Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Султанов А. А.
соискатель Ташкентского государственного экономического университета

Организационно-экономические механизмы управления диверсификацией производства на предприятиях текстильной промышленности
В статье анализируются вопросы укрепления макроэкономической стабильности, дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики за счет расширения и углубления структурных преобразований, модернизации и активной диверсификации ведущих отраслей промышленности, а также инвестиционной деятельности и комплексного развития регионов. Определены основные направления производства товаров легкой промышленности и повышение экспортного потенциала предприятий в условиях модернизации национальной экономики. Даны рекомендации по формированию эффективных механизмов дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации предприятий легкой промышленности
Ключевые слова: диверсификация, модернизация, конкурентоспособность, локализация производства, инфраструктура, Узбекистан, текстильная промышленность Узбекистана
УДК 336.215.332(659)   Стр: 168 - 170

В основе проводимых экономической политикой Узбекистана реформ лежат диверсификация и модернизация производства, создание высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также повышение конкурентоспособности и укрепление позиций на мировом рынке. Осуществление активной инвестиционной политики, технической модернизации отраслей промышленности и производственной инфраструктуры позволили обеспечить создание новых для Узбекистана высокотехнологичных отраслей, таких как автомобилестроение, газохимия, электротехника, машиностроение, промышленность строительных материалов, фармацевтика, мебельная промышленность и др.
Заслуживают внимания серьезные качественные изменения, происходящие в экономике страны за последние годы. В результате принятия и последовательной реализации программы приоритетного развития промышленности в 2011–2015 годах и отраслевых программ по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств в структуре промышленности в общем объеме капитальных вложений наибольший удельный вес приходится на средства предприятий республики. Промышленная политика в Узбекистане проводится с упором на экспортную ориентацию. На сегодняшний день производство несырьевых товаров оказывается конкурентоспособным и все больше ориентируется на экспорт. Исследования показывают, что наибольшую отдачу дает стимулирование именно экспорта готовых изделий и особенно сложного наукоемкого экспорта.
Модернизация, техническое и технологическое обновление производства как важнейшее условие выхода на качественно новый уровень развития. В Узбекистане принята программа мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 гг., которая предусматривает реализацию 846 инвестиционных проектов стоимостью 40,81 млрд долл. Программа была утверждена указом Президента Республики Узбекистан: «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы» 4 марта 2015 года. В рамках данной программы Узбекистан реализует 846 инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств общей стоимостью 40,809 млрд долл. [3].
Ожидается, что реализация программы обеспечит среднегодовой рост валового внутреннего продукта в 2015-2019 гг. в размере не менее 8%, производства промышленной продукции — 9%. В результате доля промышленности в ВВП Узбекистана увеличится с текущих 24% до 27% в 2020 г. [1].
В 2015 г. Узбекистан освоил около 100 новых товарных групп (около 1000 ассортиментных видов) и к 2020 г. повысит ежегодный производственный и экспортный потенциал промышленности соответственно на 18 трлн сумов или 2 млрд долл. В частности, Узбекистан намерен реализовать 124 инвестиционных проекта по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также 48 новых перспективных инвестиционных проектов с привлечением зарубежных инвесторов в сфере геологии, топливно-энергетическом комплексе, химической, нефтехимической и металлургической промышленности.
Основные направления развития диверсификации деятельности промышленных предприятий. Основные результаты производства товаров легкой промышленности. Среди известных способов реформирования деятельности предприятий легкой промышленности наиболее эффективными являются изменения в их структуре и номенклатуре производимой продукции, т.е. диверсификация. Опыт зарубежных стран с высокоразвитой экономикой показал, что диверсификация придает устойчивость функционированию организаций, ослабляет их зависимость от конъюнктуры отдельных рынков, обеспечивает прочную опору на различные группы потребителей.
Диверсификация производства может и должна рассматриваться в качестве одной из стратегических альтернатив перспективного планирования развития предприятий легкой промышленности.
Текстильная индустрия является одной из наиболее развитых отраслей промышленности Узбекистана. Предприятия отрасли производят пряжу, нити, суровые и готовые ткани. Получило развитие производство трикотажных и швейных изделий — одежды, бытовых изделий. Для Узбекистана важность развития этой отрасли экономики связана, прежде всего, с наличием собственной сырьевой базы (хлопка, шелка, шерсти), а также с относительно высокой трудоемкостью текстильной промышленности, что немаловажно с точки зрения решения вопросов занятости и повышения уровня жизни населения.
Мировой опыт показывает, что при наличии благоприятных условий, развитие текстильной промышленности может носить взрывной характер. При этом за счет глубокой переработки сырья происходит значительный рост добавленной стоимости, что позволяет увеличить доходы населения, предприятий и государства, а также обеспечить высокие темпы роста экспорта и сокращения объемов импорта (готовых швейных изделий).
Легкая промышленность Узбекистана за годы независимости заняла прочную позицию в промышленном комплексе страны. Благодаря созданным под руководством Президента И. Каримова благоприятным условиям, льготам и преференциям, прочной нормативно-правовой базе, предприятия отрасли достигают больших успехов и выходят на качественно новый этап развития.
В результате, за годы государственной независимости существенно возросла роль легкой промышленности в экономике Узбекистана, её доля в ВВП составила 3,8%, в объеме промышленной продукции — 26,2%, в объеме производства непродовольственных потребительских товаров свыше 44% [1]. Увеличен объем внутренней переработки хлопкового волокна с 7% в 1991 г. до 35% в 2014 г. от общего объема производства хлопкового волокна в республике.
Только за последние 3 года введено в эксплуатацию 92 промышленных предприятия с общей стоимостью 575,3 млн долл. США, экспортным потенциалом 215,8 млн долл. США, созданием более 11,6 тыс. рабочих мест, в том числе на базе:
— Кокандского текстильного комбината создано СП ООО «Индорама Коканд текстиль» (стоимость проекта 110 млн долл. США) с производственной мощностью 29 тыс. тонн пряжи в год;
— «Узтекс Груп» совместно с компанией «Свис Капитал» (Швейцария) организовано производство 12 тыс. т. х/б пряжи в год в Хорезмской области, общая стоимость проекта составила более 50 млн долл. США.
— бывшего ПО «Узбектекстильмаш» Швейцарской компанией «Машиненфабрик Ритер АГ» создано ИП «Ритер Узбекистан», которое производит ленточные, чесальные, кольцепрядильные машины, в результате чего на современном уровне восстановлено текстильное машиностроение в республике.
Производственные показатели АО «Узбекенгилсаноат»: экспорт продукции, выполнение программы локализации и инвестиционной программы. В свете выполнения поставленных задач, АО «Узбекенгилсаноат» и предприятия компании в 2015 г. обеспечили производство товаров народного потребления на 1327,1 млрд сум, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 125,9%, объем производства промышленной продукции составил 3159,7 млрд сум с темпом роста 122,0%.
В натуральном выражении обеспечено производство основной номенклатуры продукции в том числе: пряжи хлопчатобумажной — 307,1 тыс. тонн (темп роста 119,1%); тканям хлопчатобумажным — 182,9 млн кв. м (118,1%); трикотажного полотна — 53,0 тыс. тонн (111,1%); трикотажным изделиям — 218,3 млн штук (144,3%); чулочно-носочным изделиям — 38,9 млн пар (133,2%); швейным изделиям — 29,1 млрд сум (126,1%); нетканым материалам — 37,0 млн кв. м (113,8%); нитям шелка-сырца — 1077,7 тонн (118,0%); вате — 27,5 тыс. тонн (108,3%) [1].
Одним из направлений реализации задач по полному обеспечению потребностей внутреннего рынка была разработка и производство новых ассортиментов, увеличение объемов производства продукции, отвечающих международным стандартам в соответствии со спросом на рынке [2].
В 2015 г. предприятия отрасли выпускали 75 новых видов товаров легкой промышленности. Освоено и произведено тканей хлопчатобумажных 34,9 млн кв. метров (фильтровальные ткани, авизен, палаточное полотно, ткань парусина, вафельная, технические ткани, ткань х/б типа «джинс» и др), 164 модели готовых швейных и трикотажных изделий в количестве 20,5 млн штук. Общая сумма новой продукции составила более 205,0 млрд сум.
Объем экспорта продукции за 2015 г. составил 865,1 млн долл. Доля готовой продукции (315,9 млн долл.) в общем объеме экспорта продукции составляет 36,5%. Снижение рыночных цен на выпускаемую продукцию против соответствующего периода прошлого года на 15–20%, существенно повлияло на обеспечение задания по экспорту [5]. Осуществлен экспорт новых видов продукции: компактная пряжа, палаточное полотно, махровые швейные изделия, домашний текстиль, меланжевая пряжа, поплин, технические ткани, детские подгузники, этикетки и др. (около 50 стран мира).
На постоянной основе проводится работа по развитию географии экспорта продукции, поиску альтернативных рынков (страны Европы, Америки и Юго-Восточной Азии), с учетом устойчивого и возрастающего спроса на хлопчатобумажную продукцию на мировом товарном рынке. В текущем году освоены новые рынки таких стран как Канада, Колумбия, Саудовская Аравия. Более 13 текстильных предприятий осуществляют поставки продукции в Китайскую Народную Республику. В настоящее время работают более 40 дилерских подразделений крупных предприятий — экспортеров в странах ЕС, СНГ и Азии [4].
По итогам 2015 г. по 9 проектам локализации произведено готовой продукции на сумму 14,8 млрд сум, при прогнозе 14,6 млрд сум, процент выполнения составил 101,3%. АО «Узбекенгилсаноат» реализует 29 инвестиционных проектов, привлечено иностранных инвестиций на общую сумму 182,3 млн долл., освоено 174,8 млн долл., т.е. выполнение составило 100,6%. Введено в эксплуатацию 33 новых предприятия, создано 2685 новых рабочих мест. Созданы производственные мощности по выпуску 41,4 тыс. тонн пряжи, готовых изделий — 16,0 млн штук.
Методология управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий. Активизации процессов диверсификации может способствовать значительный производственный потенциал промышленных предприятий регионов, активная работа университетской науки, отраслевых НИИ, существующих организаций инновационной инфраструктуры (фондов, агентств, технопарков, центров новых технологий и др.).
Основными предпосылками принятия решения о диверсификации деятельности предприятия с учетом регионального фактора, на наш взгляд, являются:
— конкурентные преимущества, которыми располагает предприятие для реализации стратегии диверсификации на региональном рынке;
— наличие программ и механизмов проникновения на региональный рынок;
— возможность формирования (изменения) концепции управления предприятием в региональном масштабе, а также в частных функциональных стратегиях предприятия (финансовой, сбытовой, НИОКР и т.п.).
Перечисленные факторы формирования конкурентного преимущества при диверсификации взаимодействуют друг с другом, создавая системный эффект. Это можно отразить в предлагаемой трансформированной модели управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий (рис.1).
Рис. 1. Трансформированная модель управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий
В модель включены региональные субъекты среды, под которыми подразумеваются потребители (физические и юридические лица), формирующие спрос на товары и услуги, который способны удовлетворить промышленные предприятия в ходе диверсификации своей деятельности.
Для достижения конкурентного преимущества при осуществлении стратегии диверсификации необходима координация деятельности предприятий региона, предполагающая обмен информацией, распределение ответственности и согласование усилий в заданном направлении.
Эффективность координационных действий в процессе диверсификации на региональном рынке будет достигаться при создании организации для координации взаимодействия заинтересованных в диверсификации субъектов, где ключевую роль будут играть трансакции. При этом органы исполнительной власти могут предпринимать шаги по изучению спроса в регионе, исходя из перспектив его развития, и частично решать организационные вопросы с представителями сопутствующих и поддерживающих отраслей, а также институциональных структур региона, а последние — выберут стратегию участия в поддержании диверсификации деятельности предприятий.
Управление диверсификацией базируется на микроанализе, в основе которого лежит информация о предприятиях, потребителях, конкурентах и партнерах, а сама стратегия учитывает внутрифирменные организационные изменения, рыночные условия и управление взаимодействиями. Для реализации подобной парадигмы потребуется проработка процесса управления в условиях интегрированной организации, способной реализовать управление диверсификацией деятельности предприятий.
При проведении диверсификации субъекты хозяйствования используют накопленный в управлении основным бизнесом опыт для организации связанных с основной деятельностью и усиливающих общий потенциал бизнес-единиц. На наш взгляд, одним из основных факторов эффективного управления станет исследование внутреннего потенциала диверсификации организации.
Таким образом, выбирая политику активной диверсификации деятельности, необходимо начинать с разработки стратегии, комплексно учитывающей экономические факторы производства промышленных предприятий, потенциальные возможности организаций — участников, потребности региона в развитии процессов изменений, накопленный потенциал отраслевых комплексов, инвестиционные и инновационные условия ведения бизнеса.
Концептуальный подход к управлению диверсификацией деятельности предприятий предполагает его рассмотрение в качестве существенного элемента в совокупности экономических и управленческих отношений, возникающих и обеспечивающих взаимодействия между субъектами региона. Поэтому для достижения интегрированного эффекта необходима теория и методология функционирования системы управления диверсификационными процессами.
Концепция управления процессами диверсификации промышленных предприятий, основанная на клиент-ориентированном подходе к взаимодействию субъектов региональной экономики, обеспечит достижение результатов по удовлетворению мотивов диверсификации предприятий.
Факторы конкурентоспособности и проблемы развития текстильного сектора. Перспективы развития производства товаров легкой промышленности на основе диверсификации. Перспективы развития текстильной промышленности Узбеки­стана зависят от ее конкурентоспособности. В этой связи важно проанализировать факторы конкурентоспособности и существующие проблемы текстильных и швейных предприятий.
Благодаря внедрению в отрасль высокопроизводительных современных технологий, экспорт продукции возрос в 120 раз и по итогам 2015 года составил 1,0 млрд долл. США, против 7,0 млн долл. США в 1991 году. В настоящее время предприятия «Узбекенгилсаноат» экспортируют свою продукцию в 45 стран, и география сбыта постоянно расширяется.
На сегодняшний день производственные мощности предприятий АО «Узбекенгилсаноат» составляют: в прядении 450 тыс. т; ткачестве — 296 млн кв. м ткани; выпуске трикотажного полотна — 90 тыс. т; швейно-трикотажном производстве — 270,2 млн шт. трикотажной продукции.
До 2020 г. АО «Узбекенгилсаноат» планирует увеличить производство промышленной продукции в 3 раза, в том числе хлопчатобумажной пряжи — в 2,5 раза, готовой ткани — в 2,8 раза, шелковых тканей — в 2,7 раза, нетканых материалов — в 1,5 раза, трикотажного полотна — в 2,7 раза. Следовательно, увеличится и выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе швейных изделий в 3,2 раза, трикотажных изделия в 2,1 раза, производства шелка-сырца в 2,1 раза. Если объем производства тканей в 2011 году составил 85,63 млн кв. м, то 2020 году этот показатель достигнет 459,2 млн кв. метров, т.е. рост составит 5,4 раза.
В числе приоритетных направлений деятельности АО «Узбекенгилсаноат» — дальнейшее развитие текстильной промышленности, в частности, выпуск готовой ткани и одежды, а также создание совместно с «Узкимесаноат» новых производств искусственных и синтетических волокон и нитей.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики за счет расширения и углубления структурных преобразований, модернизации и активной диверсификации ведущих отраслей промышленности создает предпосылки для обеспечения более полного удовлетворения потребностей потребителей продукции промышленного предприятия, овладения большей долей рынка, присоединения новых сегментов и последовательного расширения рыночных горизонтов.


Литература
1. Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан. — Т.: Госкомстат, 2000–2015 гг.
2. Султанов А.А. Актуальные проблемы экономического развития в современных условиях // Двадцатые международные Плехановские чтения: Тезисы докладов (6 апреля 2007 г.) — М.: 2007.
3. Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 г. // Народное слово. — 2016. — 16 янв. — № 11.
4. Karimov I. «World financial and economic crisis, ways and measures on its overcoming in the conditions of Uzbekistan». Tashkent «Uzbekistan», 2009
5. Азимов Р.С. Эффективность Антикризисной программы и важнейшие приоритеты посткризисного развития Узбекистана // Эффективность Антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана): Матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Ташкент: Узбекистан, 2010. — С. 42.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия