| | Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Гресько А. А. доцент кафедры математики и моделирования
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук Чен А. Я. доцент кафедры информационных технологий и систем
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук Мельников Б. К. студент 4 курса направления «Экономика», профиль «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
| |
| | В статье описывается модель выбора стратегий развития организации в условиях неопределенности на примере судоходной компании. В рамках представленной модели используется метод построения диаграммы Исикавы, который позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. В работе проведена оценка степени взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий. Основное отличие предложенной авторами модели, а также используемых в ней методов, заключается в том, что оценка вероятностей осуществления сценариев и оценка их влияния на стратегии организации производится с использованием нечетко-множественного инструментария. Описанный в работе алгоритм сценарно-стратегического анализа является универсальным и может быть использован для различных предприятий | Ключевые слова: диаграмма Исикавы, нечеткие множества, степень взаимовлияния, стратегии организации, сценарии развития | УДК 65.01; ББК 65.050.03 Стр: 97 - 100 | В данной работе предложена модель выбора стратегии развития организации в условиях неопределенности на примере судоходной компании ООО «Алиса», г. Владивосток. Модель основана на оценке взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий развития организации. Данный анализ позволяет осуществить выбор наиболее эффективной стратегии развития организации. В более ранних работах авторами были разработаны однопериодные и многопериодные модели выбора стратегий организации в условиях определенности [1, 2] и неопределенности (риска) [3, 4]. Однако в данных работах не проводилась количественная оценка степени взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий, причем стратегии организации были ориентированы на взаимодействие с группами заинтересованных сторон.
Сценарный анализ является одним из главных инструментом сценарного планирования. Этот метод применяется для стратегического управления процессами организаций с высоким уровнем неопределенности. Сценарный анализ дает детальное описание последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести к планируемому конечному состоянию или к возможным исходам. Сценарии позволяют анализировать и планировать нестандартные ситуации, а также понять, при каких условиях может возникнуть благоприятная или неблагоприятная ситуация. Сценарий помогает оценить, как можно и как нужно воздействовать на процессы, приводящие к приемлемым и неприемлемым для организации исходам [5].
Разработка сценариев включает в себя: выбор изменяемых переменных, проектирование различных исходов сценариев, комбинирование ключевых переменных и написание сценариев.
На первом этапе (выбор изменяемых переменных) рекомендуется изучить результаты проведенного анализа внешней среды, чтобы определить наиболее значимые факторы, которые будут являться основой сценариев. В качестве метода, применяемого на данном этапе в целях выявления наиболее значимых переменных, возможно построить диаграмму Исикавы, которая позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению основных факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действия данных факторов [6]. Для судоходной компании ООО «Алиса» нами определены следующие наиболее значимые показатели развития: количество постоянных клиентов, выход на международный рынок, получение долгосрочных контрактов в рамках развития Северного морского пути. В качестве примера в работе рассмотрен показатель «количество постоянных клиентов» и построена для него диаграмма Исикавы. Для данного показателя выделены следующие факторы: имидж и репутация компании, рекламная компания предприятия, качество оказываемых услуг, стоимость оказания услуг и опыт организации перевозок.
На следующем этапе определим факторы второго порядка. Для фактора «имидж и репутация компании»: профессионализм сотрудников, наличие льгот для клиентов и партнеров. Для фактора «рекламная компания предприятия»: интернет сайт компании, реклама компании. Для фактора «качество оказываемых услуг»: уровень квалификации кадров, добросовестное отношение к делу. Для фактора «стоимость оказываемых услуг»: объемы оказываемых услуг, состояние основных средств, операционные издержки.
Далее оценим степень влияния факторов на количество постоянных клиентов. Для этого проведем опрос среди существующих постоянных клиентов и узнаем, какие факторы для них явились решающими в выборе именно этой компании. В результате получаем диаграмму Исикавы для показателя «количество постоянных клиентов», представленную на рис.1. Построив диаграмму, нами проведен анализ состояния каждого из показателей методом экспертной оценки, результаты которого представлены в таблице 1. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|