Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Павленко И. Г.
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук

Османова Э. У.
аспирант кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)


Сущность и содержание туристской дестинации
В статье обобщены основные теоретические подходы к определению сущности экономической категории «туристская дестинация». Дана характеристика основных подходов к содержанию туристской дестинации. Предложен авторский подход к структуре и составляющим туристских дестинаций
Ключевые слова: туристская дестинация, продукт, туристские ресурсы, инфраструктура
УДК 338.486; ББК 65.433   Стр: 209 - 212

Формирование современной отечественной туристской отрасли, как сложной экономической, социальной и экологиче­ской системы, основывается на взаимодействии ее субъектов, то есть туристов, и объектов — туристических дестинаций. Именно туристическая дестинация выступает ключевым компонентом системы туризма, поскольку ее формируют функционально связанные элементы (туристические ресурсы, туристическая и общая инфраструктура территории, трудовой потенциал и органы управления), которые расположены на определенной территории, имеют информационно-коммуникационные структуры для обеспечения выполнения стратегии и тактики производства и реализации туристского продукта, направленные на эффективную экономическую, социальную и экологическую деятельность в ней.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не сложился единый подход к определению сущности понятия «туристская дестинация». Обусловлено это, во-первых, отсутствием единого международного терминологического аппарата по данной тематике при наличии множества трактовок сущности туристких дестинаций, отличающихся подходами к обоснованию ее функций, составляющих элементов, назначении в экономической системе. Во-вторых, в отечественной нормативно-правовой базе не закреплено содержание понятия туристкой дестинации, при активном употреблении данного термина в законодательной практике. Отечественная научная база и законодательство по управлению развитием туризма зачастую отождествляет понятие туристкой дестинации с такими понятиями, как «туристический центр», «туристский продукт», «туристская индустрия», «туристский регион», что размывает представление о сущности и назначении туристских дестинаций. В-третьих, туристская дестинация — понятие комплексное и многогранное, требующее разностороннего изучения, как со стороны науки, так и эффективного управления. Именно это и обуславливает необходимость рассмотрения основных научных подходов к пониманию природы, сущностных характеристик туристкой дестинации и уточнению ее ключевых особенностей.
Понятие «дестинация» происходит от латинского («destino») и переводится как место назначения, место нахождения, адрес [16]. В современных словарях и энциклопедиях по туризму содержатся следующие трактовки понятия «туристская дестинация»:
● Страны, регионы, города и другие территории, которые привлекают туристов, являются главными местами локализации туристической деятельности, потоков туристов и их расходов; места максимальной концентрации выдающихся туристских памятников, средств размещения, питания, развлечений, других услуг экономического, социального и физического воздействия туризма [9];
● Это физическое пространство, в котором посетитель проводит, по крайней мере, одну ночь. Она включает в себя туристические продукты, такие как вспомогательные услуги и достопримечательности, а также туристические ресурсы, в пределах одного дня с времени начала путешествия. Она имеет физические и административные границы, предопределяющие основы ее управления, образы и представления, определяющие ее конкурентоспособность на рынке. Местные туристические дестинации включают в себя различные заинтересованные стороны, часто — это принимающее сообщество (местное население), и может объединяться в гнезда и сети, чтобы сформировать более крупные дестинации [1].
В Модельном Законе «О туристской деятельности», нацеленном на сближение законодательства и административных процедур, существующих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и относящихся к государ­ственному регулированию, организации, продаже и предложению о продаже туристских услуг на территории государств — участников СНГ, дестинация рассматривается как место назначения туристского путешествия (туристской поездки, тура, экскурсии), место посещения (территория, местность, город, населенный пункт, туристский центр) гражданами, не проживающими постоянно в данной местности и не относящимися к категории местного населения [22]. Необходимо отметить, что данное определение носит достаточно общий характер и не характеризует туристскую дестинацию как экономическую категорию, поскольку, во–первых, не определены географические границы дестинации и условия их выделения, во–вторых, не конкретизированы отличия туристов от, например, сезонных работников, не являющихся местными жителями и не проживающих постоянно на данной территории, однако регулярно на эту территорию прибывающих.
Впервые туристическую дестинацию, как составляющую туристской системы, рассмотрел в 1979 году Нейл Лейпер. В его работе туристская система рассматривается как совокупность пяти элементов, связанных пространственно и функционально: туристов; регионов, генерирующих туристов; транзитных регионов (маршрутов); туристских дестинаций; туристской индустрии. Туристскую дестинацию Н. Лейпер определяет как место, привлекающее туристов для временного пребывания, и те особенности, которые способствуют такой привлекательности (аттракции) [6].
Обобщая вышерассмотренные определения туристской дестинации, можно сделать следующие выводы: среди дефиниций понятия «дестинация» общим является то, что туристская дестинация — это определенное физическое пространство, система объектов, обладающих определенными свойствами, способными привлекать туристов и побуждать их к путешест­вию с целью достижения поставленных целей. Что же касается выделения составляющих туристских дестинаций и ее ключевых характеристик, то они различны и могут выражаться через многообразные подходы к ее определению. Поскольку туристская дестинация выступает в качестве объекта множест­ва исследований в сфере туризма, возникает объективная необходимость структурировать подходы к определению дестинации.
Основываясь на результатах предыдущих теоретических и эмпирических исследований, мы полагаем, что существующие подходы к определению понятия «туристская дестинация» представляют собой комбинацию из трех направлений: территориально-географического, производственного (функционального) и социо-культурного.

1. Территориально-географические исследования
Традиционно туристские дестинации рассматриваются исследователями как различные по размерам территориальные образования — континенты, страны, регионы, местные территориальные образования, курорты и даже отдельные аттракции, выбираемые туристами в качестве пунктов назначения своего путешествия. В рамках данного направления туристскую дестинацию рассматривают в своих работах Н. Лейпер, С. Медлик, П. Пирс, В. Альтхоф, Б. Ричи, Д. Кроуч, М.А. Морозов, Т.А. Себекина, А.Ю. Рябуха, О.А. Никитина, Н.А. Гончарова.
Так, Н. Лейпер определяет туристскую дестинацию как регион туристического назначения, привлекающий туристов для временного пребывания и те особенности, которые способствуют такой привлекательности (аттракции) [6]. В. Альтхоф также под туристкой дестинацией понимает место назначения или целевой регион (места для прогулок, сооружения для проведения свободного времени, коммуны, регионы и пр.) [2]. С. Медлик дополняет определения Н. Лейпера и В. Альтхофа и под туристской дестинацией предлагает понимать места назначения туризма — страны, регионы, города и другие области, которые привлекают туристов, являются основными местами туристической деятельности, и, как правило, занимают большую часть времени и расходов туристов. Также он выделяет три фактора, которые отличают туристскую дестинацию от территории: доступность, аттракции и удобства [9].
Морозов М.А. считает, что ведущую роль в содержании дестинации играет территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающий потребностям туриста и удовлетворяющий его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. [20]. Гончарова Н.А. также относит к дестинациям страны регионы, города и другие территории, которые выбирают для посещения туристы и отмечает, что не только дестинация воздействует на туристов в форме впечатлений, ощущений, но и дестинации являются результатом воздействия туристов [15].
Резюмируя представленные теоретические подходы к определению сущности понятия туристской дестинации в рамках территориально-географических направлений исследований, следует сделать вывод о том, что центральной идеей данного подхода является понимание дестинации как физического пространства, поскольку сам факт туризма возникает лишь при перемещении людей из территории генерации туристов в туристскую дестинацию. При этом исследователи не очерчивают границы дестинации исключительно административно-территориальным устройством, границами туристской дестинации могут выступать пространственные и физические рамки (дестинацией может выступать как отдельная аттракция, так и целая страна). Отличительными особенностями дестинации от географической единицы является наличие потребительского спроса на нее, выражающееся в привлекательности для туристов и необходимой обеспечивающей и вспомогательной инфраструктуры для удовлетворения нужд туристов.

2. Социо-культурные исследования
Представители данного направления исследования в своих работах отмечают, что дестинация является не только местом туристского спроса, но и территорией, на которой постоянно проживают люди, которые находятся в постоянном взаимодейст­вии с туристами. Так, Николаев С.С. определяет дестинацию как социально-географическую местность (место, регион, город, деревня, парк аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений. В своей работе автор отмечает значение социальной составляющей дестинации на формирование туристкой дестинации [21].
Согласно исследованиям Дж. Ларсена, Дж. Урри и К. Aксхаусена [5], «Туризм не просто изолированный «экзотический остров», но также и значительный набор социальных и материальных отношений». Туристская дестинация рассматривается во взаимодействии социально-культурных структур, которые внутренне активны и влияют на их собственное будущее. [4; 10; 11; 12]. Дестинации являются не только статическими местами с физическими свойствами, они также включают в себя нематериальные аспекты, такие, как культура и символические значения [4; 7]. Они образуются в процессе социальной практики (общение, деятельность, восприятие), и трудно определить их границы [12].

3. Производственные (функциональные) исследования
Представителями данного направления исследования понятия «туристская дестинация» выступают Ф. Котлер, Д. Бухалис, А. Лью, С. Купер, Д. Флетчер, Д. Гилберт, Р. Шеперд, С. Ванхилл, Т. Биегер, А.К. Гергишан, Л.Г. Кирьянова, M. Mаненте, В. Мингетти, В. Фрамке.
Д. Бухалис определяет туристскую дестинацию как совокупность разнообразных туристских продуктов, предлагающих комплексный опыт для потребителей [3]. Д. Бухалис также отмечает необходимость рационального управления ресурсами дестинации и обеспечения интересов всех ее заинтересованных сторон — стейкхолдеров (туристов, туроператоров; представителей бизнеса; органов власти; местного населения), т.е. управления дестинацией как единым целостным продуктом. В своих исследованиях он расширяет структуру туристской дестинации, предложенную С. Медлик [9], включая не только аттракции (естественные, рукотворные, искусственные, специально по­строенные, наследие, специальные мероприятия), доступность (транспортная система, состоящая из маршрутов, терминалов и транспортных средств) и удобства (проживание и питание, услуги, розничные продажи, другие туристические услуги), но и доступные пакеты (предварительно сформированные турпакеты и доступные через посредников), виды деятельности (все виды деятельности, доступные в пункте назначения и то, что потребители будут делать во время их посещения) и сопутствующие услуги (услуги, используемые туристами, такие как банки, телекоммуникации, почта, газетные киоски, больницы и т.д.). Дестинация рассматривается им как амальгама туристических продуктов, предлагающих комплексный опыт для потребителей.
В работе А.К. Гергишана [14] туристская дестинация рассматривается как местность, обладающая территориально обусловленным комплексным туристским продуктом, все составные части которого объединены маркетинговой идеей, пропагандирующей уникальность, особенность туристского продукта данной территории, нацеленность на предоставление путешественнику определенного удовольствия, новых впечатлений и эмоций при посещении им этого региона. Купер С., Флетчер Д., Гилберт Д., Шеперд Р., Ванхилл С. [13] определяют дестинацию как совокупность средств и услуг, сформированных для удовлетворения потребностей туристов. М. Маненте и В. Мингетти [8] рассматривают туристскую дестинацию с позиций спроса и предложения и дают следующие определения: 1) туристское место, где развиваются объекты развлечений и где производятся и потребляются туристские продукты; 2) туристский продукт как специфическое предложение, включающее определенный набор ресурсов, развлекательных мероприятий и экономических субъектов территории (как туристов, так и местного сообщества).
Таким образом, в рамках производственного подхода исследователи акцентируют внимание не столько на пространственное расположение и физические границы дестинации, сколько на ее составляющие. Туристская дестинация рассматривается комплексно, во взаимосвязи ее элементов, обеспечивающих путешествие туристов и формирующих их представление о дестинации. На наш взгляд, именно производственный подход, рассматривающий туристскую дестинацию как продукт, является наиболее объективно отражающим сущность понятия туристкой дестинации, рассматривающий ее в качестве амальгамы взаимосвязанных элементов, наличие которых и формирует туристскую дестинацию. Элементы туристкой дестинации неотделимы друг от друга, их комбинация создает уникальный туристский продукт, способствующий формированию туристского спроса и побуждающий к осуществлению путешествия.
Основываясь на анализе рассмотренных теоретических подходов к определению сущности понятия «туристская дестинация», представляется возможным дать авторское определение туристкой дестинации как социально–географиче­ского пространства, характеризующегося наличием объектов и ресурсов, пользующихся туристских спросом, а также инфраструктурой, способной удовлетворить данный спрос, что в сочетании образует уникальный туристский продукт, побуждающий к посещению дестинации, результатом чего становится удовлетворение разнообразных потребностей туристов в отдыхе и повышение экономического благосостояния дестинации. Авторский подход позволяет учитывать следующие особенности: туристская дестинация является комплексным концептом, включающим определенную территорию, обладающую туристским спросом, связанным с наличием определенного набора продуктов и услуг, создающих уникальные ощущения, впечатления и опыт у туристов, в результате чего достигается положительный экономический эффект для принимающей стороны.
Исходя из особенностей туристской дестинации как многомерного экономического понятия, необходимо уточнить составляющие туристской дестинации, что позволит в дальнейшем отличать ее от туристского региона и формировать модели продвижения туристских дестинаций. Наиболее комплексную работу по изучению составляющих туристкой дестинации представил Д. Бухалис [3]. По его мнению, туристскую дестинацию можно рассматривать комплексно как комбинацию (или даже как бренд) всех продуктов, услуг и, в конечном итоге, опыта, получаемых туристом на местном уровне. Такой подход позволяет оценить влияние туризма на региональном уровне, а также управлять спросом и предложением туристского продукта дестинации для получения максимальных выгод для всех заинтересованных сторон.
Его концепция «6А» включает шесть основных составляющих туристской дестинации:
1. Аттракции (от анг. «attractions») — достопримечательности, интересные места (естественные, антропогенные, искусственные, специально построенные для привлечения туристов, культурное и историческое наследие, мероприятия);
2. Доступность (от анг. «accessibility») — вся транспортная система, состоящая из маршрутов, терминалов и транспортных средств;
3. Удобства (от анг. «amenities») — проживание и питание, сеть розничных продаж, другие туристские услуги;
4. Доступные пакеты (от анг. «available packages») — предварительно доступные туристские пакеты через посредников;
5. Виды деятельности (от анг. «activities») — все виды деятельности, доступные в пункте назначения и то, что потребители будут делать во время его посещения;
6. Вспомогательные услуги (от анг. «ancillary services») — услуги, используемые туристами, такие как банковские, телекоммуникационные, почтовые, больниц и т.д.
Рассматривая туристскую дестинацию как комплексный продукт, Л.Г. Кирьянова выделяет следующие уровни этого продукта [17]: основной продукт (то, что выделяет дестинацию среди множества других, ради чего туристы посещают данный объект); сопутствующие продукты (обеспечивают потребление основного продукта, но не имеют ценности для туриста); дополнительные продукты (создаются не для туристов, но потребляются ими во время их пребывания на территории дестинации).
Ф. Котлер [18] выделяет также расширенный продукт, который включает в себя атмосферу предложения продукта, его доступность, легкость взаимодействия туриста с обслуживающим персоналом, с другими туристами, участие потребителей в системе обслуживания. На наш взгляд, расширенный продукт выступает едва ли не ключевым во всей системе продуктов дестинации, поскольку, как было отмечено ранее, продуктом дестинации выступают ощущения, эмоции потребителя, формируемые благодаря впечатлениям и атмосфере. Ф. Котлер также отмечает значимость развитой инфраструктуры и включает политическую стабильность в необходимые условия существования туристской дестинации.
Основываясь на результатах исследований Д. Бухалиса, Л.Г. Кирьяновой, Н. Лейпера, М.А. Морозова, М.Н. Войт, нацеленных на выделение критериев, присущих каждой дестинации, считаем необходимым расширить и дополнить сущностные характеристики туристских дестинаций [3; 6; 19; 17]:
1. Дестинация представляет собой комплексное понятие, выражается в ощущениях и впечатлениях, получаемых туристами от взаимодействия следующих элементов, присущих туристской территории: аттракции, инфраструктура, местные жители, имидж.
2. Дестинация, как продукт, сама по себе имеет потребительскую стоимость и культурную ценность. Отличием от любого другого продукта является то, что этот продукт формирует группа заинтересованных сторон, имеющих разные цели и интересы и получающих разную выгоду от «продажи» продукта.
3. Дестинация является статичным и динамичным продуктом одновременно. С одной стороны, имидж дестинации формируется в течение длительного времени, ее символом зачастую выступают общеизвестные аттракции, что требует постоянного целенаправленного поддержания общепризнанных продуктов. С другой стороны, для поддержания постоянного интереса туристов недостаточно просто эксплуатировать уже имеющиеся аттракции, необходимо реализовывать новые, отвечающие интересам целевых потребителей и не противоречащие аттракциям — брендам региона. В связи с этим туристы выполняют роль не только потребителя продукта дестинации, но и ее создателя, ведь именно на их интересы ориентированы все изменения.
4. Туристская дестинация выступает символом не только определенного региона, находящихся на нем аттракций, но и символом социальных и культурных принадлежностей ее потребителей. Посещая различные дестинации, туристы подтверждают свой статус.
5. Продукт дестинации производится и потребляется в одном и том же месте, при этом продукт может продаваться удаленно. Продавцы продукта (турагенты, туроператоры, туристско-информационные центры и пр.) занимают существенное место в процессе продвижения дестинации, поскольку потребители находятся в пределах другой географической территории, доступность и не затруднительность покупки может сыграть ключевую роль в выборе дестинации.
6. Одной из самых распространенных проблем туристских дестинаций является их сезонность, поскольку зачастую основная доля туристов посещает дестинацию в течение 3–4 месяцев «пика», в остальное время основные фонды и трудовые кадры работают не в полном режиме, что приводит к значительным упущенным выгодам. Невозможность разрешить эту проблему приводит к необоснованному удорожанию туристского продукта, вызванному необходимостью покрытия издержек «низких» сезонов.
7. Инфраструктурой дестинации пользуются не только туристы, но и местные жители, таким образом, туристы выступают катализатором улучшения качества всего комплекса предоставляемых услуг территории. С другой стороны, развивая инфраструктуру региона необходимо учитывать интересы всех ее пользователей. Это позволяет создавать атмосферу гостеприимства в регионе, обеспечивая доброжелательность местных жителей и получать прибыль от использования услуг в низкие сезоны местными жителями.
8. Соответствие качества всех элементов туристской дестинации. Невозможно привлекать туристов в современный курортный комплекс, добраться до которого возможно лишь через множественную смену транспорта или имея враждебное отношение местных жителей. Лишь гармоничное развитие всего комплекса элементов туристской дестинации позволяет привлекать туристов и обеспечивать их постоянный интерес.
9. Наличие системы менеджмента и маркетинга. Любая сформированная туристкая дестинация, пользующаяся устойчивым спросом потребителей имеет организационную структуру, централизованную систему управления, позволяющую развиваться всем ее элементам в едином направлении. Без маркетинга также невозможна туристская дестинация, поскольку этот продукт ориентирован на внешних потребителей, которые могут узнать о дестинации и ее продуктах исключительно благодаря маркетинговому продвижению.
Обобщая результаты анализа составляющих туристкой дестинации нами предложена следующая его структура (рис. 1).
Рис. 1. Составляющие туристской дестинации
Составлено авторами
Вышеизложенные рассуждения позволили определить экономическую сущность понятия «туристская дестинация», как совокупность взаимосвязанных туристских ресурсов (аттракций, обеспечивающей инфраструктуры, вспомогательных услуг), расположенных на определенной территории и в совокупности формирующих уникальный туристский продукт с целью предоставления качественных услуг и формирования положительных ассоциативных образов у туристов, а также получения прибыли предприятиями территории, повышения занятости и благосостояния местных жителей, достижения устойчивого экономического роста региона. Туристская дестинация представляет собой комплексный продукт, результат спроса потребителей (туристов) и предложения производителей (акторов), позволяющего удовлетворить потребности в определенных ощущениях, впечатлениях. Дестинация рассматривается туристом целостно, во взаимодействии всех его продуктов и услуг, ожиданий и впечатлений от их потребления. Соответственно, продуктом являются не туристские ресурсы, а те ощущения, которые испытывает турист от их потребления. Границами дестинации выступают не географические и политические рамки, а сформированные в сознании потребителей объекты, части единого продукта, обладающего туристским брендом, имиджем и репутацией. При этом туристская дестинация существует не только в физическом аспекте, как часть суши, обладающая набором качеств, вызывающих туристический интерес, но и в когнитивном. Когнитивный аспект предполагает совокупность ожиданий туристов от посещения дестинации, их чувства во время путешествия и сложившихся образов на основе личного опыта, которыми они будут делиться с потенциальными туристами после возвращения.
Впечатления туристов формируются всеми участниками туристского рынка региона: представителями туристской инфраструктуры (перевозчики, туроператоры и турагенты, отели, туристические аттракции), сопутствующих рынков (система размещения, питания), органов власти, местными жителями. Для формирования целостного положительного впечатления туриста необходимо взаимодействие всех участников туристического рынка.


Литература
1. A Practical Guide to Tourism Destination Management. Madrid: UNWTO, 2007. 150 p.
2. Althof W. Incoming-Tourismus. Mьnchen; Wien: Oldenbourg Verlag, 2001. 356 p.
3. Buhalis D. Marketing the competitive destination of the future // Tourism Management. 2000. № 21 (1). P. 97–116.
4. Iwashita C. Media Construction of Britain as a Destination for Japanese Tourists: Social Constructionism and Tourism // Tourism and Hospitality Research. 2003. 4(4). p. 331–340
5. Larsen J., Urry J., Axhausen K. Networks and tourism: Mobile social life // Annals of Tourism Research. 2007. 34(1). p. 244–262.
6. Leiper N. The framework of tourism: towards a definition of tourism, tourist, and the tourist Industry // Annals of Tourism Research.1979. Vol. 6(4). P. 390–407.
7. Lichrou M., O’Malley L., Patterson M. Place-product or place narrative(s)? Perspectives in the Marketing of Tourism Destinations // Journal of Strategic Marketing. 2008. 16(1). p. 27–39.
8. Manente M., Minghetti V. Destination management organizations and actors // Tourism business frontiers: Consumers, products and industry. Oxford: 2006. p. 228–237.
9. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality. 3-d ed. Elsevier Science, 2003. 273 p.
10. Pritchard A., Morgan N. Culture, Identity and Tourism Representation: Marketing Cymru or Wales? // Tourism Management. 2001. 22(2). p. 167–179.
11. Saarinen J. Destinations in Change. The Transformation Process of Tourist destinations // Tourist Studies. 2004. 2. p. 161–179.
12. Saraniemi S., Kylänen M. Problematizing the Concept of Tourism Destination: An Analysis of Different Theoretical Approaches // Journal of Travel Research. 2011. 50(2). p. 133–143.
13. Cooper C., Fletcher J., Gilbert D., Wanhil S. Tourism: principles and practice.London: Pitman, 2006. 840 p.
14. Гергишан Андрей Константинович. Формирование стратегии безопасности развития дестинации оздоровительного туризма: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гергишан Андрей Константинович; [«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»]. Санкт-Петербург, 2011. 22 с.
15. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации. — Ольборг: Ольборгский университет, 2010. — 152 с.
16. Дворецкий И.Х. Латинско — русский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1976. — 1096 с.
17. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник КемГУ. 2012. — № 4 (52) Т. 1. — С. 131–136.
18. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити- Дана, 2012. 1071 с.
19. Морозов М.А., Войт М.Н. Теоретико-экономическое содержание понятия «туристская дестинация» // Туризм и культурное наследие. — 2013. — № 2. — C. 188–195.
20. Морозов М.А. Туристские дестинации и закономерности их развития. — М.: 2005. — 155 с.
21. Николаев С.С. Стратегия формирования единого туристского пространства в регионе: (На прим. Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2000. — 16 с.
22. Приложение к постановлению МПА СНГ от 16.04.2015 г. № 42–14. Модельный закон «О туристской деятельности (новая редакция)» [Электронный ресурс]: утв. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств. — URL: http://iacis.ru/upload/iblock/aad/prilozhenie_k_postanovleniyu_42_14.pdf (дата обращения: 29.09.2016).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия