Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гресько А. А.
доцент кафедры математики и моделирования
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Чен А. Я.
доцент кафедры информационных технологий и систем
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Мельников Б. К.
студент 4 курса направления «Экономика», профиль «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса


Модель выбора стратегии развития организации с использованием нечетко-множественного инструментария
В статье описывается модель выбора стратегий развития организации в условиях неопределенности на примере судоходной компании. В рамках представленной модели используется метод построения диаграммы Исикавы, который позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. В работе проведена оценка степени взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий. Основное отличие предложенной авторами модели, а также используемых в ней методов, заключается в том, что оценка вероятностей осуществления сценариев и оценка их влияния на стратегии организации производится с использованием нечетко-множественного инструментария. Описанный в работе алгоритм сценарно-стратегического анализа является универсальным и может быть использован для различных предприятий
Ключевые слова: диаграмма Исикавы, нечеткие множества, степень взаимовлияния, стратегии организации, сценарии развития
УДК 65.01; ББК 65.050.03   Стр: 97 - 100

В данной работе предложена модель выбора стратегии развития организации в условиях неопределенности на примере судоходной компании ООО «Алиса», г. Владивосток. Модель основана на оценке взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий развития организации. Данный анализ позволяет осуществить выбор наиболее эффективной стратегии развития организации. В более ранних работах авторами были разработаны однопериодные и многопериодные модели выбора стратегий организации в условиях определенности [1, 2] и неопределенности (риска) [3, 4]. Однако в данных работах не проводилась количественная оценка степени взаимовлияния разработанных сценариев и стратегий, причем стратегии организации были ориентированы на взаимодействие с группами заинтересованных сторон.
Сценарный анализ является одним из главных инструментом сценарного планирования. Этот метод применяется для стратегического управления процессами организаций с высоким уровнем неопределенности. Сценарный анализ дает детальное описание последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести к планируемому конечному состоянию или к возможным исходам. Сценарии позволяют анализировать и планировать нестандартные ситуации, а также понять, при каких условиях может возникнуть благоприятная или неблагоприятная ситуация. Сценарий помогает оценить, как можно и как нужно воздействовать на процессы, приводящие к приемлемым и неприемлемым для организации исходам [5].
Разработка сценариев включает в себя: выбор изменяемых переменных, проектирование различных исходов сценариев, комбинирование ключевых переменных и написание сценариев.
На первом этапе (выбор изменяемых переменных) рекомендуется изучить результаты проведенного анализа внешней среды, чтобы определить наиболее значимые факторы, которые будут являться основой сценариев. В качестве метода, применяемого на данном этапе в целях выявления наиболее значимых переменных, возможно построить диаграмму Исикавы, которая позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению основных факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действия данных факторов [6]. Для судоходной компании ООО «Алиса» нами определены следующие наиболее значимые показатели развития: количество постоянных клиентов, выход на международный рынок, получение долгосрочных контрактов в рамках развития Северного морского пути. В качестве примера в работе рассмотрен показатель «количество постоянных клиентов» и построена для него диаграмма Исикавы. Для данного показателя выделены следующие факторы: имидж и репутация компании, рекламная компания предприятия, качество оказываемых услуг, стоимость оказания услуг и опыт организации перевозок.
На следующем этапе определим факторы второго порядка. Для фактора «имидж и репутация компании»: профессионализм сотрудников, наличие льгот для клиентов и партнеров. Для фактора «рекламная компания предприятия»: интернет сайт компании, реклама компании. Для фактора «качество оказываемых услуг»: уровень квалификации кадров, добросовестное отношение к делу. Для фактора «стоимость оказываемых услуг»: объемы оказываемых услуг, состояние основных средств, операционные издержки.
Далее оценим степень влияния факторов на количество постоянных клиентов. Для этого проведем опрос среди существующих постоянных клиентов и узнаем, какие факторы для них явились решающими в выборе именно этой компании. В результате получаем диаграмму Исикавы для показателя «количество постоянных клиентов», представленную на рис.1. Построив диаграмму, нами проведен анализ состояния каждого из показателей методом экспертной оценки, результаты которого представлены в таблице 1.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Гресько А.А., Рахманова М.С., Солодухин К.С. Разработка стратегий взаимодействия вуза с группами заинтересованных сторон с учетом отношений заинтересованных сторон между собой // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 5. — С. 115.
2. Солодухин К.С., Плешкова Т.Ю. Инновационный подход к выбору стратегий взаимодействия вуза с его заинтересованными сторонами // Экономические науки. — 2009. — №1 (50). — С. 140–145.
3. Гресько А.А. Выбор стратегий взаимодействия организации со стейкхолдерами с учетом возможных сценариев взаимодействия стейкхолдеров между собой // Научное обозрение. Сер.1: Экономика и право. — 2012. — № 5. — С. 84–100.
4. Гресько А.А., Солодухин К.С.Многопериодные модели выбора стратегий взаимодействия вуза со стейкхолдерами в условиях риска // Университетское управление: практика и анализ. — 2014. — № 4–5. — С. 36–43.
5. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 2. — С. 56–63.
6. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ.; под. ред. А.В. Гличева. — М.: Изд-во Экономика, 1988. — 215 с.
7. Птускин А.С. Нечеткие модели задач принятия стратегических решений на предприятиях: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.13. — М., 2004. — 316 с.
8. Заде Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. — М.: Мир, 1976. — 226 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия