Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Гвилия Н. А.
доцент кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Ценина Е. В.
доцент кафедры предпринимательства и логистики
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Г. Москва),
кандидат экономических наук


Формирование системы ключевых показателей эффективности управления логистикой закупок корпорации и ее поставщиками
В статье рассматриваются проблемы, связанные с управлением закупочной деятельностью корпорации и выбором поставщиков. Представлены предложения по формированию системы ключевых показателей эффективности (KPI), характеризующих процессы выполнения поставок
Ключевые слова: логистика закупок, закупочная деятельность, снабжение, корпорация, ключевые показатели эффективности (KPI), некомплектные поставки, качество поставляемой продукции
УДК 658.7; ББК 65.291.59   Стр: 97 - 100

Функции логистики закупок из преимущественно рутинных превращаются в стратегически значимые, осуществляемые, как правило, на принципах долгосрочных отношений. А деятельность компании-покупателя трансформируется из приобретения на рынке сырья и материалов в выбор поставщиков-партнеров как гарантов эффективного, стабильного, контролируемого процесса бесперебойного обеспечения покупателя.
Насколько грамотно предприятие организует систему управления закупками, зависит его деятельность и эффективность развития. Рассматривая снабжение как стратегический процесс, в котором задействованы все необходимые участники в рамках корпорации, становится понятно, что его роль не сводится к добавлению стоимости корпорации, но он влияет на показатели рентабельности активов и прибыли корпорации через оптимизацию систем управления запасами и сокращение общих издержек на закупаемые товары и услуги [7, с. 178].
Внедрение системы KPI дает возможность не только оценивать изменения показателей бизнес-процесса закупок, их влияние на реализацию стратегии закупок, но и позволяет производить анализ трудовой деятельности сотрудников отдела снабжения корпорации, вести учет поставок продукции несоответствующего качества.
Для оценки работы поставщика могут использоваться очень разнообразные показатели, но самое главное, чтобы выбранные для оценки параметры соответствовали стратегическим целям корпорации. Так, компания может оценивать работу поставщика с точки зрения соответствия качества продукции или услуг, уровня обслуживания и затрат тому ожидаемому уровню, который был заявлен поставщиком и согласован с ним на переговорной фазе. База данных об истории выполнения выбранных критериев поставщиками является очень полезным инструментом оценки, который может быть использован сотрудниками отдела снабжения, которые не были ранее вовлечены в работу с данными поставщиками [2, c.58]. Кроме того, подход к снабжению как стратегическому процессу, подразумевает возможность обсуждения процесса взаимного совершенствования и также разрешения возможных конфликтов.
Стратегия снабжения вытекает из корпоративной стратегии. Например, корпоративной стратегией может быть система бережливой культуры (или бережливое производство) в компании, соответственно необходимо сократить отходы и расходы, возникающие из-за проблем с качеством поставок. Следующим шагом будет определение цели или целей, которые необходимо достигнуть в результате применения стратегии управления цепями поставок. Затем ввести показатели, которые позволят измерить результативность данной стратегии. Затем для показателей устанавливаются нормативы. Это и есть уровень выполнения работы или желаемый уровень, который необходимо достичь в процессе работы и реализации стратегии. И наконец, должна быть составлена программа и разработаны необходимые действия для достижения поставленной цели (см. рисунок 1). Таким образом связаны показатели со стратегией корпорации. В таком случае, компания покупатель не может самостоятельно изменить уровень качества поставок своего поставщика. Совершенствование операций и другие улучшения должен производить сам поставщик. Но направления, в которых нужно производить изменения и в соответствии с какими показателями их производить, задаются с помощью мотивационной и стимулирующей составляющих, а иногда и просто под давлением закупающей компании.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Gordon Sherry R. Supplier evaluation and performance excellence: a guide to meaningful metrics and successful results / by Sherry R. Gordon, 2008
2. Nicosia N., Moore Nancy Y. Implementing purchasing and supply chain management: best practices in market research, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2006.
3. Rogers S.C. The supply-based Advantage. How to link Suppliers to Your Organizations Corporate Strategy New York: Amacom, 2009.
4. Гвилия Н.А. Кластеризация как вектор повышения конкурентоспособности логистической инфраструктуры корпораций в современных условиях // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. Аналитический журнал. — 2014. — №3 (июль-сентябрь) — С.60–65.
5. Гвилия Н.А. Логистический функционал государственных корпораций в развитии евразийского экономического пространства // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. статей в двух частях. Ч.2 / ред. кол.: А.Е. Карлик (отв. ред.) и др. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 555 с., с.450–455.
6. Гвилия Н.А. Функционал логистики в вертикально-интегрированных корпорациях // Вестник Астраханского государственного технического ун-та: Научный журнал. Сер. Экономика. — 2014. — № 3 (сентябрь). — С. 104–108.
7. Рудзки Р.Э. Эффективное снабжение: простые и надежные способы снижения издержек и повышения прибыли / Р.Э. Рудзки и др.; пер. с англ. С.В. Кривошеин; науч. ред. Д.Л. Бенько. — Минск: Гревцов Паблишер. 2008. — 304 с.
8. Логистика и управление цепями поставок: учебник для академического бакалавриата / С.-Петерб. гос. экон. ун-т; Ред. В.В. Щербаков. — М.: Юрайт, 2015. — 582 с.
9. Ценина Е.В., Коробейников Ю.В. Риски в логистике снабжения (на примере компаний, работающих на российском рынке) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — № 2. — С. 73–78.
10. Ценина Е.В., Ценина Т.Т. Влияние инноваций в логистике на уровень риска в цепи поставок // Логистика: современные тенденции развития: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. 24–25 апреля 2014 г.: мат. докл. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) и др. — СПб.: ГУСРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2014. — 386 с., с. 309–312.
11. Ценина Е.В., Ценина Т.Т. Повышение эффективности закупочной деятельности // Электронная коммерция 2011: управление цепями поставок: сб. тр. I межд. науч.-практ. конф.: 12–13 мая 2011 г. СПб. / Под общ. ред. М.В. Афанасьева. — СПб.: Изд.-во СЗТУ, 2011. — 156 с.
12. Ценина Т.Т., Ценина Е.В. Процесс управления риском в цепях поставок // Коммерция и маркетинг в инновационном развитии России. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2012 г. март-апрель 2013 г.: сборник докладов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 271 с., с. 70–74.
13. Шрайбфедер Д. Эффективное управление запасами / Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 304 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия