Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Андрющенко Г. И.
профессор кафедры экономики и предпринимательства
Российского государственного социального университета (г. Москва),
доктор экономических наук

Котова А. В.
аспирант кафедры экономики и предпринимательства
Российского государственного социального университета (г. Москва)


Теоретический анализ конкурентной среды рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации
Целью статьи является исследование сущности и особенностей рынка консалтинговых услуг, а также обеспечения его конкурентоспособности в современных условиях. В статье проанализирована специфика консалтинговых услуг и предложена их новая характеристика. Разработана новая авторская формулировка понятия «консалтинг». Сделан вывод о том, что рынок консалтинговых услуг в России является монополистически конкурентным. Разработана классификация принципов дифференциации консалтинговых услуг и предложены индикаторы привлекательности рынка консалтинговых услуг, перечислены препятствия, тормозящие развитие конкуренции на этом рынке и вызывающие снижение его эффективности. Сделан вывод, что формирование конкурентной среды на рынке консалтинговых услуг является одним из важнейших условий не только оптимального удовлетворения потребностей потребителя, но и повышения роли и значения консалтинга для экономики РФ. Также обоснована необходимость более активного государственного вмешательства в функционирование рынка консалтинговых услуг
Ключевые слова: консалтинг, консалтинговые услуги, конкуренция, дифференциация консалтинговых услуг, индикаторы привлекательности рынка консалтинговых услуг
УДК 338.462   Стр: 186 - 190

Сложные и противоречивые тенденции развития рынков способствуют тому, что субъекты хозяйствования, стремясь сохранить свои конкурентные позиции, должны быстро адаптироваться к изменениям среды функционирования. В поиске путей приспособления к новым условиям деятельности отечественные предприятия все чаще обращаются за помощью к профессиональным консультантам, что активизирует рынок консалтинговых услуг, способствует его развитию.
Объемы мирового рынка консалтинговых услуг ежегодно увеличиваются. Например, в 2015 г. мировой рынок консалтинговых услуг вырос по сравнению с 2014 г. на 5% и составил 245 млрд долл. [1]. В России объем этого рынка в тот же период возрос со 116,4 до 126 млрд руб. (более чем на 8%). Приведенные цифры демонстрируют перспективность рынка консалтинговых услуг, как в России, так и в мире в целом.
Консалтинговые услуги в целом хорошо исследованы учеными. Среди исследований последних лет можно выделить труды В.В. Борисова [2], С.А. Васильева [3], Г.П. Геращенко [4], Ю.П. Грабоздина [5], Е.Н. Захаровой [6], С.М. Келасова [7], В.В. Марясова [8], И.О. Мордик [9], О.А. Нестеренковой [10], А.С. Ромашкова [11], Е.А. Савченко [12].
Вместе с тем, в перечисленных исследованиях недостаточно рассмотрен рынок консалтинговых услуг, а также вопросы обеспечения его конкурентоспособности. В этой связи можно отметить исследования Н.Г. Буцкой [13], Л.Н. Лободы [14], Э.Ю. Рубина [15], сделанные достаточно давно, а также труд Я. П. Сударьянто [16] (2014 г.), посвященный исследованию международного рынка консалтинговых услуг в России, а также работу С.Ю Глазьева [17], посвященную исследованию конкурентоспособности российского рынка в условиях глобальной конкуренции. Более современные комплексные исследования рынка консалтинговых услуг и обеспечения его конкурентоспособности нами не выявлены. Все это обуславливает актуальность выбранной тематики статьи.

Слово «консалтинг» вызывает различные ассоциации. Оно означает одновременно и определенную деятельность, направленную на оказание советов и помощи экономическим субъектам, и отдельное направление достаточно прибыльного бизнеса, и учебную дисциплину, основной целью которой является изучение методов и приемов консалтинговой деятельности.
Консультирование в ряде источников [18, с. 258; 19, с. 106] рассматривается как процесс. Консалтинг — это процесс предоставления услуг организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и способствуют, в случае необходимости, выполнению решений относительно содержания или структуры задачи или серии задач. Это также процесс обеспечения клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, которые помогают ему в оптимизации бизнес-процессов в рамках действующей нормативно-законодательной базы.
В то же время, консалтинг — это комплекс знаний, который связан с научным поиском, проведением исследований, проведением экспериментов с целью расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, обоснования проектов успешного развития организации [20, с. 93].
Обобщая имеющиеся определения, сущность консалтинговой деятельности, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом. Консалтинг — это социально-экономическое явление, связанное с предоставлением специализированных услуг в сферах стратегического управления, информационных технологий, маркетинговых исследований, финансовой деятельности, кадровой политики, основанных на профессиональной компетентности и реализующихся в форме рекомендаций, методического обеспечения, с применением практического инструментария и внедрением разработок с целью поиска эффективных управленческих решений хозяйственных проблем.
Консалтинг, как важная сфера экономической жизни, прошел долгий путь развития. Еще в древности у каждого великого правителя были многочисленные советники, к которым он обращался с целью решения, как бытовых повседневных проблем, так и вопросов военной тактики, политики государства и т.п. Роль подобных советников в наше время выполняют консалтинговые фирмы.
Консультирование на основе научного управления во второй половине XIX в. концентрировало свое внимание на проблемах производительности труда, общей эффективности фабрик и заводов, снижении высоких издержек производства. В то время подобное консультирование называли «организацией производства», а консультантов — «экспертами по эффективности». Конкуренции на рынке фактически не существовало. Долгое время консалтинг оставался экспериментальным видом деятельности, особым видом помощи, которую оказывали единицы.
В конце XIX в. появились консалтинговые компании. Основоположником консалтинга по праву называют Артура Д. Литла, который в 1886 году основал фактически первую консалтинговую фирму.
Особенно прибыльной сферой бизнеса консалтинг стал после второй мировой войны. Тогда же рынок консалтинговых услуг приобрел признаки рынка с монополистической конкуренцией. Именно в этот период возникает концепция реструктуризации бизнеса с целью достижения синергетического эффекта, который впоследствии стал основой одной из самых дорогих консалтинговых услуг.
Во второй половине ХХ в. управленческим консалтингом начали заниматься аудиторские компании: «Arthur Andersen»; «Arthur Young»; «Coopers & Lybrand»; «Deloitte Haskings and Sells»; «Ernst and Whinney»; «Peat», «Marwick», «Mitchell»; «PriceWaterhouse»; «Touchй Ross».
В конце 80-х гг. XX в. в результате слияния «Deloitte», «Haskins and Sells» и «Touché Ross» («Deloitte & Touché»), а также «Ernst & Whinney» и «Arthur Young» («Ernst & Young») «восьмерка» превратилась в «шестерку». В конце 90-х годов прошлого века «PriceWaterhouse» объединилась с «Coopers & Lybrand». А в 2002-м фактически прекратила деятельность «Arthur Andersen», которую в США обвинили в многомиллионных махинациях компании «Enron» [21].
В наши дни в России наблюдается явление, когда на консалтинг зачастую тратятся остаточные средства. Руководство мелких фирм обращается в консалтинговые фирмы только в крайних случаях, крупные фирмы часто имеют внутренних консультантов или пользуются услугами международных компаний, поэтому в большинстве случаев услугами отечественных консалтинговых фирм пользуется средний бизнес.
Также следует отметить, что в нашей стране отсутствует официально принятая классификация услуг по управленческому консультированию. Отечественные ученые ведут постоянные поиски путей формирования системы классификации консалтинга, соответствующей современным реалиям рынка консалтинговых услуг России [22]. Например, можно классифицировать консалтинговые проекты по предметной области следующим образом: стратегические, финансовые, ИТ-проекты, операционные, HR-проекты, маркетинговые проекты. Можно разбить консалтинговые услуги и на большее количество разделов: управленческий консалтинг, инвестиционный консалтинг, аудитинг, фондовый консалтинг, управление качеством, инжиниринг, информационно-технологический консалтинг, маркетинговый консалтинг, реклама и отношения с общественностью (public relations), кадровый консалтинг, обучение, безопасность организации, юридический консалтинг. Но, на наш взгляд, подобная классификация имеет определенные недостатки. Так, услуги юридического и финансового характера субъекты рынка оказывают в совокупности со своими основными услугами, часто не выделяя их. По нашему мнению, указанные услуги, хотя и носят консультационный характер, но не могут быть включены в рынок консалтинговых услуг, поскольку имеют специфические особенности, вследствие чего их можно отнести к отдельным рынкам.
Также дискуссионным остается вопрос включения в совокупность консалтинговых — услуг аудиторских. Рынок консалтинговых услуг и рынок аудиторских услуг достаточно часто объединяют в единый рынок аудиторско-консалтинговых услуг, учитывая то, что предоставление аудита нередко сопровождается управленческим консультированием. В то же время для мирового рынка характерно обособление аудита и консалтинга. В России тесная связь аудиторских и консалтинговых услуг объясняется с одной стороны, желанием фирм захватить как можно большую долю рынка за счет значительной дифференциации продукта, а с другой — стремлением потребителя сэкономить и получить сразу совокупность услуг. Подобная ситуация может создавать предпосылки для возникновения угроз независимости консультанта и способствовать появлению злоупотреблений, что в свою очередь приводит к ухудшению качества предоставляемой услуги.
По нашему мнению, необходимо рассматривать эти рынки отдельно, поскольку в современном экономическом мире аудит выделился из общего объема финансовых услуг вследствие своей уникальности как товара и наличия большого спроса на него.
Динамичное развитие рыночной среды требует от субъектов хозяйствования гибкости и скорости в принятии управленческих решений. Но даже всесторонне развитый руководитель не всегда может охватить абсолютно все аспекты деятельности и развития организации. Сотрудничество менеджмента компаний с консалтинговыми фирмами может существенно упростить эту задачу. Внедрение качественных консалтинговых технологий, разработок, инструментов позволяет фирме клиента получить долгосрочный положительный эффект в виде роста рыночной доли, увеличения объемов продаж и т.д.
Существуют различные видения деления на этапы процесса предоставления консалтинговых услуг [23; 24; 25]. Обобщая их, можно выделить следующие: диагноз проблемы; разработка консультационных предложений; внедрение изменений. Наиболее глубоких теоретических и практических знаний требует второй этап: разработка консультационных предложений, поскольку они отражают пути решения поставленной проблемы. Консультационные предложения являются документом, определяющим направления работы консалтинговой компании с конкретным клиентом, выделяют базовые принципы их сотрудничества. На основе этого документа фактически возникают взаимоотношения между консалтинговыми компаниями и потребителями консалтинговых услуг. От качественного уровня разработки консультационных предложений зависит дальнейшее развитие этих отношений, их характер и продолжительность во времени.
Как показывает мировая практика, одной из важных закономерностей развития экономики является взаимосвязь экономического роста и повышения роли сферы услуг. Результатом труда производителя является продукт, который может выступать в форме услуги или товара, если он производится с целью реализации. Так же как и материальные товары, услуги выполняют функцию удовлетворения потребностей потребителей. Однако услуга имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от товаров. В производстве любого товара прямо или косвенно участвуют люди. При производстве услуг человеческий фактор является более влиятельным, поскольку услуги, в подавляющем большинстве, продуцируются непосредственно людьми, тогда как при производстве материальных товаров человек часто совершает лишь опосредованное влияние, привлекая к процессу производства разнообразные средства труда.
Если рассматривать материальный товар, то его производство, доставка, потребление являются отдельными этапами, происходящими с определенными временными промежутками. Выработка же услуги фактически объединяет эти процессы, поскольку они обычно происходят одновременно, то есть предоставление и производство услуги, как правило, совпадают, а потребление ее продолжается до тех пор, пока она предоставляется. Специфической чертой услуги является ее процессный характер. При производстве материального товара процессными бывают периоды его производства, а затем потребления, тогда как услуга по своей сути является процессом. При этом качество консалтинговой услуги очень сильно зависит от профессиональных качеств консультанта.
Характеристики консалтинговой услуги мы можем разделить на несколько групп, в зависимости от того, какие потребности они удовлетворяют, а именно:
Комфортность. Под комфортностью понимаются условия предоставления консалтинговых услуг, обеспечивающие как можно более низкую вероятность возникновения неудобных для клиента ситуаций (скорость реагирования на запросы, близость расположения, квалификация персонала (профессионализм, вежливость, грамотность), удобство и простота интернет-сайта и т.д.).
Экономичность. Следующая характеристика, которую рассматриваем с точки зрения соотношения минимизации затрат со стороны клиента (времени, средств, ресурсов) является экономичность. По нашему мнению, достаточно показательной в этом смысле является «средняя стоимость единицы рабочего времени консультанта» (один человеко-час), которая фактически является основной составляющей цены, а также «средняя продолжительность консалтингового проекта», поскольку в подавляющем большинстве случаев (кроме ситуаций, когда продолжительность проекта сокращается по желанию клиента в связи со срочностью его выполнения) — чем меньше длится проект, тем ниже его цена за счет уменьшения объема средних постоянных издержек консалтинговой фирмы. Покупатели, минимизируя свои расходы, стремятся сократить срок продолжительности консалтингового проекта. Подобное поведение потребителей также свидетельствует о недостаточном уровне доверия к консалтинговым компаниям и об отсутствии уверенности в том, что консультант обеспечит надлежащее внедрение предложенных изменений в будущем.
В научной литературе [26] выделяют три вида благ: исследуемые (search goods), опытные (experience goods) и доверительные (credence goods). Исследуемые блага характеризуются тем, что потребитель еще до момента их покупки может оценить их качество и результативность. Получить соответствующую адекватную реальным условиям информацию об опытных благах можно только в процессе их использования, тогда как оценить эффект от доверительных благ возможно лишь через определенный промежуток времени.
Консалтинговая услуга по своей сути является нематериальной, что затрудняет оценку ее качества. Для рынка консалтинговых услуг, которые являются ярким примером доверительных благ, характерна ситуация, когда потребитель знает, что на рынке представлены несколько услуг, использование которых имеет целью решение одних и тех же проблем. При этом потребитель может лишь предполагать, что цена этих услуг разная, так как качество их отличается. Поэтому покупатель готов будет заплатить средневзвешенную цену за услуги, исходя из своих собственных субъективных соображений по поводу полезности консалтинговой услуги. Поскольку средневзвешенная цена очевидно ниже, чем цена качественной консалтинговой услуги, продавцу нужно убедить покупателя в качестве предоставляемой услуги и тем самым повысить ее стоимость. Почти единственным действенным рычагом в этом случае является репутация фирмы, другим вариантом является уменьшение стоимости продукции за счет снижения ее качества.
Естественное стремление фирмы сохранить собственную положительную репутацию, а значит ориентация на производство качественных услуг, готовность пожертвовать прибылью сегодня для повышения уровня рентабельности в будущем обеспечивает надлежащий уровень экономических отношений покупателя и продавца, способствует общему развитию конкуренции на рынке консалтинговых услуг.
Доверие. Потребность реализации принципа доверия в экономическом поведении субъектов консалтингового рынка обусловлена невещественностью и уникальностью консалтинговой услуги, совместно-разделенной природой интеллектуального продукта, конфиденциальностью специфических знаний и информации, которые могут представлять содержание интеллектуальной услуги. Доверие к консультанту является одним из наиболее важных факторов влияния на спрос на консалтинговые услуги.
Производительность. Эта категория свидетельствует об уровне отдачи со стороны консалтинговой компании в отношении клиента, а также насколько оправданным оказалось привлечение консалтинга как средства решения конкретных проблем.
Отметим, что в условиях постиндустриального общества актуализируется проблема проведения эффективного и объективного анализа уровня развития рыночной конкуренции. В современном экономическом мире большинство рынков имеют признаки, как конкуренции, так и монополии. Например, нередко существует незначительная возможность для отдельной фирмы контролировать цену. Производители предлагают похожую, но не идентичную дифференцированную продукцию, которая отличается качеством, оформлением, престижностью, условиями постпродажного обслуживания, географическим расположением по отношению к покупателям, интенсивностью рекламы и т.п. Такие рынки в экономической теории получили название рынков с монополистической конкуренцией. Модель монополистической конкуренции является наиболее распространенной и особенно характерна для сферы услуг. Можно предположить, что рынок консалтинговых услуг по структуре можно отнести к монополистически конкурентному.
Конкуренцию на рынке консалтинговых услуг мы рассматриваем как необратимый, закономерный, адекватный рыночной ситуации процесс перехода отношений между участниками рынка на качественно новый, более высокий уровень взаимодействия в условиях значительной дифференциации услуг, что способствует уменьшению негативного влияния монополизации рынка.
На монополистическом рынке достаточно четко различаются три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая. В основе ценовой конкуренции лежит ведение борьбы между продавцами на рынке путем уменьшения издержек производства, снижение цен на услуги, при этом ассортимент и качество услуг остаются без изменений. Среди методов ценовой конкурентной борьбы можно назвать: манипулирование ценами на рынках, сокращение расходов благодаря достижениям НТП. В условиях неценовой конкуренции участники рынка в процессе завоевания конкурентных преимуществ применяют такие методы как: повышение качества, реклама, дифференциация услуг или условий их предоставления, увеличение сроков гарантийного обслуживания или бесплатного сопровождения и т.п. Могут применяться и неэкономические методы конкурентной борьбы: дезинформация и введение потребителей в заблуждение, использование знаков, достижений конкурентов без их ведома и согласия, хедхантинг и т. п.
Э. Чемберлин [27] утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, что достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Различают истинную и мнимую дифференциацию. Для консалтинговых услуг истинная дифференциация базируется на характеристиках самой услуги: ее назначении, составляющих компонентах. В основе мнимой дифференциации лежат различия в имидже фирмы, репутации консультанта, географическом расположении и т. п.
В целом консалтинговые услуги являются четко выраженными дифференцированными продуктами. Так, консалтинговая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, руководствуется следующими принципами.
1. Дифференциация услуг разного качества. Качество не является одномерной характеристикой. Уровень качества консалтинговой услуги часто определяет не только ее стоимость, но и продолжительность эффекта после использования консалтингового проекта, процент повышения рентабельности фирмы-клиента и т. п. Выбор приоритетных потребительских качеств консалтинговых услуг открывает возможности для их широкого разнообразия.
2. Услуги, которые кажутся потребителю разными — это разные услуги. Основой дифференциации товаров могут служить даже мнимые качественные различия между ними. С точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли услуги отличаются. Главное, чтобы потребителю так казалось. Мнимая дифференциация основана на методах психологического воздействия на потребителя.
3. Услуги, имеющие различные условия продажи — это разные услуги. Полный цикл обслуживания включает в себя предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки и постпродажное обслуживание. При разных условиях каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или вообще не выполняться). В результате одна и та же услуга приобретает различные характеристики, обеспечивающие ее дифференциацию.
4. По-разному разрекламированные консалтинговые услуги — это разные услуги. Реклама выявляет скрытые особенности и преимущества, а также является способом предоставления информации о наличии той или иной услуги на рынке, его стоимости и качества. Реклама зачастую способствует созданию дифференциации консалтинговых услуг там, где действительной разницы между ними нет.
Привлекательность рынка консалтинговых услуг в России определяется совокупностью факторов, создающих благоприятные условия для ведения бизнеса, то есть получения желаемого уровня прибыли от определенного вида деятельности. Считаем, что индикаторы привлекательности рынка консалтинговых услуг могут быть такими:
1. Темпы роста объемов рынка. Рост емкости рынка является благоприятным фактором привлекательности рынка, поскольку сопровождается его общим развитием, ростом прибыльности экономической деятельности и т.д.
2. Темпы роста цен. Положительный прирост цены способствует повышению привлекательности рынка для производителей, поскольку свидетельствует о наличии спроса и возможности прироста прибыли. Цены на консалтинговую услугу как на интеллектуальный продукт при этом растут.
3. Состояние конкуренции. Чем выше интенсивность конкуренции на рынке консалтинговых услуг, тем менее привлекательным является этот рынок.
4. Барьеры входа на рынок. Высота барьеров входа на рынок или выхода из него определяет условия экономической деятельности субъектов хозяйствования. Чем ниже рыночные барьеры, тем привлекательнее является рынок консалтинговых услуг.
5. Правовые ограничения. Отсутствие жестких ограничений со стороны государства расширяет поле деятельности участников рынка, а значит, делает рынок потенциально привлекательным.
6. Сегментирование рынка. Сегментированность рынка повышает его привлекательность для потенциальных участников, поскольку, удовлетворяя спрос различных групп потребителей, у фирмы расширяются возможности по реализации услуг в пределах каждого отдельного сегмента. Рынок разделен на многие сегменты по различным признакам.
7. Темпы прироста количества консалтинговых компаний. Динамика количества компаний на рынке свидетельствует о том, насколько он привлекателен для потенциальных участников, но, в то же время, способствует обострению конкурентной борьбы.
Основной целью развития конкуренции на рынке консалтинговых услуг является повышение эффективности рынка с точки зрения его роли для национальной экономики. Исследуя рынок консалтинговых услуг России, мы пришли к выводу, что существует ряд препятствий, которые тормозят развитие конкуренции на нем и вызывают снижение эффективности рынка.
На рынке консалтинговых услуг России существует ряд существенных проблем, таких как: динамичность развития рынка и его относительная неисследованность; отсутствие целостной системы правовых норм, направленных на регулирование указанного рынка; высокая степень дифференциации продукции консалтинговых фирм; несформированность институционального механизма рынка; низкий уровень капиталовложений в развитие научной сферы; недостаток квалифицированных кадров; отсутствие сертификации консалтинговой деятельности; отсутствие системы контроля качества консалтинговых услуг и др.
Тесное взаимодействие всех элементов рыночной инфраструктуры, с одной стороны, способствует тому, что снижение эффективности одного звена приводит к снижению эффективности всей системы, но с другой — повышение действенности определенного элемента оптимизирует все взаимосвязанные звенья и активизирует их функциональность. Так, сертификация консалтинговой деятельности, дальнейшая стандартизация консалтинговых услуг, будут способствовать снижению информационной асимметрии, а также повышению качества консалтинговой услуги. Следовательно, будет расти доверие со стороны потребителя, что, в свою очередь, будет способствовать замене горизонтальной дифференциации вертикальной, активизируется влияние института доверия. Таким образом, государственное вмешательство может запустить механизм рыночных регуляторов.
Выводы. Формирование конкурентной среды, развитие конкуренции на рынке консалтинговых услуг является одним из важнейших условий не только оптимального удовлетворения потребностей потребителя, но и повышения роли и значения консалтинга для экономики.
Создание и поддержка эффективной конкурентной среды, способной обеспечить устойчивый экономический рост и стабильное повышение жизненного уровня россиян, является важной задачей на пути развития отечественной экономики. Для этого необходимо: создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке консалтинговых услуг; повышение их качества; уменьшение негативного влияния информационной асимметрии; повышение эффективности рыночных институтов, создание благоприятных институциональных условий для развития конкуренции на рынке; углубление оценки рыночной среды, что позволит принимать взвешенные, результативные экономические решения; построение устойчивой системы государственного регулирования рынка консалтинговых услуг РФ в соответствии с мировыми принципами и стандартами; рост доверия потребителей к консалтинговым услугам.
Перспективой дальнейших исследований в этом направлении может быть разработка комплексной целевой программы развития конкуренции на рынке консалтинговых услуг.


Литература
1. Консалтинговые услуги: от классификации до анализа рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/konsaltingovye-uslugi.html (дата обращения 22.02.2017).
2. Борисова В.В. Консалтинговые услуги // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. статей междун. научно-практ. конф. — СПб: СПБГУ, 2016. — С. 52–54.
3. Васильев С.А. Развитие финансового консалтинга как сервисного сектора рынка финансовых услуг: монография / С.А. Васильев, В.А. Горбатиков, А.Е. Журавлев, М.В. Сигова. — СПб: Международный банковский ин-т, 2015. — 159 с.
4. Геращенко Г.П. Консалтинговые услуги / Г.П. Геращенко, В.Ю. Дианова, В.В. Жогличева; под общ. ред. Г.П. Геращенко. — М.: Экономика, 2016. — 95 с.
5. Грабоздин Ю.П. Развитие сервисной деятельности малого и среднего бизнеса в сфере консультационных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ю. П. Грабоздин; Сам. гос. эконом. ун-т. — Самара, 2015. — 21 с.
6. Захарова Е.Н. Консалтинговые услуги как форма интеллектуальных услуг / Е.Н. Захарова, А.В. Полинко // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 3. — С. 24–28.
7. Келасов С.М. Консалтинговые услуги на региональном уровне // Научный альманах. — 2015. — № 10–1 (12). — С. 206–208.
8. Марясов В.В. Как продавать консалтинговые услуги // Управление продажами. — 2014. — № 6. — С. 348–351.
9. Мордик И. О. Консалтинговые и рекрутинговые услуги: понятие и особенности // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 121–1. — С. 147–150.
10. Нестеренкова О.А. Маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг на отраслевом рынке: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. — М., 2015. — 25 с.
11. Ромашков А.С. Развитие сферы консалтинговых услуг в условиях модернизации экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. экон. ун-т. — СПб., 2014 — 16 с.
12. Савченко Е.А. Консалтинговые услуги и их роль в бизнесе // Научные труды SWorld. — 2014. — Т. 20. — № 1. — С. 29–31.
13. Буцкая Н.Г. Особенности формирования конкурентоспособности в сфере услуг: на примере российского рынка консалтинговых услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М., 2007. — 23 с.
14. Лобода Л.Н. Конкурентоспособность компаний в сфере консалтинга // Маркетинг. — 2006. — № 4. — С. 74–85.
15. Рубина Э.Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга: монография. — М.: Market DS, 2008. — 152 с.
16. Сударьянто Я.П. Международный рынок консалтинговых услуг в России / Я.П. Сударьянто, А.В. Гуреев. — М.: Дашков и К°, 2014. — 238 с.
17. Глазьев С.Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал. — 2007. — № 1–2. — С. 3–25.
18. Серебрякова Н.А. Сущностно-содержательная природа процесса управленческого консультирования / Н.А. Серебрякова, Т.В. Черных // В сб.: Актуальные проблемы социально-экономического развития экономических систем: материалы Всероссийской науч.-практ конференции; отв. за вып.: В. В. Сыроижко; редкол.: С.В. Семененко и др. — Воронеж: Научная книга, 2015. — С. 256–263.
19. Вертакова Ю.В. Оценка формирования процесса управленческого консультирования / Ю.В. Вертакова, Н.А. Серебрякова // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 3–2 (42). — С. 103–112.
20. Целютина Т.В. Стратегический консалтинг организаций: задачи и возможности / Т.В. Целютина, В.С. Усова // Управление человеческими ресурсами в современном мире: тенденции и вызовы XXI столетия: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. — Белгород: БЕЛГУ, 2016. — С.92–95.
21. Cornford A. Internationally Agreed Principles For Corporate Governance And The Enron Case, United Nations Conference on Trade and Development, [Электронный ресурс] // G-24 Discussion Paper Series No. 30, New York, June 2004. — Режим доступа: http://unctad.org/en/docs/gdsmdpbg2420046_en.pdf (дата обращения: 25.02.2017).
22. Безпалова А.Г. Становление экономического понятия «консалтинг» и «консалтинговые услуги»: ключевые определения и классификация // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 10 (39). — С. 606–613.
23. Едилбаев Н.Б. Этапы консультационного процесса //Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке: Сб. матер. IX междун. науч.-практ. конф; отв. ред. Е. М. Мосолова. — Липецк, 2015. — С. 25–32.
24. Котова А.В. Процессный подход к построению этапов оказания консалтинговых услуг в направлении системной интеграции // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. статей V международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 308–311.
25. Шайхлисламов В.А. Маркетинговое управление этапами бизнес-консультирования / В.А. Шайхлисламов, Л.А. Данченок // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4–1. — С. 220–223.
26. Robert B. Ekelund, Franklin G. Mixon, Rand W. Ressler. Advertising and information: an empirical study of search, experience and credence goods // Journal of Economic Studies. — 1995. — Т. 22. — № 2. — С. 33–43.
27. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: пер. с англ. — М.: Экономика, 1996. — 349 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия