Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА ТЕМУ «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Из доклада Цыбульского А.В., заместителя министра экономического развития РФ

Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Леонид Эдуардович, уважаемые коллеги-парламентарии, губернаторы, мне очень приятно в столь высокой аудитории выступить по вопросам приграничного сотрудничества и вообще понимать, что этот вид деятельности вызывает живой интерес, как у субъектов, так и у органов исполнительной власти, и у представителей законодательной ветви.
Вообще мировой опыт реализации приграничного сотрудничества показывает, что приграничное расположение отдельных регионов страны может стать серьезным конкурентным преимуществом при его социально-экономическом развитии. Что хочется сказать? Удалось ли нам добиться сегодня того, чтобы наши приграничные регионы стали драйверами экономического роста страны? Пока нет. Стремимся ли мы к этому? Да, стремимся. И, что мы для этого делаем, я хочу в своем докладе вкратце рассказать.
Если брать из основных задач развитие приграничного сотрудничества, мы с коллегами выделяем три таких основных глобальных блока. Первое, это совместное с нашими приграничными соседями решение экономических, транспортных, энергетических, социальных и других проблем. Второе, это создание достойных условий жизни в целях сокращения оттока населения из приграничных районов. И, третье, создание благоприятной среды для поддержания дружеских взаимовыгодных соседских отношений с приграничными территориями и сохранение культурного наследия, которое у нас есть.
Для решения этих задач нам требуется, в первую очередь, создание эффективной нормативно-правовой базы и этими вопросами на протяжении последних нескольких лет сначала Министерство регионального развития, а сегодня Министерство экономического развития, как правопреемник в этой части, активно занимается. Что нам удалось сделать? На пространстве СНГ сегодня действует Конвенция о приграничном сотрудничестве государств — участников СНГ. В 2016 году Президентом Российской Федерации была подписана Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств — участников СНГ. Основные понятия и формы кооперации на муниципальном уровне со странами Европы закреплены Европейской рамочной конвенцией по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ и властей.
В прошлом году, я хочу напомнить, Российская Федерация и здесь, благодаря совместной слаженной работе с палатами Федерального Собрания, ратифицировала Третий протокол к указанной конвенции. Таким образом, был сделан ещё один шаг к развитию отношений в области приграничного сотрудничества.
С Казахстаном и Финляндией у нас подписаны и действуют двусторонние международные договоры по вопросам приграничного сотрудничества. В конце 2016 года Российской Федерацией были подписаны соглашения о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества с Европейским Союзом. Это пять программ: «Карелия — Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Эстония» и «Россия — Латвия». Эти программы будут действовать на период до 2020 года. А в 2017 году они будут представлены на ратификацию в Государственную Думу и здесь мы тоже очень рассчитываем на поддержку наших коллег. Далее я расскажу об этих соглашениях и программах чуть подробнее. Сейчас вернусь к нормативно-правовой базе. Упомянутая ранее Конвенция СНГ о международном сотрудничестве, протокол третий к мадридской конвенции и пять соглашений по программам приграничного сотрудничества были подписаны и ратифицированы в 2016 году. Таким образом, мы можем сказать, что 2016 год для нас был крайне плодотворным за последние несколько лет. Мы финализировали работу по таким очень крупным и важным документам в области приграничного сотрудничества.
В отношении развития российской нормативно-правовой базы здесь Иван Иванович уже сказал. Мы тоже не стоим на месте. У нас продолжается, к сожалению уже очень долгое время, работа над законом об основах приграничного сотрудничества. Мы соответствующий законопроект с коллегами дорабатываем. Те замечания, которые от правовых управлений появляются, стараемся максимально отработать. Но надеемся, что в конечном итоге наш документ получится практически с юридической точки зрения, почти идеальный.
Законопроектом впервые предлагается восполнить существующие понятийные пробелы в праве. Что важно. Определены понятия «приграничное сотрудничество», «субъекты приграничного сотрудничества», «территория приграничного сотрудничества», «программа приграничного сотрудничества», «проект приграничного сотрудничества», а также многие другие вещи, которых нам не хватало в рамках регулирования на территории России.
Теперь отдельно хотел бы остановиться на практических результатах реализации программ приграничного сотрудничества со странами Евросоюза, о которых я сказал вначале. Я хочу напомнить, что эти программы с 2007 года реализуются на территориях субъектов Северо-Западного федерального округа. Реализовано пять таких программ с Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией, Норвегией, Швецией и Польшей. Юридическим основанием участия Российской Федерации в программах являются соответствующие межправительственные соглашения. Финансирование программ осуществляется из единого фонда, куда осуществляются взносы со стороны Российской Федерации, Евросоюза и стран-участниц с европейской стороны. Вся деятельность носит исключительно открытый характер. Проекты отбираются на конкурсной основе. В их отношении регулярно проводится аудит и контрольные проверки.
Отдельно хотел бы отметить, что эти программы носят деполитизированный характер. Отдельным решением еврокомиссии они были выделены за рамки санкционных взаимоотношений или санкционного давления и остались, по сути, наверное, единственным позитивным реализуемым проектом с Евросоюзом, который носит конкретные очертания и финансирование. Бюджет программы 2007–2013 года составил 430 миллионов евро, российский взнос был порядка 104 млн евро. При этом хочется отметить, что нам удалось за счёт переговоров и убеждений партнёров реализовать проекты на территории России на сумму 154 млн евро, то есть значительно превышающий тот российский взнос, который изначально предполагался на проекты на российской территории.
Говоря об эффективности использования российского взноса, здесь цифры говорят сами за себя. На 1 евро, потраченный из российского бюджета, мы получили отдачу, в зависимости от программы от 2,1 до 7 евро.
У нас выполнено более 50 крупномасштабных проектов, которые имеют инфраструктурную направленность. Это проекты в области обустройства государственной границы, экология, развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, мы реализовали 200 совместных проектов, направленных на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местной культуры, обычаев, повышения уровня жизни населения в приграничных регионах. Если сказать по отраслям, то у меня ещё время есть. Я быстро постараюсь уже конкретно рассказать, какие проекты, в каких направлениях были реализованы.
Первое направление — это транспорт. Это довольно крупная часть нашей работы и здесь мы в рамках программ построили, реконструировали и отремонтировали 165 километров приграничных дорог на российской территории. При этом важно отметить такое наблюдение, которое мы сделали, подводя итоги этой работы, что, допустим, в Республике Корея реконструкция 1 километра дороги обошлась в 89 тысяч евро. В то время как установленные расходы на дороги аналогичного типа в целом по стране, по данным статистики, составляют 91,5 тысяч евро. Таким образом, можно сказать, что мы, по сути, построили дороги по самой оптимальной цене и это, наверное, можно считать хорошим достижением в реализации программы. В субъектах Северо-Западного федерального округа, где реализовывались проекты в сфере транспорта, увеличилась интенсивность и максимальная скорость движения. В Калининграде в среднем на 20 километров в час, в Мурманской, Псковской и Архангельской областях снижено количество дорожно-транспортных происшествий на 20 процентов. Конечно, это заслуга не только тех программ и проектов, которые реализованы нами, но, наверное, и существенный вклад с их стороны тоже был внесён.
Важно отметить, что проекты, реализованные в рамках программ приграничного сотрудничества, соответствуют приоритетам социально-экономического развития в субъектах Северо-Западного федерального округа, соответствуют стратегиям, принятым в регионах. И, как я уже говорил, в 2016 году были подписаны межправительственные соглашения по продолжению реализации этих программ.
Мы подписали соглашения еще по пяти программам и продолжению уже начатых пяти программ, они несколько модифицировались, тем не менее, общая канва осталась той же. Мы подписали документы по реализации программ «Карелия — Коларктик», «Россия — Латвия», «Россия — Эстония», «Россия — Юго-Восточная Финляндия» на период до 2020 года. Общий бюджет программ составляет 223,7 миллиона евро. И при этом российский взнос составил порядка 86 млн евро. Взнос Евросоюза — 173. Сейчас у нас, как я уже говорил, ведётся подготовка пакета документов для ратификации этих программ. Мы надеемся, что в этом году мы это пройдём и начнём их практическую реализацию, а процесс отбора проектов уже, по сути, вот-вот должен начаться.
Что хочется сказать? Реализация этих программ приграничного сотрудничества с Евросоюзом, которая реализовывалась в последние годы, сам этот опыт нам представляется крайне эффективным и в целом заслуживающим того, чтобы его попробовать дальше перенести и на другие границы Российской Федерации. Мы сейчас активно ведём переговоры с Казахстаном для того, чтобы попробовать аналогичный механизм запустить на этой границе. Но пока это только наше желание, хотя наши партнёры с казахстанской стороны довольно живо отвечают на наши предложения и тоже при анализе того опыта, который у нас есть, признают, что это, пожалуй, является наиболее практичным и наиболее эффективным инструментом реализации инициатив в области приграничного сотрудничества.
На этом я, наверное, буду завершать своё выступление с учётом регламента. Ещё раз хочу поблагодарить присутствующих здесь представителей Государственной Думы и Совета Федерации за конструктивную работу. Во многом, конечно, всё то, что мы сделали, стало возможным благодаря нашей слаженной работе. Спасибо.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия