Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Дерен И. И.
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук


Тенденции развития отечественной экономики и ее роль в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
В статье на основе анализа состояния экономики Российской Федерации исследуется проблема роли экономики в уголовно-исполнительной системе (УИС) страны
Ключевые слова: экономика уголовно-исполнительной системы, экономическая безопасность, уголовно-исполнительная система
УДК 338.4   Стр: 75 - 80

В настоящее время изучение роли экономики в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации весьма актуально. Это направление познавательной деятельности находится на стыке экономической, управленческой, производственной и правоохранительной сфер знаний. Современный сотрудник уголовно-исполнительной системы Российской Федерации должен обладать качественными знаниями, умениями, навыками, компетенциями в указанных выше областях и грамотно применять их в своей практической деятельности в органах и учреждениях отечественной уголовно-исполнительной системы.
Рассмотрим обусловленность роли и значения экономики УИС в конкретно-исторической экономической ситуации с учетом продолжающейся санкционной политики стран Европы и США. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», основные характеристики федерального бюджета на 2016 год запланированы исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 78 673,0 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,4 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) (табл. 1).

Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год
№ пп.Наименование показателяЕдиница измеренияСумма
1Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджетатрлн рублей13,7
2Общий объем расходов федерального бюджетатрлн рублей16,1
3Нормативная величина Резервного фондатрлн рублей5,5
4Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 годатрлн рублей8,8
5Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 годамлрд евро50,1
6Дефицит федерального бюджетатрлн рублей2,4

Рассмотрим проблемы экономики России последних лет, спровоцированные внешним влиянием со стороны стран Евросоюза, США и ряда других стран, включенных в санкционную политику.
Исходя из приведенных выше данных целесообразно выделить следующие пласты экономических проблем:
1) пролонгация санкционной политики в отношении РФ до 31 января 2017 года;
2) нестабильность цен на нефть за анализируемый период 2014–2016 гг.;
3) снижение курса российской валюты на протяжении 2014–2016 гг.;
4) определенные инфляционные процессы за период 2014–2016 гг.
Исходя из анализа динамики курсов валют за период 2014–2015 гг., можно сделать вывод, что основной пик роста евро и доллара, соответственно, снижения отечественной валюты пришелся на конец 2014 года — начало 2015 года.
Комментируя ситуацию на валютном рынке, глава ЦБ Э. Набиуллина призвала всех учиться жить в новой реальности со слабым рублем, указав, что эффект от резкого повышения ключевой ставки Банка России на курс рубля не будет мгновенным.
Целесообразно отметить, что, на взгляд ряда современных экономистов и политиков, ослабление курса национальной валюты оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на основные экономические показатели РФ.
В частности, падение курса рубля вносит свой вклад в темп роста потребительских цен, который по итогам 2014 года составил, по оценкам ЦБ РФ, 11,4%. Для сравнения: инфляция по итогам 2013 года составляла 6,5%.
В конце января 2015 года инфляция разогналась до 13,1% в годовом выражении, но, как отметила глава ЦБ Э. Набиуллина, факторы, которые привели к росту этого показателя, «сильные, но одноразовые».
По словам премьер-министра РФ Д. Медведева, негативное влияние заключается в том, что уменьшается количество товаров, которые можно приобрести по импорту, уменьшается покупательная способность людей, ослабляется возможность компаний приобретать оборудование или иные объекты, которые необходимы для нормальной производственной жизни. К плюсам он отнес тот факт, что экспортеры получают валютную выручку и за счет изменения курса большее количество рублей, а значит, могут покупать большее количество товаров внутри страны, брать новые подряды, заказывать новую продукцию и таким образом расширять российскую экономику.
В падении российского рубля для отечественной промышленности больше плюсов, чем минусов, считает министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров. Снижение курса рубля позитивно для тех, кто ориентирован на поставки на экспорт, поскольку они получают валюту, а себестоимость их продукции в рублях остается прежней, пояснил глава Минпромторга.
В конце января ЦБ РФ снизил ключевую ставку с 17 до 15%, что стало одной из причин очередного ослабления российской валюты. 3 февраля регулятор установил курс доллара в размере 69,66 рубля и евро — 78,79 рубля.
Необходимо отметить. Что в течение 2015 г. ключевая ставка неоднократно была снижена:
1) 2 февраля 2015 г. — до 15% годовых;
2) 16 марта 2015 г. — до 14% годовых;
3) 5 мая 2015 г. — до 12,5% годовых;
4) 16 июня 2015 г. — до 11,5% годовых;
5) 3 августа 2015 г. — до 11,0% годовых.
В рамках ежегодного отчета правительства перед Госдумой 21 апреля 2015 года глава кабмина РФ Д. Медведев отметил, что ситуация на валютном рынке стабилизируется. По данным премьера, «успокоился валютный рынок, экономика постепенно адаптируется к плавающему курсу рубля».
Резкое падение биржевых курсов рубля произошло 24 августа вслед за понижением котировок нефти марки Brent ниже 50 долл. за баррель (рис. 1).
Рис. 1. Цены на нефть за период 1975–2015 гг.

По состоянию на 21 января 2016 года в ходе торгов на Московской бирже курс доллара вырос до 84 рублей, евро достиг отметки 92 рубля. По состоянию на 8 апреля 2016 г. курс доллара снизился и составлял 67,47 рублей, курс евро находился на отметке 76,69 рублей.
Одной из острых проблем экономики страны является инфляция и влияние на неё санкционной политики. Если анализировать показатели по состоянию на 23 марта 2015 года, практически год назад, то вклад девальвации и санкций в годовую инфляцию в РФ на уровне 16,7% составлял 10–11%. Об этом сообщил на заседании бюджетного комитета Госдумы замглавы Минэкономразвития РФ А. Ведев. Наибольший вклад в усиление инфляции 2015 года внесло ослабление рубля. При этом по итогам 2015 года прибыль российских компаний выросла на 53%.
Если анализировать показатели по состоянию на 01 июля 2016 года, курс доллара снизился и составлял 64,02 рубля. Курс евро также снизился и находился на отметке 71,29 рублей. При этом стоимость фьючерса на нефть марки Brent поднялась до $49,46 за баррель.
Международный валютный фонд (МВФ) ожидает сокращения российской экономики в текущем году на 1,8%, однако в будущем году — уже роста на 0,8%. При этом необходимо отметить, что Банк России в середине марта сообщал, что ожидает в текущем году замедления спада экономики страны до 1,3–1,5%.
Глава ЦБ РФ Э. Набиуллина сообщила, что экономика РФ достаточно быстро адаптируется к новой реальности. «Наметились точки роста в отраслях, ориентированных на импортозамещение и экспорт, в том числе несырьевой. Кроме того, если говорить о структуре экономики в целом, мы видим, что несколько лучше чувствуют себя так называемые торгуемые сектора, то есть такие, где продукция может вывозиться и ввозиться, продаваться на внешних рынках, по сравнению с неторгуемыми».
По словам Набиуллиной, ЦБ РФ ожидает нулевую динамику ВВП в 2017 году. «Мы ожидаем снижение ВВП в 2016 году на 1,3–1,5% — это ниже, чем в 2015 году, и близкие к нулю темпы прироста в 2017 году, минус-плюс 0,5%. В 2018 году годовой темп прироста ВВП будет положительным».
Рассмотрим сценарии развития экономики Российской Федерации в условиях продолжающейся санкционной политики европейских государств.
ЦБ РФ оценивает вероятность реализации рискового сценария как низкую. Этот сценарий предполагает цены на нефть $25 за баррель на 2016–2018 гг. В рисковом сценарии ЦБ РФ падение ВВП РФ в 2016 г. составит 2–3%, инфляция превысит 7%. В 2017 году при реализации рискового сценария ЦБ ожидает инфляцию на уровне 5,2%.
Говоря о базовых сценариях ЦБ, Э. Набиуллина отметила, что объем резервных фондов РФ на конец 2018 года может составить около 2 трлн рублей, а отток капитала из РФ в 2016 году — $40 млрд. «Мы не увидим высокого оттока капитала. В базовом сценарии он составит порядка 40 миллиардов долларов США в 2016 году, затем лишь немного увеличится. В результате мы не ожидаем сколько-либо существенного изменения международных резервов ЦБ».
«В базовом сценарии, продолжала она, мы исходили из постепенного расходования фондов, и остаток фондов на конец 2018 года где-то около 2 трлн рублей видели. В этом году по базовому сценарию расход резервных фондов около 3,8 трлн рублей. Мы будем, по мере того, как правительство будет уточнять свои прогнозы, уточнять эти цифры», — отметила она. Инфляция в РФ в 2016 году может составить в базовом сценарии 6–7%.
Первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева также считает, что ситуация в российской экономике стабилизируется. «Цены на нефть сейчас достаточно низкие — около $40 за баррель, причем снижались они в два этапа. Было падение в прошлом году, а затем в начале этого года. Сейчас происходит некоторое восстановление. Но невзирая на вторую волну снижения нефтяных цен, мы видим, что ситуация в экономике продолжает стабилизироваться».
Необходимо отметить, что даже в условиях санкционной политики экономика РФ стабилизируется. Так, по оценке отечественных аналитиков санкционная политика ряда стран толкает экономику к изменению ее структуры. В частности, появляются сектора, в которых открываются новые возможности для развития. Есть и сектора, и отдельные компании, где в прошлом году наблюдался значительный рост прибыли и выпуск продолжал расти. Некоторые компании нашли новые возможности для развития производства как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Таким образом, сейчас отечественная экономика ищет новые точки конкурентоспособности и новые возможности для роста.
Рассмотрим роль экономики в отечественной уголовно-исполнительной системе (УИС). Экономическая безопасность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — это состояние экономики УИС, при котором обеспечивается гарантированная защита их жизненно важных интересов и законных интересов от внешних и внутренних угроз, способ­ствующая стабильному развитию в соответствии с уставными целями.
Наиболее вероятные угрозы экономической безопасности УИС, на локализацию которых направлена деятельность ФСИН России:
1. нехватка финансовых ресурсов и ограниченность источников инвестиционных ресурсов;
2. физический и моральный износ основных производственных фондов;
3. низкая мотивация осужденных к труду.
Раскроем каждую подсистему угроз экономической безопасности УИС.
Обеспечение жизненно важных интересов государства в сфере экономики УИС требует создания системы экономической безопасности, характеризующейся экономической устойчивостью, а также способностью УИС к реформе и модернизации.
Например, в Москве, 14 февраля 2014 года ФСИН России подписала соглашение со Сбербанком, которое позволит привлекать кредиты для развития производства в исправительных колониях. Как сообщили в пресс-службе ведомства, подписанное директором ФСИН России Геннадием Корниенко и главой Сбербанка Германом Грефом соглашение о сотрудничестве направлено на установление долгосрочных партнерских отношений. Оно предусматривает возможности финансирования инвестиционных проектов на цели реконструкции, строительства следственных изоляторов и исправительных учреждений, в том числе, реализуемых в рамках федеральных целевых программ.
Кроме того, Сбербанк сможет обеспечить предоставление кредитов на финансирование производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), предоставление банковских гарантий надлежащего исполнения государственных контрактов и возврата авансов по ним.
Соглашение предусматривает также возможность в будущем реализации проекта по созданию Торгового дома, который будет заниматься продажей готовой продукции, производимой заключенными в колониях. Как отметил начальник финансово-экономического управления ФСИН Олег Коршунов, на сегодня подразделения УИС являются федеральными казенными учреждениями и в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» фактически не имеют возможности участвовать в муниципальных торгах на поставку продукции.
Торговый дом в виде ФГУП сможет принимать участие в торгах, размещать заказы в учреждениях УИС. Финансирование через единый центр позволит повысить прозрачность в реализации продукции пенитенциарных учреждений.
В ФСИН добавили, что важной стороной сотрудничества со Сбербанком станет реализация мероприятий, направленных на осуществление госзакупок для нужд уголовно-исполнительной системы на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Отдельные положения соглашения о сотрудничестве посвящены возможности предоставления сотрудникам ФСИН услуг Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка в области обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Таким образом, в определенной степени нивелируется эффект отсутствия инвестиций в уголовно-исполнительную систему со стороны отечественной банковской системы, что является положительным прецедентом и созданием новых направлений инвестиционного сотрудничества в будущем с другими представителями банковской системы Российской Федерации.
Что касается физического и морального износа основных производственных фондов учреждений УИС, то, во-первых, аналогичная проблема существует на некоторых промышленных предприятиях вне уголовно-исполнительной системы, и во-вторых, данная проблема с определенным успехом уже решается в промышленных сегментах исправительных учреждений.
Относительно низкой мотивации осужденных к труду необходимо согласиться, что такая проблема существует и сотрудники УИС прикладывают значительные организационные, экономические и воспитательные усилия, направленные на формирование и поддержание мотивационных факторов к труду у осужденных. К тому же, формирование трудовых навыков необходимо самим осужденным для дальнейшей их социализации.
Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России обеспечивает исполнение требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении к труду осужденных к наказанию в виде лишения свободы, организации их среднего профессионального образования и профессионального обучения, привития им трудовых навыков, позитивной мотивации к труду и создания условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Рассмотрим основные задачи управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России (табл. 2).
Производственный сегмент уголовно-исполнительной системы является одним из существенных отечественных товаропроизводителей по ассортименту выпускаемой продукции, при этом необходимо отметить, что потенциал производственного сектора, например, аграрного, является весьма значительным.
Более 800 подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, расположенных в большинстве субъектов Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства (рис. 2).
Рис. 2. Объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг, связанный с привлечением осужденных к труду

Так, по состоянию на 1 июня 2016 г. в уголовно-исполнительной системе функционируют 7 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 566 центров трудовой адаптации осужденных, 25 учебно-производственных и 55 лечебно-производственных мастерских.
Основными задачами данных структурных подразделений являются: организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду; создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в его результатах; восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.
Исправительные учреждения ФСИН России обладают значительными трудовыми ресурсами. По состоянию на 1 июня 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 651 360 чел. (+ 5 275 чел. к началу года), в т.ч.:
— в 720 исправительных колониях отбывало наказание 528 546 чел. (+ 3 698 чел.), в том числе:
— в 125 колониях-поселениях отбывало наказание 32 910 чел. (+ 1 558 чел.);
— в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 746 чел. (-49 чел.).
Осужденные трудятся на производственных объектах подразделений уголовно-исполнительной системы и их партнеров. Ежегодно исправительными учреждениями производится продукции, выполняется работ и оказывается услуг в объеме более 33 млрд рублей. Основная часть выпускаемых товаров реализуется исправительными учреждениями для уголовно-исполнительной системы, а также по заказам силовых мини­стерств и ведомств.
Ряд подразделений ФСИН России являются единственными в стране изготовителями отдельных наименований сертифицированных изделий машиностроения и электротехнической продукции, либо занимают доминирующее положение в соответствующих отраслях промышленности (трубопроводная арматура, тягодутьевые машины, высоковольтные предохранители и разъединители, понижающие и измерительные трансформаторы, экранирующая плетенка).
На современном этапе на предприятиях уголовно-исполнительной системы выпускаются товары разных отраслей национального хозяйства (таблица 3).
Исправительные учреждения на современном этапе вовлекают в производственный процесс не только значительные трудовые и материально-технические ресурсы, но и применяют современные технологии при сбыте продукции, так введены должности специалистов по маркетингу и сбыту.
Таким образом, в соответствии со стабилизирующими и положительными тенденциями развития отечественной экономики, роль экономики в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации является одной из важных субсистем отечественной экономики. Среди государственных структур по обеспечению безопасности, уголовно-исполнительная система практически является надежным источником реализации социально-экономических потенциалов производственных возможностей страны.

Таблица 2.
Основные задачи управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России
№ п/пНаправлениеОсновные задачи управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России
1Вовлеченность осужденных в трудовую деятельностьорганизация привлечения осужденных к лишению свободы к труду и создание условий для их материальной заинтересованности в результатах труда
2Образовательная сфераорганизация среднего профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы с учетом потребностей учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда
3Материально-техническая оснащенностьосуществление мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы подразделений трудовой адаптации осужденных территориальных органов ФСИН России и образовательных организаций среднего профессионального образования, находящихся в ведении ФСИН России, повышению эффективности использования производственного оборудования и техники учреждений и органов УИС, их модернизации и обновления
4Научно-техническая модернизацияорганизация работы по использованию в деятельности по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы и производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений прогрессивных научно-технических разработок и технологий
5Обеспечение качества выполняемых работ и продукцииорганизация работы по использованию новых форм и методик профессионального обучения осужденных к лишению свободы, повышению технического уровня и качества выполняемых работ и продукции, внедрению передового опыта
6Промышленная безопасностьобеспечение единства требований в вопросах ведений надзорной и инспекторской деятельности в области промышленной безопасности
7Сотрудничество с организациями любых организационно-правовых формосуществление контроля при рассмотрении территориальными органами ФСИН России предложений юридических лиц любых организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и (или) поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями
8Контроль за участием производственного персонала исправительных учреждений в надзоре за осужденными в местах их работорганизация контроля за участием производственного персонала исправительных учреждений в надзоре за осужденными в местах их работ, выполнение сотрудниками, федеральными государст­венными служащими и осужденными требований режима и противопожарной безопасности на производственных объектах

Таблица 3
Виды товаров, производимые и реализуемые исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы
№ п/пВиды товаров, производимые и реализуемые исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы
1форменная и специальная одежда и обувь
2изделия деревообработки, в т.ч. корпусная и мягкая мебель, беседки, поддоны
3товары легкой промышленности
4продукция пищевой промышленности, в т.ч. хлебобулочная продукция, консервирование
5продукция сельского хозяйства, в т.ч. птицеводства, овощеводства, пчеловодства
6продукция автомобилестроения и сельхозтехники
7оборудование для приготовления и транспортировки пищи
8металлоизделия, в том числе зданий сборно-разборных, металлической тары и инструмента
9вентиляционного, подъемно-транспортного, аварийно-спасательного и пожарного оборудования
10трубопроводной арматуры, насосов и редукторов
11строительных материалов и электротехнической продукции
12металлофурнитура
13спортинвентарь
14Производство медицинских бахил
15Другие виды продукции, работ и услуг, связанных с привлечением осужденных к труду


Литература
1. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // Собрание законодательства РФ, 21.12.2015, № 51 (часть I), ст. 7230 (Закон, прил. 1–7, 10 (начало)), Собрание законодательства РФ, 21.12.2015, № 51 (часть II), ст. 7230 (прил. 10 (окончание), прил. 12, 15, 18, 19, 21 (начало)), Собрание законодательства РФ, 21.12.2015, № 51 (часть III), ст. 7230 (прил. 21 (окончание), прил. 23–27, 30).
2. Ведев А. МЭР: вклад девальвации и санкций в годовую инфляцию в РФ на уровне 16,7% составляет 10–11% // ТАСС информационное агентство России — новости от 23.03.2015 // http://special.tass.ru/ekonomika/1848240. Дата обращения: 06.04.2016
3. Ведев А. МЭР: влияние контрсанкций на инфляцию в России в 2016 г. сойдет на нет // ТАСС информационное агентство России — новости от 17.03.2016 // http://tass.ru/ekonomika/2749388. Дата обращения: 06.04.2016.
4. Все санкции Запада против России // ТАСС информационное агентство России — новости от 03.03.2016 // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587. Дата обращения: 06.04.2016
5. Источники: МВФ ухудшил прогноз спада экономики РФ в 2016 году до 1,8% // ТАСС информационное агентство России — новости от 06.04.2016 // http://tass.ru/ekonomika/3179780. Дата обращения: 06.04.2016.
6. Как нефть влияет на рубль // ТАСС информационное агентство России — новости от 06.04.2016 // http://tass.ru/ruble/hroniki-devalvacii. Дата обращения: 06.04.2016
7. Как падал рубль в России. От начала 1990-х до лета 2015 года // ТАСС информационное агентство России — новости от 20.01.2015 // http://special.tass.ru/ekonomika/1700255. Дата обращения: 06.04.2016
8. Колебания курса рубля к доллару и евро в 2015 году // ТАСС-ДОСЬЕ от 14.12.2015 // http://special.tass.ru/info/2148399. Дата обращения: 06.04.2016
9. Медведев: РФ отменит ответные санкции после прекращения внешнего давления Запада // ТАСС информационное агентство России — новости от 14.03.2016 // http://tass.ru/ekonomika/2736590. Дата обращения: 06.04.2016.
10. Набиуллина: экономика РФ достаточно быстро адаптируется к новой реальности // ТАСС информационное агентство России — новости от 18.03.2016 // http://tass.ru/ekonomika/2751738. Дата обращения: 06.04.2016.
11. Первый зампред ЦБ: банковская система РФ устоит при любых внешних шоках // ТАСС информационное агентство России — новости от 06.04.2016 // http://tass.ru/ekonomika/3179737. Дата обращения: 06.04.2016.
12. Улюкаев: экономика России с 2017 года выйдет на траекторию роста// ТАСС информационное агентство России — новости от 04.04.2016 // http://tass.ru/ekonomika/3175365. Дата обращения: 06.04.2016.
13. ФСИН России подписала соглашение со Сбербанком: кредиты для развития производства в исправительных колониях УИС // ИТАР ТАСС, Москва, 14 февраля 2014 г. — 2014. Дата обращения: 14.02.2014.
14. Официальный сайт ФСИН России http://fsin.su/structure/adaptation Дата обращения: 01.07.2016.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия