Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА ТЕМУ «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Из выступления Ковитиди О.Ф., члена Совета Федерации, представителя Республики Крым

Уважаемые коллеги!
Совершенно очевидно, что тема, по которой мы сегодня собрались, нужна, интересна, и закон, который представлен сегодня к рассмотрению, хороший, полезный, нужный закон.
Вопросы подготовки стратегии моделирования приграничного сотрудничества считаю сегодня наиболее актуальными, учитывая реалии сегодняшнего дня. Совершенно очевидна актуальность использования географического моделирования приграничного сотрудничества для административных регионов Российской Федерации. Потому что Совет Федерации представляет собой палату представителей регионов. Именно поэтому мы понимаем, что каждый закон, который поступает на рассмотрение в Государственную Думу и в последующем в верхнюю палату Федерального Собрания, должен быть нужным и полезным непосредственно для регионов. Именно поэтому необходимо, чтобы он был очень понятным по своему правоприменению.
Объективной основой вовлечения приграничных территорий в международное сотрудничество является сочетание выгод соседства стран в целом со специфическими выгодами приграничного характера. Мы должны понимать, что любое соседство должно быть полезным, оно должно быть выгодным, оно должно быть экономически обоснованным.
Во-первых, он значительно облегчает охват сферы международного разделения труда отдельной отраслью. Во-вторых, думаю, необходимо отметить то, что возникающей возможностью совместного использования на отдельных участках приграничных ресурсов локального и регионального порядка является организация маятниковых поездок на работу в соседние приграничные регионы, приграничный туризм, приспособление различных элементов инфраструктуры, в частности, дорог, водохозяйственных сооружений для общих нужд.
Для нас, крымчан, этот вопрос достаточно актуален, учитывая то, что наше беспокойное украинское соседство вносит реалии сегодняшнего дня. И заключаются они в том, что очень много граждан Украины сегодня работают на территории Крыма. Мы знаем, что гастарбайтеры с Украины работают на всей территории Российской Федерации, учитывая ту экономическую дыру, в которой оказалась Украина после государственного переворота. Мы также знаем о том, что достаточно широко развит и приграничный туризм, и мы, крымчане, несмотря на особенности сегодняшней политической ситуации, с этим также сталкиваемся.
Таким образом, сотрудничество приграничных регионов может стать важным фактором социально-экономического и культурного развития приграничных регионов Российской Федерации. Быстро меняющаяся ситуация в нашем приграничье, сложность и комплексность проблем его развития актуализирует моделирование приграничного сотрудничества конкретных административных регионов страны. И очень хотелось бы, чтобы это всё-таки нашло своё выражение в законе.
Модель — это упрощенное воспроизведение реальности, которое предположительно отражает в обобщенной форме её существующие черты и взаимодействия. Одним из основных геоструктурных элементов модели приграничного сотрудничества региона, думаю, могут стать и опорные центры. Последнее время всё чаще употребляется термин «кластер», мы знаем, что его использование стало распространенным, несмотря на то, что я против того, чтобы мы употребляли иностранные слова, русский язык достаточно объемен. Тем не менее, кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры. Это касается и научно-исследовательских институтов, вузов, компаний, которые могут входить как составляющие кластера в целом.
Система взаимодействующих опорных центров или кластеров приграничного сотрудничества формирует, естественно, и общий территориальный каркас. Какова цель нашего закона, который мы сегодня рассматриваем? Я уверена, что не все его внимательно прочли, и, тем не менее, руководителям субъектов Федерации прочесть его придется, потому что закон интересный и полезный. Так вот, что касается опорных центров приграничного сотрудничества, они должны рассматриваться как точки роста в географическом и организационном пространстве, мотивами географического моделирования приграничного сотрудничества административных регионов России.
Что мы можем здесь конкретно выделить? Это решение проблем структурно-системной трансформации региона. Это генерирование социально-экономического развития путем внедрения опорных центров развития, кластеров приграничного сотрудничества. Какие результаты мы ждем от применения закона, который сегодня исследуем? Я думаю, что предполагается при благоприятных социально- экономических, политических условиях, взаимодействие трансграничных цепей кластеров в пределах приграничной зоны, которые способны стимулировать экономический рост в пограничье. В перспективе все эти импульсы от таких кластеров должны стать передающими, образующими экономическую составляющую окружающей территории. При достаточно высокой силе импульса развития кластеров, перекрывая зоны социально-экономического влияния вокруг них, может быть сформировано достаточно объемное поле регионального экономического роста.
В процессе выбора стратегии и модели сотрудничества я считаю, что непосредственно стратегия и тактика реализации экономических задач, поставленных президентом, сегодня являются для нас с вами основополагающими. Необходимо делать различия между точками, которые принадлежат к разным уровням в иерархической системе географических точек. Например, городские центры различной населенности и административного ранга. Точки с разным потенциалом экономики и географического положения.
В данном случае стратегия развития приграничного сотрудничества должна быть реализована в нескольких вариантах. И эти варианты непосредственно должны быть представлены регионами, если они увидят необходимость в дополнениях к действующему закону. Спасибо президиуму. Спасибо всем присутствующим.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия