Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Горбашко Е. А.
проректор по научной работе
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор


Евразийский экономический союз и проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: возможности и перспективные сферы сотрудничества в сфере образования
В статье последовательно рассмотрены экономические интересы и политические мотивы России и Китая при формировании ЭПШП и ЕАЭС. Доказана невозможность развития исключительно за счет гармонизации экономических отношений. Предложена модель сетевого университета, как фактора, способного обеспечить, как экономическую, так и институциональную интеграцию, развить терпимость к ценностям иных культур, найти точки соприкосновения наций, объединить страны в стремлении к процветанию и повышению качества жизни за счёт совместных действий
Ключевые слова: Россия, Китай, ЕАЭС, Экономический пояс «Шелкового пути», международное сотрудничество, образование
ББК Ч484(2)ж:(5Кит),0; Ч484(5Кит)ж:(2),0   Стр: 22 - 25

Становление отношений России и Китая, нашедшее отражение в объединении инициатив ЭПШП (Экономический пояс Шёлкового пути) и ЕАЭС (Евразийский экономический союз), не получает однозначной оценки мирового экономического и политического сообщества, чьё мнение колеблется от признания данного союза серьёзнейшей угрозой сохранению и развитию европейских ценностей до надежды на долгожданную гармонизацию отношений Запада и Востока. Несмотря на то, что геополитические и экономические интересы России и Китая противоречивы, с нашей точки зрения данный союз способен положить начало новому этапу в развитии отношений не только России и Китая, но и всего мира, продемонстрировав возможности экономической интеграции во благо наций. Тем не менее, только экономическая интеграция не способна подвигнуть страны-участницы действовать в общих интересах, находить точки соприкосновения, сохраняя культурные ценности и национальную идентичность в условиях обострения конкурентной борьбы за мировое экономическое и геополитическое господство, без необходимых на то институциональных изменений. Немаловажную роль в данном сложном процессе институциональной интеграции играет система высшего образования, призванная создать базис для гармонизации сложных политических и экономических отношений между странами разных культур.

Экономический пояс шёлкового пути
Создание экономического пояса шёлкового пути — амбициозная геополитическая и экономическая инициатива Китая, объединяющая сухопутные и водные транспортные маршруты Китая и Европы через Юго-Восточную, Центральную Азию и Ближний Восток, покрывая таким образом область, генерирующую 55% мирового национального продукта, сосредоточившую 70% населения планеты и 75% известных энергетических резервов. Ожидаемые затраты Китая на данную инициативу составят 1,4 трлн дол. Пекин уже предоставил 300 млрд долл. займами на создание инфраструктуры и инвестирование в торговлю, в том числе 40 млрд долл. Фонду Шёлкового Пути и 100 млрд долл. стартового капитала Азиатскому Банку Развития Инфраструктуры. К ключевым задачам создания ЭПШП относятся, во-первых, задачи, связанные с расширением связей и торговли Китая с более, чем 65 странами, во-вторых, задачи развития национальной экономики Китая, особенно интенсификация развития слаборазвитых западных регионов Китая [1]. Тем не менее, по мнению ряда исследователей, экономическая экспансия Китая обусловлена, прежде всего, геополитическими причинами, в основе которых лежит стремление страны стать лидером Евразийского полушария. По мнению Яна [2], стратегической целью развития ЭПШП становится «конкурирование с мощью США и продвижение Китайской гегемонии».

Евразийский экономический союз
Официальной датой формирования Евразийского экономического союза является 1 января 2015 года. Впервые идея создания подобного союза была озвучена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. Роль России как «общего Европейского дома» (common European home) высказывалась в разные времена, в том числе Михаилом Горбачёвым (1987) [3], Дмитрием Медведевым (2009) [4]. Владимир Путин ещё в своей публикации 2010 г. в немецкой газете взывал к созданию «гармонизированного экономического сообщества между Лиссабоном и Владивостоком» [5].
С течением времени, с учётом политики России на Украине, «ЕАЭС на Западе стал все больше ассоциироваться с развитием цивилизации, принимающей Русские ценности и культуру, в которой Русский Мир расширяет свои границы за пределы России в Евразийское пространство» [6, 7]. Но то, что для политических элит России ассоциируется с экспансией Русского мира, государствами-партнерами рассматривается исключительно как экономический союз. Страны получают от России экономическую поддержку, ссуды, субсидии, развитие торговли, миграцию рабочей силы, но не готовы отказаться от своей культуры и национальной идентичности. Именно в этом, по мнению западного исследователя Дж. Вильсона заключается основная проблема ЕАЭС. Россией он рассматривается как средство достижения желаемой геополитической картины мира, в то время как страны-партнёры относятся к союзу исключительно как к экономическому [8].
В то же самое время Китай обладает капиталом, властью, и технологическими возможностями для участия в совместных предприятиях и проектах по созданию инфраструктуры. Казахстан является получателем наибольших сумм инвестиций от Китая в постсоветском пространстве, всего с 1991 по 2013 гг. в экономику Казахстана было инвестировано 22 млрд долл. Во время визита в 2014 г. Китайского премьера Ли было анонсировано решение об инвестициях в размере 14 млрд долл., а затем, в марте 2015 г. ещё на 23,6 млрд долл. Финансируемые проекты включают ряд совместных предприятий для производства товаров, которые будут свободно продаваться в зоне ЕАЭС [9, 10].
Что касается Белоруссии, то Александр Лукашенко рассматривает свой союз с Китаем, главным образом, как возможность снижения зависимости от России. В 2015 г. Александр Лукашенко отмечал, что доля России в общем торговом обороте Белоруссии снизилась с 85% в предыдущем периоде до 42% в 2015 г. В 2013 г. Белоруссия получила финансирование 15,7 млрд долл. (совместные проекты) в дополнение к 5.5 млрд долл. выданных ссудами. Основной проект — «Индустриальный Парк Великий Камень». Данный парк позволит расположиться предприятиям Китая рядом с Европейским рынком [11].

Реалии объединения инициатив
Торговля России и Центральной Азии за период 2003–2007 гг. увеличилась с 7 млрд долл. до 21 млрд долл. В 2014 г. объёмы достигли 22 млрд долл. и Россия стала третьим по величине торговым партнёром Центральной Азии после Китая и ЕС. Помимо торговли энергией, Россия включает следующие секторы кооперации: уран, электричество, конструирование, телекоммуникации, транспорт и железные дороги, банки, ВПК и агросектор (не весь). Россия остаётся главным актором в обеспечении минеральными ресурсами, имеющими значение для тяжелой промышленности и инфраструктуры, но совершенно ограничена и неконкурентоспособна в мелком и среднем бизнесе. Китай же с 2000 г. завоёвывает позиции по торговле углеводородом, добывающей промышленности, развитию инфраструктуры и коммуникаций. Торговля Китая и Средней Азии возросла с 1 млрд в 2002 до 3 млрд в 2003, 10 млрд (13 млрд по данным Китая) в 2006, превысила 25 млрд в 2008 г. и достигла 45 млрд в 2014 г. в противовес 30 млрд оборота России и Центральной Азии. Отметим, что 80% оборота Китая и Средней Азии — это готовая продукция, потребительские товары, машины и оборудование, текстиль, обувь, электроника, фармацевтика и пр. [12]. С развитием ЭПШП ожидается продолжение роста оборота Китая и политической экспансии страны.
Однозначным является факт соперничества стран в развитии торговли в Азии. Попытки Кремля создать Евразийский союз в постсоветском пространстве и в то же время принятое Китаем решение о возобновлении шелкового пути отражают независимые цели двух государств во внешней политике, отсутствие какого-либо предшествующего согласования действий. Несмотря на наличие определённых разногласий России и Китая, на сложности при оформлении отношений, в мае 2015 г. в Москве была подписана декларация о намерениях — совместном осуществлении планирования и запуске совместных предприятий (главным образом, проектов Китая на территории России). Всего было подписано 32 соглашения по совместным действиям. Шесть соглашений касаются предоставления кредитов российским компаниям и банкам. Была сформирована Китайско-Российская рабочая группа, первая встреча (и на 2016 год единственная) которой прошла в августе 2015 г. [13].
В настоящий момент связи России и Китая играют настолько важную роль, какую не играли со времени распада СССР (лишь некоторые периоды отношений СССР и Китая могут быть сопоставимы с настоящим). Тем не менее, мнения и ожидания от данного сотрудничества обладают серьезными отличиями. С нашей точки зрения, подписанное 8 мая 2015 г. совместное заявление России и Китая о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, позволит преодолеть потенциальные противоречия в Центральной Азии — наиболее острые из тех, что существуют между Россией и Китаем, и докажет, что ЭПШП и ЕАЭС являются не конкурирующими, а взаимодополняющими проектами. ЕАЭС предлагает институциональные рамки взаимодействия двух стран, а Китай способен предоставить инвестиционные ресурсы для совместных проектов. Такой формат создает предпосылки для полномасштабного экономического сотрудничества в регионе. В перспективе он может стать ядром еще более амбициозного проекта — сообщества Большой Евразии, которое способно стать новым центром экономического развития в мире на ближайшие десятилетия.

Система высшего образования как движущая сила институциональных изменений
Определенные возможности и перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства, как основы, базиса экономической и институциональной интеграции, по нашему мнению, лежат в плоскости сетевого взаимодействия университетов. Среди форм такого взаимодействия, прежде всего, следует назвать сетевые университеты (СУ), которые в настоящее время создаются и развиваются в рамках международного образовательного пространства. В последние годы созданы ряд сетевых университетов, в которых российские вузы принимают активное участие. Среди них можно выделить, например, СУ СНГ, СУ ШОС, СУ БРИКС, Евразийский сетевой университет, Университетский Альянс нового Шелкового пути.
Создание и функционирование СУ позволит не только повысить качество образования, как в самом СУ, так и в каждом университете-партнере, входящем в консорциум СУ, но и создать, открыть возможности для совместного развития наций, лейтмотивом которого станет повышение качества жизни за счёт коллаборации и синергетических эффектов. Прежде всего, драйверами развития выступают возможности подготовки кадров по перспективным направлениям, востребованным для развития экономических союзов и ассоциаций (СНГ, ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др.), возможности гармонизации рамок квалификации, образовательных и профессиональных стандартов, которые позволят осуществлять подготовку кадров с соответствующими компетенциями, согласованными с гармонизированной системой квалификаций государств, входящих в эти союзы. Открытость СУ для сотрудничества с бизнес-сообществом, органами государственной власти, международными организациями из государств этих экономических союзов и третьих стран, консолидации высококвалифицированных научно-педагогических кадров и возможностей доступа к более широкому образовательному контенту, включая современное учебно-научное лабораторное оборудование, методическое обеспечение.
Реализация цели, задач, принципов создания СУ позволит: осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по наиболее востребованным специальностям для развития взаимовыгодной экономической интеграции; развивать совместные проекты с выработкой практических рекомендаций; содействовать развитию сетевого взаимодействия вузов, субъектов экономики и социального сектора, а также государственных органов управления стран и их взаимодействия друг с другом; активизировать использование инновационных образовательных технологий (в том числе дистанционные формы обучения), а также развивать мобильность научно-педагогических работников и обучающихся в целях повышения качества подготовки и вовлечения талантливых специалистов для решения актуальных задач развития национальных экономик.
Развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий позволит осуществлять подготовку профессиональных кадров для осуществления совместных проектов, как на европейском, так и на евразийском пространстве, обеспечивая их сопряжение. Среди первоочередных программ в данной области можно предложить: разработку и реализацию сетевых программ повышения квалификации (дополнительное профессиональное; сетевые блочно-модульные программы МВА, профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации для компаний, ведущих проекты на европейском и евразийском пространстве (дополнительное профессиональное образование)); формирование системы непрерывного профессионального образования руководителей и специалистов органов государственного управления и компаний.
В перспективах дальнейшего развития СУ представляется необходимым создание многоуровневой системы подготовки кадров (бакалавриат-магистратура-аспирантура) на основе формирования сетевых образовательных программ. В настоящее время Санкт-Петербургский государственный экономический университет разрабатывает проект создания сетевой магистерской программы: «Кадры для евразийской экономической интеграции»
Цель проекта — разработка и запуск пилотной сетевой магистерской программы «Кадры для евразийской экономической интеграции» между базовыми вузами Евразийского экономического союза как механизма гармонизации образовательного пространства в рамках ЕАЭС для усиления его конкурентных позиций как полюса экономического роста в условиях геополитической нестабильности и роста геоэкономической конкуренции.
Сформулируем основные задачи проекта.
Формирование устойчивой распределенной сети вузов регионов России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана для подготовки высокообразованных кадров, необходимых для развития экономики Евразийского экономического союза.
Создание международной Интернет-платформы (виртуальной среды) как основы для взаимодействия между университетами-партнерами в рамках формирующегося Сетевого университета государств ЕАЭС.
Согласование единых образовательных модулей в рамках сетевой магистерской программы на основе согласованных квалификационных требований к экономистам-выпускникам программы для всех стран-участниц.
Разработка программ подготовки научно-педагогических кадров для участия в качестве преподавателей и экспертов в реализации сетевой магистерской программы.
Выработка траекторий образовательной мобильности студентов и преподавателей в рамках сетевой магистерской программы.
Выявление талантливой молодежи как основного интеллектуального ресурса ЕАЭС и содействие формированию и развитию молодежного ядра экономической системы евразийской интеграции.
Основная цель магистерской программы — подготовка специалистов-аналитиков, способных выявлять основные факторы экономического роста и риски международной среды, и в данных условиях решать задачи развития Евразийского экономического союза на уровне интеграционной системы в целом и ее отдельных экономических субъектов.
Программа даёт целостное представление о современных изменениях глобальной экономики, влиянии возникающих новых рисков и возможностей полицентричного мира на развитие Евразийской интеграционной системы, предоставляет аналитический инструментарий, позволяющий решать задачи дальнейшего развития Евразийского экономического союза с учетом дальнейшей унификации национальных законодательств и развития зон свободной торговли ЕАЭС с третьими странами.
Основные блоки (модули) программы: глобальные тренды современного экономического развития; дисбалансы, возникновение новых региональных интеграционных союзов и соглашений, множественная экономическая дипломатия, появление новых центров инвестиционной активности; ЕАЭС как субъект геоэкономики и геополитики; развитие интеграционных систем стран мира, лучшие практики координации и системные ошибки; договорно-правовая база Таможенного союза и ЕАЭС; работа органов государственной власти и хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС в условиях присоединения и членства в ВТО; проблемы формирования единых рынков товаров и услуг в рамках ЕАЭС; промышленно-инновационный и кооперационный потенциал стран ЕАЭС; проблемы монополизации и конкуренции на пространстве ЕАЭС; выявление рисков мирового развития, влияющих на евразийское пространство.
Магистерская программа подразумевает развитие проектной деятельности студентов с перспективой оценки проектов экспертным и бизнес-сообществом государств ЕАЭС.
В результате реализации проекта по развитию данной пилотной сетевой магистерской программы в рамках ЕАЭС ожидаются следующие позитивные изменения:
● развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для наднациональных органов интеграционного строительства (Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития), органов государственной власти и бизнес-структур, действующих в рамках Евразийского экономического союза;
● движение в направлении гармонизации образовательных стандартов высшего образования и квалификационных рамок между государствами ЕАЭС, признания эквивалентности документов о высшем образовании на пространстве ЕАЭС;
● развитие системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в области евразийской экономической интеграции внутри сети вузов государств ЕАЭС;
● повышение привлекательности идеи евразийской интеграции для выпускников вузов-участников проекта;
● рост вовлеченности молодого поколения стран Евразийского экономического союза в современные интеграционные процессы путем создания электронной платформы и развития международных сетевых студенческих проектов в рамках магистерской программы;
● формирование гибких образовательных траекторий в рамках совместной образовательной программы в соответствии с возникшими потребностями государств ЕАЭС, вследствие изменений геополитических и геоэкономических условий;
● расширение сети участников, реализующих совместную образовательную программу, на основе необходимости актуализации содержания программы;
● формирование сообщества образованной молодежи Евразийского экономического союза.
Описанная выше сетевая магистерская программа имеет перспективы развития ввиду формирования программ сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, составной частью которых будут проекты интеграция образовательных и научно-исследовательских систем.
В области научных исследований определенные перспективы имеют научно-исследовательские проекты, направленные на интеграционные взаимодействия ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Среди перспективных тем таких проектов следует отметить следующие:
– евразийская интеграция: направления и формы сотрудничества ЕАЭС и ЭПШП в целях инновационного развития, роста экономического потенциала и международной торговли;
– анализ структуры экономики ЕАЭС и ЭПШП и разработка рекомендаций по расширению экономической интеграции евразийских международных объединений;
– научно-образовательная база интеграции инновационного развития ЕАЭС и ЭПШП, анализ возможностей и рекомендации по организации и др.

Заключение
Несмотря на то, что давно доказана выгодность сотрудничества, получения синергий, эффективность коллаборационных действий, конкуренция и борьба за господство (лидерство) остаются основными двигающими силами научно-технического прогресса и социально-экономического развития. На примере развития отношений России и Китая, получивших неоднозначную оценку мирового сообщества, мы показываем роль системы высшего образования в развитии не только экономической, но и институциональной интеграции, показываем те возможности, которые открываются перед странами с развитием сетевых многонациональных университетов. Совместное развитие, экономическая интеграция и коллаборационая активность, основанные на терпимости к ценностям и сохранении национальной идентичности способны значительно повысить уровень и качество жизни сотрудничающих социально-экономических систем.


Литература
1. Snyder, K.D., Paulson, P. Healthcare Information Systems: Analysis of Healthcare Software / K.D. Snyder, P. Paulson // Hospital Topics. — 2002. — V. 80. — № 4. — P. 5–12.
1. Casarini N., When All Roads Lead to Beijing. Assessing China’s New Silk Road and its Implications for Europe // The International Spectator — 2016. — V. 51. — № 4. — P. 95–108
2. Yan, X. The Asian-Pacific region has become a bipolar structure with China and the United States [Электронный ресурс] // International Herald Tribute. — 2015. — Режим доступа: http://news.163.com/15/0205/20/AHNH024U00014AED.html.
3. Gorbachev M., Perestroika: New thinking for our country and the world // New York. 1987. — NY: Harper and Row.
4. Medvedev D., The draft of the European Security Treaty [Электронный ресурс] // 2009, november. — Режим доступа: http://en.kremlin.ru/events/president/news/6152
5. Putin V., Putin Envisions a Russia-EU Free Trade Zone [Электронный ресурс] // 2011, November. — Spiegel Online. Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/europe/from-lisbon-tovladivostok-putin-envisions-a-russia-eu-free-trade-zone-a-731109.html
6. Mostafa G., The concept of “Eurasia”: Kazakhstan’s Eurasian policy and Its Implications //Journal of Eurasian Studies. — № 4. — P. 160–170.
7. Laurelle M., The ‘Russian world’: Russia’s soft power and geopolitical imagination // Center on Global Interests. — 2015, May.
8. Wilson J.L., The Eurasian Economic Union and China’s silk road: implications for the Russian–Chinese relationship // European Politics and Society. — vol. 17. — sup1. — P. 113–132
9. Almaganbetov A., Kurmanov B. China challenges Russian influence in Kazakhstan / Almaganbetov A., Kurmanov B. // East Asia Forum. — 2015, February 28.
10. Lim A. China and the Eurasian Economic Union: Prospects for Silk Road economic belt — Analysis // Eurasia Review. — 2015, May 14.
11. TASS. Lukashenko says Belarus may leave EEU if others default on agreements [Электронный ресурс]. — 2015, January 29. — Режим доступа: http://tass.ru/en/economy/774076.
12. Официальный сайт статистики мирового банка. — World Bank [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wits.worldbank.org
13. Официальный сайт совета по развитию торговли в Китае. — Hong Kong Trade Development Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/The-Belt-and-Road-Initiative/obor/en/1/1X3CGF6L/1X0A36B7.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия