Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Петрова А. Д.
старший преподаватель кафедры финансов и кредита
Уфимского государственного нефтяного технического университета


Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур России
В статье анализируется диверсификация мировой экономики, следствием которой стали значительные преобразования в развитии международных связей, повлекшие за собой изменение политических, социальных и правовых процессов в каждой стране, принимающей активное участие в процессах глобальной экономики. Особое внимание уделено закономерностям и тенденциям развития конкурентных способностей малого и среднего бизнеса под воздействием современных геополитических реалий. Базой служит анализ динамики развития субъектов предпринимательства, основанный на статистических данных, отмечается, что в условиях дестабилизации мировой экономики отмечается, что Правительство России отводит существенную роль субъектам предпринимательства, которые, благодаря своей маневренности, более адаптированы к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка
Ключевые слова: Российская Федерация, малое и среднее предпринимательство, конкурентоспособность, предпринимательские структуры
УДК 338.142.2; ББК 65.29   Стр: 87 - 90

В современной международной рыночной системе основным субъектом экономических отношений, на всех уровнях и во всех сферах, выступает предпринимательская структура. Данный факт обуславливает повышенные требования к методам управления ими. При этом одним из существенных аспектов результативного функционирования предпринимательских структур в рыночных отношениях является управление их конкурентоспособностью. В условиях модернизации производства и изменения экономической ситуации в Российской Федерации, особое значение приобретает проблема выработки подходов к управлению конкурентоспособностью предпринимательских структур [2, с. 200–202].
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об управлении конкурентоспособностью предпринимательских структур, надлежит определить, что подразумевается под конкуренцией и конкурентоспособностью предпринимательских структур с позиции управления. Весьма простую и достаточно ёмкую дефиницию конкуренции приводит Фатхутдинов Р.А. В частности, он пишет, что «конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для тотального доминирования или достижения иных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [8]. Наряду с тем, конкуренция, выступая в качестве движущей силы экономического прогресса, принуждает производителей непрерывно разрабатывать более совершенные решения для повышения своей конкурентоспособности, как на отечественном рынке, так и в рамках международных отношений. При этом, независимо от выбранной цели и функций, каждая предпринимательская структура стремится не только управлять уже существующими у неё конкурентными преимуществами, но и вырабатывать новые, отличные от прежних. Управление конкурентоспособностью предприятия в своей сущности является деятельностью, направленной на формирование управленческих решений, ориентированных на противодействие вероятным воздействиям внешних факторов и достижение доминирующих позиций, соизмеримых с поставленными стратегическими целями [5, с. 91–94].
С точки зрения И.А. Сидунова, существует шесть основополагающих положений управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры.
1. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры преимущественно зависит от конъюнктуры среды его существования. Важно своевременно оценить ситуацию и не упустить момент для освоения конъюнктурных изменений [1, с. 43, 44].
2. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур представляет собой направленное воздействие на конкретный объект для достижения конкретной цели, обусловленное доминированием по конкретным показателям или параметрам над аналогичной системой.
3. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры — основано на неизменно стабильной выработке определённой модели поведения управляемого объекта, которая должна олицетворять итог управленческого воздействия. Стало быть, поведение, заданное целью управляемого объекта по достижению конкурентоспособности, олицетворяет и цель, и результат управления.
4. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур должно быть результативным. Следовательно, это должно выражаться и в поведении социально — экономической системы при формировании конкурентоспособных параметров и при формировании результата. К примеру, в целях достижения конкурентоспособности предпринимательской структуры на конкретном рынке были задействованы технологии, созданные указанной структурой, результатом которых стало расширение рынка сбыта конкретной продукции.
Поведение, в данном случае, выражает внешнее проявление управления конкурентоспособностью. Следовательно, результативность управления конкурентоспособностью обусловливается тем, насколько результаты поведения объекта управления отвечают цели, а именно тем результатам, которые полагалось получить, когда задавалось поведение объекта [4, с. 22–25].
5. Результативное управление конкурентоспособностью невозможно без достаточного объёма актуальной и своевременной информации. Поскольку процесс управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры представляет собой логично выстроенное движение информации при целеустремлённом поведении.
Информация, необходимая предпринимательской структуре, для динамичного роста конкурентоспособности в условиях рыночной конъюнктуры предполагает некоторые капитальные вложения. Тем самым, задавая вектор максимизации прибыли, предпринимательская структура, должна рассчитывать либо на собственную интуицию, в случае малого бизнеса, либо запланировать дополнительные издержки на приобретение данной информации, если речь идёт о крупном бизнесе.
6. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры являет собой процесс формирования и самореализации предпринимателей в определённом бизнесе. В этой ситуации управление позиционируется как управленческая деятельность, при которой сам предприниматель, будучи субъектом управления, устанавливает параметры оценки. Данная сторона управления многоаспектна, комплексна и требует для своей реализации привлечения значительного объёма информации, с учётом трансформирующейся внешней и внутренней среды.
Наряду с рассмотренными положениями, управление конкурентоспособностью предприятия является научной категорией, отражающей содержание ряда внутренних взаимосвязей:
1. Обособление соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия: внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной).
2. Выявление трёх уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).
Стратегическое управление, как правило, направлено на долгосрочные перспективы развития (от 3 лет и более) и исполняется на уровне высшего руководства предприятия. Основной целью данного вида управления выступает формирование, поддержание и развитие стратегических конкурентных преимуществ предприятия.
По мнению автора исследования, конкурентное преимущество предприятия является таковым, если оно носит глобальный характер, то есть является постоянно устойчивым во времени и неизменно привлекает инвестиционное и общественное внимание к деятельности предприятия. Следовательно, показателем, отражающим результат стратегического управления, является стратегический успех или неуспех деятельности организации на рынке.
Тактическое управление конкурентоспособностью вырабатывает тактику обеспечения предприятия конкурентоспособностью, находящую своё отражение в совокупности видов, приёмов и методов конкурентной борьбы, выбранных и реализованных предприятием на практике против конкурентов. Дальнейшее развитие тактического управления неизменно перерастает в формирование конкурентной стратегии предприятия. Совокупность результатов, отождествляющих достигнутый уровень в формировании, поддержании или развитии стратегического конкурентного преимущества за тактический конкурентный период, выступает наглядным показателем тактического управления. В то время как, под тактическим конкурентным преимуществом подразумевается способность не только поддерживать ограниченное влияние внешней среды предприятия, но и достаточную устойчивость развития во времени, что препятствует «нейтрализации» его конкурентами.
Текущее управление, как объект оперативного менеджмента, осуществляется непрерывно в процессе решения текущих задач по обеспечению конкурентоспособности предприятия (договорная, текущая хозяйственная работа и т.д.). Кроме того, оперативное управление конкурентоспособностью подразумевает проведение конкурентного маневрирования, осуществляемого с помощью комплекса мер, разрабатываемых и реализуемых для устранения непредусмотренных ранее диспропорций. При этом, стоит отметить, что тактический и оперативный уровни управления конкурентоспособностью предприятия осуществляются всеми субъектами управления, сосредоточивая основное внимание на среднем и нижнем звеньях управления. Акцент делается на среднесрочные (период от 1 года до 3 лет) и краткосрочные (до одного года) периоды.
3. Каждая сфера управления конкурентоспособностью должна осуществлять соответствующие функции — группа неизменных, взаимосвязанных между собой действий субъекта управления (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, регулирование и контроль), обусловленные выбранными видами и методами конкурентной борьбы в рамках разработанных стратегии и тактики.
У каждого предприятия, в процессе его развития, возникают определённые проблемы и задачи, преодоление и решение которых осуществляется посредством применения всевозможных управленческих технологий и методик. Проанализировав современную экономическую литературу по данному вопросу, автором были выявлены семь ключевых характеристик состояния предприятия: платёжеспособность, прибыльность, стратегическая направленность управления, адаптивность системы управления, финансовая и управленческая прозрачность, управляемость бизнеса и инвестиционная привлекательность.
Взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью представлена в табл. 1.

Таблица 1
Взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью
ХарактеристикаКонкурентоспособность
1. ПлатёжеспособностьОперативный уровень управления конкурентоспособностью (конкурентоспособность продукции)
2. Прибыльность
3. Стратегическая направленностью управленияТактический уровень управления конкурентоспособностью (интегральный показатель финансово-хозяйственного состояния предприятия)
4. Адаптивность системы управления
5. Финансовая и управленческая прозрачность
6. Управляемость бизнеса
7. Инвестиционная привлекательностьСтратегический уровень управления конкурентоспособностью (рост стоимости предприятия)
Составлено автором

Таким образом, процесс управления конкурентоспособностью, как и управление любым другим объектом, носит циклический, относительно замкнутый характер. Данный процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки цели, задач и заканчивается выполнением этих задач, то есть достижением конкретного результата. Основываясь на полученной информации о результатах (достижения или не достижения цели), уточняются и конкретизируются поставленные ранее задачи, ставятся новые, возможно, выдвигается новая цель, и цикл начинается заново.
Не является исключением и управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях активной интеграции Российской Федерации в международное бизнес-сообщество, с единственной поправкой, что решение вопроса об управлении конкурентоспособностью предпринимательских структур, в данной ситуации, выходит на иной уровень. Основным его аспектом, становится создание конкурентных преимуществ, ориентированных на международный масштаб [5, с. 40–44]. Следовательно, политика в области конкурентоспособности становится одним из составляющих элементов общей политики не только отдельно взятого предприятия или сектора, но и страны в целом. Как правило, выделяют несколько базовых факторов, влияющих на формирование политики в области конкурентоспособности предпринимательства при выходе на международный уровень:
– конкурентоспособность продукции;
– борьба с конкурентами;
– возможность внедрения инновационных технологий;
– обстоятельства на рынке сбыта;
– инфраструктурная обеспеченность предпринимательской деятельности.
Осуществление указанных направлений и их взаимодействие решается самой системой управления конкурентоспособностью.
При разработке системы управления конкурентоспособностью учитывается конкретная деятельность предприятия, с целью обеспечения проведения заданной политики в достижении поставленных целей. При этом масштабы системы конкурентоспособности должны отвечать целям и задачам конкурентоспособности.
Следовательно, система управления конкурентоспособностью предприятия представляет собой способ создания результативного взаимодействия управляющих и исполнительных структур, участвующих в создании и развитии предпринимательской среды как внутри страны, так и за ее пределами.
Таким образом, современное воздействие международной экономической среды мотивирует страны к постоянному поиску конкурентных преимуществ в развитии и функционировании предпринимательских структур. В этих условиях достигнутый уровень конкурентоспособности предпринимательских структур свидетельствует о том, что особую актуальность в данном вопросе приобрело системное управление предпринимательской структурой, путём развития на общефедеральном и региональном уровнях инфраструктуры предпринимательства. Инфраструктура предпринимательства является важнейшей характеристикой, влияющей на приток инвестиций, и её состояние напрямую влияет на себестоимость продукции, производимой на данной территории.
Достижение уровня конкурентоспособности для региона как субъекта конкурентной борьбы, является не только возможностью повышения эффективности развития, но и правом занять достойное место в системе федерального устройства, а также воздействовать на экономический рост страны [3, с. 22–25].
По мнению автора исследования, решающим фактором обеспечения долговременных устойчивых конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства выступает влияние многоканальной системы государственной и муниципальной поддержки, вобравшей в себя значительную часть инструментов информационной, имущественной, финансовой и прочей поддержки. Так, на федеральном уровне реализуется ряд масштабных программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах. Основными среди них выступают: программа Министерства экономического развития Российской Федерации, программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк», а также программа гарантийной поддержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».
К настоящему времени в нашей стране прошли апробацию меры и инструменты поддержки субъектов МСП, которые, в свое время нашли широкое применение в зарубежных странах, располагающих многолетним опытом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К числу подобных инструментов, в частности, относятся: создание бизнес-инкубаторов и технопарков, инструменты информационно-консультационной поддержки предпринимателей, предоставление грантов на начало собственного дела, предоставление микрозаймов и гарантий по кредитам [7].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году на реализацию мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета выделено более 135 млрд рублей. Одно из ключевых мест в действующей системе поддержки субъектов предпринимательства занимает программа Министерства экономического развития Российской Федерации, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предприятий на территориях при условии софинансирования расходов из бюджетов регионов [6]. Данный подход сфокусирован на стимулирование регионов к осуществлению активной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что одним из факторов, влияющих на развитие конкурентоспособности отечественных МСП в условиях современной экономики, является планомерное развитие широкой сети организаций, образующих инфраструктуру финансовой, информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательской деятельности. На территории Российской Федерации указанная инфраструктура представлена 82 региональными гарантийными организациями, 73 региональными микрофинансовыми организации, 132 бизнес-инкубаторами, 5 промышленными парками и 2 технопарками, 87 центрами поддержки субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства, 36 центрами поддержки экспорта, а также 48 региональными интегрированными центрами.
Между тем, сложившаяся ситуация позволяет говорить о наличии значительного потенциала повышения эффективности мер государственной политики, осуществляемой региональными правительствами по отношению к развитию сектора малого и среднего предпринимательства. При этом речь идет не столько об отсутствии результатов реализуемых мер по созданию благоприятной предпринимательской среды, сколько о недостаточно скоординированной политике государства по отношению к управлению конкурентоспособностью сектора малого и среднего предпринимательства в целом.
Совокупность обозначенных факторов в условиях современной экономической конъюнктуры диктует необходимость изменения базового подхода к осуществлению государственной политики в сфере развития и управления конкурентоспособностью малого и среднего предпринимательства. Имеется ввиду, что параллельно с основной целью политики регионов — созданием долговременных конкурентных преимуществ в развитии региона — должна прорабатываться стратегия создания процедур и механизмов оценки региональной институциональной инфраструктуры развития путём исследования степени приемлемости предпринимательской среды для осуществления деятельности иностранных и отечественных инвесторов, а также региональных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Вместе с тем, на региональном уровне целесообразно было бы рационально формировать комплексную программу проведения оценки институциональной инфраструктуры предпринимательства в качестве специализированной и действующей на постоянной основе системы мониторинга и распространения информации. Кроме того, данная программа позволит проводить исследование социальной и экономической ситуации, складывающейся на территории региона, выявлять «узкие места» и разрабатывать предложения по принятию аргументированных управленческих решений, учитывающих потребности региона. Основными направлениями разрабатываемой программы должны стать не только поддержание уже существующих производств, но и привлечение инвесторов для создания новых, что обуславливает проведение постоянного мониторинга как внешней экономико-политической конъюнктуры, так и выявления сильных и слабых сторон позиций региона с целью оптимизации конкурентных преимуществ.
В связи с этим, программы регионального развития должны сопровождаться мерами по формированию механизмов и процедур оценки индикаторов эффективности управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рамках мониторинга рационального использования конкурентного потенциала предпринимательской деятельности России на международной арене.


Литература
1. Базаров Т. Роль лидера в кризисе // Управление персоналом. — 2009. — №17 (219). — С. 43, 44.
2. Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Интеграция инновационных предприятий как компонента национальной системы в условиях вступления России в ВТО // Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых VI-е «Нугаевские чтения»: сборник материалов. — Казань: КНИТУ, ВШЭ, 2013. — С. 200–202.
3. Катенев В.И. Сетевая экономика: новый методологический подход к организации предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 2 (22). — С. 22–25.
4. Комарова М.А. О критериях конкурентоспособности региона / М.А. Комарова // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: сб. науч. тр. — Саратов: Поволж. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина, 2007. — С. 22–25.
5. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика: моногр. — Омск: Издание Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. — 142 с.
6. Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» // http://docs.cntd.ru/document/420214667. Дата обращения: 12.12.2016.
7. Тарасова Ю.Г. Развитие инфраструктуры как формы поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3 (35). — С. 475–477.
8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. — 892 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия