Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Сухина Т. С.
научный сотрудник экономического факультета Московского государственного университета им М.В. Ломоносова

Экологические проблемы современности и экономика: взаимодействие России и ЕС в области экологии
В статье представлен обзор направлений и механизмов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом в области экологии на примере североевропейского региона. Показаны изменения в характере и инструментах сотрудничества в области защиты окружающей среды, энергоэффективности, ядерной безопасности, начиная с 1995 г. и по настоящее время. Представлен ряд успешных проектов, осуществленных благодаря сотрудничеству России и ЕС в зоне Северного измерения
Ключевые слова: Россия, Европейский Союз, экология, энергетика, Северное измерение, партнерство, энергоэффективность, ядерная безопасность
УДК 502/504.06; ББК 20.1   Стр: 186 - 188

В процессе хозяйственной деятельности человек оказывает существенное влияние на окружающую природную среду, внося значительные изменения в биосферу в целом. Урон, который наносится природе при нерациональной деятельности человека, негативно сказывается на существовании всего человечества. К началу XXI века вопросы охраны природы и защиты окружающей среды приобрели важное социальное значение и для России, и для Европейского Союза, для достижения реальных результатов в решении экологических проблем сотрудничество становится не только целесообразным, но и необходимым.
Россия и Европейский Союз сотрудничают в области защиты окружающей среды начиная с 1995 г., когда появились первые совместные проекты. Начиная с 2001 г. реализуется программа двустороннего сотрудничества по вопросам экологии, направленная на защиту окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сотрудничество между Россией и ЕС реализуется в рамках Диалога о защите окружающей среды в нескольких направлениях:
● изменение климата;
● развитие экологически чистого производства;
● сохранение биологического разнообразия;
● оценка воздействия на окружающую среду и гармонизация экологических политик;
● вопросы экологии вод (пресных и морских) [1].
Основные направления международного сотрудничества РФ продекларированы в «Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.)» и Климатической доктрине РФ (2009 г.) [2].
С 1995 по 2006 гг. сотрудничество ЕС и России в сфере экологии осуществлялось в рамках программы ТАСИС. В это время были реализованы такие успешные проекты как Программа Европейского Союза для региона Балтийского моря в России, запущена программа приграничного сотрудничества. Необходимо выделить такие направления деятельности как финансирование Фонда Природоохранного партнерства Северного Измерения, всесторонняя поддержка реализации Плана действий по Балтийскому морю Хельсинской Комиссии, создание грантовой программы для неправительственных организаций и местных органов власти региона Балтийского моря [1]. Учитывая значимость региона Балтийского моря, как для России, так и для ЕС, в целях усиления экологической безопасности, процветания и улучшения качества жизни населения всех стран региона, было осуществлено финансирование 10 проектов, прошедших конкурсный отбор, в котором приняли участие местные органы власти и неправительственные организации Балтийского региона.
В 2007–2013 гг. программу ТАСИС сменил Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП или ENPI, European Neighborhood and Partnership Instrument), в рамках которого сотрудничество между ЕС и Россией осуществлялось на похожих условиях, но с учетом новой юридической базы финансирования. С осени 2007 г. Россия стала принимать активное участие в совместном финансировании проектов по Программам приграничного сотрудничества и программе Северного Измерения [3].
В рамках программы «Северное измерение» значительная роль отводится проектам, нацеленным на охрану окружающей среды. В 2001 г. для согласования усилий по решению экологических проблем было создано экологическое партнерство Северного измерения (ЭПСИ), деятельность которого охватывает зону Северного измерения — всю северо-западную часть Европы от арктического и субарктического поясов, включая Баренцево и Белое моря, до южного побережья Балтийского моря. В нее входят все страны от северо-запада России на востоке до Исландии на западе [4].
ЭПСИ является механизмом, который позволяет эффективно решать вопросы координации деятельности между странами-партнерами, Европейской комиссией, донорами и международными финансовыми организациями. Фонд поддержки ЭПСИ работает под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), безвозмездно предоставляя помощь для софинансирования важнейших инвестиций в природоохранные проекты и проекты ядерной безопасности в Зоне Северного измерения. Организациями-исполнителями проектов ЭПСИ являются международные финансовые организации, такие как ЕБРР, СИБ, НЕФКО и др., которые осуществляют руководство проектами [5].
В дополнение к кредитам на проекты по охране окружающей среды ЭПСИ предоставляет гранты, которые помогают обеспечить привлечение дополнительных финансовых средств из местных и международных источников, тем самым, повышая жизнеспособность и результативность экологических проектов. Количество поддержанных проектов неуклонно растет: с трех в 2007 г. до 29 в 2013 [5].
Объем средств фонда поддержки ЭПСИ составляет 347,2 млн евро, его спонсорами являются Европейский союз, Российская Федерация, Беларусь, Бельгия, Германия, Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Финляндия, Франция и Швеция [6].
Глобальной целью программы является как оздоровление экологии всего северного региона Европы, который значительно пострадал от ядерных материалов, хранящихся в северо-западных районах России, так и очищение акватории Балтийского моря посредством создания современной системы защиты от наводнений крупных городов северного региона и модернизации их очистных сооружений, ставших одной из основных причин загрязнения [7].
По линии «экологического окна» ЭПСИ преимущественно финансируются проекты, цель которых— повышение качества очистки сточных вод. Одним из значимых проектов Партнерства было строительство юго-западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге, завершенное в сентябре 2005 года. Близится к завершению другой крупный проект, имеющий важнейшее значение для Балтийского моря — программа прекращения прямых сбросов в р. Неву. Этот проект финансировался по линии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», из городского и федерального бюджетов. При общем бюджете проекта 562 млн евро, проект получил крупнейший грант ЭПСИ с финансированием в размере 24 млн евро, что позволило привлечь дополнительные кредиты на 60 млн евро [8].
В регионе Балтийского моря ЭПСИ активно сотрудничает с Хельсинской комиссией (ХЕЛКОМ), участвует в осуществлении ее Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в этом регионе, совместно реализует План действий по Балтийскому морю (ПДБМ), целью которого является восстановление к 2021 г. благодаря скоординированной работе всех стран Северного измерения статуса «чистого водоема».
При осуществлении проектов в отношении Баренцева моря ЭПСИ осуществляет взаимодействие с Советом Баренцева/Евроарктического региона.
Заключение в 2003 г. Рамочного соглашения о Многосторонней ядерно-экологической программе в России (МНЭПР), работа над которым началась в 1999 г. в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, позволило рассматривать природоохранное партнерство через призму так называемого «ядерного окна» [9].
Основной целью проектов «ядерного окна» Партнерства стало решение проблемы сбора и удаления ядерных отходов на Северо-Западе России, расположенных на территории Кольского полуострова, в Архангельской и Мурманской областях, где размещается крупнейшее в мире захоронение ядерных отходов. Для осуществления этой задачи ЭПСИ совместно с властями Российской Федерации и группой независимых международных экспертов был разработан мастер-план вывода из эксплуатации устаревших ядерных подводных лодок и вспомогательных судов, сбора и удаления отработавшего топлива и ядерных отходов, восстановлении экологического благополучия северо-западного региона России [10].
Всего в фонд поддержки ЭПСИ по проблемам ядерной безопасности в виде взносов и субсидий удалось привлечь 165,15 млн евро [11]. В результате к концу 2012 г. из 198 лодок, базирующихся на северо-западе России, утилизированы 192 [12].Успешно реализованы: проекты по созданию безопасных условий для хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из подводных лодок (2004–2012 гг.); по строительству хранилища для ОЯТ (с 2011 г.); по совершенствованию системы контроля над уровнем радиации и чрезвычайного реагирования в Мурманской и Архангельской областях (с 2004 гг.); по утилизации плавучей технической базы «Лепсе»; система транспортировки ОЯТ в губе Андреева (с 2008 г.) [2].
Начиная с 2007 г. в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства активно развиваются программы приграничного сотрудничества между Россией и ЕС, существенный вес в которых имеют экологические программы. В них задействованы муниципалитеты, органы городского самоуправления и общественные организации. В их рамках реализуются важные программы регионального значения. Например, в рамках программы «Коларктик» реализован такой крупный и значительный проект как «Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов путем создания банка данных нефти», значение которого трудно переоценить, проект CETIA — «Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике», проект E-URAL — «Создание основы для научно-технического сотрудничества в области окружающей среды между Европейским Союзом и Россией», «Создание основы для научного сотрудничества по энергоэффективности зданий и инфраструктуры на Крайнем Севере» на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова [13].
С 2014 г. сотрудничество между Россией и ЕС осуществляется в рамках Инструмента партнерства, для которого разработан TAIEX, являющийся инструментом технического содействия и информационного обмена Европейской Комиссии. Законодательство РФ в области энергетики и защиты окружающей среды носит довольно сложный характер. Мероприятия, организованные в рамках TAIEX касаются различных проблем, таких как: управление информацией в сфере энергетики, разработка правовых норм в отношении утилизации упаковочных материалов и уровня шумов, ответственности за загрязнение окружающей среды, гидрогеологического моделирования, связанного с наличием подземных вод, и различных других областей. Теоретические и практические семинары, ознакомительные поездки в страны ЕС, выезд экспертов из стран ЕС в Россию способствуют обмену передовым опытом на различных уровнях.
Сейчас реализуются два крупных проекта по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата:
● Проект «Выполнение Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю» (грант ЕС в размере 2,5 млн евро), ориентированный на поддержку мероприятий по защите морской среды от загрязнения опасными веществами и пищевыми отходами и сохранению биоразнообразия. Проект реализуется на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей, отдельные мероприятия должны пройти в Пскове, Новгороде и Карелии [1].
● Проект «Кампания по повышению осведомленности в области энергоэффективности как способа борьбы с изменением климата» (грант ЕС в размере 484,545 тыс. евро), ориентирован на расширение организационных и технических возможностей некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области для более эффективного участия в решении вопросов, связанных с энергоэффективностью как способом борьбы с изменением климата, укрепление сотрудничества между местными и европейскими экологическими НКО посредством расширения связей, совместной работы и развития партнерских отношений [1].
Будучи взаимозаинтересованными партнерами в области энергетики, Россия и ЕС с 2000 г. развивают тесное энергетическое партнерство, в рамках которого в настоящее время реализуются 2 проекта в области энергосбережения в Калининградской области:
● Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии в Калининградской области (Грант ЕС: 362759.71 евро), направленный на укрепление сотрудничества между калининградскими и скандинавскими партнерами для более эффективного решения проблем, связанных с изменением климата, путем повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
● Внедрение успешного опыта энергосбережения в жилищах и общественных зданиях в Балтийских регионах Российской Федерации (Грант ЕС: 478000 евро), ориентированный на повышение стандартов энергоэффективности, создание условий для внедрения в России европейских инновационных методов повышения энергоэффективности, развитие сотрудничества между европейскими и российскими институтами, занимающимися вопросами строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий, повышение эффективности управления в сфере повышения энергоэффективности жилых и общественных помещений [9].
В рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства несмотря на сложную политическую обстановку и обмен санкциями между Россией и странами Европейского союза утверждены документы пяти программ приграничного сотрудничества Россия — ЕС на 2014–2020 годы: «Карелия», «Коларктик», «Юго-Восточная Финляндия — Россия», «Латвия — Россия» и «Эстония — Россия», которые были разработаны при ведущем участии Минэкономразвития. В документы включен предварительный список планируемых к реализации проектов, значительная часть из которых в области экологии. Подписание Соглашения между Европейской Комиссией и странами-участницами Программ ожидается в конце 2016 года.
Сейчас идет подготовка основополагающих документов для новых программ приграничного сотрудничества «Польша-Россия» и «Литва-Россия», в которых с российской стороны участвует Калининградская область. Евросоюз выделяет 57 млн евро, Россия тоже примет участие в финансировании. Эти проекты будут направлены на решение экологических вопросов, в том числе на строительство очистных сооружений в Калининграде. К концу 2016 г планируется в полном объеме осуществить запуск очистных сооружений, что в перспективе не только поможет решить проблему обеспечения снабжения местного населения безопасной водой, но в дальнейшем позволит улучшить состояние местных рек и минимизировать сброс неочищенных вод в Балтийское море, что имеет первостепенное значение для региона в целом [14, 15].
В сложившейся геополитической обстановке достаточно сложно давать оценку перспектив сотрудничества России и ЕС. Но если анализировать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, то после некоторого затишья в 2014 — первой половине 2015 гг., безусловно связанного с событиями на Украине, начиная с осени 2015 г., судя по новостным сообщениям на сайтах Минприроды и Минэкономразвития, наблюдается заметная активизация контактов между Россией и ЕС в области экологии и охраны окружающей среды, достаточно часто инициированная российской стороной. Характерным является более интенсивное развитие двухсторонних отношений с европейскими странами, такими как Финляндия, с которой Россия имеет достаточно протяженную границу, Норвегия и Швеция, которые имеют интересы в Арктической зоне. Это можно объяснить и как обоюдным нежеланием закрывать уже работающие международные проекты, в которые вложены силы и деньги, и взаимную потребность сотрудничать в области охраны окружающей среды между странами, имеющими общие границы и, соответственно, зачастую общие проблемы.
Трудно переоценить значение природоохранной деятельности, как для России, так и для Европейского Союза. Учитывая географическое местоположение и тесное соседство, глобальный характер экологических проблем, касающихся вопросов изменения климата, утраты биологического разнообразия, загрязнения воды и воздуха, невозможно представить эффективное решение экологических задач вне взаимовыгодного сотрудничества на международном уровне [1].


Литература
1. http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/fields_cooperation/environment_climate/index_ru.htm/.
2. Лебедь И.Г. Экологическое измерение международной безопасности (на примере сотрудничества российской федерации и европейского союза в к. ХX — нач. ХXI вв.) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. № 15. — Новосибирск: СибАК, 2012.
3. Вардомский Л.Г. Приграничное сотрудничество на «новых» и «старых» границах // Евразийская экономическая интеграция. — 2008. — № 1.
4. http://www.kremlin.ru/supplement/3735.
5. http://ndep.org/about/overview/what-we-do.
6. http://ndep.org/wp-content/uploads/r-News-Issues-36.pdf/
7. Гусев А.А., Гусев А.А. Современная экологическая политика. — М.: Изд-во ИЕ РАН, 2008. — 222 с.
8. http://ndep.org/ru/projects/st-petersburg-neva-direct-discharge-closure.
9. Дерябин Ю. Северное измерение и интересы России. URL: http: // www.ieras.ru /journal / journal2.2000/6.htm.
10. Кондратьева Н.Б. Россия — ЕС: трансграничное сотрудничество вне конъюнктуры // Современная Европа. — 2014. — №  4. — С. 33-47.
11. Кондратьева Н.Б. Регионы России и Европейского Союза на пути к строительству Общего экономического простран­ства. — М.: Ин-т Европы РАН; Рус.сувенир, 2008. — 112 с. — (Доклады Института Европы; № 223).
12. Зарецкая М.С., Лукьянов Е.В., Ходько С.Т. Политика “Северного измерения”: институты, программы и проекты. Значение для Северо-Запада Российской Федерации. — СПб., 2011. — 108 с.
13. http://www.narfu.ru/international/international_projects/?print=Y
14. http://gubernator.gov39.ru/detail/view/101853/
15. http://ndep.org/ru/projects/348-2/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия