Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Петров А. М.
профессор Департамента учета, анализа и аудита
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук

Мельникова Л. А.
доцент Департамента учета, анализа и аудита
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук


Формирование отчетности в соответствии с требованиями МСФО как объективная необходимость на современном этапе развития экономики РФ
В статье анализируются сложности перехода на МСФО в России. Составление отчетности по МСФО является достаточно острой проблемой для компаний. Однако существует ряд ограничений и проблем, информационного, методологического и организационного характера, которые имеют свои пути решения и на данный момент успешно решаются органами государственной власти, саморегулируемыми организациями, такими, как ИПБ России, а также компаниями, заинтересованными в переходе на МСФО
Ключевые слова: бухгалтерский учет, отчетность, МСФО, консолидированная отчетность, переход на МСФО
УДК 657; ББК 65.052.5   Стр: 105 - 107

Еще в июне 2004 года в ходе Национального конгресса «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности» директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина России Л.З. Шнейдман заявил, что «путь реформирования национальной системы отчетности уже определен: это переход на МСФО».
Методологической базой для разработки дальнейших и совершенствования ранее созданных Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) считаются Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и созданная в рамках выполнения этой программы Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (далее — Концепция). Перечисленные нормативные документы разработаны по указанию Правительства Российской Федерации и нацелены на повышение качества информации, составляемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
7 июня 2002 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был опубликован пресс-релиз, который касался решения Совета министров Европейского Сообщества о применении МСФО, предложенного Европейской комиссией. Согласно данному решению, все европейские компании, акции которых котируются на открытом фондовом рынке, с 1 января 2005 г. стали обязаны представлять свою отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Эта норматива пока не распространяется на организации, акции которых котируются на фондовых рынках США и которые составляют свою отчетность в соответствия с US GAAP.
Следовательно, российским компаниям, которые хотели бы привлечь иностранных инвесторов, необходимо решить проблему соответствия составляемой ими финансовой отчетности требованиям, предъявляемым мировым сообществом.
В течение последних лет ведущие российские экономисты выражают свою точку зрения на модели перехода к МСФО, фокусируя внимание на причинах и проблемах такого перехода.
Сегодня в международной практике финансов распространены 3 формы перехода на международные стандарты.
Первая форма относится к развитым в экономическом отношении государствам, имеющим собственные установившиеся и работающие финансовые законы. Их цель заключается в том, чтобы привести свои национальные стандарты в соответствие с международными стандартами.
Вторая форма в большей степени подходит для государств с переходной экономикой, у которых недостаточно потенциала для развития собственных стандартов.
Российский бухгалтерский учет долгое время развивался в соответствии с третьей формой путем разработки собственных стандартов (ПБУ), которые должны максимально соответствовать международным. Порядок принятия ПБУ состоит в том, что разработанное специалистами положение представляется на экспертизу в Лондонский комитет по международным стандартам, в ходе которой эксперты формируют заключение о соответствии содержания документа международным стандартам, после чего ПБУ публикуются и предлагаются к исполнению.
Переход на МСФО российских компаний — одно из обязательных условий их выхода на международные рынки капитала, переход даст возможность адекватно оценивать финансово-хозяйственную деятельность и имущественное положение, развивать финансовую систему страны и способствовать экономическому росту в целом.
С другой стороны, данный процесс неразрывно связан с трудностями и проблемами, с которыми проходится сталкиваться российским компаниям.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу перечисляет ряд проблем, препятствующих развитию бухгалтерского учета и отчетности:
● отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, которая формируется по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
● недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
● формальный подход регулирующих органов и самих компаний ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, которые отвечают условиям рыночной экономики;
● значительная административная нагрузка на компании по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты, связанные с необходимостью вести налоговый учет параллельно с бухгалтерским;
● слабость системы контроля качества финансовой отчетности, в том числе из-за невысокого качества аудита;
● неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО посредством трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
● низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
Одной из проблем перехода компаний на составление отчётности по МСФО является отсутствие специальных комитетов по национальным и международным стандартам и по интерпретациям отдельных норм, заложенных в ПБУ. Это приводит к тому, что интерпретацией норм ПБУ в России занимаются разные Департаменты Министерства финансов РФ и некоторые федеральные органы, которые дают различные, часто противоречивые толкования. Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности назначается Правительством РФ и состоит, в основном, из чиновников — работников федеральных структур. Разработкой российских стандартов (ПБУ) занят узкий круг лиц, проекты ПБУ зачастую не публикуются в профессиональных журналах и в других периодических изданиях, не проходят стадии серьезных обсуждений.
Решение данного вопроса, по нашему мнению, состоит в развитии направления общественного регулирования бухгалтерской профессии путем предоставления соответствующих полномочий профессиональным объединениям специалистов в области бухгалтерского учета, например, Институту профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), которые, основываясь на практическом опыте и научных знаниях, смогут нивелировать неоднозначность и практическую неприемлемость содержания принимаемых положений.
В этом случае примером может быть организация регулирования методологии учета в США, где профессиональные бухгалтеры участвуют в разработке всех нормативных документов в сфере бухгалтерского учета. Более того, Международная федерация бухгалтеров (МФБ), разрабатывающая и утверждающая МСФО, является профессиональным объединением, в рядах которого состоят члены 160 саморегулируемых бухгалтерских организаций из 120 стран мира.
Можно предположить, что эти же специалисты должны иметь возможность последовательно проводить политику МФБ в отношении применения МСФО в своих странах. Так, ИПБ России является действительным членом МФБ, насчитывает в своем составе более 15 тысяч членов, поэтому можно считать оправданным придание подобным профессиональным организациям регулирующих функций в сфере методологии бухгалтерского учета.
При переходе на МСФО возникают проблемы на микро- и макроуровне. На макроуровне возникают внутренние проблемы компаний, например, существующие недостатки системы сбора информации, недостаток квалифицированного персонала и увеличение количества форм и видов отчетности.
Внешние проблемы, по мнению авторов:
● сложность инкорпорирования МСФО в правовую систему России;
● отсутствие согласованной практики определения небухгалтерских параметров, используемых при составлении отчетности по МСФО;
● незавершенность налоговой реформы;
● нехватка квалифицированных специалистов по МСФО в секторе аудита и консалтинга;
● неустойчивость финансовых рынков.
Другой трудностью перехода на МСФО является недостаток квалифицированных кадров. Мы полагаем, что для исправления данной ситуации требуется комплексный подход, который включает регулирование системы подготовки бухгалтеров с двух сторон:
1. улучшение учебных планов университетов в части преподавания дисциплин, связанных с МСФО: дополнение существующего курса МСФО для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» практикумом по трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО.
2. совершенствование существующей системы обучения и повышения квалификации в рамках учебно-методических центров (УМЦ), нацеленное на обязательное прохождение профессиональными бухгалтерами курса повышения квалификации по тематике МСФО.
Так же можно упомянуть о проблеме несоответствия между МСФО и национальными стандартами различных стран. Такие несоответствия объясняются национальными особенностями, сложившимся менталитетом, разнообразием культур, различиями в подходах к решению тех или иных проблем.
На наш взгляд, устранению данных препятствий будет способствовать процесс глобализации мировой экономики.
Существуют также проблемы автоматизации и сложности перехода от жёсткой детерминации отечественного учета к требованиям МСФО в форме рекомендаций.
Недоступность пакетов прикладных программ, наиболее адекватных формату МСФО, возникает по причине ценовою фактора, так как многие такие программные продукты создаются за рубежом.
По нашему мнению, эта проблема сейчас разрешима, так как возможна разработка программных продуктов для учета в отечественных условиях, что делает доступной автоматизацию учета по МСФО для других участников рынка.
Также существует проблема несоответствия понятийного аппарата МСФО и ПБУ и проблемы качества финансовой информации. Отечественная система учета базируется на однозначно трактуемых инструкциях, а МСФО носят рекомендательный характер и не предполагают жестких нормативов. Более того, финансовые отчеты, которые составляются по действующим в РФ нормативам, в значительной степени не подходят для принятия эффективных экономических решений и не соответствуют общепринятым критериям раскрытия информации в условиях рыночной экономики. Однако такая проблема не носит абсолютного характера, так как имеющиеся отечественные бухгалтер­ские стандарты уже предусматривают вариантность способов и методов учета отдельных видов имущества и обязательств.
Конечно, перейти от жесткой регламентации к свободному выбору варианта учета достаточно сложно, однако, в случае самостоятельного решения вопросов по поводу не корректно установленных правил, повысится достоверность отчетности и уровень доверия к ней заинтересованных пользователей.
Составление отчетности по МСФО является достаточно острой проблемой для компаний. Однако существует ряд ограничений и проблем, информационного, методологического и организационного характера, которые имеют свои пути решения и на данный момент успешно решаются органами государственной власти, саморегулируемыми организациями, такими, как ИПБ России, а также компаниями, заинтересованными в переходе на МСФО.


Литература
1. Бабаев Ю.А., Петров A.M., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2014.
2. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Совершенствование методологии бухгалтерского учета основных средств. Все для бухгалтера. — 2008. — № 7. — С. 2–11.
3. Петров А.М. Вопросы унификации учетной политики внутри корпоративной системы сферы услуг // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 31. — С. 10–16.
4. Петров А.М. Проблемы составления консолидированной отчетности на этапе автоматизации // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 33. — С. 2–10.
5. Петров А.М. Теоретико-методологические основы организации бухгалтерского учета расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг: Монография — СПб.: Изд-во НПК РОСТ, 2008.
6. Петров А.М., Антонова О.В. Концептуальные подходы к анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Вопросы экономики и права. — 2013. — № 60. — С. 93–97.
7. Петров А.М., Коняхин А.Н. Методика и практика подготовки первой отчетности по МСФО в группе компаний: Монография. — М., 2015.
8. Петров А.М., Лымарь М.П. Состав бухгалтерской отчетности в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 31. — С. 28–37.
9. Петров А.М., Лымарь М.П. Сравнительная характеристика основных положений законов, регулирующих бухгалтерский учет в Китае и России // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 40. — С. 52–60.
10. Петров А.М., Мельникова Л.А. Затраты и расходы в системе бухгалтерского учета и налогообложения // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4(48). — С. 179–183.
11. Петров А.М., Полоус Е.А. Повышение транспарентности показателя дебиторской задолженности в отчетности // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 6. — С.2–12.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия