Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Бедяева Т. В.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук

Барлова А. И.
магистрант по программе «Управление гостиничным бизнесом»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Инновации в управлении гостиничным предприятием на современном этапе
В статье выявлена необходимость внесения изменений в существующие формы управления гостиничными предприятиями на территории России в рамках оценки влияния государственного регулирования и определения места предприятий индустрии гостеприимства в общей структуре отраслей народного хозяйства и денежно-кредитной политики государства
Ключевые слова: гостиничное предприятие, управление, государственное регулирование, денежно-кредитная политика, комплаенс, риск-менеджмент
ББК У44(2)135.7я73   Стр: 207 - 209

Ввиду переходного периода от плановой экономики СССР к рыночной экономике Российской Федерации, а также сопровождавшей его финансовой, политической и экономической нестабильностью, возникла необходимость в переменах в управлении отраслью гостеприимства. Соответствующие перемены в управлении гостиницами в современной России начались в 1993 году. Это связано, в первую очередь, с исторической ролью и местом гостиничных предприятий в системе отраслей народного хозяйства России, во вторую — с изменением моделей управления гостиничным бизнесом.
Управление гостиничным предприятием с учетом системы народного хозяйства РФ следует рассматривать как совокупность двух аспектов:
– мер, норм, правил и требований, закрепленных на законодательном уровне (государственное регулирование менеджмента отрасли народного хозяйства);
– единство финансово-статистических показателей развития и регулирования отрасли (функционирование предприятий индустрии гостеприимства в рамках финансового права и денежно-кредитной политики государства).
Таким образом, современный подход к управлению гостиничным предприятием должен включать в себя инструменты контроля и регулирования, отвечающие потребностям соответствия политики государства с законодательной и финансовой точки зрения.
Кроме того, необходимо оценивать результаты воздействия на индустрию гостеприимства финансовых и законодательных инструментов контроля и регулирования и элементы ее управления (см.табл. 1).

Таблица 1
Финансовые и законодательные инструменты контроля и регулирования менеджмента предприятий гостеприимства*
№ пп.Методы и формы воздействия на индустрию гостеприимстваФинансовые и законодательные инструменты воздействияИзменения в индустрии гостеприимства
и элементах ее управления
1234
1.Механизмы внедрения субподрядов, лизинга, франчайзинга, венчурного финансированияМетодические рекомендации в нормативно-правовых актах и внутренних документах предприятийЭкономное и разумное наращивание гостиничными предприятиями современной материально-технической базы
2.Формы взаимодействия гостиничных предприятий и коммерческих банковСпециальные программы кредитования для гостиничных предприятий отсутствуют, представлены только банковские продукты, нацеленные на помощь малому и среднему бизнесу в РФВнедрение в современную банковскую систему специальных программ кредитования для гостиниц позволило бы снизить итоговые риски при оформлении кредитов, лучше рассчитывать лимиты финансовой и нефинансовой ответственностей при работе с привлечением финансовых вложений
3.Региональные программы и проекты развития в депрессивных регионах страныПрограммы господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в индустрии гостеприимства для определенных регионов и областей РФ, в которых низкий уровень обеспеченности средствами размещения для внутренних, внешних и бизнес туристовРазвитие и помощь отстающим регионам поможет спровоцировать рост надлежащего качества предложения на рынке размещений; при наличии хорошей жилой базы средств размещения могут быть разработаны специальные туры, в том числе, в рамках бизнес-путешествий, что может помочь поднять не только работу данной отрасли, но и улучшить экономику региона
4.Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП)Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, концессии, Венчурный фонд, Российская венчурная компания, технопаркиУчастие гостиниц в ГЧП позволит привлечь инвестиции в данный сектор экономики на долгосрочной перспективе
*Разработано авторами

Как видно из табл.1, для своевременного и правильного реагирования на механизмы взаимодействия государственного сектора, денежно-кредитной политики необходимо внедрение в структуру управления гостиничным предприятием таких инструментов управления и взаимодействия, которые бы позволили выйти гостиничным предприятиям на новый уровень, стать полноценным участником отраслей народного хозяйства. Полноценность в данном случае подразумевает социальную, правовую и финансовую защищенность предприятий гостиничной индустрии от различного рода рисков управления (финансовых и нефинансовых).
Изменение моделей управления гостиничным бизнесом в настоящее время следует рассматривать как изменение совокупности требований к современной модели управления гостиничным предприятием:
– гибкость — способность модели управления быстро и с минимальными затратами времени, труда и капитала «перестроиться» под влиянием внешних и внутренних факторов для сохранения в целом объекта управления и снижения финансовых и нефинансовых рисков;
– законность — это действительность текущей модели управления на территории той или иной страны, законность действующей организационно-правовой формы и соответствие организационно-правовой формы действующему законодательству, регулирующему ведение коммерческой деятельности;
– структура топ-менеджмента — понимается как совокупность методов, форм, уровней и инструментов воздействия руководства предприятия на объект управления, то есть, по сути, иерархия управления гостиничным предприятием, которая может быть выражена как организационно-штатной структурой, так и формой управления в целом (через совет директоров, топ-менеджеров, управляющие компании);
– взаимодействие уровней структуры управления — это характеристика вертикали управления, ее четкость и жесткость, помогает выстроить наиболее оптимально все бизнес-процессы и определить набор инструментов их выполнения, а также определяет «конфликтность» управленцев между собой и по отношению к объекту управления;
– инструменты и объекты политики управления — к ним относятся ценовые и неценовые методы привлечения клиентов, каналы продвижения и бронирования услуг, управление брендом, каналами привлечения дополнительного финансирования, производственными мощностями гостиницы, то есть, все то, что является объектами управления для топ-менеджмента, но которые могут быть использованы в качестве инструментов управления (например, управление неценовым привлечением клиентов может быть реализовано через программу лояльности гостиницы, то есть, через каналы продвижения и бронирования услуг).
Особую роль в необходимости внесения изменений в существующие формы управления гостиничным предприятием играет понятие риска (финансового и нефинансового), величина которого растет в условиях быстро меняющегося рынка, тенденций и направлений развития. Таким образом, на данном этапе развития российской экономики гостиницы нуждаются в усилении риск-менеджмента. В традиционном понимании риск-менеджмент относится к инструментам управления и помогает выявить и предотвратить вероятности возникновения неблагоприятных для компании событий, а также устранить их отрицательное воздействие. Однако риск-менеджмент на практике является скорее инструментом планирования и прогнозирования уровня риска, нежели реальным инструментом предотвращения его наступления.
В качестве решения данной проблемы возможно внедрение в систему управления гостиничным предприятием комплаенс-службы, отвечающей за расчет, прогнозирование и предупреждение риска путем построения траекторий ведения бизнеса при различных внешних и внутренних факторах.
То есть, по сути, комплаенс является комплексной системой мер, норм, правил и требований, соответствие которым позволяет избежать нарушений внешних норм и требований, предъявляемых к деятельности организации, путем сплошного, непрерывного и своевременного мониторинга эффективности управленческих решений и внутреннего контроля [1].
Сущность и значение комплаенс-службы раскрываются в полной мере при рассмотрении именно с точки зрения позитивного анализа, то есть, как процесса управления, возникшего для устранения недостатков и недоработок управленческих решений, или как объективной потребности любой организации улучшить производимое ею благо, снизив при этом затрачиваемые на производство ресурсы. Таким образом, внедрение комплаенс-службы обеспечивает выполнение компанией возложенных на нее внешними регулирующими органами и внутренней профессиональной этикой норм и требований, что существенно снижает риски, преимущественно, нефинансовые (репутационные и правовые).
С точки зрения практической пользы от внедрения комплаенс-службы непосредственно в структуру управления предприятий индустрии гостеприимства можно выявить следующие аспекты.
Во-первых, по своей нормативной сути комплаенс-служба позволяет стабилизировать рынок, привести его к однородному, с точки зрения эффективности управления и прозрачности финансовой информации состоянию, а также равномерно распределить на таком рынке имеющиеся ресурсы. Результативность такого образцового поведения может быть оценена с точки зрения гипотезы эффективности рынков [8] в теории, на практике же эффективность применения комплаенс-службы должна иметь более взвешенное и четкое основание.
Во-вторых, по своей экономической сути комплаенс-служба предусматривает финансово обоснованную цену встраивания в бизнес-процесс и цену отказа от внедрения такого нововведения. Цена внедрения — это полная калькуляция инвестиций в развитие системы управления гостиничного предприятия, как то: новые рабочие места, использование информационных технологий и специальных программ, проведение обучающих мероприятий, квалификационных экзаменов, формирование новой структурной единицы в системе топ-менеджмента, оплата труда работников, занятых в разработке должностных инструкций и расписания работы комплаенс-службы и так далее. Цена отказа в данном случае не определяется только не совершёнными затратами на встраивание комплаенс-службы, но и состоит из определенных потерь будущего периода, которые наступят, когда имеющихся средств управления рисками будет недостаточно, а также из упущенной прибыли, связанной со снижением общих и переменных издержек предприятия.
При всех вышеперечисленных факторах развития системы управления гостиничным предприятием, необходимость разработать и внедрить в систему управления гостиницей современную форму управления рисками, их предупреждения в различных сферах такого бизнеса, становится очевидной. Все это приводит к выводу, что необходимо разработать правовую, нормативную и методологическую базу в следующих областях:
– менеджмента (в т.ч. риск-менеджмента);
– бухгалтерского учета (для формирования реально учитываемых калькуляционных статей и калькуляции издержек производства);
– налогового учета (для формирования соответствующей действующему законодательству процедуры расчета налогооблагаемой прибыли и расходов, уменьшающих ее).
Это позволит расширить информационную базу проводимых исследований в области современных тенденций международного права, менеджмента и организации работы предприятий сферы услуг, а также получить большую, систематизированную практическую базу внедрения в действующие предприятия индустрии гостеприимства новой службы контроля и управления.


Литература
1. Барлова А.И. Цена отказа от внедрения комплаенс-службы в систему управления организации // Современные проблемы и тенденции развития экономики, управления и информатики в ХХI веке. Т.2. — СПб: Санкт-Петербургский филиал Фин.ун-та, 2016. — 181 с.
2. Барчуков И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 168 с.
3. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма и гостиничного хозяйства. — СПб: СПбГИЭУ, 2010. — 147 с
4. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент: превентивное управление. Учебно-практическое пособие / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ф.В. Маевский. — М.: Наука и образование, 2013. — 257 с.
5. Гареев Р. Совершенствование обслуживания и методов контроля качества на гостиничных предприятиях // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2011. — № 4. — С. 394–398.
6. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития гостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 4 (15). — С. 53–62.
7. Копытина Е.В. К вопросу о дисфункции системы управления качеством гостиничных услуг в современной России // Транспортное дело России. — 2012. — № 6S. — С. 18–21.
8. Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work, 1970. — P.383–417.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия