Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Умаров А. А.
соискатель Ташкентского государственного экономического университета

Особенности и факторы, определяющие инновационную деятельность научных учреждений
(на примере Республики Узбекистан)
В статье рассмотрены особенности и основные факторы, влияющие на инновационную деятельность научных учреждений (НИУ). Проведена классификация основных факторов, охарактеризованы особенности их воздействия в процессе создания, продвижения и внедрения инновационной продукции НИУ. Показано, что государственная поддержка научной и инновационной деятельности НИУ является необходимым условием для активного продвижения инноваций, а совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством. Подчеркивается важность поддержки производства инновационной деятельности НИУ в создании ими инновационной продукции
Ключевые слова: научные учреждения, инновационная деятельность, инновационные проекты, инновационное законодательство, риски, Республика Узбекистан
УДК 33:681.3   Стр: 175 - 177

В условиях развития рыночных отношений в странах СНГ проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития, на все более широкое использование в отраслях экономики и на предприятиях инноваций, созданных учеными и научными учреждениями (НИУ).
Цель государственной инновационной политики заключается в создании экономических, правовых, организационных и иных необходимых условий и механизмов, обеспечивающих рост конкурентоспособности созданных инноваций, широкое использование результатов инновационных разработок. Так, с целью осуществления государственного регулирования инновационной деятельности в Узбекистане был издан ряд указов и постановлений Президента республики [1–2], а также правительственных постановлений, направленных на активизацию и придание динамичного развития инновационной деятельности в стране.
Рассмотрим особенности и основные факторы, влияющие на инновационный процесс в сфере науки с целью их оценки и перспектив для обеспечения развития НИУ и, соответственно, экономики республики на основе использования результатов исследований и инновационных разработок ученых и научных учреждений.
Согласно [3], понятие фактора инновационной деятельности НИУ можно сформулировать, как условие, причина, параметр, показатель, оказывающие влияние, воздействие и обуславливающие характер, и интенсивность инновационной деятельности НИУ.
Следует отметить, что инновационная деятельность НИУ является многофакторным процессом и её особенности связаны с рядом сопутствующих условий и соответствующих характеристик. При анализе инновационной деятельности НИУ. Для этого следует выявить важнейшие её факторы, и как следствие, определить факторную структуру. Для этого следует применить метод выделения главных компонентов. Другой важной характеристикой данного метода анализа инновационной деятельности НИУ является возможность ограничить рассмотрение только наиболее информативными особенностями и факторами.
Рассмотрим логическую структуру инновационной деятельности НИУ с учетом особенностей и основных факторов, присущих ее главным компонентам — субъектам, объектам, предметам/видам, формам, средствам, методам и результатам [4], а также их составляющим.
Основные характеристики компонентов, их составляющих и факторов, относящихся к инновационной деятельности НИУ, систематизированы и обобщены нами в таблице 1. Эти факторы, в основном, подразделяются на четыре главные группы — экономические, организационные, финансовые и нормативно правовые. Что касается категорий «субъекты» и «результаты» инновационной деятельности НИУ, то они характеризуются влиянием факторов всех этих четырех групп.

Таблица 1
КомпонентыСоставляющие инновационной деятельности НИУОсобенности и факторы
1СубъектыФизические и юридические лица и их объединения, в т.ч. учреждения науки, образования, производства, инновационные инфраструктурные организации и их работники.Внешние факторы — экономика страны, отраслевая специфика, рынок, законода-тельство, международное сотрудничество, инвестиции, экология, форсмажор и др.
Внутренние факторы — производственные, технологические, научно-технические, кадровые, финансовые, управленческие, информационные, в т.ч. рисковые для всех вышеперечисленных.
2ОбъектыГосударственные инновационные программы и проекты;
Инновационные научно-технические разработки;
Результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и творческой деятельности;
Инновационная продукция;
Материальные и нематериальные активы.
Организационные факторы — обеспечение менеджмента при реализации инновационных программ, проектов и разработок, и создании инновационной продукции, в т.ч. рисковые для всех вышеперечисленных объектов.
Экономические факторы — ресурсное обеспечение инновационных объектов.
3Предметы/
виды
Инновации:
технологические; процессные; продуктовые; маркетинговые и организационные.
Организационные факторы — обеспечение менеджмента в создании различных типов инноваций.
Экономические факторы — ресурсное обеспечение инноваций.
4ФормыМенеджмент и реализация научно-технических проектов и инновационных разработок, внедрение, коммерциализация их результатов и созданной инновационной продукции.Организационные факторы — высокопрофессиональный менеджмент и обеспечение кадрами.
Нормативно-правовые факторы — развитие законодательства в сфере инноваций и правовых норм.
5СредстваФинансовые (госбюджет, внебюджетные, инвестиции, кредиты), материально-технические, информационно-коммуникационные (ИКТ).Финансовые факторы — поддержка из средств госбюджета, заказчиков работ, инвесторов, банков, фондов доноров/спонсоров и др.
Экономические факторы — обеспеченность материально-техническими и ИКТ ресурсами.
6МетодыНаучно-исследовательские, производственно-технические, патентно-лицензионные, маркетинговые, трансфер технологий, менеджмент и коммерциализация.Организационные особенности методов — использование комплекса методов обеспечения продвижения инноваций от идеи до создания, реализации и коммерциализации инновационной продукции.
7РезультатыСозданная инновационная продукция, в т.ч. экспортируемая.Особенности и факторы, влияющие на создание и выпуск продукции и её рыночного сбыта с учетом рисков.


Рассмотрим и кратко охарактеризуем приведенные в таблице 1 факторы, влияющие на инновационную деятельность НИУ на основе построенной нами схемы (рис.1).
На рис.1 приведена систематизация основных факторов, относящихся к инновационной деятельности в научной сфере и оказывающих влияние на следующие процессы:
— создание новаций;
— планирование и финансирование инновационных проектов;
— выполнение НИУ инновационных проектов и разработок;
— защита созданных инноваций патентами и лицензирование;
— поддержка инноваций со стороны отраслей экономики;
— факторы, обусловленные законодательным регулированием инновационной деятельности НИУ [5];
— факторы риска, влияющие на инновационную деятельность в сфере науки [6].
Рис. 1. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность НИУ
Исходя из этой систематизации, можно оценить особенности и степень воздействия данных факторов на инновационную деятельность НИУ. Создание инноваций в НИУ является многофакторным процессом. Он включает в себя разработчиков новаций, оригинальность и возможность реализации их инновационной идеи, обоснованность планов и сроков их реализации, для чего необходимо обеспечить разработчиков соответствующими финансами, оборудованием, приборами, материалами, реактивами, услугами, информацией и др. Важнейшим при этом является непосредственное выполнение НИУ научных исследований, приводящих в итоге к разработке нового образца инновационной продукции, которая должна будет пройти опытную проверку для последующего использования и производственного освоения. Инновации создаются НИУ, в основном, путем реализации инновационных проектов.
Планирование работ по выполнению инновационных проектов осуществляется в рамках государственных инновационных программ. Бизнес-планы инновационных проектов содержат цель и задачи разработки инноваций, необходимые этапы и сроки работ, финансовые, материально-технические и информационные средства, состав исполнителей проектов, конкретный вид создаваемой инновационной продукции, а также факторы риска, включающие возможные форс-мажорные и иные обстоятельства.
Финансирование инновационных проектов в рамках государственных инновационных программ осуществляется, в основном, из средств государственного бюджета. Чтобы приблизить создаваемую инновационную продукцию непосредственно к нуждам отраслей экономики и предприятий следует:
— формировать инновационные проекты на основе заявок этих организаций с учетом нужд и потребностей в модернизации и развитии производства;
— обеспечить реальное долевое участие (50 и более процентов) данных производственных организаций в финансировании инновационных проектов;
— осуществить обязательное внедрение инновационной продукции, заказанной и профинансированной этими организациями.
Процесс выполнения НИУ инновационных проектов и разработок также зависит от многих индикаторов и показателей:
— количество и объем выполняемых инновационных проектов, которые определяются научным потенциалом НИУ;
— разработка прорывных интеграционных инновационных программ, которые определяются государственными заказами, уровнем межотраслевого сотрудничества и реальными возможностями НИУ;
— количество и объем хоздоговорных исследований по заказам отраслей, которые определяются конкретными задачами заказчиков и уровнем двустороннего сотрудничества с ними НИУ;
— объем и номенклатура экспорта научной продукции, которые определяются международными и зарубежными контрактами, заключенными на экспорт инновационной продукции НИУ;
— количество патентов на изобретения и лицензий НИУ, которые определяются оформленными защитными документами на инновационную продукцию, созданную НИУ.
Своевременная защита патентами инноваций, созданных НИУ, также является одним из важных показателей, определяющих приоритет и авторские права создателей инноваций, и позволяющих им осуществлять лицензирование и обеспечивать внедрение и экспортные поставки инновационной продукции.
Совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством. Правовое обеспечение дает необходимые основы и механизмы для создания, промышленного освоения, продвижения и реализации инновационной продукции [5].
Поддержка со стороны отраслей производства инновационной деятельности НИУ по созданию ими инноваций является, по сути, одним из главных факторов, значение которого все более возрастает в связи с потребностями устойчивого развития экономики на основе инноваций. Однако, долевое участие отраслей экономики и предприятий республики в финансировании государственных инновационных проектов пока ещё остается недостаточным.
Другим фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в НИУ, является отсутствие прямых заказов отраслей и целевого финансирования ими отдельных инновационных проектов, а также недостаток крупных заказов отраслей и предприятий в составе государственных инновационных программ. Это приводит к необходимости формирования новых эффективных механизмов взаимодействия отраслей и предприятий с НИУ и регулирования их участия в софинансировании и практическом освоении инновационных проектов.
Например, важной основой для интенсивного развития науки и технологий, широкого внедрения инноваций в республике стало постановление Президента Узбекистана «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и тех­нологий в производство» № ПП-916 от 15.07.2008. Оно направлено на правовое регули­рование отношений в сфере инновацион­ной деятельности, в том числе на основе укрепления интеграции науки, образования и производства. Согласно данному постановлению, были созданы фонды модернизации и новых технологий в ведомствах и на крупных производственных предприятиях республики, а также ежегодно стали проводиться республиканские ярмарки инновационных идей, проектов и технологий. Так, более 4000 новых разработок были представлены на восьми прошедших в 2008-2015 гг. республиканских инновационных ярмарках, в ходе которых были заключены свыше 2600 договоров на инновационные разработки НИУ и вузов [7-8].
Факторы риска являются объективно неизбежными элементами принятия любого решения хозяйствующими субъектами, поскольку неопределенность — это естественная особенность производственного, в том числе и любого инновационного процесса. Предвидение инновационных рисков, их своевременное устранение или сведение к минимуму отрицательного воздействия на процесс производства, являются важнейшими задачами менеджмента в деятельности предприятий, фирм, научных учреждений и других хозяйствующих субъектов [9]. Под инновационными рисками понимается совокупность рисков, включающая неуправляемость разрабатываемого инновационного проекта, утрату влияния степени его оригинальности, а также риски технологической, финансовой, экономической и правовой неадекватности при формировании и реализации инновационного проекта.
Своевременный и всесторонний анализ и учет возможных внутренних рисков в управлении деятельностью предприятий дает возможность принимать оптимальные по затратам и потерям решения, повышать эффективность и устойчивость их деятельности с точки зрения рационального производства и эффективного использования различных видов ресурсов [6].
С другой стороны, возникновению инновационного риска способствует также несовершенство нормативно-правового обеспечения в сфере инноваций, в том числе отраслевого, что не даёт возможности для широкого продвижения новаций от науки к производству.
Таким образом, проведенный анализ особенностей и факторов инновационной деятельности НИУ показывает, что эти факторы оказывают существенное, а во многих случаях определяющее влияние на развитие инновационной деятельности научных учреждений.


Литература
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности», от 8.07.1992, № УП-438 // Электронный источник: информационно-поисковая система «Норма»
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий», от 7.08.2006, № ПП-436 // Электронный источник: информационно-поисковая система «Норма».
3. Словарь терминов по инновационной деятельности /Сост. А.Р. Саидов; под ред. М.В. Кремкова. — Ташкент, ПРООН, 2011. — 210 с.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: Синтег, 2007. — 668 с.
5. Кремков М.В., Умаров А.А. Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ // Наука и инновации. — Минск, Изд-во НАН Беларуси. — 2012. — № 1. — С. 39–41.
6. Воронин С.А., Кремков М.В., Умаров А.А. Особенности инновационных рисков и управление ими // Сборник международной научно-практической конференции «Управление инновациями». Изд-во Ин-та проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Москва, 19-21 ноября 2012. — С. 162–169.
7. Электронный ресурс http://news.uzreport.uz/news_3_r_131748.html
8. Тешаев А. Инновации — путь к прогрессу // Народное слово. — 2015. — №100.
9. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Р.М. Энтова. –М.: Прогресс, 1993. — 488 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия