Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Комаров А. Г.
доцент Института управления и безопасности предпринимательства
Башкирского государственного университета (г. Уфа),
кандидат экономических наук

Ямалетдинова З. Т.
заместитель директора по экономическим вопросам ГУП санаторий «Танып» Республики Башкортостан (г. Уфа)

Генезис научных подходов к организации государственной поддержки предпринимательства
В статье рассматриваются научные подходы к организации государственной поддержки предпринимательства, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов. Отмечается, что одним из наиболее важных направлений государственной поддержки предпринимательства должно стать льготное кредитование. Утверждается необходимость партнёрства государства и бизнеса с привлечением частного капитала к инвестированию в отрасли, традиционно финансирующиеся из государственного бюджета. Обращается внимание на то, что развитие государственно-частных партнёрств на региональном и муниципальном уровнях в России неизбежно столкнётся с рядом специфических рисков: таких как неразвитость правовой среды в регионах, низкий уровень финансовой автономии регионов и ряда других
Ключевые слова: государственная поддержка, предпринимательство, частный бизнес, государственно-частное партнёрство, конкуренция
УДК 338; ББК 65.290   Стр: 116 - 120

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внесли такие российские исследователи, как А.Н. Асаул, И.И. Водянова, О.Н. Лебедев, Г.Е. Локтева, Р.И. Маликов, Б.З. Мильнер, О.Ю. Мичурина, И.К. Пинкевич, Е.Г. Скуматов, И.С. Шиткина, О.А. Ястребов. Среди зарубежных исследователей в этой области следует отметить таких авторов как Р. Кантильон, А. Смит, Д. Рикард, Д. Миль, И.Г. Тюнен, Ж.Б. Сей, П. Снельсон и ряд других. Однако, несмотря на многие её положительные черты, рыночная экономика не способна автоматически регулировать в интересах всего общества и каждого гражданина все экономические и социальные процессы.
Рыночная экономика не обеспечивает всеобщее справедливое распределение дохода, не гарантирует всеобщее право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Отрасли и проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, не интересуют частный бизнес, но они просто жизненно необходимы для общества и государства. Практика показывает, что многие другие актуальные проблемы рыночная экономика также не решает.
Прерогатива государства — это обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и развития экономики. На предпринимательстве отрицательно сказываются высокие налоги, инфляция, экономическая ситуация в стране, а также многочисленные законодательные акты. К числу возникающих трудностей в работе предпринимательства важно отнести не развитую конкуренцию, несовершенство рынка, недоверие западных партнёров и недостаток культуры, и профессионального опыта. Отрицательно сказывается на деятельности предпринимательства неплатёжеспособность и необязательность партнёров и клиентов, несовершенство банковской системы, недостаток собственных средств.
Осуществляя свою деятельность, многие предприниматели сталкиваются с неразви­тостью системы информационной поддержки предприятий, трудностями со сбытом, поиском клиентов и потребителей. На предпринимательстве отрицательно сказывается неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоёмких малых производств. При всём этом необходимо совершенствование государственного регулирования инновационным развитием.
В числе нерешённых проблем сегодня являются низкий уровень материально-технического обеспечения малого предпринимательства, высокие цены на сырьё и материалы, монополия государства, госпредприятий, громоздкая отчётность. Все эти проблемы государству необходимо оперативно решать. Предприниматели всё ещё испытывают трудности с арендой, разрыв экономических связей, недостаток производственных площадей. Остаются не решёнными проблемы собственности и кадровые проблемы. В конечном итоге всё это вызывает недоверие к власти со стороны предприниматель­ских кругов.
Перечисленные выше проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприни­матели в сфере бизнеса, свидетельствуют о том, что благоприятные условия, необходимые для развития предпринимательства всё ещё не сформированы. В итоге это приводит к торможению развития предпринимательства, несмотря на усиление внимания в последнее время к этой проблеме со стороны государства.
Льготное кредитование должно быть отнесено к числу наиболее важных направлений государственной поддержки предпринимательства. Бизнесу нужен приток средств. Банк всегда пойдет навстречу крупным предприятиям с именем и авторитетом. В тоже время, вряд ли на обычных условиях малому предпринимательству, особенно начинающему, дадут кредит. Поэтому одной из приоритетных задач государственного регулирования и поддержки является льготное кредитование и страхование субъектов предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счёт средств фондов поддержки предпринимательства.
В настоящее время накоплен значительный отечественный и зарубежный опыт деятельности предпринимательства по разным его направлениям. В связи с этим расширился и масштаб исследований теории и практики предпринимательства. В его деятельности всё больше внимания уделяется управленческому аспекту деятельности предпринимателя. «Не реализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйство­ва­ния становятся ключевым звеном предпринимательской деятельности. Целевые устремления связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации, а не максимизацией частного результата. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства» [2].
Наш отечественный исследователь И.А. Покровский в одной из своих работ, которую он посвятил анализу предпринимательского объединения, писал: «Уже всякое древнее общество характеризуется разнообразными формами коллективизма: оно всё состоит из таких или иных союзов родов, общин и т.д., в не которых индивид находиться не может, в некоторых сама правоспособность его немыслима» [5].
Ещё боле расширенно предпринимательское объединение определяет У.В. Шретер, который пишет: «Товарищеское объединение нескольких лиц для совместного достижения определённой хозяйственной цели встречается уже в самой глубокой древности. Сама идея товарищеского соглашения там, где сил одного не хватает для разрешения какой-либо жизненной задачи, сама по себе настолько проста и естественна, что всюду, где мы встречаем человека в общении, мы встречаем и договор товарищества. Нет такого гражданского законодательства в прошлом, которое не знало бы товарищества» [9].
Б.З. Мильнер, например, помимо общемировых тенденций корпоративного развития выделяет в российской экономике специфические факторы, обосновывающие необходимость сдвига экономики к формированию корпоративных структур [3].
Сегодня, с учётом экономического кризиса и санкций западных стран против России именно предпринимательские объединения играют важнейшую роль среди хозяйственных субъектов рынка. В этой связи заслуживает пристального внимания работа И.С. Шиткиной, где более глубоко рассматривается преимущество предпринимательских объединений в рыночной экономике по сравнению с не интегрированными коммерческими организациями[8]. Опираясь на анализ И.С. Шиткиной, другие исследователи О.Ю. Мичурина и О.Н. Лебедев представили своё видение позитивного создания предпринимательских объединений. В их числе следующие преимущества:
1. Объединение используемых производственных, инвестиционных, трудовых, интел­лектуальных, научных и других видов ресурсов.
2. Минимизация конкуренции для участников объединений по сравнению с обособлен­ными производителями, т.к. участники объединений, как правило, не допус­кают взаимной конкуренции на одном рынке.
3. Централизация капитала, потоками которого становится возможно управлять, направляя их из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.
4. Возможность создания вертикальной интеграции, включающей в себя предпроизвод­ствен­ную и после производственную стадии, что позволяет снижать возмущающее воздействие внешней среды на организационную систему.
5. Возможность регулирования ценообразования для участников объединения, что позво­ляет обеспечить оптимальный уровень рентабельности каждому из участников объединения [4].
При рассмотрении вопроса поддержки государством малого бизнеса, следует несколько осветить их партнёрство. В областях, которые традиционно финансируются из государственного бюджета, институтом государственно-частного партнёрства предусматривается создание и широкое использование механизмов привлечения частного капитала к инвестированию. Неспособность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счёт государственного бюджета, а также низкая эффективность расходования выделяемых государственных средств являются главными причинамивступления государства в партнёрство с частными инвесторами.
В зарубежных странах партнёрство государства и бизнеса рассматривается весьма активно, прежде всего, в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры, составляющих основу жизнеобеспечения экономики и общества: на железнодорожном транспорте, в автодорожном хозяйстве, при строительстве портов и аэропортов, в магистральной транспортировке газа, в энергетикеив коммунальном хозяйстве.
В последние годы в России много говорится о необходимости развития института государственно-частного партнёрства, однако следует признать, что успехи, достигнутые в этом направлении, пока скромные. В чём же дело и почему механизм государственно-частного партнёрства у нас не заработал в полную силу? Международный опыт показывает, что институт государственно-частного партнёрства может успешно развиваться только при наличии определённых внешних условий, к которым относятся:
● наличие развитой законодательной базы государственно-частного партнёрства;
● наличие необходимой институциональной и организационной инфраструк­туры государственно-частного партнёрства;
● высокая инвестиционная активность в стране (регионе);
● политическая и экономическая стабильность в момент создания партнёрства и благоприятные прогнозы на среднесрочный период.
Законодательная база государственно-частного партнёрства России носит фрагментар­ный характер и находится на начальной стадии развития [10].
Ориентация на поддержку преимущественно комплексных мега проектов, с объёмами инвестиций, исчисляющимися миллиардами рублей, является отличительной чертой существующей системы финансирования государственно-частного партнёрства. Однако, в связи с кризисом, количество крупных проектов, финансируемых за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, сократилось, при этом наметился новый тренд — переход к преимущественному финансированию региональных и муниципальных инвестиционных проектов меньшего масштаба. В таком случае перспективными могут стать инвестиционные проекты в регионах, в которых уже приняты стратегические программные решения (доктрины, приоритетные и стратегические инвестиционные программы, и т.д.).
Развитие государственно-частных партнёрств на региональном и муниципальном уровнях в России непременно столкнётся с рядом специфических рисков, таких как:
● неразвитость правовой среды в регионах;
● низкий уровень финансовой автономии регионов;
● неразвитость судебной системы, её зависимость от региональных и муниципальных властей;
● превалирование политики над экономикой, влияние политических факторов на экономические решения;
● отсутствие полноценного стратегического планирования;
● высокий уровень коррупции;
● низкий профессионализм чиновников;
● низкий уровень доверия к власти общества в целом [10].
Перспективы развития государственно-частного партнёрства в регионах будут зависеть от политики, которая проводится региональными и муниципальными властями. Как отмечают эксперты, около 50% всех инвестиций в настоящее время приходится на 10 регионов — ведущих игроков [1].
Первоначально государственно-частное партнёрство в России брало на себя основную часть проектных рисков. На этом этапе государство брало на себя часть расходов на инфраструктуру независимо от результатов эксплуатационной деятельности построенных объектов. В 2005 году был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который стал основой для использования механизмов государственно-частного партнёрства при разработке и реализации крупных транспортных проектов [7].
Сегодня настало время, когда государственные структуры должны сосредоточить своё внимание на развитии малого бизнеса на муниципальном уровне. Более глубоко провести мониторинг и разобраться к чему приводит прессинг предпринимательства, как заинтересо­вать муниципалитеты в развитии бизнеса, как сделать так, чтобы в регион пришли инвестиции, в какой поддержке больше всего нуждаются предприниматели. Почему созданы абсурдные условия участия предпринимателей в госзакупках.
Рассмотрим этот вопрос на примере Республики Башкортостан. Несмотря на поддержку малого бизнеса со стороны государства есть вопросы, которые подвисают в воздухе и не реализуются до конца. Где-то из-за бюрократических проволочек, где-то из-за отсутствия финансовых средств. В иных случаях это связано с пассивностью со стороны предпринимательства и отсутствием квалификации должностных лиц, особенно на местном уровне.
Однако если смотреть на систему глубже, то не трудно заметить, что все основные правила игры и основные законы формируются на федеральном уровне. Возможности республики в данном случае ограничены, в частности, предприниматели не могут решать вопросы, связанные с реформированием и упрощением налогового законодательства. К примеру, республиканская программа господдержки предприниматель­ства формируется исходя из правил и требований, установленных на федеральном уровне. Есть и определенная степень безразличия и усталости со стороны самого предприниматель­ского сообщества.
Предприниматели видят, что постоянно проходят форумы, круглые столы, на которых много говорится о том, что надо поддерживать малый бизнес. В то же время принимаются законы, которые увеличивают нагрузку на предпринимателей, ужесточают штрафы. У предпринимателей возникает непонимание — почему говорится одно, а на практике происходит совершенно другое.
Сегодня идёт серьёзная конкуренция за инвестиции. Многие регионы сами готовят площадки и проекты. Им нужны только средства, чтобы осуществить задуманное.
Республике Башкортостан нужно идти именно по такому пути, упрощая при этом процедуру предоставления льгот в рамках инвест-проектов.
Анализ деятельности малого бизнеса в Республике Башкортостан показывает, чем дальше от центра или крупных городов, тем масштаб инвестиционного проекта ниже, особенно на муниципальных уровнях. В районах сейчас очень много бесхозных, заброшенных зданий, которые можно бесплатно отдать бизнесу с нулевой арендной ставкой. Преимущества такого решения известны. Здания будут отремонтированы, будут востребованы. Предприниматели создадут производства, будут платить налоги в бюджет, появятся дополнительные рабочие места, решатся вопросы занятости. В селах это особенно актуально. Таким образом, можно было бы остановить отток населения в города.
Сегодня сложилась ситуация, когда муниципальные власти не видят отдачи от малого бизнеса, потому что большая часть налогов уходит в региональный бюджет, а потом в виде дотаций возвращается обратно в муниципалитеты.
Также строится взаимодействие на уровне региона и федерального центра. Регион отправляет средства в Москву, а потом в рамках госпрограмм участвует в грантах. Обратно деньги идут уже в виде субсидий. С нашей точки зрения нужно оставлять ресурсы на местах, но при этом спрашивать с чиновников за их эффективное расходование.
В 2015 году на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено почти 500 млн. рублей. Но если смотреть в масштабе всей республики, это небольшая цифра.
Было бы целесообразно снять некоторые барьеры для малого бизнеса в части участия его в госзакупках. По правилам, необходимо 10–15% закупок размещать для малого бизнеса. Но зайти туда весьма сложно. Нередко заказчик выставляет сразу крупный лот, не дробит на более мелкие. Естественно, это сразу отсекает мелких предпринимателей.
Со стороны госорганов идёт огромный вал новых нормативных документов, законов и подзаконных актов. Предпринимателю практически невозможно их мониторить на стадии обсуждения. Они не могут грамотно и вовремя дать свои замечания по важным законопроектам, касающимся предпринимательства в России, так как у них отсутствуют ресурсы, чтобы обеспечить качественную обратную связь. В этой связи необходимо поднимать активность предпринимательского сообщества, развивать некоммерческий сектор, наделять его соответствующими ресурсами, выделять гранты на поддержку.
Данные фонда «Общественное мнение» показывают, что российский бизнес стремительно молодеет: 26% всех бизнесменов в России — это молодёжь до 30 лет. Социологические опросы показывают также, что 30% молодых людей до 23 лет хотели бы заняться бизнесом [6]. Это особенно важно, поскольку степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом способствует росту благосостояния людей и экономического потенциала страны в целом. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, кроме того, налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Нет сомнений в том, что малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомленности граждан отдельно взятого государства. Действующая конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и при определенных условиях побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Следовательно, необходимо настойчивее осваивать новые свободные ниши, создавать рентабельные предприятия, внедрять всё более передовые технологии.
Однако следует признать, что приток свежих предпринимательских сил в производство ограничен по ряду причин, в том числе и потому, что управление промышленными предприятиями значительно сложнее, чем в торгово-закупочном секторе. В условиях финансового кризиса промышленные предприятия вынуждены вести жесткую борьбу за конкурентоспособность производств, обновлять технологию, модернизировать оборудова­ние, вкладывать немалые финансовые ресурсы в экологическую безопасность. Поэтому вполне логично, если торговые, финансовые и посреднические операции приносят сегодня во много раз больше прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели устремляются туда, где добывать деньги проще.
Сегодня с самых высоких трибун звучат призывы о необходимости расширения сферы предпринимательства, однако одними призывами дело не поправишь. Государственная политика устранилась от решения таких задач как подготовка и переподготовка хозяйственных руководителей, воспитание современных менеджеров. Многие современные хозяйственные руководители не знают принципы, методы управления персоналом, не имеют резерва кадров. В большинстве предприятий отсутствуют должностные утвержденные инструкции, что приводит к дублированию работ производственных подразделений. Во многих малых и средних предприятиях не занимаются вопросами рационализации и изобретательства. Перечисленные и многие другие направления деятельности государство переложило непосредственно на предприятия. В этих условиях трудно рассчитывать на повышение эффективности малого бизнеса и его значимости в экономике России. История неоднократно доказывала, что даже самые хорошие призывы, лозунги не давали каких-то серьезных позитивных результатов там, где государственная политика стояла в стороне от насущных проблем.
В результате общения со многими предпринимателями г. Уфы можно сделать вывод о том, что сегодняшние предприниматели сталкиваются со многими трудностями. У большинства из них нет достаточной информации о ресурсах, а органы исполнительной власти неохотно идут на вовлечение таких ресурсов как недвижимость в хозяйственный оборот. Более того Администрация городских районов часто не знает кому, кем и когда недвижимость отдана в аренду. Практически Администрации районов не имеют никаких рычагов управления недвижимостью, как нет никаких прав воздействия на торговлю, транспорт и другие отрасли, находящиеся на территории района. А потому естественно, там, где нет прав, там снижается ответственность кадров за порученное дело, там создаются условия к возможным нарушениям законодательства, снижается роль местных органов власти на местах.
Сегодня сложилась такая ситуация, когда вся деятельность малого бизнеса связана с повышенным риском. Предпринимателям не хватает собственного капитала, банки неохотно предоставляют кредиты, а если это случается то, как правило, под большие проценты. Банковское кредитование выступает основным каналом предложения денег предпринимательским структурам в национальной экономике. К сожалению, в современной России банковский кредит всё ещё практически недоступен для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на внутренний рынок, в силу его высокой стоимости, а кредитный канал эмиссии денег — функционирует недостаточно. Доля кредитов выдаваемых малому бизнесу в ВВП составляет в России (1%), США (20%), в странах Евросоюза (30%), в Японии (35%). По уровню поддержки малого и среднего бизнеса Россия находится где-то на 140 месте [11].
Созданные Союзы предпринимателей в районах и городах малочисленны и не имеют необходимого финансирования, квалифицированных кадров, профессиональных менеджеров и организаторов производства. Союзы предпринимателей все еще не стали организацией с высоким имиджем, а потому многие предприниматели не идут сюда в поисках защиты и какой-либо практической помощи. Таким образом, создалась ситуация, когда российский предприниматель предоставлен самому себе, работает на свой страх и риск, и это притом, что именно малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем. В то же время малое предпринимательство оказывает существенное влияние на формирование прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, увеличение валового внутреннего продукта, обеспечение занятости населения в результате создания новых предприятий и рабочих мест, тем самым снижая уровень безработицы. Встречаясь постоянно с труднопреодолимыми преградами, предпринимательство постепенно сворачивает свою деятельность, разочаровавшись в том, что можно что-то изменить к лучшему. Очевидно, не случайно даже в высших учебных заведениях, где обучается молодежь, завтрашние специалисты, руководители, менеджеры и экономисты редко кто занимается предпринимательством. Как ни странно, даже после рекомендаций Президента России, Министра образования страны многие руководители высших учебных заведений ничего не сделали для того, чтобы создать условия для открытия при вузах малых предприятий, привлечь к предпринимательской деятельности грамотных, энергичных преподавателей и студентов. Более того, отдельные руководители таких учебных заведений всячески препятствуют такой деятельности без каких-либо на то объяснений. В этой связи следует уяснить, что качество предоставляемых услуг, сфера их действия требуют постоянного совершенствования. Предприниматели часто ссылаются на слабую государственную поддержку их деятельности. Вместе с тем, общаясь с предпринимателями, вникая в их деятельность можно сделать вывод о том, что многие из них не используют диверсификацию, маркетинговые исследования, не читают специальную литературу, тем самым «варятся в собственном соку». Даже проводимые Союзом предпринимателей или Администрацией района семинарские занятия посещает незначительное количество руководителей малых предприятий.
Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий малого бизнеса к функционированию в кризисных условиях. Активно развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики.
Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входят и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции [12].
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения [13].
Вместе с тем, не смотря на многочисленные трудности, возникающие в предпринимательской деятельности, многое зависит от личности самого предпринимателя: его трудолюбия, эрудиции, настойчивости, психологической и профессиональной подготовки, умения ставить перед собой стратегические цели. Современный предприниматель должен быть компетентным в избранной сфере деятельности, гибко реагировать на изменение ситуации, обладать целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Предприниматель должен чётко определять специализацию предприятия, постоянно искать свою «хозяйственную нишу», изыскивать пути привлечения финансовых средств, формировать производственную базу.
На пути развития малого бизнеса в России действительно много проблем — это и ограниченные финансовые возможности, и трудности в материально-техническом обеспечении, и недостаточная государственная поддержка, и отсутствие работы в рыночных структурах. Исследования, проведённые Всемирным банком, показали, что если в стране малый и средний бизнес производит менее 40% ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта. Доля малого бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет порядка 20–25%, в то время как в Европе, в США этот показатель составляет 50%, в Китае — уже свыше 60% [14].
Приведённые данные показывают, что финансовая политика государства должна строиться с ориентацией на малый бизнес, с более существенной поддержкой предпринимательской деятельности. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса и санкций западных стран против России.
В условиях финансово-экономического кризиса и санкций западных стран против России важное место отводится дальнейшему развитию малого бизнеса — предпринимательству. Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики. Во многом оно определяет темпы экономического роста и состояние занятости населения. Его влияние прямым образом сказывается на структуре и качестве ВНП. Развитие малого бизнеса обеспечивает формирование гибкой, смешанной экономики при сочетании разных форм собственности, что соответствует общемировым тенденциям.
Хозяйственная структура современного общества включает государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, которые взаимодействуют и дополняют друг друга в соответствии с экономическими условиями страны. Сегодня предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов современной экономики; является мощным инструментом борьбы с безработицей, представляющим широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест.
Практика показывает, что малые предприятия появляются при необходимости изготовления не больших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Следует учитывать и то, что крупные предприятия редко вмешиваются в сферу деятельности, которую традиционно занимают только малые предприятия. Однако, несмотря на то, что малому предпринимательству отводится важное место в экономике страны, доля малых предприятий в ВВП России остаётся незначительной.
Согласно данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики доля малых предприятий в ВВП России составляет 10–12%, более того до 50% малых фирм, действующих на территории России, официально не зарегистрированы. При этом показатели оборота занижаются на 70%, фонд оплаты труда — на 90%, а реальная занятость — на 70% [18]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.
Одной из таких проблем является дороговизна банковских кредитов, выдаваемых предпринимательскому сектору. Одним из факторов, определяющих дороговизну банковских кредитов в России, выступает высокий уровень банковской маржи [11].
Согласно данным Годового отчёта Банка России, в 2012 г. маржа российских банков по основным операциям в зависимости от их срочности составляла 5–6%, в 2013 г. — 6–7%. Для сравнения, в США маржа составляет в среднем за последнее десятилетие 2,7–3,1%, в еврозоне — 2,5–4,6%, в Японии — 1,7–2,6% [15].
Следовательно, властные и государственные структуры должны обратить внимание на имеющуюся проблему и предпринять соответствующие позитивные шаги в этом направлении. Финансово-экономический кризис и санкции западных стран позволили властным государственным структурам взять курс на усиление развития собственного производства во многих отраслях хозяйствования, что позволит отказаться от зависимости России от западных стран. Значительное место в этом отводится малому предпринимательству. Трудно переоценить значимость малого бизнеса для нашей страны, где он коренным образом и без существенных капитальных вложений способствуетрасширению производства многих потребительских товаров и услуг и впервую очередь — для малообеспеченного населения с использованием местных источников сырья.
Малое предпринимательство способно решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и представить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. В этой связи следует отметить, что многие предпринимательские структуры (особенно малого и среднего бизнеса) не могут достаточно профессионально осуществлять многие функции, необходимые в деятельности предприятия (бухгалтерия, кадры, реклама, транспорт, склад и т.п.), поэтому решением достаточно эффективным являются договора аутсорсинга. Привлечение специализированных профессиональных компаний позволяет достичь большей доходности при снижении затрат на определённые виды работ [16], [17].
Следует отметить, что в сфере малого предпринимательства, как правило, экономический риск выше, и обычно «жизненный цикл» малых предприятий короче крупных компаний. Даже в промышленно развитых, благополучных странах не большие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду в США, Японии, Европе, странах Юго-Восточной Азии мелкое и среднее предпринимательство находит угосударства всё более широкую поддержку. Она проявляется по ряду направлений.
Во-первых, устанавливается упрощённый порядок регистрации, обучения и переподготовки кадров, поощряется стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга.
Во-вторых, для предпринимателей вводится льготный режим налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию страхованию малых предприятий.
В-третьих, малому предпринимательству оказывается постоянная научно-техническая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности.
Поддержка предпринимательства в России пока ещё не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. Однако в последние два года государство предпринимает попытки по изменению сложившейся ситуации к лучшему. Позитивной предпосылкой этому является введение новой программы по государственной поддержке малого бизнеса, и та позиция государства, которую озвучил В.В. Путин на петербуржском экономическом форуме в июне 2016 года: «Политикам нужно пойти навстречу бизнесу, проявить мудрость, дальновидность и гибкость».


Литература
1. Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно частного партнёрства: матер. конф. 21 нояб. 2006 г. — М., 2006.
2. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтева Г.Е. Предпринимательские сети в строительстве / Под ред. А.Н. Асаула. — СПб.: Гуманистика, 2005. — 256 с.
3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учеб. — М.: ИНФРА-М., 2006. — С. 453.
4. Мичурина О.Ю., Лебедев О.Н. Сущность, исторические предпосылки и цели создания предпринимательских объединений // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2007. — № 4.
5. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут. 1998. — 144 с.
6. Проект обучения предпринимателей / Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eduso.ru/
7. Снельсон П. Государственно-частное партнёрство в странах с переходной экономикой // Право на переход. — 2012. — № 6956. — С.31.
8. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учеб.-практ. пособие. — М.: Юристъ. 2001. — С. 26–27.
9. Шретер В. Советское хозяйственное право. — М.: Госиздат, 1928. — 149 с.
10. Ястребов О.А., Пинкевич И.К. Создание условий для развития института государственно-частного партнёрства в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — С.206–207.
11. Гаркавенко И.С. Финансы некоммерческих организаций: особенности функционирования // Петербургский экономический журнал. — 2013 — № 2. — С.88.
12. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной экономике. — М.: Нева, 2009.
13. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учебник / А.И. Муравьев и др.; под ред. А.И. Муравьева. — М.: Графа, 2009.
14. Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена до 50% // Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.eg-online.ru/
15. Глазьев С. О практичности количественной теории денег, или сколько стоит догматизм денежных властей // Вопр. экономики. — 2008. — № 7.
16. Герасимова Е.А., Чаплина А.Н. Стратегические направления инновационного развития предпринимательских структур сферы услуг / Торгово-экономический институт СФУ — Красноярск, 2013. — 228 с.
17. Чаплина А.Н., Герасимова Е.А. Формирование стратегии комплексного развития предпринимательской структуры / Красноярск. гос. торг.–экон. ин-т. — Красноярск, 2009. — 218 с.
18. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.rosstat.ru/ (дата сообщения 19.03.2014 г.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия