Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Терещенко Н. Н.
доцент Красноярского государственного торгово-экономического института
Емельянова О. Н.
доцент кафедры экономики торговли
Красноярского государственного торгово-экономического института


К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности.
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Вопросы методики оценки эффективности деятельности вообще и оценки эффективности деятельности предприятий торговли в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений. В советский период развития экономики данным вопросам в области деятельности предприятий торговли в тех или иных аспектах были посвящены труды отечественных экономистов И.Т. Абдукаримова, М.И. Баканова, Г.П. Борисова, В.И. Иваницкого, В.В. Ковалева, Л.И. Кравченко, А.И. Файницкого и другие. Современные российские экономисты, такие, как И.А. Бланк, Д.Е. Давыдянц, Б.В. Прыкин, К.А. Раицкий, Г.В. Савицкая, Н.А. Соловьева, Н.А. Соломатин, Л. Трофимова, дополняют и совершенствуют методику расчета показателей эффективности, адаптируя ее к современным условиям хозяйствования. Достаточно широко освещены вопросы оценки эффективности деятельности торговых компаний в работах зарубежных ученых, таких, как Г. Вайе, Х. Гелтенбот, У. Деринг, Э. Котляр, Д. Стоун, К. Хитчинг, В. Хойер и др.
Обзор экономической литературы по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий торговли показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности результатов оценки в части эффективности затрат предприятия. В настоящее время нет единства подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в области определения эффективности отсутствует обобщенная система показателей оценки эффективности.
В связи с этим назрела необходимость в систематизации видов эффективности и разработке системы показателей ее оценки в современных условиях.
Оценка эффективности деятельности предприятий торговли, осуществляется на основе определенных принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности. Это: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип обозримости, принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности.
На рис. 1 представлена последовательность проведения оценки эффективности деятельности предприятий на основе существующих в экономической литературе методик проведения анализа ее эффективности.
Рис. 1. Блок-схема оценки эффективности деятельности предприятия торговли

Для получения системной оценки деятельности предприятия нами предлагается комплексный подход к оценке результатов деятельности организации с позиций различных заинтересованных групп:
- руководства предприятй;
- владельцев предприятий;
- коммерческих партнеров, кредиторов, поставщиков;
- налоговых и таможенных служб;
- потребителей.
С этой точки зрения необходимо выделить основные элементы предприятия как системы экономических интересов и определить показатели, соответствующие каждой группе заинтересованных субъектов согласно критерию полноты удовлетворения их интересов, связанных с деятельностью данного конкретного предприятия.
Существование двух основных подходов к формированию показателей оценки эффективности деятельности предприятий торговли (ресурсного и затратного) предопределяет необходимость соответствующего деления основных видов ресурсов, входящих в экономический потенциал торгового предприятия, на две группы: примененные ресурсы и потребленные ресурсы. Наглядно такое деление представлено на рис. 2.
Рис. 2. Показатели, характеризующие ресурсы торгового предприятия

Обзор имеющихся в экономической литературе точек зрения и методик показал, что в настоящее время преобладает ресурсный подход, при котором рассчитываются, в основном, общие показатели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность) и реже - частные показатели эффективности (коэффициенты использования площадей, оборудования и т.д.). На наш взгляд, при комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо использовать как ресурсный, так и затратный подходы к построению показателей эффективности использования основных фондов.
С точки зрения ресурсного подхода предлагается следующая система показателей оценки эффективности использования основных фондов:
1. Показатели, характеризующие степень использования торговых площадей:
- товарооборот на 1 м2 торговой площади;
- прибыль на 1 м2 торговой площади;
- коэффициент использования торговой площади;
- коэффициент установочной площади магазина;
- доля торговой площади в общей площади предприятия
2. Показатели, характеризующие степень использования оборудования:

  • коэффициент установленного оборудования;

  • коэффициент действующего оборудования;

  • коэффициент использования наличного парка;

  • коэффициент экстенсивного использования оборудования;

  • коэффициент интенсивного использования оборудования


3. Общие показатели эффективности использования основных фондов:

  • фондооотдача;

  • фондоемкость;

  • фондовооруженность;

  • фондооснащенность;

  • коэффициент эффективности использования основных фондов (фондорентабельность).


С точки зрения затратного подхода система показателей оценки эффективности использования основных фондов выглядит следующим образом:
1. Показатели, характеризующие степень использования торговых площадей:
- отдача затрат по аренде и содержанию торговых площадей;
- рентабельность затрат по аренде и содержанию торговых площадей;
- доля затрат на содержание торговых площадей в общей сумме затрат на аренду и содержание площадей предприятия
2. Общие показатели эффективности использования основных фондов:
а) рассчитанные на основе амортизационных отчислений:
- амортизациоотдача;
- амортизациоемкость;
- амотизациорентабельность
б) рассчитанные на основе полной суммы затрат по содержанию основных фондов:
- отдача затрат на содержание основных фондов;
- емкость затрат на содержание основных фондов;
- затраты на содержание основных фондов на 1 работника предприятия;
- рентабельность затрат на содержание основных фондов.
Обобщение существующих методик оценки эффективности использования оборотных средств торгового предприятия позволяет выделить следующие основные показатели, рассчитанные на основе ресурсного подхода:
- время обращения оборотных средств;
- скорость обращения оборотных средств;
- коэффициент эффективности использования оборотных средств ;
- коэффициент участия (загрузки) оборотных средств в каждом рубле оборота.
Так как стоимость оборотных средств авансируется на период одного оборота, и относится на текущие затраты предприятия, то, на наш взгляд, возможен расчет дополнительных показателей, с позиций затратного подхода, а именно:
1) производительность потребленных оборотных средств (ПрПОС): характеризует отдачу затрат на формирование оборотных средств предприятия и рассчитывается как отношение товарооборота к сумме затрат на формирование оборотных средств предприятия
2) рентабельность потребленных оборотных средств RПОС: характеризует прибыль, полученную предприятием с 1 рубля затрат на формирование оборотных средств и рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме затрат на формирование оборотных средств предприятия
Существующие методики оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли включают ряд показателей рассчитанных в основном с позиций ресурсного подхода. Реже в практике экономического анализа встречается оценка эффективности использования трудовых ресурсов на основе затратного подхода. Следует отметить, что в настоящее время в исследованной авторами экономической литературе отсутствует системный комплексный подход к оценке эффективности использования трудовых ресурсов с позиций как ресурсного, так и затратного подходов.
По мнению авторов, применение затратного подхода построения показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли имеет особую значимость, так как соизмерение результатов, учитываемых в разных единицах измерения (руб. и чел), ограничивает круг возможных для расчета показателей эффективности, которые не встречаются в экономической литературе, а следовательно, и не рассчитываются в ходе проведения оценки эффективности деятельности предприятий торговли.
Традиционный набор показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли можно дополнить такими показателями, как зарплатоемкость и емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия. Эти показатели характеризуют объем затрат на оплату труда, или на содержание трудовых ресурсов, необходимый для получения единицы товарооборота, и учитываются при обосновании планового совокупного уровня затрат предприятия под плановый объем оборота предприятия. Методика расчета этих показателей представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Система показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли и методика расчета

* ТОП - торгово-оперативный персонал;
** S
ЗТР - затраты на содержание трудовых ресурсов

Таким образом, предложенная система показателей эффективности использования основных видов ресурсов (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов) на основе ресурсного и затратного подходов построения показателей позволяет осуществлять всесторонний глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению ресурсами торгового предприятия
Изучение, критическое переосмысление методик оценки эффективности деятельности предприятий торговли, предложенных разными авторами советского периода, современными экономистами и зарубежными учеными показало, что при расчете комплексных показателей эффективности деятельности предприятия основное внимание уделяется экономической эффективности функционирования предприятия, и основные интегральные показатели построены именно на экономических показателях. Поэтому, на наш взгляд, необходимо и возможно включение интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания учитывающего мнение покупателей, как социальной составляющей комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли. Авторами разработана методика определения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания по мнению покупателей.
Для получения такой оценки можно использовать традиционный интегральный показатель качества обслуживания, основанный на показателях устойчивости ассортимента, охвата покупателей покупками, полноты дополнительных услуг, доли товарооборота, приходящегося на прогрессивные формы продажи, которые определяются путем наблюдений за покупателями и очень трудоемкой проверки соответствия фактического ассортимента утвержденному ассортиментному перечню. Но можно и представить потребителей в качестве источника информации и рассчитать показатель уровня торгового обслуживания по результатам анкетирования покупателей. Методику расчета интегрального показателя оценки покупателями качества торгового обслуживания конкретного предприятия можно представить в следующем виде:

Уто=(Кш/а+Ку+Кд/у+Ко/а+Кк/т+Ккв+Коф/тз)/,
где Кш/а - показатель широты ассортимента, который характеризует долю покупателей, оценивший ассортимент как широкий; Ку - показатель доступности услуги, характеризующий доступность услуги; Кд/у - коэффициент достаточности дополнительных услуг, характеризующий удовлетворенность покупателей набором дополнительных услуг; Ко/а - коэффициент обновления ассортимента, или доля покупателей, высоко оценивших степень обновления ассортимента; Кк/т - показатель качества товаров, реализуемых населению, отражает долю покупателей, не предъявлявших ранее претензий по качеству приобретенных товаров; Ккв - оценка уровня квалификации торгово-оперативного персонала характеризует долю покупателей, определивших активность и профессионализм торгово-оперативного персонала по 5-ти балльной шкале, как "4" и "5"; Коф/тз - оценка оформления торгового зала, характеризует долю покупателей, давших хорошую и отличную оценку оформления торгового зала.
Наиболее уместно дополнение показателя уровня экономического развития показателем темпа изменения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания, по мнению покупателей, и расчетом показателя общего уровня развития предприятия (как экономического, так и социального). В этом случае формула расчета данного показателя примет следующий вид:


где Ур - показатель общего уровня развития предприятия, %; ТПТ - темп изменения производительности труда, %; ТООСс- темп изменения скорости оборачиваемости оборотных средств, %; ТФО - темп изменения фондоотдачи основных фондов, %; ТЗО - темп изменения затратоотдачи, %; ТУР - темп изменения уровня рентабельности, %; ТУТО - темп изменения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания, %.
С позиций получения системной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия наиболее важным аспектом является расчет интегральных показателей, так как именно такие показатели дают возможность проследить, как изменяется в динамике эффективность деятельности хозяйствующего субъекта как системы, и осуществляется их расчет на основе предварительного комплексного анализа и расчета частных показателей, характеризующих состояние различных подсистем предприятия. Это показатели:

  • эффективности использования торгового потенциала;

  • уровня экономического развития предприятия;

  • оценки интенсификации хозяйственной деятельности;

  • эффективности финансовой деятельности;

  • оценки качества торгового обслуживания;

  • долевого участия интенсивного направления использования ресурсов;

  • экономической эффективности хозяйственной деятельности;

  • общего уровня развития предприятия;

  • интегральный показатель оценки финансового состояния.


Применение на практике предложенной методики оценки эффективности деятельности предприятия торговли позволит углубить исследование и выявить большее количество резервов для успешного, конкурентного развития предприятия в будущем.


Литература
1. Баканов М.И. Рентабельность торговли и резервы ее повышения. - М.: Экономика, 1978. - 216 с.
2. Давыдянц Д.Е. Показатели и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений. - Ставрополь: Кавказский край, 1998. - 492 с.
3. Данилов Е.И. Социально-экономическая эффективность торговли. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
4. Емельянова О.Н. Совершенствование комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы региональной научно-практической конференции / КГТЭИ. - Красноярск, 2004.
5. Емельянова О.Н. Совершенствование подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия торговли // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы региональной научно-практической конференции / КГТЭИ. - Красноярск, 2004.
6. Котляр В.В. Комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятия // Рынок ценных бумаг. - 1999. - N 16. - С. 39-42.
7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. / Л.И.Кравченко. - 6-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2003. - 526 с.
8. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // http; // cfin.ru / press / marketing. - 2000. - 4/06. shtml.
9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 1012 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. / Г.В. Савицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
11. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия // Аудитор. - 1996. - N 9. - С. 22-25.
12. Хойер В. Как делать бизнес в Европе: Вступит. слово Ю.В. Пискунова - М.: Прогресс, 1992. - 253 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия