Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кошелева Т. Н.
профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства
Санкт-Петербургского университета управления и экономики,
доктор экономических наук


Современные подходы к оценке социально-экономических условий развития малой инновационной организации в соответствии с этапами жизненного цикла
В статье обоснована необходимость рассмотрения социально-экономических условий развития в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации. Предложена методика оценки социально-экономических условий и перспектив развития малых инновационных предприятий на основе анализа динамики изменения соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости компании, учитывающей этапы жизненного цикла малой инновационной организации. Предложено инструменты финансовой инфраструктуры дифференцировать и детализировать по отраслям и регионам, по видам инновационной деятельности. Предлагается в целях формирования финансовой инфраструктуры дифференцировать размер потенциального дохода малого инновационного предпринимательства в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности и введение индексации потенциального дохода на коэффициент-дефлятор
Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, инновационная среда, инновационная инфраструктура, методы оценки, механизм оценки конкурентоспособности, финансовая инфраструктура
УДК 338.24; ББК 65.290-2   Стр: 121 - 124

Увеличению доли инвестиций с учётом демографических ограничений в России должны предшествовать серьезные структурные изменения в экономике. В целях увеличения объёмов инвестирования необходимо изъять из структуры текущей занятости больше квалифицированных специалистов и направить их в другие сферы и отрасли экономики. По данным РИА Новости 52% россиян предпочитают экономику, основанную на государственном планировании и распределении, в том числе на инвестиционном планировании, тогда как 26% россиян являются сторонниками частной собственности и экономической системы, основанной на рыночных отношениях, 37% респондентов считают, что советская система до 90-х годов прошлого столетия была наиболее оптимальной для России, 23% поддерживают сегодняшнюю политическую систему и только 13% респондентов предпочитают западную демократию [11]. В современных условиях хозяйствования оценка социально-экономических условий развития, включающая инвестиционное планирование, является важнейшим фактором успешного и эффективного развития малой инновационной организации, значение которого подтверждается результатами приведённого выше опроса.
Оценка социально-экономических условий развития позволяет:
– оценить объём инвестиционных вложений организации;
– поступательно использовать инвестиционный потенциал и активно управлять инвестиционными ресурсами;
– обеспечение возможности быстрой реализации инвестиционного проекта;
– прогнозировать варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние наихудших факторов для деятельности организации;
– обосновывает преимущества организации в конкурентной борьбе.
В процессе осуществления оценки инвестиционного проекта в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации формируется значение основных критериев и параметров выбора направлений и ресурсов реализации.
Сегодня существенно возрастает координирующая роль государства по увязке планов развития инновационной среды малого предпринимательства с программами развития отрасли и социально-экономического развития страны в целом в целях повышения экономической безопасности регионов. Роль государства может заключаться в создании условий для формирования инновационной среды для малого предпринимательства в регионах. В этих условиях необходима поддержка становления производственного малого предпринимательства, доля которого на российском рынке должна вырасти и превысить долю малого предпринимательства в оптовой и розничной торговле, которая сегодня доходит в отдельных регионах до 40% [7, с. 248]. Для этого необходимо сделать акцент на совершенствовании процесса оценки и более тщательного подхода к специфическим особенностям реализации инвестиционного проекта в соответствии с этапами жизненных циклов малой инновационной организации. Необходимо учитывать влияние инфраструктуры малого предпринимательства и инновационной среды в целом на процесс реализации инвестиционного проекта на различных этапах жизненного цикла малой инновационной организации.
Инфраструктура малого предпринимательства — это совокупность субъектов малого предпринимательства, участвующих и способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая оказание услуг по созданию, реализации и трансферту инновационных продуктов [8, с.19–27].
Инновационная среда малого предпринимательства — это определенная социально-экономическая, организационно-правовая, политическая, образовательная и научно-техниче­ская среда, обеспечивающая активизацию, раскрытие и реализацию инновационного предпринимательского потенциала (интеллектуального, научного и материально-технического и т.д. потенциала) [9]. Инновационная среда малого предпринимательства включает в себя следующие элементы: производственно-технологические, организационно-экономические, трансфертно-внедренческие, образовательно-интеллектуальные [9]. Таким образом, инновационная среда включает в себя инновационную инфраструктуру малого предпринимательства (организационную форму, в рамках которой происходит генерация новых идей и знаний и формируется слой инициативных людей, готовых, в том числе на принципах энтузиазма и подвижничества, воплощать эти идеи и знания в жизнь) [10]. К инновационной инфраструктуре относятся обеспечивающие (информационные центры, венчурные фонды и т.д.) и поддерживающие структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы). Назначение инновационной инфраструктуры — это информационно-коммуникационное обеспечение текущей инновационной деятельности малого предпринимательства, а также поддержание и развитие его научного и материально-технического потенциала.
Жизненный цикл малой инновационной организации представляет собой совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования. Согласно теории жизненных циклов организации любое предприятие проходит ряд этапов развития: зарождение и становление, рост, зрелость и умирание. Фазам развития организации (рождение, развитие, расцвет и спад) соответствуют критерии определения стадии развития организации, которые включают: возраст фирмы, её структуру, руководство организации, уровень продаж, политику фирмы [4; 6, с. 75–91].
На этапе рождения компания ещё не возникает физически и документально, однако идеи относительно её существования, уже существуют, проводятся обсуждения нового проекта, источники его финансирования, т.е. фактически определяются предпосылки разработки инвестиционного проекта. Идея обсуждается, выявляются положительные и отрицательные стороны нового проекта. При подготовке бизнес-идеи анализируются выявленные риски, которые проявляются уже на этапе «рождения» фирмы. Далее наступает стадия «младенчество», на которой внимание концентрируется на результатах производства, т.е. воплощении тех идей, ради которых создавалась организация. Данная стадия характеризуется тем, что компания обладает ещё нечетко сформировавшейся структурой, незначительным бюджетом и довольно ограниченными финансовыми возможностями. Между сотрудниками отсутствует четкая субординация, не разработана стратегия управления и контроля за производственным процессом со стороны руководства. Стадия «младенчества» характеризуется тем, что необходим постоянный финансовый поток.
Следующая стадия — «развитие», к которой организация переходит после того, как идея начинает приносить прибыль, т.е. преодолевается проблема недостаточного потока финансовых ресурсов. Начинает складываться впечатление, что организация уже процветает. На данном этапе руководитель начинает делегировать полномочия своим подчиненным, а те далее по иерархической лестнице, что не всегда получается, так как руководитель часто опасается потерять контроль над ресурсными потоками.
Далее развитие предприятия непременно столкнётся с коренными изменениями в своей деятельности. Могут начаться конфликты между сотрудниками, которые стояли у истоков основания организации и теми, кто пришел в организацию недавно. Поэтому перед руководством среди всех других задачи возникают и задачи необходимости большего делегирования полномочий, необходимости изменения стиля и системы руководства, а также необходимости пересмотреть приоритеты и цели деятельности малой инновационной организации.
Смена парадигмы малой инновационной организации может привести к повышению активности и агрессивности поведения организации на рынке благодаря тому, что сотрудники работали в том же интерактивном режиме, как и на стадии быстрого роста, соответственно они уделяли значительно внимания повышению качества продукции и деятельности организации в целом [2, с.72–77]. Таким образом, весь персонал малой инновационной организации вовлекается в происходящие изменения. Руководителем может быть создана система материального стимулирования деятельности сотрудников, а также установлены четкие требования по функциональным обязанностям каждого. Стадия «расцвета» в данном случае будет характеризоваться для организации наличием четкой системы должностных обязанностей и высокой организационной культуры.
Для определения социально-экономических условий развития и перспектив развития малых инновационных организаций в основном используют следующие методы: методы дисконтирования, оценки внутренней нормы доходности, сопоставления затрат и результатов, полного возмещения, расчета рентабельности инвестиционных вложений, учета неопределенности фактора риска при расчете эффективности деятельности малой инновационной организации; индекс рентабельности и срок окупаемости инвестиционных вложений. Все перечисленные методы, кроме метода определения внутренней нормы доходности, имеют значительное колебание результата в зависимости от применяемой ставки дисконтирования и не учитывают этапы жизненного цикла малой инновационной организации. И один и тот же результат деятельности малого инновационной организации может быть признан как экономически эффективным, так и не эффективным при изменении ставки сравнения. При этом, эти показатели не учитывают динамику самих показателей и влияние на них изменяющихся факторов внешней среды и, тем самым, увеличивают условность получаемых оценок. Автор предлагает дополнить методики оценки социально-экономических условий развития методикой оценки, в основе которой предложена оценка динамики изменения соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости организации, учитывающей этапы жизненного цикла малой инновационной организации.
При разработке ценовой политики должны учитываться: экономико-политическая среда, основывающаяся на ситуацию в экономике на данный момент; научно-техническая среда (включающая опору на развитие научно-технического прогресса и отражающаяся, прежде всего, в увеличении объёмов инновационной деятельности); демографическая среда (так как объёмы продаж также должны учитывать демографическую ситуацию в стране); культурная среда (важна в аспекте отношения людей к своему здоровью продуктам, которые они потребляют) [6, с.75–91].
При оценке некоммерческого проекта следует учитывать: приверженность инвестора достижению основных целей инвестиционного проекта, т.е. выдержка инвестора в процессе его реализации [3, с.60–65]. При определении допустимых вариантов одинакового качества выбирают менее затратный вариант. Затраты должны быть спланированы в динамике, для расчета сил и предвидения дефицита денежных средств, а так же необходимо позаботиться о выработке альтернативных путей привлечения инвестиционных ресурсов, если в этом возникнет необходимость.
На сегодняшний день пока не запущен механизм выращивания малого инновационного бизнеса, который работает в ведущих мировых высших учебных заведениях. Он появляется точечно и в целом по стране составляет ничтожное количество, которое не может стать аккумулятором инновационного роста. Средний срок жизни современного капитала (включая дороги, жилье и инфраструктуру) составляет пятьдесят лет, следовательно, ежегодная амортизация (естественная убыль) капитала составляет 2%, то есть за тридцать лет мы потеряли около 80% основного капитала. Нужны новые стимуляторы инновационного роста, нужно обеспечить и выстроить новые условия для формирования предпосылок становления инновационной среды и разработать новые формы инновационной инфраструктуры взамен слабо работающих. Без продуманной стратегии развития, в первую очередь, без стратегии развития инновационной инфраструктуры, создающей условия для поступательного возрождения малого производственного бизнеса, который является основой экономического роста развитых стран западной Европы, эти средства так и не будут освоены в направлении становления инновационной среды. Именно малый производственный бизнес может стать основой для активизации инновационного развития во взаимодействии с крупным и средним предпринимательством.
Оценка социально-экономических условий развития малой инновационной организации в соответствии с этапами её жизненного цикла позволяет сформировать прогноз успешности конкретного малого инновационного предприятия, а также спрогнозировать успешность развития предпринимательства, с учётом инновации, и на отраслевом или региональном уровне. В этих целях необходимо разработать методику проведения оценки, которая должна включать механизм оценки конкурентоспособности малого инновационного предпринимательства и механизм комплексной оценки условий его развития, позволяющий разработать внутренне непротиворечивую и сбалансированную систему порогов стартовых условий комплексного социально-экономического развития малого инновационного предпринимательства на уровне отрасли и региона [1, с.74].
Метод комплексной оценки социально-экономических условий развития малого инновационного предпринимательства — это способ познания объективной действительности [5, с.189], т.е. определенная последовательность действий, приемов и операций по исследованию состояния малого инновационного предпринимательства с использованием соответствующей методики или так называемого механизма комплексной оценки.
Автор предлагает для комплексного анализа социально-экономических условий развития малого инновационного предпринимательства использовать метод системного анализа, который позволит изучить структуру малого инновационного предпринимательства в разных регионах РФ, его внутренние связи и взаимодействия; метод систематизации, с помощью которого можно провести классификацию видов деятельности малого инновационного предпринимательства; метод экономико-математического моделирования, который позволит охарактеризовать уровень, структуру и особенности социально-экономического состояния малого инновационного предпринимательства в разных областях РФ, а также можно использовать методы многомерного статистического анализа и факторный анализ, или кластер-анализ, который поможет перейти к малому числу латентных (скрытых) факторов и классифицировать субъекты малого предпринимательства по этим факторам.
Основной методологической проблемой анализа стартовых условий комплексного социально-экономического развития малого инновационного предпринимательства является определение последовательности выполнения аналитических работ. Многие исследователи в качестве составляющих механизма оценки условий развития малого инновационного предпринимательства, используют следующую последовательность: постановка целей и задач исследования; сбор данных, в соответствии с задачами и целями исследования; сравнение данных в динамике; анализ полученных результатов и формулирование выводов о состоянии малого инновационного предпринимательства. Автор предлагает разработать механизм оценки конкурентоспособности малого инновационного предпринимательства для определения готовности к дальнейшему развитию и механизмы оценки самого инновационного развития для определения готовности субъектов малого предпринимательства к переходу на следующий этап инновационного развития с учётом этапов жизненного цикла малой инновационной организации и направления разработки инвестиционного проекта малой инновационной организации с выделением целей и задач инновационной стратегии развития малой предпринимательской структуры.
Социально-экономические условия развития в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации определяют успешность развития не только самой малой организации, но и её конкурентоспособность на рынке, которая в свою очередь, определяет конкурентоспособность всего малого инновационного предпринимательства на уровне отрасли или региона. Конкурентоспособность самого малого инновационного предпринимательства определяется, в первую очередь, состоянием и уровнем развития данного региона, развитием инфраструктуры данного региона, ресурсной обеспеченностью, имиджем региона и отрасли, в которой он функционирует.
Важно отметить, что безусловный приоритет в подходах к определению социально-экономических условий развития в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации и, в конечном счёте, конкурентоспособности малого инновационного предпринимательства должен отдаваться разработке инструментов и подходов, нацеленных на решение следующих важнейших задач:
– повышение эффективности использования местных ресурсов и потенциала данного региона, рассматривающийся в качестве активов малой инновационной организации, которые необходимо капитализировать;
– повышение конкурентоспособности самой малой инновационной организации и её партнеров, а также производимых в данном регионе товаров и услуг;
– повышение имиджа и привлекательности региона с точки зрения привлечения инвестиций и качественно новых факторов производства;
– развитие инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;
– формирование инновационной стратегии развития малого инновационного предпринимательства в регионе в соответствии с этапами его жизненного цикла (т.е., необходимо сформулировать сами этапы жизненного цикла малого инновационного предпринимательства на уровне отрасли и региона, и в целом на уровне страны) и др.
Сегодня уже предлагаются на российском рынке инструменты, способные оказать значительное влияние на формирование финансовой инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, в том числе введение зависимости стоимости патента от места осуществления предпринимательской деятельности, корректировка величины патента в зависимости от региона и уменьшение стоимости патента на сумму взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплаченных в текущем налоговом периоде, но не более чем на 50% [1]. Но, к сожалению, эти инструменты не увязаны с потребностями малой инновационной организации на различных этапах её развития (в соответствии с этапами её жизненного цикла). Также эти инструменты должны различаться и детализироваться по отраслям и регионам, по видам инновационной деятельности и т.д. Предлагается также, в целях формирования финансовой инфраструктуры, дифференцировать размер потенциального дохода малого инновационного предпринимательства в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности и введение индексации потенциального дохода на коэффициент-дефлятор [1].
В малое инновационное предпринимательство не идут инициативные квалифицированные энтузиасты с научным складом ума, способные создавать инновации, ориентированные на долгосрочные проекты. Поэтому для преодоления негативных тенденций в развитии малого инновационного предпринимательства, привлечения квалифицированных специалистов с научным складом ума, преодоления социальной неоднородности и решения острых социальных проблем в обществе необходима, наряду с уже разработанными и внедряемыми государственными программами по поддержке малого инновационного предпринимательства, специальная государственная программа по созданию положительного имиджа субъектов малого предпринимательства и привлечению в малое инновационного предпринимательство молодёжи.
В целях повышения конкурентоспособности российского малого инновационного предпринимательства, что является крайне актуальным в условиях введения санкций западноевропейским сообществом, необходимо сформировать конкурентные преимущества в ряде отраслей, такие как наличие ресурсов, инновационного и технологического потенциала, в основе которых лежит постоянное повышение квалификации малых предпринимателей и сотрудников малых инновационных предприятий, оптимизировать численность трудовых ресурсов и их качество, в основе которой также должно лежать постоянное повышение образовательного уровня сотрудников. Для создания социально-экономических условий развития малого инновационного предпринимательства, а, следовательно, повышения и укрепления его конкурентоспособности, без вовлечения в инновационный процесс научно-исследовательских университетов, объединяющих под своей крышей огромный интеллектуальный и научный потенциал, с учётом этапов жизненного цикла малой инновационной организации, не обойтись. Важнейшей предпосылкой повышения конкурентоспособности и, как следствие, стимулирования инновационного развития малого предпринимательства является взаимодействие всех участников инновационной деятельности, в том числе и его инфраструктурных составляющих.
В целях выравнивания отраслевой структуры малого инновационного предпринимательства необходимо сформулировать приоритетные направления развития, которые можно будет применять с учетом выявленных факторов и ограничений, определяющих развитие малого и среднего предпринимательства в поиске путей его инновационного роста. Также необходимо сформулировать алгоритм своеобразной «опеки» субъектов малого инновационного предпринимательства крупными предприятиями по отраслевому или по региональному признаку (с учётом этапов жизненного цикла малой инновационной организации), которая должна подразумевать создание социально-экономических условий развития для субъектов малого предпринимательства в целях активизации инновационной деятельности, предоставление производственных площадей, специалистов соответствующей высокой квалификации на условиях аутсорсинга, обеспечение заказами для работы, а также помощь и поддержка в реализации товаров и услуг [10]. Также необходимо сформировать информационную базу инновационной инфраструктуры на основе статистической информации, которую необходимо шире использовать для преимущественной поддержки приоритетных отраслей промышленности.
Таким образом, основные направления деятельности в процессе оценки социально-экономических условий развития в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации, по мнению автора, необходимо дополнить методикой оценки социально-экономических условий развития и перспектив развития малых инновационных организаций в основе которой предложена оценка динамики изменения соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости компании, учитывающая этапы жизненного цикла малой инновационной организации. Автором сформулирована проблема по разработке механизма оценки конкурентоспособности малого инновационного предпринимательства для определения готовности к дальнейшему развитию и к переходу на следующий этап инновационного развития с учётом этапов жизненного цикла малой инновационной организации с выделением целей и задач инновационной стратегии развития малой предпринимательской структуры. Также предложено инструменты финансовой инфраструктуры дифференцировать и детализировать по отраслям и регионам, по видам инновационной деятельности и т. д. Предлагается также, в целях формирования финансовой инфраструктуры, дифференцировать размер потенциального дохода малого инновационного предпринимательства в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности и введение индексации потенциального дохода на коэффициент-дефлятор.


Литература
1. Амурские депутаты предлагают уменьшать стоимость патента на ПСН на сумму взносов. Audit-it.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.audit-it.ru/. — Дата обращения — 22.10.2013
2. Бургонов О.В., Кошелева Т.Н. Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы // Экономика и управление. — 2012. — № 2 (76). — С. 72–77.
3. Заставенко Е.В., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию финансовой инфраструктуры малого предпринимательства // Социально-экономическая роль денег в обществе: Материалы X Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербургский ун-т упр. и экономики, Ин-т экономики, менеджмента и информ. технологий, Каф. «Финансы и бухгалтерский учет»; науч. ред. А.Ю. Румянцева. — СПб., 2014. — С. 60–65.
4. Земцов А. В. Оценка эффективности инвестиционного проекта // Банковское кредитование. — 2008. — № 6. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/credit/2008_6/get_article.htm?id=544 — Дата обращения — 08.10.2015
5. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 288 с.
6. Костин Г.А., Кошелева Т.Н. Анализ деятельности предприятий малого бизнеса и направления развития инновационной среды малого предпринимательства // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Смоленский ин-т экономики (филиал Санкт-Петербургского унта управления и экономики. — Смоленск, 2015. — С 75–91.
7. Кошелева Т.Н. Анализ развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области. // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2(54). — С. 247–252.
8. Кошелева Т.Н., Кожухина К.А. Инновационная среда малого предпринимательства: монография. — СПб.: Изд. Ин-та бизнеса и права. — 2013. –179 с.
9. Кошелева Т.Н., Бургонов О.В. Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы // Экономика и управление. — 2012. — № 2 (76). — С. 72–77.
10. Кошелева Т.Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства: Дис. ... докт. экон. наук. — СПб., 2014. — 404 с.
11. Опрос: россияне считают правильной экономику с госпланированированием. Информационный сайт «РИА Новости». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/. Дата обращения — 19.02.2016
12. Райзберг Б.А., Голубков Е.П., Пекарский Л.С. Системный подход в перспективном планировании. — М.: Экономика, 1975. — 271 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия