Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Чайчук Е. О.
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Показатели и критерии моделирования бизнес-процессов в системе высшего образования Российской Федерации в современных социально-экономических условиях
Статья посвящена актуальным вопросам развития системы образовательных услуг. В ней рассмотрены показатели и критерии управления системой высшего образования в современных социально-экономических условиях
Ключевые слова: высшее образование, управление знаниями, моделирование бизнес-процессов
УДК 65.01:378.4; ББК 65   Стр: 273 - 275

Практический опыт применения системы критериев и показателей в различных отраслях народного хозяйства позволяет сделать вывод об организационной и экономической эффективности их использования и в управлении учреждениями сферы услуг, включая образование.
Применяя данный подход в Российской Федерации, образовательные учреждения ориентируются на систему критериев и показателей, применяемых Министерством образования для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений высшего образования. Они условно разделены на следующие группы:
1. Образовательная деятельность.
– средний балл ЕГЭ студентов, поступающих на бюджетной основе обучения;
– средний балл ЕГЭ студентов, поступающих на коммерческой основе обучения;
– усредненный минимальный балл ЕГЭ студентов, поступающих в образовательное учреждение высшего образования;
– численность победителей олимпиад, среди поступающих на обучение в образовательное учреждение высшего образования;
– численность студентов, поступающих на основе целевого приема;
– удельный вес численности студентов, поступающих на основе целевого приема;
– удельный вес численности студентов, поступающих в магистратуру
– численность аспирантов.
2. Научно-исследовательская деятельность.
– количество цитирований научных публикаций в международной системе web of science;
– количество цитирований научных публикаций в международной системе scopus;
– количество цитирований научных публикаций в российской системе РИНЦ;
– количество научных публикаций в международной системе scopus;
– количество научных публикаций в российской системе РИНЦ;
– общий объем доходов от выполнения НИР и ОКР;
– удельный вес доходов от НИОКР в совокупных доходах вуза;
– количество лицензионных соглашений;
– удельный вес средств, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности в доходах вуза;
– удельный вес численности молодых ученых в общей численности НПР;
– количество научных журналов, издаваемых вузом;
– количество полученных грантов.
3. Международная деятельность (включая страны-члены СНГ).
– удельный вес численности обучающихся из других стран-членов СНГ;
– удельный вес численности обучающихся из других стран (кроме стран-членов СНГ);
– удельный вес численности обучающихся из других стран-членов СНГ, обучавшихся ранее в системе высшего образования в своих странах;
– удельный вес численности обучающихся из других стран (кроме стран-членов СНГ) обучавшихся ранее в системе высшего образования в своих странах;
– удельный вес численности обучающихся из других стран-членов СНГ, кончивших обучение в системе высшего образования в вузе;
– удельный вес численности обучающихся из других стран (кроме стран-членов СНГ), кончивших обучение в системе высшего образования в вузе;
– удельный вес численности иностранных граждан — научно педагогических работников образовательных учреждений высшего образования;
– удельный вес числа иностранных граждан — аспирантов образовательных учреждений высшего образования;
– объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от нерезидентов Российской Федерации;
– объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом от нерезидентов Российской Федерации.
4. Финансово-экономическая деятельность.
– доходы от деятельности, рассчитанной на одного НПР;
– отношение среднего дохода НПР к средней заработной плате в вузе в регионе;
– доходы от деятельности, рассчитанной на одного студента.
5. Инфраструктура.
– площадь учебных, научных лабораторий в расчете на одного обучающегося;
– количество персональных компьютеров в расчете на одного обучающегося;
– удельный вес балансовой стоимости оборудования, машин не старше 5 лет;
– количество экземпляров печатных изданий в расчете на одного студента.
6. Трудоустройство.
Однако, рассматривая, например, показатели образовательной деятельности, такие как данные ЕГЭ абитуриентов, количество абитуриентов, поступающих в вузы на целевой основе не всегда могут служить критериями качества предоставления образовательных услуг определенного образовательного учреждения и использоваться в моделировании его стратегии развития как критерий оценки качества. Так, учреждения высшего образования социально-экономического профиля Москвы и Санкт-Петербурга по статистическим данным мониторинга качества приема в вузы России 2015 г. имели средние баллы ЕГЭ поступающих на бюджетные места более чем на 10% выше, чем в Орловской, Оренбургской, Курской, Курганской и других областях страны [1]. Это объясняется дифференциацией социально-экономического развития территорий и возможностями региональных рынков труда обеспечить трудовую занятость молодежи после получения высшего образования. А в вузы технической направленности, по статистическим данным мониторинга 2014–2015 гг., поступают абитуриенты с более низким средним баллом ЕГЭ, чем в вузы социально-экономического профиля [1], что не отражает соотношения качества образования в этих образовательных учреждениях, а связано с особенностями развития рынка труда, положительной динамикой развития сферы услуг, особенно финансового сектора, и сокращением количества рабочих мест для высококвалифицированных работников в промышленности.
Количество цитирований, зафиксированное в различных базах данных, по нашему мнению, также не в полной мере отражает фактическую эффективность результатов научной деятельности вузов и востребованность результатов их научных исследований, так как при этом не учитываются качественные характеристики этих публикаций. Более того, сложность обеспечения защиты авторского права на результаты интеллектуальной деятельности, отраженные в научных публикациях создает условия для сокрытия многими авторами наиболее важного контента, обладающего научной новизной и практической ценностью.
Тем более, что количество статей и цитирований в зарубежных индексируемых системах вузов технической, медицинской, естественно-научной направленности будет выше, чем у гуманитарных вузов из-за ценовой политики и позиционирования зарубежных изданий, индексируемых в этих системах, ориентированное на развитие естественно-научных знаний, имеющих больший потенциал коммерциализации.
При этом несколько показателей, связанных с доходами от НИОКР и объектов интеллектуальной собственности могут быть использованы для оценки качества потоков поступления доходов от реализованных ценностей для клиентов организации.
Показатели международной деятельности образовательных учреждений высшего образования, такие как количество обучающихся из стран СНГ и других стран позволяют позиционировать вуз как образовательное учреждение, ориентированное на клиентов региона, стран СНГ, но не дают возможности оценить качество образования.
Показатели финансово-экономической деятельности вузов, такие как величина дохода от деятельности, рассчитанная на одного научно-педагогического работника или обучающегося, соотношение между средним доходом работников учреждения высшего образования к средней заработной плате по региону не позволяют не только оценить финансово-экономическую эффективность деятельности вузов, так как величина доходов должна анализироваться с учетом величины расходов, а ее изменение с учетом динамики изменения численности научно-педагогических работников, но и планировать деятельность образовательных учреждений.
При этом следует отметить, что величина доходов учреждения высшего образования во многом зависит от динамики доходов домохозяйств страны или отдельного региона, возможностей финансовой поддержки обучающихся со стороны финансовых институтов (банки, фонды, страховые компании и др.) и государства (налоговые льготы, субсидии, и др.), а также количества выделенных определенному образовательному учреждению бюджетных мест.
Данные показатели, по нашему мнению, не коррелируют с качеством образовательного процесса и, соответственно, не имеют достаточной ценности при разработке модели развития образовательного учреждения высшего образования, так как не характеризуют деятельность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и, во многом, являются косвенным отражением динамики изменений социально-экономических институтов страны.
С учетом последних достижений в теории и практике менеджмента знаний можно предложить использование для разработки бизнес-модели развития образовательного учреждения показатели управления знаниями, такие как:
– количество проводимых методических семинаров по содержательным компонентам рабочих программ дисциплин, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса;
– количество инновационных идей, результатов интеллектуальной деятельности, управленческих решений, использованных в управленческой, методической, учебной деятельности учреждения высшего образования, в результате проведенных курсов повышения профессиональной квалификации и методических семинаров с участием научно-педагогических работников, представителей предприятий и организаций реального сектора экономики;
– количество деловых игр, интернет-тренажеров и симуляторов, кейсов применяемых в учебной деятельности по каждому из образовательных направлений учреждения высшего образования;
– повышение квалификации научно-педагогических работников в образовательной и профессиональной сферах по направлениям подготовки;
– участие научно-педагогических работников в конференциях для повышения квалификации в образовательной и профессиональной сферах по различным образовательным направлениям с последующим применением полученных знаний и навыков, освоенных компетенций в образовательном процессе, включая обмен знаниями на научно-методических семинарах, круглых столах и конференциях;
– количество направлений повышения квалификации научно-педагогических работников (аспирантов и докторантов) в образовательном учреждении;
– удельный вес защит кандидатских и докторских диссертаций от общей численности аспирантов и докторантов;
– доходы сторонних организаций (третьих лиц) от внедрения результатов научных исследований научно-педагогических работников, докторантов, аспирантов и других обучающихся в образовательных учреждениях;
– количество разработанных и реализуемых учебных курсов и стажировок, повышающих квалификацию и переподготовку персонала;
– количество научных публикаций научно-педагогических работников, используемых в учебном процессе и отраженных в рабочих программах дисциплин;
– количество монографий научно-педагогических работников, используемых в учебном процессе и отраженных в рабочих программах дисциплин;
– количество НИОКР, реализуемых в вузе;
– количество участников НИОКР в вузе;
– количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности;
– объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности;
– количество реализованных (проданных) другим вузам учебников, учебных пособий, авторами которых являются научно-педагогические работники учреждения высшего образования [2; 3; 4].
Для управления образованием как бизнес-процессом необходима разработка системы показателей и критериев, ориентированная на характеристику деятельности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, рынке производства знаний.
При разработке бизнес-модели деятельности учреждения высшего образования, в контексте понимания основной функции управления образованием, важнейшим условием разработки показателей и критериев является ценностная ориентация, которая зависит от базовой системы ценностей, формируемых общественными отношениями и определяет цель — модель предполагаемого результата. Вариантами ценностной ориентации в сфере высшего образования могут быть:
– всестороннее развитие личности;
– формирование квалифицированного потребителя;
– развитие творческих или предпринимательских способностей;
– формирование функциональной готовности к выполнению определенных обязанностей;
– »удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [5] и др.
Так, например, в рамках реализации проекта «Поколение 2084» целью накопления и развития востребованного обществом социального капитала является формирование разносторонне развитого человека — специалиста в своей сфере.
В этом контексте показателями, отражающими характер определенной бизнес-модели могут быть:
– удельный вес занятий по дисциплинам общегуманитарной, естественно-научной, общепрофессиональной и специальной профессиональной направленности в учебном процессе;
– удельный вес формируемых навыков использования определенного оборудования и технических средств;
– удельный вес занятий, связанных с выполнением творческих заданий в учебном процессе.
– удельный вес формируемых профессиональных компетенций, связанных с определенными видами деятельности;
– доля профессиональных компетенций, связанных с определенными видами деятельности, формируемыми в учебном процессе вуза от необходимых компетенций, согласно профессионального стандарта определенного вида профессиональной деятельности;
– доля обучающихся в деятельности бизнес-инкубаторов и акселераторов при образовательных учреждениях;
– удовлетворенность выпускников полученным образованием и т.д.
Так как в настоящее время цель управления образованием определена образовательными стандартами и предполагает, в зависимости от уровня и предполагаемой квалификации, формирование определенных компетенций и достижение квалификации, то есть определенного уровня знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, то критериями соответствия учебного процесса определенной бизнес-модели образовательного учреждения могут быть:
– рост удельной доли формируемых навыков использования определенного оборудования и технических средств в учебном процессе;
– рост удельной доли занятий, связанных с выполнением творческих заданий в учебном процессе.
– рост удельной доли формируемых профессиональных компетенций, связанных с определенными видами деятельности;
– рост доли профессиональных компетенций связанных с определенными видами деятельности, формируемых согласно профессионального стандарта определенного вида профессиональной деятельности.
Кроме того, современная модель управления образованием, в контексте теории систем, является, по нашему мнению, производной от экономической модели, базирующейся на товарно-денежных отношениях и тенденциях мирового рынка образовательных услуг, что в свою очередь предполагает, что деятельность образовательных учреждений и управление образованием также должно быть ориентировано на рыночные отношения и использовать современные механизмы моделирования управленческих процессов.
Согласно теории бизнес-моделирования, бизнес-модель образовательного учреждения предполагает использование следующих показателей:
– изменение доли определенного потребительского сегмента (по количеству абитуриентов, распределению доходов домохозяйств и др.);
– изменение доли определенного канала сбыта образовательных услуг и интеллектуальной продукции;
– изменение доли поступления доходов от реализованных ценностей для клиентов организации, в соответствии с определенным набором ценностей;
– изменение величины основных ресурсов для создания и реализации интеллектуальной продукции и образовательных услуг [6; 7].
Соответственно критерии развития образовательного учреждения высшего образования следующие:
– приближение соотношения долей используемых каналов сбыта услуг к плановым показателям;
– приближение соотношения долей доходов от определенных источников к плановым показателям;
– приближение соотношения затрат и доходов к плановым показателям.
При этом следует отметить, что данные соотношения в плановом контексте будут зависеть от:
– реализуемой бизнес-стратегии;
– масштаба деятельности организации;
– ресурсных возможностей.
В целом, бизнес-модель в системе высшего образования определяется стратегией развития, которая во многом зависит от имеющихся ресурсов:
– удобство размещения (близость к потенциальному потребителю, близость к территориям с развитым рынком труда);
– материально-техническая база (наличие программно-аппаратных средств, программного обеспечения, электронных баз данных и знаний, электронных систем обучения);
– квалификация научно-педагогических работников;
– количество научно-педагогических работников, работающих одновременно в системе народного хозяйства, государственных учреждениях и некоммерческих организациях;
– социальные связи с органами государственной власти, научными фондами, руководителями предприятий реального сектора экономики.
Таким образом, предложенный набор критериев и показателей позволит эффективно управлять деятельностью любого вуза Российской Федерации в современных социально-экономических условиях.


Литература
1. Мониторинг качества приема в вузы / Режим доступа: https://www.hse.ru/ege/rating/2015/64149278/gos/?rlist=&uplist=&vuz-abiturients-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val= (Дата обращения 12.06.2016 г.).
2. Пастухов А.Л. Показатели и критерии управления знаниями в университетских комплексах // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3(43). — С.334–348.
3. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии / СПб.: изд-во СПбГУСЭ. — 2012. — № 3(13). — С. 17–21.
4. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в образовании // Инновационные технологии в сервисе: сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. 18–19 октября 2012 г. / Под науч. ред. Т.И. Безденежных. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 — С.108–109.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/1/#block_1000#ixzz460 Jo1yYz (Дата обращения 12.03.2016).
6. Чайчук Е.О., Пастухов А.Л. Бизнес-модели в системе управления образованием // Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы: сб. науч. работ / Под ред. Г.Д. Дроздова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. — № 6. — С. 284–287.
7. Чайчук Е.О. Концептуальные аспекты управления образованием как бизнес-процессом // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2016. — № 1 (35). — С. 72–75.
8. Дроздов Г.Д., Чурилин А.С. Менеджмент природных комплексов России // Вестник Российской академии естественных наук. С.-Петерб. отделение образования и развития науки РАЕН. — 2013. — № 1. — С.83–86.
9. Дроздов Г.Д., Мелехова В.Е. Организационная культура как институциональный фактор развития предприятий сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2012. — № 1. — С.129–135.
10. Дроздов Г.Д., Циганов В.В., Цветкова В.И. Методы обеспечения конкурентоспособности региональных организациях сервиса // Журнал правовых и экономических исследований. — 2012. — № 2. — С.96–102.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия