Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА ТЕМУ «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Из выступления Ефремова В.И., Председателя Сахалинской областной Думы

Добрый день, Иван Иванович! Добрый день, уважаемые участники парламентских слушаний!
Обсуждаемый сегодня закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» для Сахалинской области имеет очень важное значение и я постараюсь пояснить, с чем это связано. Напомню, что Сахалинская область — это единственный в Российской Федерации островной субъект. Эта особенность Сахалинской области как раз находит некоторые проблемные вопросы в ныне действующих нормативных документах. Поясню. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года № 196 об утверждении концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации утверждена концепция приграничного сотрудничества. В концепции 2001 года нет перечня субъектов приграничного сотрудничества, нет понятийного аппарата, о чём здесь говорилось. По существу нет описания того, что считать сегодня «приграничным сотрудничеством».
На сегодняшний день в законодательстве термин «приграничной территории» есть только в Земельном кодексе в следующем контексте. В соответствии с частью третьей статьи 15, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации и на иных установленных особых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
9 января 2011 года издан указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства, и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». В перечне не даётся никаких пояснений, а только приводятся непосредственно приграничные территории. В их числе и муниципальные образования Сахалинской области. Я не буду называть все муниципальные образования, но хочу сказать, что это самые северные муниципальные образования — Северокурильский городской округ (граничит с Камчаткой). Это и Охинский городской округ — самый северный район Сахалинской области и, соответственно, самый южный. Это Онивский городской округ и Невельский, который через пролив Лаперуза граничит уже с Японией.
Таким образом, Сахалинская область является приграничной территорией. Однако в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 года № 2193-Р утверждается концепция развития приграничных территорий субъекта Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. В понятийном аппарате этой концепции дальневосточные пограничные территории — это территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации, расположенные в пределах Дальневосточного федерального округа, прилежащих к Государственной границе Российской Федерации — КНР и КНДР, т.е. сухопутной границы. Следовательно, эта концепция уже не распространяется на Сахалинскую область. В главе второй идёт перечень этих территорий в Приморском, Хабаровском краях, Еврейской области и т.д. Так вот, на обсуждаемом сегодня проекте закона «Об основах приграничного сотрудничества Российской Федерации» с учётом поправок Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года все эти недочёты будут устранены. В этом законе и поправке Правительства Российской Федерации, присутствует понятийный аппарат — определение приграничного сотрудничества, приграничных субъектов наших и зарубежных в самом широком плане, порядок и задачи, основные принципы приграничного сотрудничества. Более детально прописывается регламент заключения соглашений приграничного сотрудничества с регионами и муниципальными образованиями, т.е. то, о чём сегодня говорила Светлана Сергеевна.
Приграничные субъекты Российской Федерации — это субъекты Российской Федерации, территория, которая прилегает к государственной границе Российской Федерации. Это значит, что Сахалинская область сегодня является таким субъектом. Если говорить о новшествах, может быть, они отсутствуют, но, тем не менее, я считаю, что проект готовится и находится в стадии реализации. Надеюсь, что сегодняшние предложения, которые уже сделаны, будут учтены при принятии закона во втором чтении.
Правительство Сахалинской области поддерживает принятие такого закона и ждёт этого закона. Приграничное сотрудничество может стать серьёзным драйвером в экономическом развитии, о чем в своём выступлении сказал Цыбульский Александр Витальевич. На сегодняшний день Сахалинская область имеет два соглашения: одно из них — это Соглашение «О дружбе и экономическом сотрудничестве» между Сахалинской областью и Хоккайдо, подписанное 22 ноября 1998 года и соглашение об установлении побратимских отношений между Правительством Сахалинской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, подписанное в июне 2014 года в рамках первого Российско-Китайского ЭКСПО в городе Харбине. Я хочу сказать, что уже сегодня эти соглашения дают реальную экономическую отдачу. Если говорить о Японии, то в 2016 году объём взаимной торговли с Японией составил 5 миллиардов 200 миллионов долларов США, это 40 процентов от общего объёма внешнеторгового оборота Сахалинской области.
Кроме того, существуют не только экономические связи, но и проекты по другим направлениям. Это и транспортное сообщение (сегодня здесь есть определённые проблемы), это и туризм (год от года количество туристов и заходы круизных судов в Сахалинскую область растут), и многие другие. Это и культурные обмены, и спортивные, и т.д. Поэтому ещё раз хочу сказать, что мы поддерживаем принятие данного закона и надеемся, что у нас появятся новые возможности для того, чтобы и в целом Российская Федерация, и Сахалинская область стали экономически сильнее.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия