Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Халилов Н. Р.
соискатель отдела прогнозирования размещения производительных сил и пространственного развития экономики регионов
Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург)


Оценка автомобилестроительного кластера на основе исследования проектов развития автопроизводителей
В статье приведены базовые положения по оценке кластера, предложен вариант оценки и анализа автомобилестроительного кластера на основе исследования проектов развития производителей, а также инструменты визуализации оценки — технологическая карта и технологическая пирамида автомобилестроительного кластера
Ключевые слова: автомобилестроительный кластер, кластерный анализ, проекты развития, технологическая карта кластера, технологическая пирамида кластера
УДК 332.122; ББК 65.304   Стр: 138 - 141

Эффективное функционирование и развитие кластера подразумевает наличие механизмов его оценки и анализа, необходимых для поиска возможности усиления связей между компаниями, определения зависимости между отраслями региона, выявления сильных сторон и потенциала развития региона [1].
Методология оценки кластеров, как отмечает Д.Ф. Рутко [2], включает принципы, методы, а также логику процесса оценки. Наибольшее количество работ по оценке кластера рассматривают непосредственно методы анализа и оценки. В теории принято выделять следующие методы оценки: количественные, качественные и комплексные, соединяющие в себе элементы первых двух.
Количественные методы оценки представляют собой анализ, затрагивающий только ресурсный потенциал и не включающий в себя качественные составляющие развития [3]. Количественные подходы обычно анализируют следующие данные: занятость; уровень заработной платы; коэффициенты локализации, стоимость предприятий и т.п.
Качественные методы, как правило, основаны на экспертных оценках и используются в том случае, если статистические методы не доступны или не надежны [4]. Например, И.С. Ферова [5], рассматривая конкурентные преимущества кластеров, предлагает критерии определения уровней квалификации, технологического развития и системы поддержки создания новых фирм.
Значительное количество работ, посвященных оценке и анализу кластера, рассматривают категорию «потенциал кластера», «кластерный потенциал» (пример — в работах О.О. Бекмансуровой [6], А.В. Бабкина, А.А. Мошкова [7], Г.П. Литвинцева, Е.А. Шиц [8]).
Одна из основных результирующих задач оценки кластера — разработка мероприятий его развития. Развитие предприятий, в т.ч. предприятий автомобилестроительного кластера, осуществляется посредством реализации проектов развития. Поэтому в основе оценки автомобилестроительного кластера наиболее оптимально рассматривать проекты, реализуемые предприятиями кластера, в первую очередь — производителями автокомпонентов, в рамках технологической цепочки производства автомобилей.
Рутко Д.Ф. отмечает, что оценку функционирования кластера необходимо «рассматривать как с позиции входящего в него отдельного предприятия, так и всей структуры в целом» [2]. Данное положение объясняется задачей определить влияние кластера на деятельность единичного предприятия с одной стороны, и оценить эффект от совместной деятельности всех предприятий — с другой.
С учетом вышеперечисленного для оценки и анализа автомобилестроительного кластера предлагается следующая двухкомпонентная методика. Первая составляющая методики — оценка деятельности единичного предприятия на основе анализа реализуемого им проекта по выпуску автокомпонента. Вторая составляющая — анализ технологической структуры автомобилестроительного кластера в целом и возможности реализовывать в нём проекты развития (проводится на основе обобщения и систематизации информации по единичным производителям). Рассмотрим далее указанные компоненты методики.
Первая компонента. Оценка проектов развития производителей автомобилестроительного кластера.
Оценку проектов развития производителей предлагается проводить на основе определения обеспеченности их проектов развития.
Типовую структуру проекта на основе ГОСТ Р 51814.6-2005 [9] предлагается представить состоящей из пяти этапов: 1) разработка концепции автокомпонента; 2) проектирование автокомпонента; 3) проектирование процессов производства автокомпонента; 4) подготовка процессов производства автокомпонента; 5) производство автокомпонента.
Для проведения оценки требуется сформировать систематизированную базу данных по работам и услугам (научно-исследовательским, проектным, техническим и образовательным), необходимым для полноценной и экологически взвешенной реализации каждого этапа из проектов развития автопроизводителей кластера — сформировать эталонную систему процессов [10]. Оценка проводится путем определения того, реализуется в рамках проекта развития каждая требуемая работа, или нет. Очевидно, что чем больше работ проекта из эталонной системы предприятие реализует, тем более обеспеченным является его развитие.
Исходя из этого положения предлагается укрупненная и развернутая оценка проекта развития производителей.
1) Укрупненная оценка проекта развития
Для укрупненной оценки проекта развития предприятия предлагается использовать термин «полноценность проекта развития». Данный термин показывает — насколько целостной является типовая структура проекта развития.
Для количественной оценки полноценности проекта развития предлагается расчет индекса полноценности проекта развития — IPF (Index of Project’s Fullness). Он определяется как отношение количества реализуемых этапов к количеству этапов типового проекта развития.
IPF = Sf / St (1)
Sf — количество фактически реализуемых в проекте развития предприятия этапов
St — общее количество этапов проекта развития (по умолчанию равно пяти)
2) Развернутая оценка проекта развития
Развернутая оценка проекта развития предполагает исследование каждого отдельного этапа проекта развития производителей. Для развернутой оценки проекта развития предприятия предлагается использовать термин «полноценность этапа проекта развития». Данный термин показывает насколько целостной является типовая структура этапа i проекта развития, состоящая из n процессов.
Для количественной оценки полноценности этапа проекта развития предлагается расчет Индекса полноценности этапа проекта развития — ISF (Index of Stages Fullness). Он определяется как отношение количества реализуемых на исследуемом предприятии процессов этапа i к общему количеству процессов типового этапа проекта развития из эталонной системы:
ISF1 = Pf / Pt (2)
ISF1 — индекс полноценности этапа i проекта развития
Pf — количество работ, фактически реализуемых в этапе i проекта развития
Pt — общее количество всех работ этапа i проекта развития из эталонной системы процессов.
Вторая компонента. Оценка технологической структуры кластера.
Оценка технологической структуры предназначена для укрупненного анализа технологических возможностей кластера и определения мероприятий, необходимых для развития кластера.
В качестве основы для оценки кластера предлагается систематизация предприятий автомобилестроительного кластера, исходя из комбинации двух критериев:
1) реализуемые предприятиями кластера этапы проектов их развития;
2) реализуемые предприятиями кластера процессы жизненного цикла единичного автокомпонента.
Первый критерий показывает количество этапов из пяти этапов типового проекта развития производителя, которое реализуется предприятием (см. выше).
Для применения второго критерия в работе используются следующие общепринятые типы (уровни) автокомпонентов: деталь, узел, агрегат. Исходя из данной градации автокомпонентов для целей оценки кластера предлагаются следующие этапы жизненного цикла единичного простейшего автокомпонента:
– изготовление исходного сырья/материала для автокомпонента;
– изготовление простейшего автокомпонента;
– включение простейшего автокомпонента в состав узла автомобиля;
– включение простейшего автокомпонента в составе узла в состав агрегата автомобиля;
– включение простейшего автокомпонента в составе агрегата в состав автомобиля.
Реализация каждого обозначенного этапа жизненного цикла единичного автокомпонента подразумевает специализацию предприятия на его выполнении. Сопоставление процесса жизненного цикла единичного автокомпонента и специализации автопроизводителя приведено в таблице 1.
Следует отметить, что конкретное предприятие может быть специализировано на реализации:
– одного типа процесса жизненного цикла единичного автокомпонента (например, только изготовление детали или только сборка автомобиля);
– нескольких типов процессов жизненного цикла единичного автокомпонента (например, изготовление детали, сборка узла и агрегата);
– всех типов процессов жизненного цикла единичного автокомпонента.

Таблица 1
Сопоставление процессов жизненного цикла автокомпонента и специализации предприятия
Процесс жизненного цикла автокомпонентаСпециализация предприятияОбозначение специализации
Изготовление исходного сырья/материала для автокомпонентаВыпуск заготовкиA
Изготовление простейшего автокомпонентаВыпуск деталиB
Включение простейшего компонента в состав узлаВыпуск (сборка) узлаC
Включение простейшего компонента в составе узла в состав агрегатаВыпуск (сборка) агрегатаD
Включение простейшего компонента в составе агрегата в состав автомобиляВыпуск (сборка) автомобиляE

Для аккумулирования информации и получения сводных результатов предлагается формировать технологическую матрицу автомобилестроительного кластера (таблица 2). В ячейках таблицы для каждого предприятия указывается перечень этапов проекта развития, реализуемых предприятием самостоятельно, либо с привлечением сервисной организации, расположенной на территории кластера. Для целей заполнения матрицы применяется следующая нумерация этапов:
1) производство автокомпонента (изделия);
2) подготовка процессов производства автокомпонента (изделия);
3) проектирование процессов производства автокомпонента (изделия);
4) проектирование автокомпонента (изделия);
5) разработка концепции автокомпонента (изделия).

Таблица 2
Форма технологической матрицы автомобилестроительного кластера
Предприятия
кластера
Выпуск
заготовки
Выпуск
детали
Выпуск
(сборка) узла
Выпуск
(сборка) агрегата
Выпуск
(сборка) автомобиля
Предприятие № 1
Предприятие № n

На следующем этапе оценки данные из технологической матрицы сводятся в итоговую таблицу, в которой определяется численность предприятий с однотипной характеристикой. Для обозначения характеристики предлагается следующая методика: каждое предприятие описывается последовательностью букв, обозначающих его специализацию с указанием над каждой буквой надстрочного показателя, равного количеству этапов проекта развития, реализуемых предприятием (начиная с производства автокомпонента). При этом если в последовательности встречается буква «E», то предприятие называется автосборочным. Например:
– B2 (возможно обозначение B12) — производитель автокомпонентов, выпускающий определенную деталь, реализующий только подготовку производства этой детали и само производство;
– B3C2 (возможно обозначение B123C12) — производитель автокомпонентов, который проектирует, подготавливает производство определенной детали и производит эту деталь, а также осуществляет подготовку производства (выпуска) определенного узла и осуществляет саму сборку этого узла;
– C1D1E1 — автосборочное предприятие, осуществляющее только сборку узлов, агрегатов и автомобилей.
Поскольку в оценке участвуют только производственные предприятия, показатель, отражающий количество реализуемых этапов проекта развития со значением большим 1, подразумевает, что каждый предыдущий этап выполняется.
Итоговые данные группируются и переносятся в итоговую таблицу (табл. 3). Дополнительным признаком при анализе предприятий и итогов оценки может быть размер предприятий, определяемый в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таблица 3
Форма итоговой таблица технологической матрицы автомобилестроительного кластера
Количество предприятий с однотипными характеристикамиХарактеристика предприятий
(указывается количество каждого типа)(указывается характеристика типа)
Суммарное количество предприятий кластера
Составлено автором

Для анализа сформированных итоговых данных предложен вариант таблицы их расшифровки, предлагающий описание типовых кластеров (таблица 4).

Таблица 4
Базовые варианты кластеров для расшифровки данных технологической матрицы кластера, информация для обеспечения развития кластера
Типовые сочетания автосборочного предприятия и производителей автокомпонентовНаименование уровня кластерного развитияОписание уровня кластерного развития
Автосборочное предприятиеПроизводители автокомпонентов
1Одна компания (E1) или одна компания (D1E1) или одна компания (C1D1E1)ОтсутствуютНезначительные предпосылки формирования кластераНа территории функционируют автосборочные предприятия, созданные действующими корпорациями. Инфраструктура для потенциальных производителей автокомпонентов представлена базовыми возможностями региона (энергоснабжение в ограниченных объемах, земельные участки, неподготовленные пустые производственные помещения, типовые ВУЗы, СУЗы; не ориентированная на кластер правовая, финансовая, информационная среда).
2Несколько автосборочных компаний (E1) и/или (D1E1) и/или (C1D1E1)ОтсутствуютСущественные предпосылки формирования кластера
...Промежуточные сочетанияОписание промежуточных сочетаний
nНесколько автосборочных компаний с комбинацией типа E4-5 с типами (A4-5, B4-5, C4-5, D4-5)
Возможно присутствие автосборочных компаний из стр. 9
Множество компаний с комбинацией типов (A4-5 , B4-5, C4-5, D4-5): B4-5 и/или B4-5C4-5 и/или B4-5C4-5D4-5 и т.п.
Возможно присутствие компаний текущего столбца из предыдущих строк
Высокотехнологичный (инновационный) автомобилестроительный кластерПрисутствуют производители изделий всех уровней, способные и регулярно реализующие все этапы проекта развития.
Конфигурация инфраструктуры адаптирована к взаимодействию со специализированными производителями автокомпонентов. Возможность получения производителями услуг для реализации любых работ любого этапа проекта развития.
Рис. 1. Технологическая карта условного автомобилестроительного кластера
Для визуализации результатов оценки на основе технологической матрицы кластера предлагается сформировать:
1) технологическую карту автомобилестроительного кластера.
2) технологическую пирамиду автомобилестроительного кластера.
Технологическая карта автомобилестроительного кластера представляет собой двухмерную схему, наглядно отражающую состав кластера в разрезе предприятий, специализирующихся на реализации определенных этапов жизненного цикла единичного простейшего автокомпонента (пример — рис. 1).
Технологическая пирамида автомобилестроительного кластера представляет собой трехмерную схему, наглядно отражающую состав кластера в разрезе предприятий, специализирующихся на реализации определенных этапов жизненного цикла автокомпонентов различных уровней и выполняющих определенное количество этапов проекта развития (пример — рис. 2).
Как отмечают Е.Б. Ленчук и Г.А. Власкин, «кластерный подход требует... другого формата информации о состоянии дел в экономике — не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний» [11]. Предлагаемая в статье методика, акцентирующая внимание на содержательной стороне деятельности предприятий, на взгляд автора, представляет такой формат для условий автомобилестроительного кластера.
Рис. 2. Технологическая пирамида условного автомобилестроительного кластера


Литература
1. Bergman E.M., Feser E.J. Industrial and regional clusters: Concepts and Comparative Applications/ Regional research institute. WVU. — 1999 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rri.wvu.edu/webbook/bergman-feser/chapter3.htm (дата обращения: 26.09.2016).
2. Рутко Д.Ф. Оценка эффективности функционирования кластерных структур // Научные труды РИВШ. Филосовско — гуманитарные науки: сб. науч. ст. Вып. 7 (12) / Под ред. В.Ф. Беркова — Минск: РИВШ, 2009. — С. 413–419.
3. Дырдонова А.Н. Оценка эффективности кластерных образований: методический подход // Регионология. — 2010. — №4. — С. 83–88.
4. Ухорева Н.М. Особенности современной теории и методологии оценки промышленных кластеров // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 316. — С. 143–147.
5. Ферова И.С. Подходы к формированию и оценке эффективности экономических кластеров // Инициативы XXI века. — 2010. — №2. — С. 35–39.
6. Бекмансурова О.О. Методологические подходы к оценке региональных кластеров // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 6. — С. 361–364.
7. Бабкин А.В., Мошков А.А. Управление инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — № 6 (84). — С. 45–53.
8. Литвинцева Г.П., Шиц Е.А. Оценка деятельности кластеров как инструмента увеличения выпуска инновационных товаров // Проблемы современной экономики. — 2015. — N 3 (55). — С. 258–261.
9. ГОСТ Р 51814.6-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов // Утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 31.05.2005 N 142-ст.
10. Халилов Н.Р. Систематизация потребностей производителей автокомпонентов и инфраструктура кластера // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 19. — С. 2517–2528.
11. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Проблемы прогнозирования. — 2010. — №6. — С. 45–57.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия