействие в сфере науки и инноваций может быть реализовано как комплексный проект, который имеет своей целью повышение конкурентоспособности всего Евразийского экономического союза в целом. Выявлено, что основными странами, имеющими или сохранившими свой научно-технический потенциал являются Российская Федерация и Республика Беларусь. Взаимодействие в сфере высоких технологий призвано обеспечить лидерство в исследуемой отрасли, а также обеспечить апробацию подобного развития на всей территории ЕАЭС. Предлагается для оптимизации ситуации организовывать взаимодействие не только на уровне федеральных органов власти, но также и рассматривать крупные проекты сотрудничества как взаимодействие отдельных региональных единиц.

Таблица 2
Программы сотрудничества в сфере науки и инноваций
Сфера дей­ствияНаименование программыЗаказчикЦель проектаСрокиОбъем финансирования, руб.
ЕАЭССоздание интегрированной информационной системы ЕАЭС.ЕЭКВнедрение и обеспечение функционирования трансграничного пространства доверия с использованием доверенных третьих сторон.2016–2020718 млн
ЕАЭСОсновные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭСГосударства-членыСектора научно-технической инновационной сферы, где они будут сотрудничать, включая наноиндустрию, аддитивные технологии, композиты и новые материалы2016–2020
СГРБТехнология-СГИнститут тепло- и массообмена, Российское космическое агентство.Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей2016–20204,3 млрд
СГРБСоюзный тепловизорОАО «Планар»Разработка ключевых элементов тепловизора нового поколения, оборудования для производства элементов тепловизора, а также получение отечественных тепловизоров в России и Беларуси.2013–2016490 млн
СГРБСКИФ-НЕДРАООО «Центр анализа сейсмических данных МГУ имени М.В. Ломоносова», ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МСЦ РАН, ООО «Научно-исследовательский центр суперЭВМ и нейрокомпьютеров», ООО «ГЕОЛАБ», ЗАО «РСК Технологии», АО «ОТ-ОЙЛ»Задачи планирования и контроля качества сейсмических наблюдений, обработки данных сейсморазведки, построения глубинных сейсмических изображений, сейсмическая инверсия, геолого-гидродинамическое моделирование и подсчет запасов месторождений углеводородного сырья и иных целевых полезных ископаемых2016–2018750 млн
СГРБАвтоэлектроникаОАО «Интеграл», АО «НПП «Радар-ммс»Обеспечить масштабное импортозамещение в такой базовой отрасли, как автомобилестроение2015–20192 млрд
СГРБДНК-идентификацияИнститут общей генетики РАН, Москва НИИ медицинской генетики СО РАМН, Томск Медико-генетический научный центр РАМН, Москва Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск НИИ физико-химической медицины ФМБА России Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, Минск НПЦ Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Минск Государственный следственный комитет, МинскРазработка инновационных геногеографических и геномных технологий для криминалистики и для профилактики социально значимых заболеваний, позволяющих повысить безопасность граждан Союзного государства и противодействовать терроризму;2016–20202 млрд


Выполнено в рамках проекта — Грантового соглашения (Договор) №16-27-01001/16 от 30.05.2016г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ — Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».

Литература
1. Абрамов Р.А., Воронов А.С. Создание единой системы импортозамещения на региональном уровне // Устойчивое развитие российской экономики: Сб. матер. II Всерос. науч.-практ. конф. 2015. — С. 6–10.
2. Гаврилина Н.Е. Возможные пути и перспективы стратегического союза России и республики Беларусь // Проблемы управления (Минск). — 2016. — № 2 (59). — С. 107–110.
3. Летуновский П.В. Кластеризация как вектор экономического развития трансграничных районов России и республики Беларусь //Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. — 2016. — № 1(5). — С. 22–26.
4. Островская А.А., Карнаух А.Н. Основы инновационного развития союзного государства Россия — Беларусь // Наука третьего тысячелетия: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Сукиасян, 2016. — С. 120–124.
5. О бюджете Союзного государства на 2016 год // Финансы. — 2016. — № 3. — С. 64.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия