Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Нурмухаметов Р. Р.
аспирант кафедры экономической теории Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань)

Оценка эффективности инновационной кластеризации инвестиционных структур
В статье оценивается эффективность инновационной кластеризации инвестиционных структур с помощью использования разработанных автором индексов: индекса инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров, индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров
Ключевые слова: кластеризация, инноватизация, инвестиции, инновации, индекс инноватизации интеграции и качества управления, индекс инноватизации инновационно-инвестиционного развития, инновационный территориальный кластер
УДК 330; ББК У9(2)-55, У30(2)-431.5   Стр: 164 - 166

Кластер — это сконцентрированные на определённой территории взаимосвязанные компании: поставщики комплектующих, оборудования и специальных услуг; инфраструктура; научно-исследовательские институты; ВУЗы и иные организации, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентоспособные преимущества отдельно взятых компаний и в целом кластера. Иными словами кластер является концентрацией бизнеса, научно-образовательных и промышленно-производственных организаций.
Кластерная модель устройства инновационного взаимодействия между реальным и финансовым секторами экономики представляет собой симбиоз таких политик, как промышленная, инновационная, технологическая, денежно-кредитная и политика развития регионов. Потенциал кластера как устойчивого партнёрства взаимосвязанных субъектов хозяйствования, как правило, выше простой суммы потенциалов обособленных элементов. Данное приращение складывается в результате совмещения конкуренции и кооперации, сотрудничества и продуктивного применения возможностей партнёров. В первую очередь, кластер выступает инновационной формой организации общества, позволяющей выжить в ситуации суровой мировой конкуренции. В обстоятельствах глобализации государственные границы не всегда действуют как экономические регуляторы. Следовательно, существует необходимость в новых формах организации бизнеса, а также его взаимодействия с государственными органами власти и обществом.
Кластер, в отличие от большинства конструкций государственно-частного партнёрства, является таким механизмом, в котором бизнес, а не государство, выступает в качестве инициатора, демонстрируя необходимость участия государства и последующей организации совершенствования кластера.
Инновационный территориальный кластер является очагом привлечения инвестиций из таких источников, как внутренние инвестиции собственников и организаций, денежные средства населения, финансовые инструменты инвесторов, средства государственных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредиты.
В настоящее время осуществление политики кластеризации является действенным механизмом, который способствует развитию экономики в инновационном направлении, росту уровня конкурентоспособности предприятий.
Политика в области кластеров в Правительстве Российской Федерации считается одной из одиннадцати основополагающих инвестиционных инициатив и рассматривается как инструмент диверсификации экономики России. Положение о кластеризации отражено в Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [1].
Преимущества кластеризации заключаются в наличии действенных инструментов, которые позволяют осуществлять стимулирование регионального экономического развития, что приводит к росту отчислений в бюджеты всех уровней, созданию новых рабочих мест, увеличению показателя ВРП, повышению потенциала субъекта РФ в области инноваций и инвестиций.
Инновационные кластеры России в основном находятся в субъектах РФ, имеющих высокий уровень развития инновационной составляющей. 13 рассмотренных кластерных образований (62%) располагаются в субъектах РФ — «сильных инноваторах», 5 кластеров (24%) — в «среднесильных инноваторах», 1 кластер расположен в субъекте РФ — «среднем инноваторе» и 2 кластера — в регионах — «среднеслабых инноваторах». Такая ситуация предоставляет возможность инновационным кластерам России пользоваться качественным человеческим капиталом и накопленными в регионах знаниями. К тому же политика в области инноваций региональных органов власти отличается высоким уровнем качества. С точки зрения индекса качества инновационной политики согласно рейтингу НИУ «Высшая школа экономики» 15 из 21 инновационных кластеров находятся в регионах-лидерах данного индекса, только Архангельская область расположена в последней 4 группе этого индекса [9]. Существенный опыт инвестиционной поддержки инноваций — важный фактор, который обуславливает интерес со стороны органов власти регионов к осуществлению поддержки кластерных образований.
Инновационные кластеры отличаются по отраслевой принадлежности и количеству фирм-участников. С учётом зарубежного опыта кластеру необходимо иметь в своём составе не меньше 30–50 профильных фирм для воплощения потенциала, возникающего в результате диффузии инноваций. В 6 кластерах из 21 количество участников меньше 30, а в 13 кластерных образований — меньше 50. 11 инновационных кластеров имеет специализацию на современных передовых отраслях, к которым относятся биофармацевтика и новые технологии, информационные технологии. Вместе с тем 12 кластерных образований относятся к высокотехнологичным отраслям, базис которых заложен во времена СССР (химия, нефтехимия, производство космических и летательных аппаратов, радиационные и ядерные технологии, судостроение).
Эффективность кластеризации инвестиционных структур действующих инновационных территориальных кластеров мы предлагаем оценивать с помощью разработанных нами индексов: индекс инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров, индекс инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров.
Для расчёта индекса инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров ПФО и других инновационных территориальных кластеров РФ нужно привести данные к одному интервалу значений. Для этого мы будем использовать процедуру нормирования методом линейного масштабирования. Значения индексов показателей рассчитываем по следующей формуле:
Индекс показателя = (X – Xmin) / (Xmax – Xmin)
где X — это значение определённого показателя (например, численность работников организаций-участников кластера) конкретного инновационного территориального кластера, который подвергается анализу;
Xmax — максимальное значение определённого показателя среди всех инновационных территориальных кластеров;
Xmin — минимальное значение определённого показателя среди всех инновационных территориальных кластеров.
Для расчёта индекса инноватизации интеграции и качества управления используются следующие показатели: численность работников организаций-участников кластера; число участников кластера; доля участников кластера, вовлеченных в 2013–2014 гг. в совместные инновационные проекты; число совместных научно-исследовательских и инновационных проектов; число совместных («бизнес для бизнеса» (B2B)) проектов; число дней, в течение которых были проведены тренинги персонала, вовлеченного в управление кластером (2014 г.); число инновационных мероприятий, направленных на поддержку коммуникации участников кластера с внутренними и внешними организациями по отношению к числу кластерных менеджеров.
Для примера рассчитаем значение индекса показателя численности работников организаций-участников кластера (a) для ядерно-инновационного кластера г. Димитровграда Ульяновской области (Ульяновская область).
a1 = (a – a min) / (a max – a min),
где a = 27400; a min = 2400; a max = 367900
a1 = (27400 – 2400) / (367900 – 2400) = 0,07
Аналогичным образом рассчитываются индексы других показателей для всех инновационных территориальных кластеров.
Интегральный показатель индекса инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров ПФО и других инновационных территориальных кластеров РФ рассчитаем как среднее арифметическое 7-ми индексов отдельных показателей.
По индексу инноватизации интеграции и качества управления в России лидерами являются следующие кластеры: фармацевтика, медицинская техника, информационные технологии и электроника (Томская область) (0,63) и Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан (Республика Татарстан) (0,38). Аутсайдерами по данному индексу в России являются такие кластеры, как Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения (Хабаровский край) (0,03) и Титановый кластер (Свердловская область) (0,03).
По индексу инноватизации интеграции и качества управления в ПФО лидируют Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан (Республика Татарстан) (0,38) и Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области (Ульяновская область) (0,36). Аутсайдером по данному индексу в ПФО является Нижегородский индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии (Нижегородская область) (0,06).
В таблице 1 представлено среднее значение индекса инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров по РФ и ПФО.

Таблица 1
Среднее значение индекса инноватизации интеграции и качества управления инновационных территориальных кластеров по РФ и ПФО
МасштабСреднее значение индекса инноватизации интеграции
и качества управления
инновационных территориальных кластеров
Россия0,2179
ПФО0,2184
Россия (без учёта ПФО)0,218

Исходя из таблицы 1 индекс инноватизации интеграции и качества управления по инновационным кластерам ПФО в среднем выше, чем по инновационным кластерам РФ, что является свидетельством значительного вклада инновационных территориальных кластеров ПФО в инновационное развитие нашей страны.
Для расчёта индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров России и ПФО нужно привести данные к одному интервалу значений. Для этого мы будем использовать процедуру нормирования методом линейного масштабирования. Значения индексов показателей рассчитываем по следующей формуле:
Индекс показателя = (X – Xmin) / (Xmax – Xmin)
где X — это значение определённого показателя (например, объем отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами) конкретного инновационного территориального кластера, который подвергается анализу;
Xmax — максимальное значение определённого показателя среди всех инновационных территориальных кластеров;
Xmin — минимальное значение определённого показателя среди всех инновационных территориальных кластеров.
Для расчёта индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития используются следующие показатели: объем отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, средняя выработка на одного работника организаций-участников кластера (млн. рублей на человека в год), общий объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, объем инновационных работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, объем инновационных работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, объем инвестиционных затрат организаций-участников кластера.
Для примера рассчитаем значение индекса показателя объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (a) для кластера Нижегородский индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии (Нижегородская область).
a1 = (a – a min) / (a max – a min),
где a = 23,7; a min = 3,3; a max = 227,4
a1 = (23,7 – 3,3) / (227,4 – 3,3) = 0,09
Аналогичным образом рассчитываются индексы других показателей для всех инновационных территориальных кластеров.
Интегральный показатель индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров России и ПФО рассчитаем как среднее арифметическое 5 индексов отдельных показателей.
По индексу инноватизации инновационно-инвестиционного развития в России лидерами являются следующие кластеры: Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан (Республика Татарстан) (0,73) и Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области (Ульяновская область) (0,40). Аутсайдерами по данному индексу в России являются такие кластеры, как Титановый кластер (Свердловская область) (0,005) и Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением (Республика Мордовия) (0,01).
По индексу инноватизации инновационно-инвестиционного развития в ПФО также, как и в России лидируют Камский инновационный территориальный производственный кластер Республики Татарстан (Республика Татарстан) (0,73) и Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области (Ульяновская область) (0,40). Аутсайдером по данному индексу в ПФО является Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением (Республика Мордовия) (0,01) и Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области (Самарская область) (0,02).
В табл. 2 представлено среднее значение индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров по РФ и ПФО. Исходя из табл. 2, видно, что среднее значение этого индекса по инновационным кластерам ПФО значительно выше, чем по инновационным кластерам РФ, что является свидетельством серьёзного влияния инновационных территориальных кластеров ПФО на улучшение инвестиционного климата и развитие инновационной инфраструктуры в России.

Таблица 2
Среднее значение индекса инноватизации инновационно-инвестиционного развития инновационных территориальных кластеров по РФ и ПФО
МасштабСреднее значение индекса
инноватизации инновационно-инвестиционного развития
инновационных территориальных кластеров
Россия0,12
ПФО0,16
Россия (без учёта ПФО)0,049


Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / Министерство экономического развития РФ. — Официальный сайт МЭР РФ. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.economy.gov.ru
2. Вагизова В.И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татарстана // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4. — С. 336–339.
3. Жалбэ С.В. Критические факторы инноватизации российской экономики // Научное обозрение. — 2014. — № 12. — ч. 3. — С. 877–880.
4. Нурмухаметов Р.Р. Кластеризация инвестиционных структур как форма инноватизации экономических систем // Вестник экономики, права и социологии. — № 2. — 2015. — С. 69–74.
5. Портер М. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2010. — 592 с.
6. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: (теоретико-методологический аспект): Дисс. д.э.н. — Казань, 2006. — 322 с.
7. Посталюк М.П., Посталюк Т.М. Диверсификация институтов в процессе традиционно-инновационного развития национальных экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2. — С. 57–69.
8. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — №3. — С.34–38.
9. Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс] — URL: http://www.i-regions.org/.
10. Postaliuk M., Postaliuk T., Vagizova V. Implementation forms of institutional support for traditional and innovative development of national economic systems // Investment Management and Financial Innovations. — 2013. — Т.10. — № 4. — С. 88–94.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия