Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дорофеева Л. А.
аспирант кафедры географии и методики обучения географии
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, PhD


Комплексное развитие пригородной территории Красноярской городской агломерации
В статье рассматривается проблема комплексного развития территории, которая создает условия для повышения человеческого капитала, эффективности использования территории. Городская агломерация является примером комплексного развития. Исследования пригородной территории Красноярского городской агломерации подтверждают проявления комплексирования в развитии территории
Ключевые слова: комплексное развитие, пригородная территория, городская агломерация, Красноярск
УДК 911.375.62; ББК 65.049(2)   Стр: 163 - 166

Интеграция города и села может стать одним из важных направлений обновления современной российской общественной системы, базой комплексного решения производственных агропромышленных проблем, обеспечения рационального использования территориального, ресурсного и социального потенциала села и города, улучшения экологических условий и социальной активности населения.
Комплексное развитие в регионе во многом определяется характером размещения производства и расселения, соотношением и взаимодействием центров и периферий. Причем все большую роль в размещении производительных сил и капитала играет расселение — прежде всего, ведущих центров человеческого потенциала, которые обычно выступают «точками» инновационного роста [1].
Обзор исследований. Городские агломерации как динамично развивающиеся системы являются объектом изучения различных наук. В структуре городских агломераций выделяют ядро, города-спутники и пригородная территория. Пригородная территория является резервом развития агломерации, поэтому изучение ее роли в развитии городской агломерации становиться определяющим в разработке стратегии развития территории.
Г.М. Лаппо отмечает, что пригородная зона «формируется под влиянием города, который стремится как можно полнее использовать окружающую территорию для удовлетворения своих многообразных потребностей. Многофункциональность, нередкая конфликтность ситуаций, ограниченность ресурсов усложняют рациональное устройство пригородной зоны» [2]. Основная роль пригородной территории в условиях городской агломерации — это улучшение качества жизни населения города-центра и городов-спутников, в том числе за счет переноса части городских функций в пригород, таких как промышленность и селитьба.
В.В. Владимиров отмечает, что характер развития городов отражает четко выраженную тенденцию нарастающего прессинга на пригородную зону [3]. Крупные города являются главной преобразующей силой окружающей среды, одним из основных факторов интенсивного антропогенного воздействия на земли прилегающих пригородных зон. «Городская среда становится все более агрессивной не только для человека, но и для всего живого, а также для окружающего город пространства, города съедают земное пространство, ресурсы пригородов и окружающих территорий» [4].
В свое время Н.Н. Колосовский рассматривал взаимосвязь хозяйственных элементов города и сельской местности, где определённая роль в развитии этого взаимодействия приходилась на пригородную территорию [5]. Таким образом, пригородная территория вместе с городской агломерацией создает взаимосвязанный комплекс, который может стать основой регионального развития.
Исследования территориальной структуры агломераций приобрели широкий размах в послевоенное время. Её изучали исследователи Западной Европы и США. Уэруэйн Дж. [6], Хауке М.О. [7], Милс Е. [8]. Они заложили теоретические основы и внесли понятие «периферийного пояса» крупных агломераций. В этих поясах локализованы: научно-инновационные и производственные мощности ведущих ТНК мира; инновационные промышленные предприятия, прошедшие модернизацию; оптовая и розничная торговля — так называемые молы, складские базы, менеджмент; различные сервисные и консультационные центры; центры логистики; банки и другие виды бизнеса.
Современная периферия крупных городов представляет собой сложную мозаику жилых районов, промышленных и офисных ареалов, рекреационных зон, сельскохозяйственных угодий и, как правило, не имеет сплошной застройки. Появляются новые подходы к ее изучению. Так, в США выделяют особый вид пригородных территории «exurbia», которые располагаются на границе пригородных зон и сельской местности [9,10]. Исследователи делают акцент на разнообразии застройки данной территории и на особенностях ее функциональной нагрузки. В целом, авторы приходят к выводу, что данная территория отличается низкой плотностью населения, зависит от городского регулирования, которое происходит через управление пригородами. Методы измерения границ таких территорий и поселений были направлены на одинарную или двойную лимитацию и предполагают измерение географической области размещения, при этом выделяя отличия области от пригорода, города и сельской местности [11].
В Китае, также как и в России, ученые начинают изучение новых форм расселения и территориальных комплексов, таких как городская агломерация. Ученые из департамента градостроительства и экологии Пекинского университета отмечают, что в самых крупных городах Китая (Пекине, Шанхае, Шеньяне, Даляне) отмечается феномен субурбанизации. Другие ученые, из департамента градостроительства и ресурсов университета Наньдзинь, утверждают, что субурбанизация в Китае находится на стадии формирования и большая часть Китая не подвержена данным процессам [12]. Чжу Сян отмечает, что устойчивое развитие пригорода является важным компонентом экономического развития, социального благополучия и стабильности использования ресурсов и охраны окружающей среды [13].
В соответствии с концепцией комплексного развития региона [1] городская агломерация является третьим типом территориального воспроизводственного комплекса, имеющим характеристики локального и районного типа. В данном типе наиболее благоприятные условия повышения человеческого капитала, т.к. в них размещаются наиболее развитые структуры управления, деловой жизни, науки, образования, культуры и материального производства. Развитие городских агломераций обеспечивается концентрацией трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов. Достижения городского центра распространяются на периферию, в предоставлении качественных услуг, улучшении коммуникаций, что решает противоречие развития центра и периферии и обеспечивает комплексирование их воспроизводства.

Результаты исследования. Уровень комплексности можно определить по концентрации производств, человеческого капитала, усиления связей между субъектами агломерации, в том числе развитию сети филиалов. Анализ пригородной территории Красноярской городской агломерации (КГА) показал, что в ней развиваются проявления комплексирования.
Во-первых, это связано с увеличением маятниковых миграций населения. Как выявил социологический опрос, маятниковые миграции населения КГА являются не только трудовыми и не только по направлению «село-город», но и рекреационными по направлению «город-село». Это усиливает связь между городами агломерации и окружающей их пригородной территорией. Взаимодействие усиливается с расширением сети пригородного расселения (коттеджного и дачного) [14]. Появление коттеджных поселков свидетельствует о расширении городского образа жизни на пригородной территории.
Во-вторых, в условиях городской агломерации происходит усиление пригородного сельского хозяйства, в связи с усилением спроса на продукцию в результате увеличения концентрации населения. В КГА сельскохозяйственные предприятия на пригородной территории размещены на некотором удалении от города-центра, но в пределах ежедневной транспортной доступности. На пригородной территории КГА расположены предприятия животноводства (в основном птицеводства и свиноводство) и растениеводства (овощеводство). Такая специализация связана со спросом на скоропортящуюся молочно-мясную продукцию и овощи. На территории всех четырех муниципальных районов, в составе КГА, расположены сельскохозяйственные предприятия и предприятия пищевой промышленности.
В-третьих, в условиях увеличения концентрации населения и распространения городского образа жизни увеличивается потребность в отдыхе горожан. Это потребность реализуется на пригородной территории в возможности организации отдыха выходного дня для жителей КГА. При этом необходимо учитывать, что все жители КГА должны иметь доступ к местам отдыха. На пригородной территорий КГА расположено большое количество природных объектов, которые могут стать центром рекреации. Самым большим преимуществом пригородной территории КГА в реализации рекреационных целей является наличие в 30 минутной транспортной доступности от центра Красноярска государственного природного заповедника «Столбы», горнолыжных трасс и биатлонного комплекса.
В-четвертых, комплексирование КГА связано с широкой сетью филиалов. Сеть филиалов в пределах пригородной территории КГА состоит из представителей предприятий регионального и государственного масштабов. В настоящее время филиализация охватывает в основном города-спутники и административные центры муниципальных районов, вошедших в состав КГА. Наблюдается расширение филиалов сферы услуг в местах концентрации коттеджного и сельского расселения (образовательные, развлекательные, торговые услуги).
Формирование городской агломерации приводит к увеличению размеров пригородной территории и усложнению связей между населенными пунктами. Для реализации комплексного подхода в развитии городской агломерации и ее пригородной территории необходимо учитывать влияние населенных пунктов на окружающую его территорию, способствовать обеспечению сходного качества жизни населения периферии и центра. Для усиления эффекта комплексирования КГА и увеличения эффективности использования пригородной территории, предлагаются следующие задачи:
– обеспечение зонирования территории;
– обеспечение возможности территориального роста городской агломерации;
– сохранение сельскохозяйственных площадей;
– сохранение лесных массивов с целью поддержания благоприятной экологической обстановки в Красноярской городской агломерации;
– развитие транспортной и логистической инфраструктуры.
Важнейшей задачей планировочной организации пригородной территории является определение градостроительного развития, обеспечение удобных связей отдельных районов и зон, рациональное использование территории. В результате анализа географии пригородного расселения, размещения центров сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, рекреационных центров, транспортной инфраструктуры в КГА формируется планировочная структура (рис.1):
Рис. 1. Планировочная структура Красноярской городской агломерации [16]
– главной структурной осью развития пригородной территории Красноярской городской агломерации является широтная ось вдоль транспортного коридора — Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автодороги «Байкал».
– второй по значению осью развития пригородной территории является меридиональная — вдоль региональной автодороги «Красноярск — Енисейск», «Красноярск — Дивногорск — Абакан» и реки Енисей.
Центром пересечения осей является центр системы — город Красноярск. В настоящее время формируется радиально-концентрическое сообщение внутри системы, которое на данный момент развито слабо.
В составе пространственной структуры КГА (рис.2) элементами являются:
1. Ближняя зона тяготения — ядро системы — с радиусом до 30 км вокруг Красноярска. В этой зоне максимальная концентрация на территории КГА дачных и коттеджных поселений, рекреационных центров, филиалов предприятий и учреждений города-центра.
2. Периферийная зона тяготения охватывает территорию близлежащих Емельяновского и Березовского районов и находится в 1,5 часовой транспортной доступности в пределах 50–60 км от Красноярска. Эта зона размещения формирующихся ареалов коттеджных поселков и размещения сельскохозяйственных предприятий, которые обеспечивают скоропортящейся пищевой продукцией и стройматериалами города агломерации.
3. Дальняя периферийная зона тяготения — в пределах 2-х часовой транспортной доступности, включает территорию Сухобузимского и Манского районов. Эта зона сельскохозяйственной и лесозаготовительной специализации, эпизодического посещения сельского населения города-центра с социально-культурными целями.
Комплексный анализ по изучению пригородной территории КГА позволил разработать основные рекомендации по ее развитию для усиления комплексирования и эффективного использования территории КГА:
1. Развитие сферы услуг в пригородной территории КГА. В результате формирования пригородного расселения населения увеличивается спрос на услуги. Это приведет к разнообразию видов деятельности сельского населения и изменению социо-культурно-бытовой структуры пригородных сельских поселений. Произойдет снижение численности сельского населения, посещающего Красноярск с целью получения соответствующих товаров и услуг. Размещение объектов социо-культурно-бытовой структуры будет способствовать повышению качества жизни населения пригородной территории.
2. Развитие пригородного транспорта. Транспортная инфраструктура является определяющим условием развития городской агломерации. Как показали результаты социологического опроса населения населенных пунктов, где имеется хорошее транспортное сообщение с Красноярском, увеличивается количество маятниковых мигрантов. Анализ размещения коттеджных и дачных поселений показал их зависимость от близости транспортных магистралей. Расширение транспортной сети увеличит мобильность населения, что способствует рациональному размещению производительных сил. Транспортная обеспеченность способствует развитию социальных и трудовых связей КГА и снижению транспортной нагрузки на город Красноярск.
Рис. 2. Пространственная структура Красноярской городской агломерации
3. Государственная поддержка сельского хозяйства. Пригородная территория обладает наилучшими факторами для размещения сельскохозяйственных предприятий: большим количеством земельных ресурсов, дешевизной недвижимости, транспортной доступностью и более благоприятной экологической обстановкой. Эти факторы способствуют увеличению эффективности развития сельского хозяйства в пригороде [15]. Поэтому в концепции развития городской агломерации и ее пригородной территории необходимо выделить зону сельскохозяйственного назначения и разработать законодательную базу, которая обеспечит невозможность использования этих земель под строительство жилья и использования в производственных целях.
4. Рациональное развитие пригородной территории — залог стабильной экологической ситуации в регионе. Красноярск ограничен горами с западной и юго-западной стороны, что создает частое повторение температурной инверсии и приводит к неблагоприятным метеоусловиям в городе. Расширение зеленой зоны городов КГА и их объединение в единый экологический каркас позволит снизить вредное воздействие на окружающую территорию и создаст благоприятные условия для горожан для отдыха. Для того чтобы экологический каркас города не стал замкнутой системой, он должен иметь выходы к естественным ландшафтам. Для этого на пригородной территории необходимо создать экологические коридоры и буферные зоны перехода от антропогенного ландшафта города к естественным природным ландшафтам.
5. Необходимо законодательно на уровне администрации Красноярского края определить статус коттеджных и дачных поселений в системе расселения региона. Это будет способствовать разработке общих для всех поселений правил и норм по территориальному планированию, а также разработать систему учета жителей коттеджных и дачных поселений для проведения расчета по нагрузке на инфраструктуру пригородной территории.
Пригородная территория КГА формирует особую в экономическом и социальном плане территорию, на которой сочетаются элементы сельского и городского образа жизни, формируются новые экономические связи города и пригорода. Развитие и трансформацию пригородной территории необходимо учитывать при разработке прогнозов и стратегий территориального планирования региона, городской агломерации, городов и административных районов КГА.


Литература
1. Шадрин А.И. Комплексное развитие региона / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2011. — С.63.
2. Лаппо Г.М. География городов. — М.: ВЛАДОС, 1997. — С.81.
3. Владимиров В.В. и др. Город и ландшафт: (проблемы, конструктивные задачи и решения) / В.В. Владимиров, Е.М. Микулина, З.Н. Яргина. — М.: Мысль, 1986. — 236 с.
4. Подковырова М.А. Экологические и социально-экономические аспекты в использовании городских земель // Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы: сб. статей по материалам Всерос. Науч.-практ. конф. — Красноярск, 2004, Т.2. — С.40–44.
5. Колосовский H.H. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969. — С. 221.
6. Уэруэйн Дж. Природная зона // География городов: Пер. с англ. — М., 1965. — С. 128–136.
7. Хауке М.О. Пригородная зона большого города. — М.: ГСИ, 1960. — С. 47–48, 118–135, 148–156.
8. Mills E. What makes metropolitan areas grow? /A. Summers, P. Cheshire and L. Senn (Eds) Urban Change in the United States and Western Europe. — Washington: The Urban Institute, 1993 — p. 193–216.
9. Wright, G. Building the Dream: A Social History of Housing in America. — Cambridge, MA: The MIT Press, 1981 — р. 47–49.
10. Audirac, I. Unsettled views about the fringe: rural-urban or urban-rural fronties. In L. M. Owen J.F., Contested countryside: the rural urban fringe in North America. — Ashgate: Brookfield, 1999 — р.7–32.
11. Nelson A. Characterizing exurbia // Planning Literature. — 1992(6 (4)) — р.350–368.
12. 越、韩明清、甄峰.对我国城市郊区化的再识—从城市化阶段谈中国城市发展.城市规划汇刊,第6期, 1998年-21–23.
13. 朱翔.我国城市区可持展研究. 城市划刊, 第6期, 1998年 — 16–20.
14. Дорофеева Л.А. Развитие пригородных поселков в Красноярской агломерации // География и природные ресурсы — 2016 — № 3 — С. 168–174.
15. Никифоров Л.В., Кузнецова Т.Е. Город и село: особенности интеграции в советский и постсоветский периоды // Журнал исследований социальной политики. — 2007. — Т.5. — №.2. — С. 179–200.
16. Шалахина Д.Х., Безгачев В.Г., Гохберг С.С. Взгляд градостроителей на развитие агломерации — интервью 12 мая 2008 г., телемост на канале «Енисей-Регион» [электронный ресурс]: http://www.krskstate.ru/page.aspx?pageid=13683 (дата обращения 22.11.2015)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия