| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Адамкулова Ч. У. профессор кафедры экономики и управления Кыргызского Национального университета им. Ж.Баласагына (г.Бишкек),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проведен анализ основных предпосылок и тенденций реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Указаны направления совершенствования реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Показано, что либерализация сферы высшего образования Кыргызской Республики, кроме ряда преимуществ привела к проблемам, требующим реформирования системы управления высшим образованием | Ключевые слова: Кыргызская Республика, высшее образование, реформирование высшего образования, вузы, Болонский процесс, вузовский менеджмент | УДК 338.465.4; ББК 65.497 Стр: 173 - 176 | Система высшего образования играет определяющую роль в формировании качества человеческого капитала и, как результат, формирования национального богатства страны. Система образования и её составляющая — сфера высшего образования — определяют конкурентоспособность и состояние социально-экономического развития страны. В последние годы в системе образования Кыргызской Республики сложилась ситуация, требующая реформирования.
Прежде всего, среди предпосылок реформирования системы образования следует выделить его состояние, выраженное интегральным индексом. Сегодня к таким показателям, позволяющим сравнить состояние сферы образования в разных странах, можно отнести индекс уровня образования (Education Index) — он рассчитывается в рамках Программы развития Организации объединённых наций и включает индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. По данным на 2015 г., Кыргызская Республика занимает 72 место в рейтинге индекса уровня образования (рис. 1). | | | Рис.1. Динамика индекса уровня образования в Кыргызской Республике 1990–2014 гг. | Источник: Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL — http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 29.03.2017); Education index [Электронный ресурс] / United Nations Development Programme. Human Development Reports. URL — http://hdr.undp.org/en/content/education-index (дата обращения 29.03.2017)
Но приведенный показатель не характеризует основных аспектов состояния системы высшего образования, причины снижения его качества в Кыргызской Республике. В последние годы наблюдаются положительные сдвиги в этой области, однако в сравнении с состоянием высшего образования в других странах мира, прежде всего европейского образовательного пространства, они явно недостаточны.
Проблемам и различным аспектом состояния высшего образования в Кыргызской Республике посвящено множество трудов исследователей, среди которых можно выделить работы Д.А. Абдуллаева, А.М. Токтосопиева и Н.К. Дюшеевой1; И.С. Болджуровой2; С.К. Калдыбаева3; Д. Нур уулу4; Е.Е. Син, Т.А. Орунбаева и М.М. Тайирова5; Н.М. Содикова и Ф.И. Рыскулуевой6 и др.
В последние годы в системе высшего образования Кыргызской Республики обозначились предпосылки и тенденции, совокупность которых потребовала качественного изменения системы управления высшим образованием в стране. Целью настоящей статьи является выделение наиболее важных процессов, предпосылок и тенденций, обусловивших необходимость реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике.
Либерализация экономики Кыргзыской Республики и её отдельных секторов и сфер, в том числе сферы образования, кроме положительных эффектов принесла ряд негативных. Так, начиная с начала 1990-х гг. в стране наблюдался бесконтрольный рост числа вузов, образовательных программ и количества обучающихся (таблица 1). При этом структура выпуска студентов по специализации не соответствовала потребностям экономики.
Таким образом, в результате бесконтрольного, несоответствующего потребностям экономического развития, роста численности вузов и образовательных программ в них, а также количества выпускников, возник дисбаланс на рынке труда Кыргызской Республики. Несбалансированность развития системы высшего образования, экономики и рынка труда усугубляется качеством высшего образования. Зачастую, не соответствует реальной структуре потребностей рынка труда Кыргызской Республики не только количество выпускников, но и качество их подготовки. Видятся справедливыми оценки этой проблемы специалистов, указывающих как на общую проблему обеспечения качества высшего образования, так и частные причины такой ситуации:
Таблица 1
Численность и выпуск государственных и частных вузов в Кыргызской Республике в 1990–2015 гг.Годы | Государственные вузы | Частные вузы |
---|
Численность,
ед. | Выпуск,
тыс. чел. | Численность,
ед. | Выпуск,
тыс. чел. |
---|
1990 г. | 9 | 9,2 | - | - | 1995 г. | 22 | 8,5 | 10 | - | 2000 г. | 30 | 16,3 | 15 | 1,6 | 2005 г. | 33 | 30,5 | 18 | 2,4 | 2006 г. | 32 | 27,9 | 15 | 2,9 | 2007 г. | 33 | 23,7 | 16 | 2,7 | 2008 г. | 31 | 30,5 | 19 | 3,0 | 2009 г. | 32 | 34,2 | 22 | 3,9 | 2010 г. | 33 | 33,8 | 23 | 4,2 | 2011 г. | 33 | 37,4 | 21 | 4,4 | 2012 г. | 33 | 37,5 | 21 | 4,2 | 2013 г. | 34 | 36,7 | 21 | 4,6 | 2014 г. | 34 | 36,3 | 19 | 4,5 | 2015 г. | 34 | 37,2 | 18 | 4,5 | Источник: Образование и культура. Выпуск учащихся и студентов образовательных организаций по формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017); Образование и культура. Число образовательных организаций по видам и формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017)
– «вопрос требует комплексного решения. Во-первых, степень подготовленности абитуриентов крайне низка. Во-вторых, в вузах необходимо повысить уровень профессорско-преподавательского состава. В-третьих, нужно повысить ответственность вузов за качество обучения. В настоящее время некоторые учебные заведения занимаются только выдачей дипломов. Следует подумать о разделении дипломов гособразца и дипломов частных вузов. Тем самым можно повысить авторитет госуниверситетов. К тому же количество вузов — сегодня их свыше пятидесяти — необходимо сокращать» (Т.К. Койчуев, академик Национальной академии наук КР);
– «Правительство с учетом прогноза перспектив экономики должно финансировать подготовку приоритетных специальностей. Одной из мер должно стать исключение коррупции в вузах путем замены заочной формы обучения на дистантную с использованием инновационных технологий». (Ж.И. Батырканов, академик Национальной академии наук КР);
– «Самый актуальный вопрос — повышение качества преподавания и подготовки высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава» (Т.Т. Оморов, вице-президент Национальной академии наук КР) и др.7
Таким образом, сложившееся в КР разбалансированность системы высшего образования, экономики и рынка труда, недостаточно эффективное использование ресурсов вузов (кадровых, материально-технических, финансовых, научно-методических), недостаточно эффективные методы и модели управления вузами обусловили необходимость первого важного шага в ходе реформирования системы управления вузами в стране — оптимизации сети вузов.
Логичным следствием сложившейся ситуации и возникшей предпосылки стало появление Концепции оптимизации вузов в КР, в рамках которой были поставлены задачи:
– повышения эффективности функционирования сети вузов в соответствии с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики страны;
– концентрация образовательных ресурсов, разработка и использование механизмов формирования качественно новой инфраструктуры вузов, их методической базы, кадрового потенциала для обеспечения высокого качества образовательных услуг;
– внедрение системы мониторинга деятельности вузов;
– формирование и внедрение эффективных моделей управления вузами8.
В последние годы, в Кыргызской Республике возникла также другая проблема и одновременно предпосылка, требующая модернизации системы высшего образования. Индексация стоимости труда, повышение стоимости прочих сопутствующих затрат в деятельности вузов, рост числа вузов и другие причины обусловили двукратный рост удельных расходов на образование (расходы государственного бюджета на обучение одного студента). Как отмечал К. Садыков, в последние годы произошло двукратное увеличение удельных затрат государственного бюджета на высшее образование, что потребовало рассмотрения вопроса перевода кыргызских вузов, в том числе ряда государственных на самофинансирование9.
Перевод ряда вузов на самофинансирование позволит получить ряд преимуществ, как для государства, так и для вузов:
1. Преимущества для государства:
– оптимизация расходов на содержание системы высшего образования;
– создание условий для появления конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг вузов;
– создание условий для инновационного развития вузов, полностью ответственных за состояние своей материально-технической базы.
2. Преимущества для вузов:
– получение полной автономности в принятии управленческих и хозяйственных решений;
– обеспечение эффективной интеграции в экономическую среду;
– проведение собственной политики долгосрочного развития вне жестких государственных рамок в системе высшего образования;
– обеспечение свободы выбора модели управления вузами его административным составом.
Кроме выделенных выше общесистемных предпосылок и тенденций системы высшего образования Кыргызской Республики, в последние годы обозначился вектор его долгосрочного развития. Данный вектор состоит в необходимости интеграции системы высшего образования Кыргызской Республики в общеевропейское образовательное пространство. Основным инструментом и методологической основой такой интеграции становятся долгосрочные приоритеты и основополагающие положения, заложенные в Болонской Декларации10.
Развитие высшего образования, согласно с Болонской Декларации, предполагает внедрение качественно новых инструментов и механизмов управления вузами, соответствующих следующим основным принципам.
1. Создание системы трехуровневого образования (бакалавр-магистр-доктор).
2. Обеспечение выдачи единых дипломов о высшем образовании и приложений к ним.
3. Разработка системы оценок уровня знаний, основанной на кредитах.
4. Обеспечение мобильности образования.
5. Обеспечение качества образования.
6. Реализация совместной политики в сфере образования.
В соответствии с основными принципами Болонского процесса, возникла необходимость решения следующих задач реформирования системы высшего образования Кыргызской Республики:
1) Изменить структуру и содержание системы высшего образования, в том числе:
– обеспечить переход к многоуровневой системе образования (бакалавр, магистр, докторская степень — PhD);
– разработать методические основы внедрения компетентностной модели, позволяющей получить выпускнику навыки, знания и умения как конкурентоспособной единицы не только на национальном, но и на международном рынке труда;
– обеспечить привлечение работодателей к разработке требований к структуре навыков, знаний и умений выпускников.
2) Внести качественные изменения в организацию учебного процесса и состояние образовательной среды за счёт:
– создания гибких и вариативных образовательных программ студентов;
– обеспечения условий для академической мобильности студентов на основе внедрения механизма Европейской системы перевода и накопления кредитов;
– внедрения инновационных методик обучения, основанных преимущественно на информационно-технических новшествах;
– обновления и постоянного совершенствования материально-технической базы вузов;
– внедрения комплексных систем информационно-коммуникационного сопровождения образовательного процесса, использования электронных образовательных ресурсов нового поколения;
3) Повысить эффективность и внедрить новые механизмы контроля качества предоставления образовательных услуг в вузах с решением следующих подчиненных задач:
– разработка и внедрение внутренних механизмов мониторинга качества учебного процесса, а также способов контроля результатов обучения;
– обеспечение соблюдения и реализации лицензионных требований;
– создание надежных систем повышения квалификации и навыков профессорско-преподавательского и административного состава образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– создание независимых национальных институтов управления качеством высшего образования;
– создание независимой организации по аккредитации вузов и постоянное совершенствование её деятельности путём разработки на основе полученного опыта методических рекомендаций;
– разработка и внедрение процедур лицензирования и аккредитации, соответствующих требованиям Болонского процесса.
Конкретизация отдельных направлений и задач реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике в соответствии с актуальной правовой, организационной и методической основам представлена нами в опубликованных ранее исследованиях11. В заключение отметим, что несмотря на активные меры, предпринимаемые Правительством Кыргызской Республики, Министерством образования и науки Кыргызской Республики, уже давшие положительные результаты, требуется дальнейшее совершенствование организационных, правовых и методических основ реформирования системы высшего образования на основе принципов Болонского процесса. Так, в национальной системе высшего образования всё ещё не внедрена повсеместно институциональная аккредитация вузов, основанная на системе критериев и показателей качества высшего образования. Кроме того, требуется активное вовлечение вузов в программы международного обмена студентами и создание условий для этого. Нуждаются в реформировании модели управления вузами, в особенности системы финансового менеджмента при переходе их на самофинансирование. |
| |
|
|