Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Минко И. С.
профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
доктор экономических наук

Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ

Воробьев В. П.
профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Фундаментальный взгляд на экономическую картину современного мира
Рецензия на книгу: Бляхман Л.С. Глобальные, региональные и национальные тенденции развития экономики России в ХХI веке: Избранные труды / ред. сост. И.С. Минко. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та, 2016. – 672 с.

Издательство Санкт-Петербургского университета в 2016 году выпустило книгу Леонида Соломоновича Бляхмана «Глобальные, региональные и национальные тенденции развития экономики России в XXI веке: Избранные труды». Настоящая книга является, к глубокому сожалению, последней публикацией научных трудов, выдающегося учёного-экономиста, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора, доктора экономических наук. Вся 60-летняя трудовая жизнь Леонида Соломоновича была чрезвычайно интенсивным и непрерывным процессом научного творчества. Работая профессором и в последние годы главным научным сотрудником экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, в 2000–2010 гг. консультантом экспертно-аналитического отдела Секретариата Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, он успешно совмещал многогранную научно-исследовательскую, педагогическую, организаторскую и общественную деятельность. Л.С. Бляхман опубликовал более 300 научных работ (в том числе 24 монографии, учебники и учебные пособия), выступал с блестящими докладами на конференциях, подготовил около ста кандидатов и докторов наук, много лет успешно читал современные курсы по экономике в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ (позднее РГИ при СПбГУ), на отделениях профессиональной переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства в качестве второго высшего образования при СПбГУ и Высшей экономической школе при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
Научные идеи и мысли Л.С. Бляхмана, которые всегда опережали время, находясь на острие событий, воплощены в новых учебных дисциплинах, авторских курсах, учебниках, монографиях. Его учебные издания не были учебниками в привычном понимании, они всегда содержали материал, изложенный по проблемному принципу с освещением научных и дискуссионных аспектов, а монографические работы, ставшие большим вкладом в современную экономическую науку, отражали важные исторические этапы, через которые проходила в своём развитии наша страна. В этих работах всегда содержался глубокий анализ существующего положения в экономической и социальной сферах, выявлялись новые тенденции в развитии, обосновывались выводы, перспективы и рекомендации, направленные на совершенствование хозяйственного механизма, повышение эффективности экономики и управления народным хозяйством. Действительность подтверждала и продолжает подтверждать справедливость суждений Л.С. Бляхмана. Многие его работы были переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
Предыдущей крупной работой Л.С. Бляхмана была монография «Три цвета экономического времени», вышедшая в 2011 году и построенная как сборник очерков. В ней представлен подробный анализ трех этапов социально-экономических преобразований в России с 1990 по 2011 гг.: первого этапа – «шоковой терапии» (1990-е годы), завершившегося кризисом и дефолтом 1998 года; второго этапа – приостановки деградации и некоторого оживления экономики, закончившегося кризисом 2008–2009 гг.; третьего этапа – посткризисной модернизации экономики России в быстро меняющемся мире. Книга помогала увидеть и понять глубину провалов в российской экономике и их причины, сопоставить отечественные и мировые достижения. Сегодня мы знаем, что третий этап преобразований в 2014 году сменился новым кризисным периодом и падением экономики России, вызванным, как внешними факторами, так и неприспособленностью экономической системы страны к складывающимся реалиям.
В настоящее время Россия пока отстает от развитых стран в экономической, социальной, научно-технической и других областях. Стали очевидными резко возросшие угрозы национальной безопасности России, порождаемые, прежде всего, внешней зависимостью российской экономики – технологической, промышленной, финансовой. Об этом красноречиво свидетельствуют факты, приведенные в докладе С.Ю. Глазьева Совету Безопасности России 17.09.2015 года (http://rusnext.ru/recent_opinions/1442491283). Так, сумма валютных активов России, размещенных в подконтрольных США странах, превышает 1,2 трлн долл. и продолжает расти, несмотря на угрозы дальнейших санкций в отношении нашей страны со стороны Запада. Россия ежегодно теряет до 60 млрд долл. из-за разницы доходности занимаемого и размещаемого за рубежом капитала. Финансовая система России до сих пор находится под сильным внешним давлением. Для борьбы с инфляцией, по рецептам МВФ, Центральный банк РФ вынужден поддерживать высокую ключевую ставку процента на уровне, превышающем среднюю рентабельность реального сектора, что препятствует его кредитованию и усиливает негативное действие внешнеэкономических санкций на экономику нашей страны.
По-прежнему сохраняется неэффективная структура российской экономики – сырьевая специализация, упадок обрабатывающей промышленности, неразвитость инвестиционного сектора, зависимость от внешнего рынка. Нет признаков перехода экономики на инновационный путь развития (возможно, за исключением военно-промышленного комплекса): доля инновационно-активных предприятий составляет лишь 10%, доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции – 2,6%, расходы на научные исследования (% к ВВП) – 1,5%, удельный вес российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке – 0,3%, доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса – около 10%. Объёмы инвестиций в основной капитал не превышают 20%, что в 1,25 раза ниже нормативов. Износ основных фондов достиг 78%. Доля продукции машиностроения составляет лишь 14% в объеме промышленного производства, хотя именно машиностроение является базовой отраслью, обеспечивающей инновационное развитие всех других отраслей и видов деятельности. Вследствие этого доля импортного оборудования во внутреннем спросе превышает 65%. В результате тормозятся не только инновационные процессы, но снижается эффективность всей экономической деятельности: рентабельность производства составляет лишь 9,5%, рентабельность активов – 6,8% (http://rusnext.ru/recent_opinions/1442491283).
Кризис в экономике РФ неизбежно отрицательно влияет и на социальные процессы. Остановилось улучшение жизни населения России, наметившееся в 2000-е годы. Рождаемость остается на уровне 13,2 человека на 1000 человек населения, естественный прирост – 0,2 человека на 1000 жителей, что в 62 раза ниже предельно допустимого уровня. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума превысила 11%. Растет социальное неравенство: разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп населения превышает 16 раз (http://rusnext.ru/recent_opinions/1442491283).
Новая книга Л.С. Бляхмана не только предупреждает о нарастающих угрозах для развития страны, но и предлагает пути их преодоления на основе коренного изменения экономической политики.
Содержание книги, как и предыдущей, построено на последних статьях автора, написанных в 2012–2014 гг. и объединённых общей проблематикой. Эти статьи опубликованы в российских периодических экономических изданиях в 2012–2015 гг., большинство – в журнале «Проблемы современной экономики». Во всех разделах книги убедительно доказывается необходимость перенастройки экономической политики на социальное развитие страны на основе новой индустриализации как первоочередного этапа формирования инновационной экономики. Анализ российской экономической действительности автор строит на сопоставлении с мировым опытом развития передовых экономик. Подробно рассматриваются методологические основы регулирования инновационной экономики и новой индустриализации, роль инфраструктуры в их развитии, проблемы и основные направления институциональных реформ российской экономики и ее социально-экономических институтов. Неоднократно и последовательно развивается мысль о необходимости и путях перехода от либерально-монетарной к институциональной модели финансирования структурных преобразований с учетом практики других стран.
В противоположность положениям неоклассической экономической теории, которая не изучает социальную политику и поведение государственных и общественных организаций, Л.С. Бляхман включает социальную политику в предмет новой политэкономии в качестве важнейшего элемента этой науки. В книге подчеркиваются, аргументируются и развиваются положения о том, что переход от индустриального и рентно-долгового капитализма к инновационному обществу в условиях глобального системного кризиса коренным образом изменяет субъект, объект и методы реализации социальной политики с учетом первостепенной важности развития социального и человеческого капитала, трансформации модели государства благосостояния.
В качестве основных направлений практического перехода России к новой модели экономического роста автор подробно рассматривает три направления: 1) формирование новой агроиндустриальной политики; 2) инновационной промышленной политики; 3) новой политики в области инфраструктуры. Выдвигается альтернативная политико-экономическая концепция инфраструктуры как ведущего и ограниченно рыночного сектора инновационной экономики, новой общественной производительной силы. Обосновывается необходимость оценки инвестиций в инфраструктуру с учетом не частно-предпринимательского, а внешнего экономического, социального и экологического эффекта, отказа от ориентации на самоокупаемость элементов инфраструктуры и установления тарифов на базе фактической себестоимости и проектной рентабельности инвестиций.
Значительная часть книги является вкладом автора в развитие новой политэкономии. Рассматриваются теоретические концепции и положения по важнейшим вопросам современной экономической теории и практики. Читатель найдёт материалы, содержащие глубокий анализ причин и последствий революции в организации бизнеса, которые обозначили новый этап обобществления производства с далеко идущими экономическими и социальными по­следствиями. Раскрыты сущность, политико-экономические основы и социально-экономические аспекты новой индустриализации на всех ее уровнях, региональные и макрорегиональные явления и тенденции новой индустриализации, её направления в мезоэкономических секторальных комплексах (топливно-энергетическом, высоких технологий, военно-промышленном и других). Чётко выделены теоретические основы перехода к социально-инновационной планомерной экономике с отходом от рентно-долговой модели, новые концепции теории фирм и их системной реструктуризации на базе обобщения мирового опыта. Рассмотрены новые модели организации бизнеса и интеграции фирм, сущность, роль и формы участия финансовых потоков в современных экономических процессах.
Первоочередное внимание, как целевым приоритетам, уделяется решению социальных проблем, улучшению условий жизни людей, развитию человека. Одна из статей книги специально посвящена экономическим предпосылкам улучшения и сохранения здоровья населения, увеличения продолжительности жизни.
Во всех разделах книги проводится мысль о том, что наиболее острая фаза финансового и экономического кризиса для России уже прошла, но системный социальный кризис, связанный со сменой длинных волн экономического развития, продолжается. Это неизбежно привело к опасному росту неустойчивости экономики и существенному повышению уровня риска производственных инвестиций. Автор аргументированно доказывает, что единственно возможным способом скорейшего выхода страны из этого кризиса может быть только переход от индустриальной и рентно-долговой к конвергенционной социально-инновационной экономике.
Для перехода России к инновационной экономике потребуется новая индустриализация на базе современных технологий и глобальных цепей поставок при кардинальном усовершенствовании и качественном изменении многих традиционных производств. Основным критерием эффективности новой индустриализации является комплексная общественная производительность труда, резкое и качественное повышение которой потребует формирования новой системы социальных институтов и критериев оценки эффективности всех звеньев экономики, развития глобальных сетей-поставок, прежде всего со странами ОЭСР, СНГ и Юго-Восточной Азии. Предстоит разработать модель и методику оценки, уточнить перечень и сравнительную значимость ее показателей на национально-региональном, секторальном и локальном уровнях.
Автором доказывается, что программа модернизации экономики не может ограничиваться только совершенствованием финансово-бюджетной и административной политики. В современной России сложилось убийственное сочетание ультралиберальной свободы движения капиталов и вывода активов в безналоговые офшоры с антилиберальным подчинением бизнеса клану чиновников. Для эффективного проведения новой индустриализации необходимо органическое соединение федеральной и региональной промышленной политики, основанной на согласованных решениях власти, общества и бизнеса. И такой подход назрел уже давно.
В книге убедительно обосновано, что переход от существующей рентно-долговой к социально-инновационной экономике должен осуществляться на базе общественно-договорной политики, ликвидации кланово-клиентских отношений власти и бизнеса, на основе широкого международного сотрудничества, в том числе и в Евразийском экономическом союзе. Иначе Россия будет обречена на поражение в мировой конкуренции. Принимаемые же до сих пор частные меры не помогут преодолеть имеющееся отставание от развитых стран в новой индустриализации и инновационном развитии. Только качественное изменение отношений власти, бизнеса и общества на основе стратегического планирования, введения системы социальных стандартов, эколого-технологических и экономических нормативов смогут решить данную задачу.
Одной из главных проблем, подлежащих решению, является развитие внутреннего платежеспособного спроса на инновации со стороны крупного, среднего, малого бизнеса и домохозяйств, ВПК, медицины, машиностроения, АПК, ЖКХ и других новых и уже сложившихся секторов экономики на базе ликвидации оффшорных монопольных конгломератов, преобразования хозяйственного законодательства, проведения налоговой реформы и т. д. В книге показано, что широкое использование мирового и отечественного опыта с учетом происходящих в последние годы изменений, создало базу для реформирования оборота интеллектуальной и промышленной собственности, статуса фундаментальной науки, правовой и организационной базы инноваций и всей инновационной системы.
Автор совершенно справедливо считает, что на этапе перехода от индустриального и рентно-долгового к социально-инновационному обществу социальная политика становится важнейшим предметом новой политэкономии.
В книге предложено новое определение социальной политики, основанной на социальной справедливости, исследованы принципы ее организации и критерии оценки эффективности. Выделены приоритетные направления социальной политики в условиях новой индустриализации, направленные не столько на перераспределение общественного богатства, увеличение пособий, дотаций и т.д., сколько на развитие массового предпринимательства, инноваций, повышение квалификации и производительности труда. Показаны преимущества институциональной модели социальной политики над либерально-монетарной. Сделан вывод, что социальная политика должна стать главным предметом новой политэкономии.
Новые тенденции демографического и национального развития породили массовую миграцию населения во всём мире. Автор считает, что кризис современных цивилизаций, вызванный, в первую очередь, не национально-конфессиональными, а социально-экономическими факторами, может быть разрешён только на базе новой индустриализации и перехода от рентно-долговой к социально-инновационной экономике. В этих условиях российская национальная и конфессиональная политика должна обязательно учитывать изменения этнической структуры общества, различия в менталитете разных национальностей при разработке программ новой индустриализации как национальной идеи, объединяющей различные социальные группы.
В книге также показано, что новая индустриализация предъявляет повышенные требования к физическому и психическому здоровью трудящихся, к увеличению продолжительности их трудоспособной жизни, снижению смертности по социально обусловленным причинам. Современное здравоохранение превращается в ключевой сектор национальной и международной экономики. В связи с этим в России необходима коренная реформа организации охраны национального здоровья, включая не только медицину, фармакологию, производство и использование техники, медицинское страхование, но и всю систему факторов, определяющих здоровье поколений.
Переход к новому технологическому укладу, новой парадигме экономического развития, сдвиги в социальной структуре общества создали предпосылки и сделали необходимой новую индустриализацию, основанную на развитии и эффективном использовании общественных производительных сил для создания компьютерно-автоматизированных рабочих мест, глобальных сетей цепей поставок и создания добавленной стоимости. Новая индустриализация, как показывает автор, осуществляется на макро-, мезо- экономическом, региональном и локальном уровнях, создавая в дополнение к рыночной и государственной также и корпоративно-межфирменную систему регулирования.
Значительное внимание в исследованиях автора уделено реформе образования, которая является ключевым условием создания устойчивой инновационной экономики, соединяющей экономические, социальные и экологические критерии. Поэтому и образовательная политика определяется как социально-экономическая подсистема. В социально-инновационной экономике появляются новые требования к человеческому капиталу, а это неизбежно приводит к необходимости проведения реформы системы образования, особенно высшего, с учетом рыночных и социальных функций этой отрасли знаний. К сожалению, до тех пор пока инновации не станут осознанной необходимостью всего общества, коренная реформа образования невозможна, так как изменение содержания и методов обучения, а также системы управления образованием должны базироваться на прогнозировании запросов рынка труда, использовании современных информационных технологий, включении коммунальных колледжей в систему высшего образования, развитии университетских комплексов, соединяющих науку, инновации и непрерывное обучение в течение всей жизни.
В работе показано, что локомотивом социально-экономического развития России может стать агропромышленный комплекс, но при условии формирования новой агроиндустриальной политики, учитывающей конкурентные преимущества и институциональные слабости российского АПК. Отмечается, что при формировании инновационной агроиндустриальной политики важно учитывать роль АПК как социально-экологической основы национальной жизнедеятельности, а не только товаропроизводителя и источника трудовых и финансовых ресурсов. Исследование проблем глобализации АПК доказывает, что увеличение его финансирования без коренных институциональных реформ не решает проблему. В книге подробно рассматривается сущность новой модели экономического роста, принципы и инструменты современной промышленной политики и её основные направления в России.
Показано, что переход к новой модели требует радикального преобразования промышленной политики, продиктованной требованием модернизации экономики. Механизм ее проведения в России должен включать в себя три взаимосвязанных направления: переход к новому технологическому укладу (это потребует громадных инвестиций), формирование новой системы социальных институтов, культуры норм поведения (для этого требуется длительное время) и преобразование организации и управления хозяйством, что можно осуществить в относительно короткие сроки и с меньшими затратами, используя мировой опыт с обязательным учетом особенностей России.
Автором выдвинута альтернативная политико-экономическая концепция инфраструктуры как ведущего сектора инновационной экономики, общественной производительной силы. Установлено, что для ее большей части не характерны основные рыночные категории – совершенная конкуренция (она невозможна при естественной монополии), полная информация о качестве и издержках производства (при отдалении мест и момента покупки и потребления товара), частная собственность (инфраструктурные фирмы используют общественные ресурсы), рациональное поведение (выделяются приоритетные и льготные потребители). Особая роль инфраструктуры определяет ее типологию, новые тенденции развития, специфику отношений собственности и ценообразования, значение инфраструктуры для межгосударственной и региональной экономической интеграции.
Автор подчёркивает, что в условиях новой индустриализации материальную основу модернизации экономики составляют инвестиции, для привлечения которых необходимо создание благоприятного и надёжного инвестиционного пространства. Это влечёт за собой коренное изменение роли и политики государства в публичных финансах и означает отказ от административного давления на бизнес с целью изъятия его доходов, а также развитие стратегического управления, связанного с ликвидацией институциональных провалов (потерь от низкого качества институтов и их ориентации на интересы приближенных к власти фирм) и создание новых институтов, способствующих развитию массового, прежде всего инновационного, предпринимательства. Делается вывод, что для новой индустриализации необходим переход от либерально-монетарной к социально-институциональной модели финансирования структурных преобразований.
В книге рассмотрены новые концепции теории фирм, вводится понятие их системной реструктуризации, обобщается мировой опыт, выявляются проблемы и пути эффективной реструктуризации российских фирм, включая промышленные компании и банки.
В современной экономике фирма превращается из микроэкономической в мезоэкономическую структуру, которая не только производит товары и услуги, но участвует в планировании и организации глобальных цепей поставок и создании стоимости на определённом сегменте рынка. Таким образом, анализом новых тенденций в управлении производством завершается всестороннее исследование автором совокупности сложнейших проблем экономики современной России.
Список реально использованных в работе отечественных и зарубежных источников научной литературы и статистических данных насчитывает около 700 наименований и отражает широчайший энциклопедический кругозор автора.
В книге Л.С. Бляхмана читатель увидит наше прошлое, настоящее и будущее. Она необходима обществу не только сегодня, но и в обозримой перспективе. Проблемы российской экономики, поднятые в ней, остаются актуальными и даже обостряются.
Издание избранных трудов Л.С. Бляхмана стало итогом большой работы коллектива его учеников и единомышленников, а также его супруги – верной спутницы и ближайшего друга. Несколько статей, составляющих книгу, написаны Л.С. Бляхманом совместно с Е.Г. Черновой, Н.Ф. Газизуллиным и В.В. Зябриковым.
В подготовке настоящего издания принимали участие И.Л. Лойцянская, Е.Г. Чернова, Н.Ф. Газизуллин, Е.Г. Скобельцына, В.П. Воробьев.
Книгу можно заказать в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия