Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Посталюк М. П.
заведующий кафедрой экономической теории Университета управления «ТИСБИ»,
профессор кафедры экономической теории
Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ,
доктор экономических наук, профессор

Каримуллина А. И.
аспирант кафедры экономической теории
Казанского национального исследовательского технического университета КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева


Инноватизация управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов в локальных экономических системах
В статье исследуются процессы инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов в локальных экономических системах Республики Татарстан, их инновационность и инновативность на микроэкономическом уровне
Ключевые слова: хозяйствующие субъекты, локальные экономические системы, инновационное развитие, инноватизация, формы инноватизации, индекс инновационной деятельности
УДК 332.1   Стр: 135 - 139

Традиция и инновация являются взаимодействующими формами существования системных элементов управленче­ских отношений в любой экономике. Их создание, накопление, сохранение, использование и развитие характеризует процесс инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов экономических систем любого уровня — мегаэкономического, макроэкономического, мезоэкономического, микроэкономического, наноэкономического, различных отраслей и сфер их деятельности. Эффективность инноватизации управленческих отношений в современных экономических системах во многом определяется величиной его инновационного потенциала. Методологически, с точки зрения соотношения категорий «управления» и «инновация» необходимо исходить из положения, что важнейшими формами реализации нововведений в системе управленческих отношений являются инноватизация самоуправления и управления.
Под инноватизацией самоуправления как процесса и всеобщей формы развития экономических систем на различных уровнях понимается самостоятельное реагирование объекта управления на внешние и внутренние инновационные воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное традиционное функционирование. Инноватизация саморегулирования достигается с помощью обратной инновационной связи и осуществляется в форме инновационной самонастройки и самоорганизации. Алгоритм инноватизации управления объектом строится так, чтобы дать системе, управляющей им, возможность приспосабливаться (адаптироваться) к реальным условиям, к случайным отклонениям от ожидаемых показателей. Доказано, что чем меньше регламентирована программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям инновационных изменений.
На наш взгляд, под инноватизацией самоуправления в экономической системе понимается процесс поддержания ее динамического развития, преимущественно путем воздействия на разрушение традиционной и формирование инновационной поведенческой воли субъектов экономической деятельности внутри инновационной самоорганизации этой системы.
Объективной основой механизма инноватизации самоуправления в экономической системе являются экономические законы. Приоритетным в инновационной управленческой сфере является экономический закон динамического устойчивого развития управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов экономических систем. Говоря о регулирующей функции экономических законов вообще, важно иметь ввиду объективность их действия, относительную независимость существования выражаемых ими связей от общественного сознания и намерений отдельных участников общественного производства.
Экономические системы, обладающие способностью к самоуправлению, обычно называют адаптирующимися управленческими системами, т.е. системами способными самостоятельно приспосабливаться к инновационным изменениям условий их функционирования. Способность к адаптации управленческой системы определяется наличием у экономической системы ряда интегральных свойств. К важнейшим из них можно отнести:
Во-первых, свойство фрактальности или самоподобия, которое формируется и сохраняется традиционными управленческими отношениями и регулируется законом сохранения динамической устойчивости.
Во-вторых, свойство самонастройки, т.е. самостоятельного инновационного изменения параметров функционирования управленческой системы. Простейшим примером для управленческих систем может быть увеличение, уменьшение или изменение номенклатуры объектов, субъектов, способов, форм, функций управления в соответствии с их инноватизацией.
В-третьих, свойство самоорганизации, т.е. самостоятельного преобразования структуры управленческой системы (изменения количества составляющих систему элементов и связей между ними) при сохранении присущих данной системе качественных характеристик. Примером для управленческих систем может служить возникновение новых её моделей, рожденных научно-техническим прогрессом, и соответствующая модернизация (в отдельных случаях ликвидация) «старых», образование различного рода управленческих подсистем в связи с их инноватизацией.
В-четвертых, свойство самообучения, т.е. самостоятельного поиска условий инноватизации, при которых управленческая система удовлетворяет критериям качества своего функционирования. Так, если принять за критерий качества функционирования управленческой системы эффективность её воздействия на оптимизацию удовлетворения совокупной общественной потребности, то способность удовлетворять этому критерию при различных количественных и качественных изменениях этой потребности без вмешательства специально созданных управляющих систем и будет означать способность к самообучению.
В-пятых, свойство инноватизации, т.е. способность управленческой системы к генерации и использованию новшеств, развитие системы на основе инновационной деятельности. Инноватизация управленческой системы определяет динамику ее положения во внешней среде.
В-шестых, свойство контроля, способность управленческой системы организовывать прямую и обратную связь инноваций и традиций. Прямая и обратная связь — это форма традиционализации и инноватизации самоуправления. Она противодействует выходу системы за пределы установленных ограничений, поддерживает состояние относительного устойчивого равновесия управленческой системы в условиях ее динамической неравновесности, синтезирует внешние и внутренние возмущения, выводящие управленческую систему из данного состояния, сводя их, в конечном счете, к отклонениям одной или нескольких управляемых величин и создает условия для самоуправления. Самоуправление экономической системы невозможно без наличия прямой и обратной связи. Мы полагаем, что самоуправление является функцией от сбалансированной комбинации отношений контроля в экономической системе и предлагаем следующую формализованную модель процесса самоуправления экономической системы. Самоуправление = F (самоподобие, самонастройка, самоорганизация, самообучение, инноватизация, контроль).
Возможности инноватизации самоуправления экономической системы определяются тем, в какой степени ей присущи указанные свойства. Наличие же этих свойств зависит от того, насколько соблюдается ряд условий функционирования экономической системы.
Прежде всего, к таким условиям, определяющим возможности инноватизации самоуправления экономических систем, относится способность ее элементов к самостоятельному определению траекторий своего обновления, установлению связей с другими элементами, как внутри, так и за пределами данной системы и изменению своей внутренней структуры. По сути можно сказать, что экономической системе в целом присущи свойства самонастройки, самоорганизации, самообучения, инноватизации и контроля, т.е. самоуправления, так как этими свойствами обладают ее управленческие элементы. При этом следует отметить принципиальную закономерность функционирования целостных экономических и управленческих систем, согласно которой способность их к самоуправлению находится в обратной зависимости от степени регламентации их структур и программ функционирования.
Необходимо отметить, что способность экономической системы к саморегулированию определяется также и тем, насколько составляющие ее элементы обладают самостоятельностью и самодостаточностью в своем функционировании и сохранении свойств системы посредством отношений контроля, то есть способностью к саморегулированию.
Значительная часть элементов экономической системы сегодня выступает в качестве сложных систем органической целостности и поэтому должна использовать механизмы саморегуляции.
Инноватизация саморегулирования экономических систем непосредственно связана с её равновесием. Состояние экономического равновесия характеризуется тем, что ни один из экономических агентов не заинтересован в его изменении с помощью средств, которыми он располагает. В состоянии равновесия экономическая система достигает максимума предела своей эффективности, наиболее продуктивного режима экономического роста. Итальянский экономист В. Парето сформулировал принцип оптимальности, который гласит, что максимальное благосостояние, или общая полезность, достигается при условии, когда стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества. По его мнению, этот принцип может быть реализован в условиях неограниченной конкуренции, где механизмом обеспечения оптимальности экономической системы являются экономические отношения контроля. Впоследствии данный принцип получил название оптимума Парето.
Процесс инноватизации управленческого потенциала хозяйствующих субъектов в экономических системах осуществляется следующими способами: саморегулированием, государственным регулированием, партнерством власти (государства), бизнеса и социума.
Управленческим системам экономики органически присуще саморегулирование, как одна из форм инноватизации, предполагающая наличие обратной традиционно-инновационной связи, диалектического единства традиционно-инновационного субъекта и объекта управления инновационными действиями и процессами. Инноватизация саморегулирования способствует раскрытию в экономической системе инновационного потенциала, ориентира на будущее. В условиях инноватизации саморегулирования становится возможным достижение оптимальной согласованности интересов отдельно взятой личности, коллектива и всего общества. В конечном счете, инноватизация саморегулирования экономических систем является условием её развития, сохранения ее традиций, продуктивного воспроизводства человеческого капитала как генератора, создателя и исполнителя нововведений.
Инноватизация саморегулирования экономических систем предполагает приоритет сбалансированного инновационного взаимодействия интересов индивида, коллектива и общества. Это обосновывается тем, что конечным социальным результатом инноватизации саморегулирования экономических систем является состояние конкретного производства, поведения власти, социальных условий и уровня жизни населения.
Внутри экономических систем структура инноватизации управленческого потенциала хозяйствующих субъектов представлена в таблице 1.

Таблица 1
Структура инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов внутриэкономических систем
Уровень управленияОбъект управленияПредмет управления
МегаэкономикаГлобальная экономическая системаМировые инновационные экономические отношения как единая система
Международная экономикаМегаэкономика как совокупность экономических систем отдельных странИнновационные экономические взаимоотношения между странами
МакроэкономикаНациональная инновационная экономическая системаИнновационные процессы в рамках национальной экономики
МезоэкономикаИнновационный уровень экономики отраслей и регионовЭкономическое взаимодейст­вие и развитие регионов, отраслей по инновационному пути
МикроэкономикаЭкономика рынков отраслей в разрезе взаимодействия предприятийЭкономические процессы по поводу привлечения ресурсов для реализации инноваций, формирования ценовых политик, объемов производства инновационной продукции
МиниэкономикаЭкономика субъекта инновационных экономических отношений в разрезе подразделенийЭкономическое взаимодействие и развитие подразделений по инновационному пути
НаноэкономикаПоведение индивидуальных участников процессов производства, распределения и потребления инновационных благПроцессы, факторы, определяющие инновационное поведение индивидуальных субъектов инновационных экономических отношений

Каждый из названных уровней инноватизации управленческого потенциала хозяйствующих субъектов в экономических системах предполагает применение инновационных методов их государственного регулирования.
В условиях перехода к инновационной экономике решение проблемы инноватизации управленческих потенциалов хозяйст­вующих субъектов в локальных экономических системах на микроэкономическом уровне является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией, призванной обеспечить успешное функционирование национальной экономики.
Локальная экономическая система — это взаимодействующая совокупность традиционных и инновационных организационно-управленческих отношений, обеспечивающих эффективное функционирование её хозяйствующих субъектов в определённом пространственно-временном измерении. Ведущим, основным фактором повышения их деятельности является инноватизация.
Инноватизация локальных экономических систем представляет собой экономический процесс создания, накопления, сохранения, использования и развития технико-технологиче­ского, организационно-управленческого, социально-экономического, институционального и иного инновационного потенциала их хозяйствующих субъектов. Эти процессы проявляются и реализуются в двух основных формах экономической деятельности хозяйствующих субъектов: инновационности и инновативности [1, с. 35].
Инновационность управления хозяйствующих субъектов своими потенциалами — это их креативные возможности и способности создавать и реализовывать в этих процессах свои различные типы инноваций, это способности заимствовать и реализовывать (транслировать, мультиплицировать) в этих процессах чужие различные типы инноваций [3, с. 78].
Для характеристики инновационности и инновативности пространственных экономических систем региона, в частности Республики Татарстан, важен уровень научно-технической и предпринимательской активности, который можно определить на основе различных качественных и количественных показателей. К числу таких показателей можно отнести [4]:
– показатель численности персонала занятого исследованиями и разработками по категориям, чел.;
– показатель числа поступивших патентных заявок и выдачи патентов, в ед.;
– показатель разработанных и используемых передовых производственных технологий, ед.;
– показатель эффективности системы подготовки научно-исследовательских работников, чел.;
– удельный вес бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, %;
– удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, %;
– коэффициент инновационной активности, %.
Динамика основных показателей, на основе которых рассчитывается индекс инновационности управленческого потенциала, свидетельствует о том, что начиная с 2013 г. инновационная ситуация в Республике Татарстан постепенно улучшалась. Численность исследователей и техников по итогам 2015 г. достигла показателей 2013 г., тем самым, результативность НИОКР выросла. Однако общее число работников в сфере НИОКР, как показано в табл. 2, уменьшилось, а также заметно снизилось число заявок на выдачу патентов и число выданных патентов на полезные модели (табл. 3).
Однако следует отметить, что по итогам 2015 г. выданных патентов на изобретения и промышленные образцы стало больше в 1,25 и 1,5 раза соответственно, чем в 2013 г.
В течение анализируемого периода также выросли затраты на осуществление инновационных видов деятельности. В абсолютном выражении (без учета уровня инфляции) они увеличились по сравнению с 2013 г. в 1,2 раза и достигли в 2015 г. 12,2 млрд руб.

Таблица 2
Численность персонала занятого исследованиями и разработками по категориям в Республике Татарстан (чел.)
 Численность персоналаВ том числе
исследователитехники
201320142015201320142015201320142015
Российская Федерация727029723274738857369015373905379411614016316862805
Республика Татарстан130791198212708668265806796109210531385
 1,801,641,720,920,900,920,150,140,19


Таблица 3
Поступление патентных заявок и выдача патентов (в ед.)
 Подано заявокВыдано патентов
 201320142015201320142015
на изобретения789864808705781882
на полезные модели635765477562832382
на промышленные образцы365562222033

Удельный вес бюджетных средств во внутренних затратах на исследования с каждым годом также растет. Если в 2013 г. из бюджета финансировалось 36,6% научных исследований, то по итогам 2015 г. — 43,6%. Значительным ростом характеризуются и затраты самих организаций на выполнение научных исследований и разработок.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что на протяжении 2013–2015 гг. индекс инновативности Республики Татарстан оставался стабильным, демон­стрирующим небольшой рост.
Инноватизация управленческого потенциала хозяйствующих субъектов локальных экономических систем определяется также и эффективностью системы подготовки управленческих научно-исследовательских работников. Эффективность послевузовского образования в Татарстане является достаточно высокой по сравнению с остальными регионами Приволжского федерального округа. По итогам 2015 г. здесь сосредоточено 36 организаций, осуществляющих подготовку докторов и кандидатов наук. При этом в связи с реформированием системы высшего образования на федеральном уровне произошло резкое снижение численности аспирантов. Если в 2013 г. в аспирантуре проходило подготовку 4032 человека, то к 2015 г. их число уменьшилось до 3603.
Инноватизация управленческого потенциала хозяйствующих субъектов локальных экономических систем реализуется также в разработанных и внедряемых в производство новых технологиях, позволяющих повышать производительность труда и наукоемкость продуктов и услуг. Количественные и качественные показатели в этой сфере позволяют судить о темпах технико-технологической модернизации экономики региона, об уровне инновационной активности субъектов производственной деятельности. Статистические данные показывают, что по сравнению с 2013 г. в 2015 г. число как разработанных, так и используемых технологий, как показано в табл. 4, выросло.
Результативность использования новых технологий выражается в объеме инноваци­онных изделий, работ, услуг, т.е. товаров, ранее не производившихся или подвергшихся в течение тех последних лет разной степени технологическим изменениям. Индекс инновационности продукции региона находится на высоком уровне по России и составлял в 2015 г. 20,4%. По данному показателю республика Татарстан занимает 2 место среди субъектов Федерации.

Таблица 4
Разработанные и используемые передовые производственные технологии (в ед.)
 Разработанные
технологии
Используемые
технологии
2013245280
2014376025
2015586675

Важным показателем инноватизации управленческого потенциала хозяйствующих субъектов локальных экономических систем (инновационная активность организаций) является степень участия организаций в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в период с 2013 по 2015 гг. Уровень инновационной управленческой активности организаций выражает отношение числа организаций, практикующих технологические, организационные или иные маркетинговые нововведения к общему числу обследованных в регионе организаций. В Республике Татарстан, как показано в табл.5, этот показатель в два раза выше общероссийского уровня и составляет по состоянию на начало 2016 г. 20,5% .

Таблица 5
Инновационная активность организаций (в %)
 201320142015
Российская Федерация10,19,99,3
Приволжский федеральный округ11,711,410,6
Республика Татарстан21,020,520,5

Таким образом, последние три года инноватизация управленческого потенциала хозяйствующих субъектов локальных экономических систем Республики Татарстан находится в неизменном состоянии — не показывает снижения индексов, но при этом и не демонстрирует сколь-либо значимого роста. Отчасти это связано с тем, что хозяйствующие субъекты в республике не осуществляют масштабные инновационно-инвестиционные проекты, которые могли бы оказать стимулирующее влияние на экономику региона в целом. При планировании показателей инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов локальных экономических систем российских регионов власти, бизнеса и общества в своем инновационном управленческом взаимодействии должны ориентироваться на такой баланс их основных форм, в котором доминировала бы их инновационная, то есть созидающая форма, а не инновативная, то есть заимствующая (трансляционная, мультиплицирующая). От последней формы инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов современная российская экономика отказаться не может, даже несмотря на «войну санкций». Но промышленная политика, ориентированная на импортозамещение во всех сферах и уровнях национальной экономики, показывает большую эффективность и конкурентоспособность, обеспеченную созидающей формой инноватизации управленческих потенциалов хозяйствующих субъектов локальных экономических систем.


Литература
1. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — №3(51). — С. 34–37.
2. Посталюк М.П., Выдрина Г.М. Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов: содержание и формы реализации // Вестник экономики, права и социологии. — 2008. — №5. — С.30–34.
3. Посталюк М.П. Оценка инноватизации предприятий промышленного комплекса как условие и основа инновационного проектирования их деятельности // Вестник экономики, права и социологии. — 2014. — №4. — С.78–82.
4. Плеханов Е.А. Состояние и динамика инновационного потенциала региона // Вестник Омского ун-та. Сер. «Экономика». –2015. — №3. — С. 285–289.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика. — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. — Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения: 15.02.2017)
6. Бюджетная система РФ [Электронный ресурс]: Официальная статистика. — 2016. — Режим доступа: http://budgetrf.ru/stat/Publications/Reg2014-2/Reg2014-2_21_/Reg2014-2_21_130.htm (Дата обращения: 15.02.2017)
7. Газизуллин Ф.Г., Ведин Н.В. Интеллектуальный капитал и формирование инновационной экономики // Проблемы современной экономики. — 2012. — №1. — С.49–50.
8. AntropovaT.G. Economic security in the conditions of innovative transformation of economy // Review of Eurоpean Studies. — 2015. — Vol 7. — No 1.
9. Postaliuk M., Vagizova V. Postaliuk T. Implementation forms of institutional support for traditional and innovative development of national economic systems // Investment Management and Financial Innovations. — 2013. — Т.10. — №4. — С. 88–94.
10. Postaliuk M., Akhmetshina A. Innovatization of the sustainable development structures of economic systems // Investment Management and Financial Innovations. — 2014. — №.3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия