Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Гэн Чжэ
аспирант кафедры экономической теории и экономического образования
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)


Экспортная стратегия России в секторе природного газа на современном этапе
Статья посвящена стратегии России в области экспорта природного газа в 21 веке. Рассматривается трансформация мирового газового рынка и корректировка европейской импортной политики в данной области. Дан анализ перспектив энергетического сотрудничества между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом
Ключевые слова: экспортная стратегия, природный газ, Россия, европейский газовый рынок, газопровод
УДК 339.564.4; ББК 65.428   Стр: 177 - 180

Россия, обладающая 17.4% мирового запаса природного газа, в настоящее время является вторым по величине производителем и крупнейшим экспортером природного газа в мире, играя важную роль в мировом газовом рынке. По статистике BP, в 2014 г. объём добычи природного газа в России составил 578,7 млрд м3 (16,7% от общемировой добычи), что на 4,3% ниже добычи 2013 г. В этом же году экспорт природного газа из России достиг 201.9 млрд м3 , снизился на 10.7% по сравнению с 2013 годом. Россия экспортирует природный газ по трубопроводам главным образом в Европу и страны бывшего советского союза. СПГ экспортируется из России в Японию и другие страны АТР.
Согласно с законом № 117-Ф3 «Об экспорте газа» от 2006 г., ОАО «Газпром» имела монополию на экспорт из России газа, являясь единственным экспортером природного газа. К 2013 г. ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Роснефть» получили право экспорта СПГ согласно новому закону № 318-Ф3. Однако, в настоящее время Россия только экспортирует СПГ с завода «Сахалин-2», принадлежащего ОАО «Газпром», а подобного рода проекты других компаний по-прежнему находятся в процессе разработки.
Стратегия России в секторе природного газа в различные исторические периоды отличалась разными формами проявления, однако в целом экспорт природного газа являлся важным инструментом получения торгового дохода и поддержания внешних политических и экономических отношений. В период существования СССР экспорт газа в Западную Европу был важным способом сохранения торговых связей с западными странами и получения иностранной валюты, в то время как поставки природного ресурса в государства Восточной Европы выступали значимым средством установления политического и экономического сотрудничества с регионом, а также методом оказания поддержки в виде предоставления энергоресурсов. В девяностые годы ХХ столетия Российская Федерация посредством сотрудничества с иностранными державами в сфере природного газа обеспечила приток доходов в государственный бюджет, а благодаря сотрудничеству со странами СНГ в этой области, России удалось восстановить разрушенные после распада СССР политические и экономические отношения. В XXI веке газовая торговля продолжает играть важную роль в народном хозяйстве и международных отношениях России.
В последние годы расцвет «Сланцевой революции» в США привел к изменению глобального энергетического рынка. Влияние таких факторов, как «Сланцевая революция», европейский долговой кризис и т.д. вызывало упадок европейского рынка энергоресурсов. Для реализации интеграции европейского газового рынка и достижения диверсификации импорта природного газа Европейский Союз стал проводить либерализацию рынка энергоресурсов, вследствие чего постепенно ослабло влияние российского газа на европейские страны. Частые конфликты между Россией и транзитными странами газа — Украиной, Беларусью, Польшей — в области транзитных условий и сборов оказали серьезное воздействие на поставки российского энергоресурса в Европу. В то же время вследствие быстро растущего спроса Азиатско-Тихоокеанского региона на природный газ России приходится корректировать экспортную стратегию в данной области с целью адаптации к требованиям международного энергетического рынка.
Природный газ Центральной Азии прежде играл весьма важную роль в газовой стратегии России. Природный газ из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана проходил через территорию РФ и направлялся в страны СНГ и Европы, а Россия получала транзитные платежи и доходы за транзитную торговлю. Однако с течением времени и изменением ситуации на рынке отношение РФ к природному газу из Центральной Азии также приняло другой оборот.

1. Стратегия России в области экспорта природного газа в Европу
1) Вопросы, с которыми сталкивается Россия при экспорте природного газа в Европу.
Европа является основным рынком сбыта российского природного газа, а также наиболее важным источником экспортных доходов российского газа. В 2014 г. объём экспорта природного газа из России в Европу составил 147,6 млрд м3, что меньше на 9,1% по сравнению с 2013 годом. Главными экспортными рынками российского газа являются Германия (38,5 млрд м3), Турция (26,9 млрд м3), Италия (21,3 млрд м3), и Бельгия (9,9 млрд м3).
Рис.1. Экспорт российского газа в европейские страны, млрд м3
Источник: British Petroleum (BP Statistical Review of World Energy 2015)

Ради достижения диверсификации источников природного газа и уменьшения зависимости от российского газа Европа постоянно стремится к повышению энергетической эффективности и развитию альтернативных источников энергии. В то же время увеличиваются объемы импорта сжиженного природного газа и активируются процессы строительства трубопроводов из других стран-производителей энергоресурса [1, c.86]. В по­следнее десятилетие Европейский Союз проводил реформу либерализации газового рынка, в рамках ЕС был построен единый, открытый рынок, что способствовало усилению конкуренции, ограничило монополию, повысило эффективность и безопасность поставок. В то же время это усилило позиции ЕС в переговорах как экспортера газа.
В 2009 г. ЕС утвердил пакет документов по третьей фазе реформирования газового рынка, запретив энергетическим компаниям заниматься одновременно продажей природного газа и его транспортировкой посредством трубопроводов. Это решение повлекло за собой разделение полномочий и сфер деятельности единых энергетических компаний ЕС, в результате чего третья сторона получила доступ к магистральным газовым трубопроводам, повысилась конкурентоспособность поставщиков природного газа.
Тем не менее, данная стратегия ЕС в секторе природного газа для России явилась серьезным ударом. Согласно регламенту, инвестиции в проекты сотрудничества РФ и стран ЕС, в том числе Германии и Литвы в секторе газа, касающиеся магистральных трубопроводов, локального распределения сети трубопроводов и газохранилищ, должны принудительно разбиваться на части. Кроме того, ЕС потребовал от России изменить закон в области экспорта природного газа, определяющий монопольное положение ПАО «Газпром», разрешая тем самым независимым компаниям-производителям природного газа поставлять в Европу данный энергоресурс. С 2009 г. под воздействием широкомасштабного освоения сланцевого газа США, мировое производство сжиженного природного газа оказалось избыточным и привело к тому, что спотовые цены на данный ресурс стали ниже, чем стоимость российского природного газа согласно долгосрочным контрактам. Таким образом, многие европейские импортеры газа выдвинули требование ПАО «Газпром» о снижении цены на энергоресурс, а также об изменении прежней формулы ценообразования, связанной со стоимостью нефти. В результате двухлетнего антимонопольного расследования в апреле 2015 г. Европейский Союз официально выдвинул антимонопольные обвинения в адрес ПАО «Газпром», заявив, что российская компания злоупотребляет доминирующим положением на газовым рынке Центральной и Восточной Европы, контролируя ценообразование на природный газ, сдерживая конкуренцию на рынке и нарушая антимонопольное законодательство ЕС1.

2) Экспортная стратегия России в секторе природного газа в отношении Европы.
В целях удовлетворения законных требований ЕС ПАО «Газпром» включил в ценовые механизмы и долгосрочные контракты на поставки природного газа в Европу различные методы компенсации. Например, в газовых соглашениях ПАО «Газпром» с Германией, Францией, Италией и другими странами Западной Европы оговорено, что 15% природного газа поставляется по довольно низким спотовым ценам. В то же время ПАО «Газпром» планирует реорганизовать свои европейские активы, создав два независимых друг от друга холдинга, один из которых будет заниматься управлением и эксплуатацией газопроводов, а другой — продажей энергоресурса. Так будет достигнуто соответствие с нормативно-правовыми нормами ЕС. Кроме того, в сентябре 2015 года была предпринята попытка принять новый механизм ценообразования в Европе: Россия начала экспортировать природный газ посредством аукционов на бирже. Большинство покупателей российского природного газа через аукционы — это новые клиенты ПАО «Газпром» (эти компании не имели прежде долгосрочных газовых контрактов с Россией).
Магистральный газопровод через Украину является основным каналом поставок российского природного газа в Европу. В связи с практически монопольным положением транзитной страны между Украиной и Россией многократно возникали разногласия по газовому вопросу. В условиях повышения рисков эксплуатации трубопроводов со стороны Украины, а также невозможностью России гарантировать безопасность поставок газа, РФ активизировала строительство газопровода напрямую в Европу и в обход Украины. В конце 2011 года было закончено строительство и начались поставки газа по первой нитке газо­провода, не проходящего через третьи государства и ведущего напрямую в Европу, который получил название «Северный поток». Данный газопровод через Балтийское море соединил Выборг в России и Грайфсвальд в Германии, а его мощность составила 55 млрд кубических метров газа в год. Строительство «Северного потока» значительно понизило важность позиции Украины в поставках газа в Европу.
В конце 2013 после начала кризиса в Украине Россия отказалась от стратегии поставок газа в Европейский Союз через Украину, а также направила усилия на строительство газопровода по дну Черного моря — трубопровода «Южный поток». Согласно проекту, трубопровод «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря в Болгарию, две последующие ветки — направиться на Балканский полуостров и Австрию [6, c.43]. Мощность «Южного потока» предположительно должна была составить 63 млрд кубических метров газа в год. Подразумевалось, что газопровод будет проложен в обход Украине и выйдет напрямую к территориям Восточной Европы. Однако Болгария, как первая остановка на Западном берегу Черного моря под давлением США и Европейского Союза отказалась одобрить строительство газопровода «Южный поток» на своей территории. В конце 2014 года Россия объявила о замораживании строительства данного газопровода, решив перенаправить трубопровод к Турции. Генеральный директор ПАО «Газпром» А.Б. Миллер заявил, что вместе с расширением поставок газа по трубопроводу «Голубой поток», ведущему к Турции, будет также построен новый трубопровод, достигающий берегов Черного моря и Турции, а впоследствии — предполагалось строительство газового хаба на границах Греции и Турции. Новый проект газопровода получил название «Турецкий поток».
Согласно проекту, Турция будет получать 14 млрд кубиче­ских метров в год (что заменит прежние поставки через Украину). Кроме того, около 50 млрд кубических метров будут доставляться на границу Турции и Греции, где следует организовать точку сдачи. Турция стремится стать транзитным государством, соединяющим Россию и Европу: в настоящее время большинство нефте- и газопроводов проходят через территорию страны, а строительство «Турецкого потока» еще больше укрепит ее позиции как энерготранзитного государства. Кроме того, Россия стала планировать прокладку газопровода через Балтийское море «Северный поток-2» параллельно с «Северным потоком». Мощность данного магистрального газопровода должна составить 55 млрд кубических метров газа в год.

2. Экспортная стратегия России в секторе природного газа в АТР
По мере того, как правительство России ускоряет разработку регионов Сибири и Дальнего Востока, особенно после создания Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2012 г., Россия разработала ряд мероприятий по развитию восточной экономики. ПАО «Газпром» объявил, что «в ближайшее время намерен ускорить реализацию Восточной газовой программы, чтобы нарастить экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион и сделать его, как минимум, сопоставимым с Европой по объему продаж»2. Кроме того, в России существует много актуальных проблем, связанных с разработкой газовых месторождений и со строительством трубопроводов. Например, в России инфраструктура внутренней поставки природного газа остается относительно отсталой. Единая система газо­снабжения (ЕСГ) сосредоточена в основном в западном регионе. Большая часть трубопроводов, построенная еще в советское время, устарела, а сеть трубопроводов на востоке находится в начальной стадии строительства.
В 2014 г. объём экспорта природного газа из России в АТР составил 14,5 млрд м3, что на 1,7% больше, чем в 2013 г. С 2014 года Россия начала экспорт природного газа в Китай (176 млн м3) и Таиланд (87 млн м3). Япония по-прежнему остается крупнейшим в АТР импортером российского газа (11.5 млрд куб. м в 2014 г.). Следующая по объему — Южная Корея (2,6 млрд м3).
Рис. 2. Экспорт российского газа в страны АТР, млн м3
Источник: British Petroleum (BP Statistical Review of World Energy 2015)

Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно страны Северо-Восточной Азии, стремительно развиваются, в связи с чем постоянно растет спрос на энергоресурсы. Таким образом, этот регион является важным направлением российской экспортной газовой политики [3, c.375]. Развитие нефтяных и газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также прокладка нефтепровода, соединяющего Сибирь с Тихим океаном — это важная часть энергетической стратегии России [8, c.110]. В октябре 2012 года президент России В.В. Путин на заседании Комитета Государственной Думы по энергетике отметил, что в нынешней ситуации Россия должна уделять все большее внимание азиатским рынкам, особенно Китаю, Корее и Индии [9, c.204]. Расширение экспорта энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является важной частью энергетической политики России в XXI веке.
С развитием технологий и оборудования для сжижения и транспортировки природного газа на дальние расстояния по­явилась возможность обеспечить транснациональные поставки сжиженного природного газа, поэтому роль этого энергоресурса в мировой торговле стала занимать все более важные позиции. Россия также определила развитие индустрии СПГ в качестве нового приоритетного направления газовой промышленности. В целях содействия деятельности независимых компаний по разработке СПГ, российское правительство предоставило право экспорта нефтяной компании «Роснефть» и газовой компании «Новатэк». «Чтобы избегать конкуренции на мировом рынке между российскими компаниями и способ­ствовать диверсификации направлений экспорта газа, Россия будет осуществлять дальнейшую либерализацию и развитие производства СПГ»3.
В настоящее время ПАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Новатэк» реализуют крупномасштабные проекты по планированию и строительству объектов, связанных с разработкой СПГ. На сегодняшний день в России лишь «Сахалин-2» реализует проект по производству сжиженного природного газа с годовой производительностью в 1000 тонн, который в основном поставляется в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Помимо планов по увеличению поставок СПГ в страны АТР, Россия также активизировала переговоры с Китаем по поводу строительства газопровода. 21 мая 2014 г. китайско-россий­ские газовые переговоры завершились, наконец, решающими результатами. Правительства двух стран подписали в Шанхае межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовом секторе, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация и ПАО «Газпром» заключили договор купли-продажи газа по восточному маршруту. Согласно договору, Россия, начиная с 2018 г. будет осуществлять поставки природного газа в Китай через восточную линию трубопровода, при этом поставки ресурса будут увеличиваться с каждым годом и в конечном итоге достигнут 38 млрд куб. метров в год. Договор заключается на срок в 30 лет.
Поставки природного газа по восточному маршруту будут выполняться из Ковыктинского газового месторождения Иркутской области Восточной Сибири и Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия). При реализации поставок газа ПАО «Газпром» возьмет на себя ответственность за разработку месторождений, строительство газоперерабатывающих заводов и трубопроводов на территории России, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация будет отвечать за сооружение газопроводов, хранилищ энергоресурса и других вспомогательных сооружений на территории Китая. [4, c.57] Строительство российско-китайского газопровода в рамках Восточного маршрута на территории РФ началось 1 сентября 2014 года, а на территории Китая — в июне 2015 года.
9 ноября 2014 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация и ПАО «Газпром» подписали «Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по западному маршруту». Соглашение предусматривает будущие по­ставки энергоресурса по западной линии трубопровода, которые должны выполняться в размере 30 млрд кубометров газа в год, срок контракта составляет 30 лет. Для поставок природного газа в Китай по западному маршруту будет использоваться газ Западной Сибири, где имеются обильные запасы энергоресурса. Разработки данных месторождений газа находятся в заключительной стадии, поэтому созданы практически все основные условия для поставок ресурса в Китай.
В 2015 г. в условиях резкого падения мировых цен на нефть Китай и Россия не смогли подписать договор о строительстве западной линии газопровода и поставках газа в Китай. Тем не менее, ПАО «Газпром» предложил создание нового маршрута трубопровода: третий путь газопровода из Сахалина в Китай. 3 сентября 2015 г. Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок природного газа из России по трубопроводу с Дальнего Востока. Генеральный директор ПАО «Газпром» А.Б. Миллер заявил, что, согласно документу, помимо газопровода «Сила Сибири» и западного маршрута («Сила Сибири-2, ранее — «Алтай») поставки природного газа из России в Китай будут также осуществляться по третьей линии трубопровода.
Заключение. В целом, после кризиса на Украине Европейский Союз активно реализовывал стратегию диверсификации импортеров природного газа, чтобы уменьшить зависимость от России в данной сфере, вынуждая тем самым смещение центра экспортной стратегии РФ на Восток. Эти действия ЕС привели в результате к укреплению сотрудничества России с Китаем и другими странами АТР, диверсификации каналов поставок и увеличению роли России на глобальном газовом рынке. Для сохранения определенной доли на европейском газовом рынке Россия приняла более гибкую ценовую стратегию, что позволило снизить цену на энергоресурс для некоторых европейских клиентов, в то же время активное строительство транснациональных газопроводов уменьшило зависимость РФ от Украины и других транзитных стран. В условиях современной ситуации существует необходимость стабилизации рынков Европы и СНГ. При этом Россия обращает свой взгляд на освоение новых экспортных рынков — через поставки газа в Китай страна активно выходит в Азиатско-Тихоокеанский регион и проникает на новые быстро растущие газовые рынки. Это необходимо России для сохранения доли и позиции на международном рынке газа. В то же время, исходя из спроса стран АТР на природный газ, Россия получает возможность широко осваивать внутреннее производство. Кроме того, разработка газовых месторождений Восточной Сибири и строительство газопровода в Китай также может дать новый импульс для развития восточной части России и экономического роста страны.
Восточная часть России является важным связующим звеном между Российским государством и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому укрепление сотрудничества в данном регионе имеет большое значение для достижения региональной экономической интеграции, как с геополитической точки зрения, так и с точки зрения экономических интересов. Использование энергетического фактора для развития международного сотрудничества в области энергетики способ­ствует более тесным связям России и Северо-Восточной Азии, является взаимовыгодным, а также в значительной степени стимулирует экономическое развитие региона.


Литература
1. Кавешников Н.Ю. Развитие внешней энергетической политики европейского союза // Вестник МГИМО-Университета. — 2013. — № 4. — С.82–91.
2. Леонов Е.С. Особенности смены вектора внешней энергетической политики России на современном этапе // Вестник МГИМО-Университета. — 2015. — № 2(41). — С. 101–108.
3. Лукьянович Н.В. Внешняя энергетическая политика России в условиях мирового экономического кризиса // Экономические науки. — 2009. — № 8(57). — С.373–379.
4. Лю Цянь. Корректировка Российской стратегии экспорта газа и его влияние на китайско-русское сотрудничество // Рынки России, Центральной Азии и Восточной Европы. — 2013. — № 1. — С.47–58.
5. Многополярная энергия. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2015 год // Публичное акционерное общество «Газпром автоматизация», 2016. — 242 с.
6. Мухаметов Р.С. Энергетическая безопасность ЕС и интересы России // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2010. — №1 (73). — С. 39–45.
7. «Россия-2014. Детальный обзор энергетической политики». Международного энергетического агентства. http://www.iea.org/media/russian/IDR_RUSSIA_2014_RUS.pdf, 17 июня 2014 г.
8. Суслов В.И. Необходимость государственного подхода к освоению месторождений природного газа России // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 3. — С. 103–113.
9. Цвигун И.В. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество: современное состояние и перспективы развития //Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Маньчжурия, 24–25 сент. 2013 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 203–211.
10. BP statistical review of world energy 2015, London, 20th June 2015.
11. European Commission. Press release. Antitrust: Commission sends Statement of Objections to Gazprom for alleged abuse of dominance on Central and Eastern European gas supply markets. http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-4828_en.htm. 22 April 2015.

Сноски 
1 “Antitrust: Commission sends Statement of Objections to Gazprom for alleged abuse of dominance on Central and Eastern European gas supply markets”, http://europa. eu/rapid/press-release_IP-15-4828_en.htm
2 http://ria.ru/economy/20120911/747904339.html
3 Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. https:// http://ac.gov.ru/files/content/1578/11-02-14-energostrategy-2035-pdf.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия