Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Скобельцына А. С.
доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Балтийской академии туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург),
кандидат культурологии

Белякова Е. С.
директор Русского Информационного Центра в Индии (Индия, Мумбаи)
Навани П.
управляющий партнер Русского Информационного Центра в Индии, (Индия, Мумбаи)

India friendly: новый этап в развитии Российско-индийских отношений в области туризма и гостеприимства
В статье анонсируется программа India Friendly для российских предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Программа позволит создать комфортные условия пребывания индийских туристов, путешествующих по России. Программа создана по инициативе и при поддержке Русского информационного центра в Индии, Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Ключевые слова: туризм, Индия, российско-индийские контакты, межкультурная коммуникация
УДК 379.85; ББК 75.8   Стр: 271 - 272

Заканчивается туристический сезон 2016 года. Официальная статистика Федерального агентства по туризму РФ констатирует, что за первое полугодие 2016 г. в Россию с целью туризма въехало 11 273 тыс. человек. Для сравнения — в первом полугодии 2015 г. в Россию въехало 11 891 тыс. чел., в первом полугодии 2014 г. — 10 731 тыс. чел. Всего в 2015 г. в Россию с целью туризма въехало 26 852 тыс. чел., в 2014 г. — 25 437 тыс. чел.1
Россия — огромная страна с разнообразными достопримечательностями. Но не только это способствует росту въездного туризма, но и общеполитическая ситуация в мире, курс рубля, общемировой интерес к России, даже страх перед Россией и рейтинг российского президента.
Прогнозируя дальнейший рост въездного туризма, российские туроператоры расширяют географию своих контактов, привлекая все больше и больше туристов, осваивая, в частности, перспективные туристические рынки Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия), мусульманских стран (Иран и др.).
В данной статье речь пойдет о новом этапе в развитии российско-индийских отношений в области туризма и гостеприимства, о переходе этих отношений на новый качественный уровень, о старте в России программы India Friendly.
Несколько предварительных замечаний. Как известно, Индия, одна из самых многонаселенных стран в мире (около 1,3 млрд, 1/6 часть населения земли). При этом более 50% населения страны моложе 25 лет. Кроме того, в Индии самая крупная по численности прослойка среднего класса. И именно эти люди любят путешествовать.
Современную Индию характеризует бурно развивающаяся экономика. Крупные индийские компании успешно конкурируют на международном рынке в области лёгкой промышленности, сельского хозяйства, высоких технологий. Россия и Индия многие годы успешно взаимодействуют в сферах экономики, науки, культуры, военного дела, туризма. Бизнес-туристы составляют 41% выездного туристического потока из Индии.
В Индии более 30 языков, но большинство индийцев говорят на английском языке (это один из государственных языков), что является безусловным преимуществом для туризма.
В Индии широко развиты все виды туризма. К 2026 г. страна планирует войти в Топ-10 стран по объему выездного туризма, где сегодня занимает 12 место. По темпу прироста выездного туризма Индия сегодня обгоняет даже Китай. Расходы в сегменте выездного туризма в Индии выросли за последние 10 лет более чем в два раза и сегодня составляют порядка 2,932 млрд долларов в год. К 2020 году прогнозируется рост выездного туризма до 35 млн. человек в год, в 2014 г. за рубеж выехало 18 млн. Рост выездного турпотока достигает порядка 11% в год2.
Многие страны мира заинтересованы в туристах из Индии. Некоторые страны (ЮАР, Турция, Руанда, Бали, Хорватия, Филиппины) уже инициировали программы, направленные на создание комфортных условий для пребывания индийских туристов.
В 2016 г. в России начинает работать программа India Friendly. Достопримечательности нашей страны вызывают у индийцев большой интерес, но пока количество приездов из Индии небольшое. По данным Федерального агентства по туризму, в 2014 г. Индия занимает лишь 31-е место среди стран, лидирующих по количеству прибытий в Россию (94,259 чел.), а по прибытиям с целью туризма — 31-е место (16,304 чел.). В 2015 г. прибытия с целью туризма возросли до 23,304 чел. (20-е место).
По данным Российского союза туриндустрии, в 2016 г. есть рынки с особо выдающимися результатами по росту въездного туризма в Россию. Это Индия — рост за первый квартал 2016 г. на 56%, и Иран (рост на 100%). В 2015 г. Индия и Иран уже показали прирост 70% и 106% соответственно3.
Прогнозируется рост числа прибытий, о чем говорит, в частности, количество выдаваемых туристических виз в российских визовых центрах в Индии, и соответствующих запросов в Русский Информационный Центр в Мумбаи от индийских туроператоров на организацию образовательных туров, программ, предоставление информационных материалов.
Учитывая, что индийские туристы любят тратить деньги, особенно когда им идут на уступки, дают скидки и бонусы — перед российской экономикой в целом, и туроператорами в частности, открываются огромные возможности», — считает Пареш Навани, один из руководителей Русского информационного центра в Индии­4.
Однако рост приездов индийцев в Россию напрямую зависит от того, насколько предприятия туриндустрии будут адаптированы к приему этого контингента гостей. Специфика обслуживания индийцев напрямую связана с национально-культурными особенно­стями страны. Культура региона формировалась тысячелетиями, ее своеобразие обусловлено религией, историческими факторами, климатом, природными условиями.
Немного о характере и привычках индийцев:
– индийцы любят посещать новые места, уважают искусство, культуру, историю и стремятся к саморазвитию;
– индийцы — очень открытые люди, они много улыбаются, много говорят, задают множество вопросов — в том числе личных, любят знакомиться и заводить новые отношения;
– индийцы очень чувствительные к своей культуре, традициям, вероисповеданию, и могут принимать замечания, вопросы и невинные шутки слишком близко к сердцу;
– индийцы очень трепетно относятся к вопросу питания; они почти категорически не приемлют никакую другую пищу, кроме национальной, и при невозможности питаться именно ей чувствуют себя крайне некомфортно.
Предпочтения в еде для индийцев:
– больше половины индийцев — вегетарианцы, при этом молоко и продукты молочного происхождения являются непременной частью диеты индийцев;
– большинство индийцев «не вегетарианцев» не употребляют в пищу говядину и не любят говорить об этом. Для таких гостей из невегетарианских продуктов можно предложить курицу, рыбу, баранину или (реже) свинину;
– рис является основным продуктом питания для индийцев, поэтому его можно предлагать в любых вариантах, дополнив жареными овощами и специями;
– индийцы не едят без специй, которые имеют ярко выраженных вкус и аромат, они добавляют чили во все блюда. Помимо специй, индийцы добавляют в пищу гораздо больше соли, чем принято в России или Европе;
– индийцы любят чай, реже кофе, и предпочитают еду в горячем виде;
– индийцы любят сладкое во всех видах, однако угощая их, обязательно надо предупреждать, какие сладости вегетарианские (то есть не содержат яиц и животных жиров), а какие — нет;
– можно предложить индийцам борщ на мясном бульоне или вегетарианский, но следует добавить в него больше специй. Также индийцы любят котлеты (овощные, куриные, рыбные) и разные виды хлеба.
Программа по продвижению России на туристском рынке Индии — India Friendly — призвана:
– создать комфортную среду пребывания в России туристов из Индии, которые, выезжая за пределы своей страны, испытывают ряд неудобств в силу веками формировавшихся национально-культурных особенностей и традиций повседневной жизни и быта;
– расширить географию путешествий индийских туристов по миру в целом, и по России, в частности, вовлекать в туристические программы новые регионы России и мира;
– открыть новые возможности для российского бизнеса по продвижению своих продуктов и услуг на один из самых больших в финансовом и человеческом отношении рынков Юго-Восточной Азии.
К сожалению, пока не все предприятия индустрии гостеприимства России готовы к росту въездного турпотока, особенно из стран с национально-культурными характеристиками, существенно отличающимися от российских, и специальными требованиями в обслуживании. India Friendly — это добровольная аттестация субъектов индустрии туризма и гостеприимства, подтверждающая, что организация, прошедшая аттестацию, может предоставлять услуги, соответствующие критериям программы.
Участниками программы могут стать коллективные средства размещения:
– гостиницы, малые средства размещения, мини-отели, хостелы;
– индивидуальные апартаменты;
– специализированные средства размещения: санатории, дома и базы отдыха;
– предприятия питания;
– учреждения культуры: музеи, парки, театры, кинотеатры, выставочные залы и галереи и др.;
– предприятия торговли;
– экскурсионные организации;
– транспортные предприятия;
– другие предприятия инфраструктуры.
Участникам программы будет вручаться сертификат, подтверждающий, что объект туриндустрии может предоставлять услуги высокого качества, соответствующие потребностям и предпочтениям туристов из Индии. Сертификацию будет проводить специальный экспертный совет в составе представителей туриндустрии России и Индии, профессионалов-востоковедов, знающих особенности работы с индийцами, психологию, культуру, менталитет и специфику ведения диалога с индийскими партнерами.
Для получения Сертификата соответствия India Friendly необходимо, чтобы предприятие сервиса отвечало критериям соответствующих уровней (А или В), сформулированных в требованиях к предприятиям.
В общих чертах требования к предприятиям будут заключаться в организации обслуживания туристов на английском языке, возможности осуществлять платежи по банковским картам системы Visa, Master Card, организации специальных услуг в номерах отеля (чай, кофе, бутилированная вода и др.). Особенно важна для индийских туристов доступность специального питания из блюд индийской и вегетарианской кухни.
Для предприятий — участников программы India Friendly предусмотрено:
– содействие в продвижении на индийском рынке через индийских турагентов и туроператоров, через СМИ;
– еженедельные электронные рассылки с новостями об участниках программы;
– информирование участников программы об актуальных событиях в сфере индийско-российских отношений в области туризма и гостеприимства, о новостях индийского выездного туризма;
– бесплатная консультация специалиста по критериям и особенностям оценки объектов туризма и гостеприимства экспертами India Friendly;
– включение в каталог India Friendly на сайтах india-friendly.com(eng), india-friendly.ru (рус) и в печатном варианте;
– специальные цены на дополнительные услуги по продвижению российских фирм на индийском туристическом рынке;
– информационная поддержка участников проекта со стороны Русского информационного центра в Индии.
Программа India Friendly стартует в Санкт-Петербурге, второй столице России и признанной столице мирового туризма. В сентябре 2016 г. Санкт-Петербург признан лучшим туристическим направлением Европы по версии World Travel Awards, город ежегодно с разными целями посещает более 6 млн гостей.
Программа India Friendly создана по инициативе Русского информационного центра в Индии (Центр работает с 2013 года при поддержке Генерального консульства РФ в Мумбаи), Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (офис в Санкт-Петербурге)5 и кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ)6.


Сноски
1 Информация предоставлена Росстатом и опубликована на сайте Федерального агентства по туризму http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/4508/ (дата обращения 18.09.2016)
2 Outbound tourism from India: A report 2015. Presented by : AZ Infotech, Bangalore (дата обращения 18.09.2016)
3 Высокий спрос иностранцев на поездки в Россию уперся в проблемы инфраструктуры // Российский союз туриндустрии, раздел статистики http://www.rstnw.ru (дата обращения 18.09.2016)
4 Официальный сайт Русского Информационного центра в Индии http://russinfo.center/ (дата обращения 18.09.2016)
5 Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) http://www.rstnw.ru/ (дата обращения 18.09.2016)
6 Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) http://unecon.ru/fakultet-turizma/kafedra-girb (дата обращения 18.09.2016)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2016
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия